Понедельник, 2024.04.29, 09:27

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » FAQ [ Добавить вопрос ]

кашрут [8]
о кашерном питании
религия [10]
Тора в жизни еврея
что? где? когда? [8]
... хочу все знать...

Отвечает Рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Михаил!

Написано в Торе (Ваикра, 19:27): «Не стригите краёв волос вокруг головы вашей (пеат рошхэм), и не порти края бороды твоей (пеат зканэха)». То есть, запрещено обстригать по кругу голову, удаляя полностью волосы на висках. Главное — не удалять волосы на висках, стрижка по кругу упомянута потому, что так было принято стричься у языческих священников. Чтобы не нарушать этот запрет, можно на самом деле постричь даже всю голову, только не «налысо», а оставить волосы длиной 6—7 мм.

Но, как и во многих других мицвот, большинство евреев не ограничивается простым исполнением Закона. Они специально отпускают на висках волосы подлиннее, чтобы подчеркнуть свою любовь к этой мицве. У йеменских евреев даже принято называть пейсысиманим — признаки. По этим признакам еврея видно издалека, и это тоже очень важно для нас — чтобы еврей не боялся быть евреем.

С уважением, Овадья Климовский


Отвечает Рав Реувен Куклин

Уважаемая О.!

В толковом словаре Ефремовой в статье «иудеи» приводится два значения этого слова: «1) Первоначально — жители Иудеи, позже — евреи. 2) Последователи иудаизма; иудаисты». Евреи же определяются в этом словаре как — «народность». Выходит, что в соответствии с первым значением слова «иудей» слова «еврей» и «иудей» имеют одинаковое значение. В соответствии же со вторым значением, «иудей» это только тот еврей, который исповедует иудаизм.

В иврите евреи также называются этими двумя словами: иври — еврей и йеуди — иудей. Словоиври первый раз употребляется в Торе, когда речь идёт об Аврааме: «И пришёл спасшийся, и известил Авраама-Иври…» (Берешит 14:13). Мудрецы объясняют (Берешит Рабба 42), что Авраам так назван, поскольку весь мир был на одной стороне, а он — на другой (эвэр на иврите — «сторона»). Т.е. существенное свойство Авраама заключалось в том, что он не приспосабливал своё мнение к воззрениям, принятым в его время, а сам стремился постичь истину. Весь мир во времена Авраама не знал о том, что Б-г един. Люди полагали, что есть различные силы (боги), которые правят миром. Авраам же не принял этого воззрения. Он сам пытался проанализировать весь окружающий его мир, и, осознав чудесную гармонию, царящую в нем, понял, что у мира — Единственный Властитель.

Потомки Авраама унаследовали это имя. Тора во многих местах называет еврейский народ иврим(евреи).

Слово йеуди (иудей) значительно более распространено в современном иврите. Этим словом первоначально называли тех евреев, которые принадлежали к колену Йеуды. Но в Танахе так называются уже все евреи (см., к примеру, Млахим II, 18:28, Ирмиягу 34:9, Эстер 3:6). Возможно, причина этому в том, что Иерусалим и Храм находились в уделе Йеуды, и на протяжении веков колено Йеуды было доминирующим, особенно, после того как царь Санхерив изгнал другие колена, и они ассимилировались среди народов.

В Талмуде (трактат Мегила 13а) сказано также: «Тот, кто отрицает идолопоклонство, называетсяйеуди». Маарша объясняет это тем, что первые буквы слова «Йеуда» — это буквы имени Б-га.

С уважением, Реувен Куклин                                                                                    ( перепечатанно с сайта: http://toldot.ru/ )


Отвечает Рав Реувен Куклин

Уважаемый Йося!

В Шулхан Арухе (Орах Хаим 134, 2) сказано, что, когда поднимают раскрытый свиток Торы, присутствующие должны поклониться и сказать: «Вэ-зот а-Тора…». Что на свиток надо указать пальцем — там не упоминается. Более того, этот обычай не упомянут также ни в одном древнем источнике. Первый раз его упоминает Маарах Палаже, живший примерно 150 лет назад. Хотя этот обычай не упоминается в древних источниках, он очень распространен у ашкеназских евреев. Я не знаю другого обычая, который был бы настолько распространен, с одной стороны, а с другой стороны — не упоминался в древних источниках.

Постараюсь все-таки объяснить, почему на свиток Торы указывают именно мизинцем.

В книге Бен Йеойада (Таанит, 4) сказано, что 10 пальцев на руке человека соответствуют 10 заповедям, а мизинец правой руки «соответствует» словам Анохи а-Шем Элокеха («Я — Господь, Б-г твой»). Поскольку эти слова — корень и основа всей Торы, как говорит Виленский Гаон в комментарии на Шир а-Ширим (Песнь Песней, 1:2), можно предположить, что именно поэтому на Тору указывают мизинцем.

С уважением, Реувен Куклин                                                                              ( перепечатанно с сайта: http://toldot.ru/ )