Пятница, 2024.03.29, 11:11

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
«ВА-ЙЕРА»

     Эта недельная глава своим названием недвусмысленно намекает на духовный толчок, которым Всевышний помогает еврею в начале его пути. «Ва-йера» («И открылся») — раскрытие Творца, ощущение духовного подъёма известное каждому. Но как сделать Открытие Всевышнего – открытым навсегда? 

Арифметика Авраґама

«Может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти… может быть, найдётся там десять?» 
Бе-рейшит, 18:28,32

     Какой смысл вкладывал Авраґам в число праведников, которые, как он предполагал, спасут Сдом и Амору со окрестности? 
     Ключиком к пониманию назначаемых Авраґамом «цен» является число 10. Оно занимает в еврейском мировоззрении место совершено особое. Десять совершеннолетних евреев составляют миньян. 
     Понятие миньян от корня מן ман — порция, производится в еврейском законе из вовсе не «героической» истории о десяти разведчиках, которые повели за собой народ в сторону, противоположную той, на которую указал Всевышний. 
Именно их способность повернуть весь еврейский народ, и есть основа утверждения о духовном равенстве молитвы десяти совершеннолетних евреев и молитвы всего народа. 
     Итак, миньян по своему духовному заряду является «полномочным представителем» духовного потенциала всего еврейского народа. И в рамках данного комментария мы увидим в числе 10 общечеловеческое понятие минимального социума. Более определённо: ту минимальную (количественно) группу людей, которая способна совершить переворот в общественном мнении и поведении. Если хотите, точку опоры, с помощью которой Авраґам сумел бы перевернуть Сдомский мир. 
     Сразу становится понятной «последняя цена», назначенная первым евреем. Не имея минимальной точки опоры, глупо рассчитывать на переворот. А если мы вспомним, что на месте сегодняшнего Мёртвого моря во времена Авраґама находились пять городов, то для понимания «первой цены» — 50 — от нас потребуется простейшая операция умножения: 5 х 10 = 50. Числа 40, 30, 20 — предположения о наличии минимального социума для духовной революции в части городов. 
     Наличие людей, не утративших человеческих черт и представляющих — количественно — общество, даёт теоретическую возможность начать процесс очеловечивания граждан. И если хотя бы в одном из городов такой процесс удастся запустить, то возможно «заразить» города-соседи. 
     Оставшееся «неопознанным» число 45 потребует от нас особых усилий из-за своей «из ряда вон выходящести». РаШИ объясняет, что расчёт Авраґама был на «присоединение» Всевышнего, в качестве десятого к девяти предположительно имеющимся во всех пяти городах людям, не утратившим человеческого облика. 
     Известно высказывание Баал Шем Това об обязательном присоединении десятого к девяти уже собравшимся евреям, ожидающим миньяна. 
     Проиллюстрируем сказанное РаШИ историческим примером. 
     В 1891 году евреи сделали попытку обосноваться в болотистой местности Аль-Хадра — «Зелёная» по-арабски. Как очень быстро выяснилось, название это происходило от «зелёной лихорадки» — малярии, свирепствовавшей в тех местах. Поселенцы, глубоко религиозные русские евреи, решили не сдаваться. В течение следующих двадцати лет, пока высаженные эвкалипты не осушили местность, многие заплатили своей жизнью за исполнение мицвы жить в Стране Израиля. Эта же история произошла в самом начале двадцатого столетия. 
     В Йом Кипур в поселении находились только взрослые мужчины. Они поделились почти поровну: десять молились и по очереди ухаживали за остальными, лежавшими в соседней комнате больными. 
     Прямо посреди Йом Кипура один из молившихся был вынужден переместиться на кровать для больных. Девять оставшихся без миньяна евреев решили, что поскольку единственная причина их нахождения в этом месте исполнение мицвы, то Всевышний, без сомнения, присоединится в качестве десятого. Молитва была завершена, а город Хадера существует и сегодня. 

«Содомский грех» 

«И сказал Всевышний: «Вопль [из-за] Сдома и Аморы очень велик, и проступок их очень тяжёл» 
Бе-рейшит, 18:20

     Задача, которую я ставлю перед собой в этой части — исправить (в смысле усугубить) вошедшее через христианство в общемировую культуру понятие «содомского греха». С легкой руки «новых израильтян» это наименование стало нарицательным обозначением гомосексуализма. Мидраши, которые я сейчас приведу, позволят нам увидеть непреходящий ужас вытворяемого сдомлянами, по сравнению с которыми меркнет даже мужеложество.  Итак, их, сдомские, нравы. 

Сдомское правосудие

     Представьте себе молодого человека с характерно семитской внешностью, ранним весенним утром входящего в Сдом (или Амору, или любой другой из пяти городов-преступников). К нему тут же подходит компания аборигенов без видимых физических недостатков. Несколько увесистых ударов, из семитского отростка на лице льётся кровь, и молодой человек, естественно, вопит: «Гвалд, ратуйте!». 
     Правоохранительные органы работали в Сдоме, как часы. Тут же молодого человека и его оппонентов ведут пред светлы очи судьи по-сдомски. Тот, внимательно выслушав версии сторон, практически идентичные, выносит сдомский же приговор: факт — в результате активных действий аборигенов у пришельца пущена кровь из носа, поскольку кровопускание может быть расценено как целительная процедура (помните продавца пиявок Дуремара?), гость обязан заплатить местным жителям за медицинскую услугу, ему оказанную. 

Сдомское милосердие

     Ещё одна, типично сдомская, история. Нищий с протянутой рукой обращается к гражданам Сдома. Те кладут монетки в просящую милости ладонь, но при этом монетки помечают. Набрав некую сумму, нищий заходит в ближайшую лавку, где его желание приобрести воду и хлеб насущный натыкается на вежливый отказ, мотивируемый цветом его глаз. В следующей лавке его не обслуживают, ссылаясь на форму ушей, и отказы продолжаются вплоть до его смерти. После чего каждый «благодетель» подходит к трупу и забирает назад свою (теперь понятно, зачем помеченную) монетку.  

Мораль: милость мы оказали, а продавать ему мы не обязаны. 

     Если прибавить к двум этим историям ещё закон о смертной казни за гостеприимство (именно по этому закону собирались сдомляне расправиться с Лотом и его гостями-ангелами) и прокрустово, исторически правильнее, сдомское «ложе» (с отрезанием «излишне длинных» ног или «выходящей за рамки» кровати головы), то картина получится достаточно полной для клинического диагноза. 
     Сдом и Амора со окрестности утверждали… абсолютность относительности — нет Добра и нет Зла, а есть исключительно общественный Договор, то есть полная независимость и автономность мира от его Создателя. 
Потому — мера за меру (точнее, мера — следствие меры) на месте, наиболее приближённом по своим биологическим условиям к райским: сегодня — Мёртвое море как постоянное напоминание об опасности идеализации человеческого Эго. 
     Нам, пережившим Советскую власть, особенно понятна подчёркнуто искусственная мораль Сдома. Ведь вера в то, что Б-га нет, приводит к замене естественных ценностей Торы — законов для сыновей Ноаха — на о б щ е с т в е н н ы е , то есть п о л е з н ы е д а н н о м у о б щ е с т в у . С еврейской точки зрения, атеизм — самая опасная из религий, позволяющая происходить историям, подобным следующей.

     В год моего приезда в Израиль (1977-й) благодаря совершенно уникальному стечению обстоятельств стала широко известна история фотографии, сделанной годом ранее. На ней был изображен «израильский агрессор», пойманный фотообъективом в момент, когда его рука двигалась к палестинскому ребёнку. Качество фотографии оставляло желать лучшего, напечатана она была на третьей странице второй по значимости советской газеты «Известия». Крупный заголовок, расставляя все точки над «i», объяснял: «Новое преступление израильской военщины! Израильский агрессор бьёт палестинского ребёнка». 
     Номер «Известий» с этой фотографией оказывается в Израиле и попадает на глаза (без таких обыкновенных чудес жить было бы намного тяжелее) тому самому «агрессору», который вспоминает, что годом ранее, будучи в милуиме1, в Хевроне, он, увидев худенького арабского мальчика, протянул ему банку консервов, и кто-то его в этот момент «щёлкнул». 
     Фотография с милуимником и арабским мальчиком потребовала небольшой интерпретации в сдомском духе: вооруженный солдат, рука и ребёнок — это факты, всё остальное может иметь принципиально различное толкование. А понятия истина и ложь в нашем несовершенном мире всё равно субъективны, а потому отданы в полную власть человеческой интерпретации! 
     Сдомская точка зрения (отсутствие Абсолюта, возведённое в идеал, человек и его суждения — единственное мерило сущего) есть отрицание Цели Творца, по-другому, утверждение объективной бессмысленности человеческой жизни. Отрицание естественной человеческой морали — это отрицание Б-жественности человека и, как следствие, сведение жизни человека к существованию белковых систем. (Павлик Морозов и «очеловеченные» палестинские бомбы как идеал для подражания — вот визитная карточка современных сдомских общин.) 

р.М-М.Гитик