Вторник, 2024.03.19, 13:29

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Т О Р А » ТОРА

Шмини-Ацерет и Симхат-Тора

ПОСИДЕТЬ С ДРУГОМ ПОСЛЕ ШУМНОГО ПИРА

Рав Бенцион Зильбер

         У каждого из еврейских праздников – свое содержание, свои обряды и свои законы. Песах мы посвящаем исходу из Египта, в Шавуот празднуем получение Торы у горы Синай, в Суккот выполняем обязанность помнить об Облаках Славы, укрывавших нас от зноя в пустыне. А чему посвящен праздник Шмини Ацерет? У него нет специальной темы, он не связан с событиями нашей истории, у него даже нет никаких «персональных» заповедей, только общие заповеди йом тов – праздничного дня.

       Если Суккот самим своим названием указывает на тему шалашей, то у Шмини Ацерет и название как будто не самостоятельное – Восьмой задерживающий: евреи должны «задержаться» на празднике, отдельном, но одновременно и завершающем праздник Суккот.

Так о чем же этот праздник?

         Пророк Иешаяу сказал о нем: «Ты приумножил народу, Г-сподь, приумножил Ты народу, стал [еще более] почитаем» (26:15). Мидраш раба на главу «Пинхас», анализируя этот стих, указывает: в отличие от многих других народов, у которых досугу, тем более праздничному досугу, нередко, увы, сопутствуют пьянство, обжорство, «выяснение отношений» не без помощи кулаков и другие несимпатичные вещи, духовно снижающие человека, то, чем занимаются в свои праздники евреи, духовно возвышает их. Стряхнув с себя заботы о хлебе насущном, евреи погружаются в молитву, чтение Торы и пророков, исторические предания. Об этом и говорит пророк Иешаяу: продлив праздник евреям, Всевышний усилил в них Б‑гопочитание.

        Тот же мидраш находит для праздника Шмини Ацерет такую аналогию. Когда закончился шумный и многолюдный семидневный пир, который царь устроил для всех своих подданных, он пригласил близкого друга посидеть за праздничным столом только вдвоем.

         Суккот – праздник, к которому причастны все народы мира. По предписаниям Торы в Храме в течение семи дней приносят в жертву в общей сложности семьдесят быков – по числу народов мира, чтобы на них не обрушились стихийные бедствия – наводнения, засуха, ураганы, чтобы жизнь их была благополучной. По окончании «общего пира» Всевышний пожелал, чтобы евреи немного задержались и побыли с Ним наедине в Шмини Ацерет.

Это и есть содержание Шмини Ацерет – близость к Б-гу, радость «дружбы» с Ним.

         Почему Шмини Ацерет и Симхат Тора – в один день? Почему радость тесной связи с Всевышним и радость Торы – вместе? Потому что Тора и есть то, что соединяет нас с Всевышним. Именно поэтому мудрецы так разбили Тору на недельные главы, чтобы ее чтение завершалось в Симхат-Тора. И называется этот день Радостью Торы, потому что, завершая выполнение мицвы –  заповеди, Б-гоугодного дела, мы радуемся.

       С другой стороны, казалось бы естественно начинать и завершать годовой цикл чтения Торы в праздник Шавуот, праздник дарования Торы. Почему бы нам не радоваться выполнению этой заповеди в Шавуот, а не в Симхат-Тора?

          Давайте взглянем – каким путем подходим мы к Симхат-Тора? Через Рош-а‑Шана, Йом-Кипур и Суккот. Через раскаяние, очищение, духовное возвышение и радость. Это состояние позволяет нам достигнуть особой близости с Б-гом, и мудрецы хотели, чтобы именно в этом состоянии мы радовались Торе.

 Предоставлено равом Бенционом Зильбером ©    http://www.toldot.ru


Краткий путеводитель


     Праздник, наступающий сразу после Суккот, называется Шмини-Ацерет (22 Тишрей в Израиле, в диаспоре – 22-23 Тишрей; в 2009 году выпадает на 10-11 октября). Название праздника взято из слов Торы (Бэмидбар, 29:35): «В день восьмой (шмини) – праздничное собрание (ацерет) да будет у вас!»

      В Суккот решается Свыше, обильными-ли будут дожди в этом году. Однако мы не упоминаем о дожде в своих молитвах вплоть до Шмини-Ацерет. В книге Зогар сказано, что приговоры окончательно запечатываются на рассвете Шмини-Ацерет.

     Праздник Симхат-Тора отмечает завершение цикла чтений недельных глав Торы в течение года. В этот день мы читаем заключительную часть Торы и опять начинаем первую ее главу.

       Симхат-Тора и Шмини-Ацерет – это один и тот же праздник. Только в диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый день посвящают празднику Шмини-Ацерет и молитве о дожде, а второй день – целиком Симхат-Торе. В Эрец Исраэль, где все праздники продолжаются один день, Симхат-Тора является частью праздника Шмини-Ацерет.

     В этот день достают из ковчега все имеющиеся в синагоге свитки Торы и устраивают процессию с плясками и пением, семь раз обходя вокруг возвышения со свитками в руках. Народ веселится и ликует в течение всего дня – и вечером, и утром.

     “Благословение и прощение, которых жаждут в Дни Трепета и о которых просят Всемогущего торжественной молитвой и глубоким раскаянием, – сказал однажды предыдущий Любавичский Ребе, Йосиф Ицхак Шнеерсон, – могут быть достигнуты в Симхат-Тора радостью, весельем и танцами”.

    На первый взгляд, удивительно: на Симхат-Тора евреи всего мира веселятся и танцуют со свитками Торы, которую предписано изучать! Но если бы Симхат Тора отмечали изучением или даже чтением Торы, это подчеркнуло бы разницу между евреями – между ученым и необученным. Когда мы танцуем со свернутыми свитками Торы, и ее содержание невидимо, тогда все мы – от величайшего из великих до простейшего из простых – радуемся вместе и наравне.

Категория: ТОРА | Добавил: Eli (2009.10.08)
Просмотров: 1173 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0