Пятница, 2024.04.26, 15:48

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Т О Р А » ТОРА

Ваэтханан
     Недельная глава «И взмолился» читается в первый Шабат после Девятого Ава, тот, что заслужил специального поименования «Шабат нахаму – Шабат утешения». В соответствии со сказанным в ґафтаре: «Нахаму, нахаму ами» – «Утешайте, утешайте народ Мой» (Йешайаґу, 40:1). «Шабос нахаму» открывает семинедельный период (вплоть до Рош ґа-Шана) утешения, следующий вслед за тремя «узкими неделями». Повествуя о том, что все трудности, в конце концов, оборачиваются приобретениями (за тремя тяжелыми – семь радостных недель).


Помни, не забывай!
«Когда родишь детей и внуков и состаритесь (устареете)
                                в стране, и уничтожит она вас»
 Дварим, 4:25
       Невнятность перевода «и состаритесь (устареете)» делает угрозу уничтожения абсолютно непонятной. Ведь родить детей и внуков – это значит состариться, и в чём криминал?! Но, как и всегда, в таких случаях, на помощь приходит… божественность языка иврит. Дополнительные значения слова позволяют понять его сокровенную суть.
        В основе слова «ношантем – состарились (устарели - слово «яшан – старый (устаревший. Дополнительное значение этого слова – «спящий – яшен». И, как объясняет рав Моше Шапиро, в основе, объединяющей эти понятия, стоит привычка. Именно она, превращающая жизнь в сплошную череду неотличимых друг от друга дней, превращает вполне, казалось бы, живого человека в «спящего на ходу». Человек, утративший врождённое любопытство и не задающийся вопросами о смысле жизни (включая сюда тех, кому кажется, что ответ ими найден!), заснул на ходу и практически… мёртв (сон – одна шестидесятая смерти, по определению мудрецов!). Только возможность проснуться делает эту духовную смерть обратимой! 
       И виной всему наше нахождение «в стране», точнее – наша «закоренелость» в земной жизни. Дети и внуки – символ пустившего корни, «заземлившегося» человека. «Устарелость», она же – привычность бытия, отбирает у жизни её смысл – поиск Истины. Напомним, что ключевое понятие «свобода – хофеш» на иврите означает «поиск – хипус» (тот же корень). 
     А наш мир, представляющий собой «маскарадный костюм (тахпосет)» (тот же корень «лехапес – искать») Всевышнего, не более чем средство, позволяющее человеку заслужить Вечность своим бескомпромиссным (длиною в жизнь) поиском Смысла. Альтернатива, чрезвычайно грустная: «мне снился сон длинною в жизнь», – или «одному индивидууму всю ночь снилось, что он умер, наутро оказалось, что это не сон!» 
      Человек, переставший искать, заснувший на трудовой вахте, не наказывается смертью (ведь «тому, кто не жил, тому и не умирать!»), а превращает свою жизнь в нереализованную возможность, в сон!
       Как единственное «щадящее лекарство» (без «ударов судьбы» по имуществу и телу, нашему или наших близких) предлагает Тора ежедневную обязанность помнить: «и вспомни, что рабом был ты в стране египетской» (Дварим, 5:15). Помнить о своём предназначении, определённом Творцом: «и вернись ко Всевышнему Всесильному твоему».


р.М-М.Гитик
Категория: ТОРА | Добавил: Eli (2009.07.30)
Просмотров: 535 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0