Пятница, 2024.04.26, 14:36

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Т О Р А » ТОРА

Ръе

Благословение и проклятие Вид на гору Гризим

В начале недельной главы «Ръэ» Моше передает народу приказ Всевышнего: «…когда приведет тебя Г‑сподь, твой Б‑г, на землю, на которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею (Эрец-Исраэль), то дай благословение к горе Гризим, а проклятие к горе Эйваль» (11:29).

Означает этот приказ следующее. Когда евреи перейдут Ярден, шесть колен должны подняться на гору Гризим и шесть — на гору Эйваль (горы находятся под Шхемом, одна против другой, в Торе их местоположение указано так: «вот они за Ярденом, в отдалении…» — 11:30). В долине между горами встанут левиты и, обращая лицо поочередно к обеим горам, будут произносить благословения в сторону Гризим и проклятия — в сторону Эйваль. Двенадцать раз они громко произнесут: «Благословен тот, кто поступает так-то» и «Проклят тот, кто поступает так-то». На фоне Гризим и Эйваль Всевышний и народ Израиля еще раз подтвердят свою верность заключенному между ними союзу.

Спросим себя: почему Всевышний выбрал для обновления союза с еврейским народом именно эти горы?

Сказано в первом стихе главы: «Смотри, я полагаю пред вами сегодня благословение (брахá) и проклятие (клалá)» (11:26). «Полагаю», представляю пример. Действительно, понятия буквально материализованы перед глазами евреев, настолько контрастны эти горы. Глядя на эти две удивительные горы, вживую видишь, как выглядят браха и клала. Лет двадцать назад я дважды ездил в Шхем (теперь, по понятным причинам, не езжу) и был поражен этим контрастом: Гризим вся в зелени, Эйваль — бесплодный камень. И наиболее контрастны именно внутренние, обращенные друг к другу склоны — цветущий и совершенно голый.

Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и это, я думаю, одна из причин, почему Всевышний выбрал такое место для такой цели.

А другая… Подумайте сами: в одной географической точке, в одинаковых природных условиях нам представлены два не просто разных, а противоположных результата. И даже если ученые могли бы обнаружить естественные причины, объясняющие этот феномен, евреям он был показан не для того, чтобы побудить их к научным изысканиям. А для чего же?

Чтобы они поняли, и не просто сознанием, а всем сердцем, всем своим существом: при одних и тех же условиях — географических, экономических, политических и т.д. — если евреи пойдут по пути Торы, с ними пребудут благополучие и процветание. В противном случае — результат будет противным.

Гризим и Эйваль — живой пример того, что путь Торы — то единственное, что меняет все.


Разбогатеть — это очень просто!

В стихе «Отделяй десятину от всех плодов посева твоего…» (14:22) употребляется лексическое удвоение асер теасер. Комментаторы (Танхума) отмечают, что вторую часть этого комбинированного глагола можно прочесть как таашер (ты разбогатеешь). Тем самым Тора убеждает нас, что благотворительность не только не ведет к убыткам, а наоборот — приумножает богатство.

Та же концепция — что, жертвуя десятину из своего дохода на общественные нужды и помощь бедным, мы становимся не беднее, а богаче, — звучит в словах пророка Малахи: «Приносите всю десятину в дом сокровищ, и будет она пищей в доме Моем; испытайте Меня этим — не открою ли Я вам окна небесные и не изолью ли Я на вас благословение сверх меры?»(3:10)

В принципе нам запрещено испытывать Б-га (например: «Проведу один шабат по всем правилам — посмотрю даст ли Он мне за это выигрыш в лотерею»), но в данном вопросе сделано исключение — настолько большое значение придается заповеди отделения десятины от дохода.

Напомним, речь идет не о пожелании, а о предписании Торы, которое действует поныне и за невыполнение которого полагается наказание. В талмудическом трактате Ктуботрассказывается о дочери разорившегося богача Накдимона бен Гуриона, которой, чтобы прокормиться, пришлось собирать ячменные зерна из-под копыт скота. Причина обнищания Накдимона состояла в том, что, хотя он выполнял заповедь цдаки и давал крупные пожертвования, их размеры все же не соответствовали уровню его обеспеченности. В результате он потерял все, что имел.

Хафец Хаим рассказывал такую историю на эту тему.Б-г дает Свое благословение тем, кто выполняет заповеди и, особенно, заповедь цдаки

Один крестьянин, привозивший в город зерно для продажи, решил однажды, что оптовый покупатель его обманывает, неправильно считает мешки и платит меньше положенного. Крестьянин был необразованным человеком. Когда он передавал мешки с зерном продавцу-горожанину, тот делал пометки мелом на доске. В конце они вместе пересчитывали отметки, чтобы определить общее количество мешков.

Стремясь перехитрить покупателя, крестьянин предложил новый метод подсчета: класть в шапку по одной монете за каждый купленный мешок. Затем они пересчитают монеты и покупатель-горожанин заплатит ему по числу мешков. Так они и решили. В разгар продажи, когда покупатель заглянул в один из мешков, чтобы проверить качество зерна, крестьянин быстро и незаметно выхватил из шапки горсть монет и остался очень доволен, что он успел «обмануть» продавца прежде, чем тот его обманул. Он не понимал, что каждый украденный грош обойдется ему в куда большую сумму, равнозначную стоимости мешка с зерном.

Вот видите, — подытоживал с улыбкой Хафец Хаим, — насколько глупы те, кто думает, что они будут богаче, если воздержатся от помощи беднякам и изучающим Тору. Им неведомо, что Б-г дает Свое благословение тем, кто выполняет заповеди и, особенно, заповедь цдаки. Каждый грош, который они удерживают в руке, фактически, похищая у нуждающихся, приводит к гораздо большим потерям. Они думают, что разумно экономят, но в действительности теряют целые пригоршни золота.

Категория: ТОРА | Добавил: Eli (2009.08.12)
Просмотров: 701 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0