Приехавшие в Израиль иммигранты из Союза, кроме всех других отличий своей «новой жизни» не могли не заметить, что Новым Годом здесь называют Рош А-Шана. Празднуется он осенью, и кроме каких-то бабушкиных рассказов больших эмоций у большинства новоприбывших не вызывал.
А вот тот самый, привычный, «родной» и любимый Новый Год не отмечается, а 1-е января в Израиле является самым обычным рабочим днем, если не выпадает на субботу. Особо «продвинутые» нерелигиозные израильтяне отмечают что-то смурное под названием «Сильвестр».
Ну а где же хороводы вокруг елки, дружные крики: «Елочка, зажгись!», запах хвои и мандаринов?! Где все, что так твердо отпечаталось в памяти?!
Для моего поколения (родившихся в Советском Союзе в конце шестидесятых — начале семидесятых), замученного «красными днями календаря», Новый Год был праздником особенным, практически единственным без субботников и демонстраций, семейным, личным, и даже интимным.
Праздновали по разному. Кто-то в компании с друзьями, а кто-то в семейном кругу. Выпивали шампанское под бой Кремлевских Курантов из телевизора и начиналось застолье. Ну а потом кто-то выпивал еще традиционные «сто грамм» и усаживался смотреть «Голубой огонек», а другие вставали из-за стола и в часика два выходили за пределы своих квартир… Шли гулять по ночному городу, мимо елок, установленных на всех площадях. Там можно было повеселится, потанцевать, поводить хороводы, встретить знакомых. Некоторые так и гуляли до утра.
Как в общем всем людям свойственно ждать от жизни счастья, ждали чего то особенного. И все надеялись на чудо… А собственно больше особенно не на что было надеяться…
До чего ж мы суеверные! В приметы верили сплошь и рядом. А уж в новогодние — особенно. Ой сколько же их было! Главная — «как новый год встретишь, так его и проведешь», но еще и рассчитаться с долгами (что часто было не просто), примерить обновки, дарить подарки… Главное, что-бы желание, загаданное под бой Курантов исполнилось…
Но вот прошло время и начались потихоньку перемены. И вот из в начале процветающего социализмом, а потом и из разваливающегося на глазах Советского Союза один за одним евреи поехали!
За последние пятнадцать — двадцать лет в Израиль, США и Германию на постоянное место жительства уехали тысячи и тысячи евреев. Годы ушли на то, что бы освоится на новом месте, но «русские» (как этих евреев, то есть нас с Вами, теперь называют) оказались достаточно сильны, чтобы сохранить привычки «той страны».
В Израиле раньше Новый Год, по европейскому календарю, вообще не отмечали. Но уже в конце восьмидесятых Израиль увидел целые очереди спешащих купить фрукты, «Советское шампанское», икру и продукты для знаменитого «оливье».
А сейчас там перед этим праздником целая индустрия работает. Уже в конце ноября искусственные елки и игрушки начинают продавать. Привозят и настоящие хвойные деревья, но уже перед 1-м января.
Ставят ёлки, вешают игрушки, накрывают столы, а ближе к полуночи включают российские телеканалы. Все так же «русские» израильтяне пьют «традиционный» бокал шампанского под бой Курантов, но теперь с помощью кабельного телевидения. Все так просто, как будто никуда не уезжали. И веселятся вовсю. Только погода вот не совсем новогодняя…
Но если и в Израиле никто не препятствует «русским» отмечать «их смену лет», то что уже говорить про другие страны…
В Америке с Курантами посложнее. Когда они в Москве бьют, все еще или на работе или в дороге оттуда. Но праздновать можно неспеша, ведь в стране, построенной на традициях протестантского христианства и терпимости ко всем религиям, 1-е января выходной. «Старые традиции» и здесь в силе, бой Курантов и Огонек можно посмотреть в записи по русским каналам кабельного или спутникового телевидения. А кроме этого и к местным традициям приобщится можно: например понаблюдать как ровно в полночь вдребезги разобъется хрустальный шар в Нью Йоркском Таймс Сквер.
Ну а если у кого-то есть немного лишних денег, то можно отпраздновать и в ресторане. Резервирование мест в многочисленных русских ресторанах и ночных клубах начинается задолго до праздничного сезона, потому как потом свободных мест не будет. Шампанское рекой, еда — какую пожелаешь, и танцы всю ночь, чтобы лишь под утро прийти домой уставшими, но довольными.
В Германии, на родине лютеранского протестантва, новогодний праздник также называют «Сильвестер» и празднуют шумно. Неотъемлемая часть новогоднего празднетства — фейерверки и всякие производящие как можно больше шума прибамбасы. Проводят праздник с семьей или с друзьями, чтя все те же «старые традиции», или как многие из местного населения — просто на улице. Ближе к полуночи к центру города, на площадь к городской ратуше с часами, стягиваются толпы, «вооруженные» бутылками шампанского и бокалами. С первым боем часов небо озаряет грандиозный фейерверк, грохот которого сливается с шумом вылетающих пробок и шипением пены. Народ пьет зачастую прямо из горла, а потом, по местной традиции, бьют бутылки об асфальт или булыжник.
Очевидно, что совсем не случайно и в Израиле и в Германии 1-е января называется одинаково. С другой стороны в некоторых еврейских общинах это день траура. Как же так! А где же солидарность со «всем цивилизованным человечеством»?
Ни для кого не секрет, что по преданию Иисус родился 25-го декабря, а 1-го января (как водится у евреев на 8-ой день) ему было сделано обрезание и он получил свое имя.
Эта дата и является началом летоисчесления принятого Григоианского календаря. Но оказывается, празднование Нового Года в этот день началось намного раньше, когда Иисуса, как говорится, еще и в проекте не было!
В 46 до н.э., римский император, Юлиус Цезарь (100-44 до н.э.), установил новый календарь, назвав его своим собственным именем (Юлианский календарь) и 1-е января как «Новогодний День». Цикл Юлианского календаря состоит из трех 365-дневных лет, за которьм следует 366-дневный високосный год. Все месяцы календаря и поныне называются именами римских божков, кроме августа, который переименовал в свою честь император Октавианус Августус (63 до н.э. — 14 н.э.), считавший себя самого богом.
Январь носит имя римского бога Януса (того самого двуликого), который считался богом дверей и ворот, и одно лицо этого идола смотрело вперед (как бы в будущее), а другое назад (в прошлое). Цезарь считал, что это месяц, будет хорошей «дверью» года.
А отпраздновал Цезарь свой 1-ый Новый год, подавлением еврейского восстания в Галилее. Свидетели говорят, что кровь текла по улицам.
А в это время в Риме язычники праздновали Новый год, устраивая ритуальные пьяные оргии в их храмах, т.к. верили что таким образом они смогут подняться до уровня богов, по их мнению создавших Мир из хаоса.
С распространением христианства, дата языческого празднества была сохранена в христианском календаре. Когда при императоре Константине Римская империя приняла христианство (313—315 н.э.) и стала «Священной», мать императора, Елена, настояла на сохранении традиции празднования нового года римских идолопоклонников.
21 марта, 325 н.э. под руководством новоиспеченного римского папы Сильвестра I (304—335 н.э.), того самого, чье имя носит день, был созван Никаэйский Совет. Это заседание совета занималось вопросами устранения разногласий касающихся использования икон.
А вот второй Никаэйский Совет церкви в мае 787 года н.э. должнен был решить что делать с еретиками и бунтарями. Совет провозгласил двадцать два канона (правила) для наведения порядка и установления дисциплины. Эти решения охватили сферу намного больше чем наведение порядка внутри церкви, и согласно им христианство росло и развивалось.
Многие из решений совета и законов, принятых им, носили злобно анти-семитский характер и были приняты по настоянию папы Сильвестра, председательствующего на правах хозяина.
Но еще за год до создания Никаэйского Совета, папа Сильвестр убедил императора Константина запретить евреям под страхом смерти проживание в Иерусалиме.
Полагается, что римский папа Сильвестр I умер 31-ого декабря. Спустя несколько лет он был причислен к «святым». Каждому христианскому «святыму» предоставлен день, в который христиане отдают ему дань памяти, а так же празднуют, если по их мнению он совершил что-то великое. В честь римского папы «святого» Сильвестра I был назван день 31-ого декабря и называется он «День Святого Сильвестра».
Было еще два римских папы по имени Сильвестр, но речь сейчас не о них.
В течении Средневекового и Постсредневекового периодов, эта ночь на 1-е января для евреев Европы всегда означала большую опасность. В головах христиан просто не укладывалось, что те самые евреи, которые не приняли Иисуса, не признали в нем пророка, живут рядом с ними, не говоря уже о том, что в этот день их «идолу» было сделано оборезание. Так как пережить они этого не могли, то этот день в истории полон всевозможных трагических событий и проялений антисемитзма: сожжения книг м синагог, публичные пытки и сожжения на кострах, погромы и просто убийства.
Существует мнение, что традиция устраивать новогодние фейерверки исходит именно из зарев от этих пожаров.
В Средние Века в календарях большей части христианской Европы существовало два Новых Года. Кроме всем известной даты связанной с рожднием и обрезанием Иисуса существовала еше один день начала года — 25-е марта — «День Возвещения» — день, когда по преданию, ангел Габриэль известил Марийи, что она забеременела от бога и родит сына.
Коме того, из-за неправильной структуры Юлианского календаря и частых ошибок в рассчетах високосного года, к середине 16-го века погрешность составляла 14 дней. Фактически солнечный год составляет 365 дней, 5 часов, 48 минут и 46 секунд, что равняется 365.2422 дням. В действительности погрешность Юлианского календаря, была не большой, но из-за нее календарь «скользил» позади сезонов приблизительно на 1 день в столетие.
В 1582, Римский папа Григорий XIII (так же известный как «Уго Бонкомпаньи», 1502—1585), оставил традиционный Юлианский календарь. Был установлен новый календарь, назанный впоследствии Грегорианским и отличащимся от Юлианского календаря тем что последний год столетия не является високосным (если только он не делится точно на 400, т.е. 1600, 2000, и т.д., но не делится на 4000) и Новый год начинается с 1-ого января, даты установленной ранними язычниками в месяце Януса-января. Теперь эта дата была официально узаконена.
Вот еще несколько законов принятых этим же римским папой Григорием XIII. В Новогодний День 1577 он установил декретом, что все евреи Рима, под страхом смертной казни, должны внимательно слушать обязательную проповедь о необходимости перехода в христианство, которую давали в римских синагогах после молитвы в пятницу вечером христианские священники, которые специально для этого туда приходили. А через год, а Новогодний День 1578, он подписал закон, о налоге, который евреи были обязаны заплатить на поддержку «Дома Преобразования» — места перевода евреев в христианство. Ну а под Новый Год 1581, он приказывал, чтобы войска папы римского конфисковали всю священную литературу римской еврейской община. Тысячи евреев были убиты во время этой кампании. Зарева костров сожженных книг, в очередной раз осветили новогоднее небо.
Как известно, Новый Год в Россию привез царь Петр I в 1700 году, вместе с новогодней елочкой, заимствованной Мартином Лютером у язычников (см. статью о елке).
После Октябрьского переворота 1917 года большевики объявили празднование Нового Года буржуазным и религиозным пережитком. Долгие годы Новый год был запрещен вместе с елками, Дедами Морозами и прочими атрибутами и не праздновался. И только с 1 января 1937 года, во многом благодаря партийному деятелю П. Постышеву, празднование Нового Года в СССР было официально разрешено, спецраспоряжением партии и правительства, но без религиозной обрядности, как чисто светский праздник. Но все равно 1-е января оставалось рабочим днем, потому как Новый год был объявлен детским праздником. Первое число стало выходным днем, только в 1947 году, после денежной реформы.
По всей видимости не случайно реабилитация Нового Года оказалась самой удачной выдумкой Иосифа Виссарионыча. Новый год действительно был в СССР единственным идеологически ненагруженным праздником, праздником для всех. И именно таким он и запечатлелся в памяти всех послевоенных поколений.
Специально сделав праздник «ненагруженным», советские партийные руководители легко добились того, что праздник быстро потерял всякую окраску (и религиозную, и идеологическую — может быть даже вопреки чьему-то желанию) и превратился в день (точнее ночь) пустого веселья.
Так что же все-таки празднуется? «День Святого Сильвестра» — день памяти римского папы? Дата «смены года» и память о картонных корзиночках с вложенной запиской «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство»? Или реки еврейской крови и зарева сожженных синагог? А может это просто погружение в беспредельную бездумность оргий римских идолопоклонников?…
В каждом человеке живет что-то такое, что заставляет наших людей держаться того к чему они привыкли, соблюдать обычаи и традиции, даже осознавая что большую часть из этих «традиций» они сам же и придумали. Новый Год наверное наилучшее тому доказательство.
Бывшие советские евреи оказавшись в демократических странах по всему миру, продолжают судорожно цепляться за праздник, который к евреям не просто никакого отношения не имеет, а тащит за собой длинный шлейф трагедий на протяжении всей истории Еврейского народа. Заменив духовные ценности своего народа любовью к ценностям европейской культуры, на благодатной почве демократических стран, где 1-е января выходной или стыдливо именуемуется «Сильвестром», они с головой погружаются в пустоту безудержного веселья, в новые надежды и ожидание новогодних чудес.
Только чуда не будет, а как раз именно ожидание этого чуда часто приводит к тому, что заканчивается праздник разочарованием…
Поскольку, в дествительности, ничего в этом Мире не случайно, то наверно и тот факт что Ханука предшествует тому самому гойскому Новому году, совсем не случаен. А что такое Ханука, в чем ее суть? Само слово «Ханука» означает «обновление», а праздник является Праздником Света, памятью о Чуде горения масла в Меноре Иерусалимского Храма.
Так давайте подумаем что лучше — петь песни при свечах или сидеть уставившись в телевизор с тарелкой салата в руках?
Ну а принимать решение романтикам придется самим — запрещать или заставлять Вас никто не станет. Благо, в демократической стране живем…
Во время работы над статьей были использованы материалы:
- Лекция раввина Лоренса Келемана: Почему я не праздную 1-е января
- Раввин Шрага Симмонс: Что такое «Йом Сильвестр?»
- Сбежать в Россию на Новый год (статья из газеты «Приамурские ведомости», 2002)
- Новый год в Израиле (статья со страницы агентства «Росбалт», 2003)
- «Новогодние советы» русских, живущих за границей (статья с портала «Человеческие ресурсы Урала», 2002)
- Форум Интернет-газеты партии Моледет, 2001