Воскресенье, 2018.11.18, 11:44

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей

На тему недельной главы. Ваякель

Рав Арье Кацин — На тему недельной главы. Ваякель 2

Ленин — мессия?

Умеем ли мы ждать? Каждому из нас приходится ждать: сделали предложение любимой девушке и в трепете ожидаете ее решения, прошли интервью в компании и с нетерпением ждете ответа, вы прошли медицинское обследование и в страхе ожидаете результатов.

Чего стоят все богатства человека, если душа его трепещет в страхе перед будущим, а сегодняшний день погружен в предчувствие будущей тьмы? Впрочем, ожидание совсем не обязательно должно быть мучительным. Вы можете предвкушать радость семейной жизни, визуализировать успех вашей карьеры, надеяться на выздоровление. Как бы ни было человеку трудно сегодня, но если ему удается сохранить надежду и ожидать чего-то хорошего в своей жизни, то эта вера дает ему силы преодолевать препятствия, являясь «светом в конце туннеля». Думаю, не будет преувеличением сказать, что от умения ожидать, надеяться и верить во многом зависит наша судьба. Это верно и относительно судьбы народа. Еврейский народ пережил тысячелетия преследований и гонений, потому что никогда не терял веры в установление мира, справедливости, в приход Машиаха! Впрочем, наша способность хранить веру не раз подвергалась испытаниям.

Помню, как мой 90-летний прадедушка сказал мне, еще ребенку: «Ленин — это и есть Машиах!» Сегодня эти наивные слова вызывают у вас улыбку, но в начале прошлого века российские евреи изнемогали от погромов и нищеты. Отчаявшись, они не хотели больше ждать Машиаха, подменяя веру надеждами на лжемессию.

Неумение ждать Машиаха оборачивалось трагедиями в еврейской истории. После разрушения иерусалимского Храма и поражения антиримского восстания Бар-Кохбы некоторые евреи начали утверждать, что Машиах уже пришел. Возникшее среди евреев христианство начало проповедовать ненависть к не принявшим их мессию евреям.

В 1648 году сотни тысяч евреев Украины погибли в погромах Хмельницкого. В том же году Шабтай Цви объявил себя Машиахом. Целые общины продавали свои дома и готовились к возвращению в Землю Израиля. Вскоре, по требованию турецкого султана, этот лжемессия принял ислам. Страстное желание увидеть в Шабтае Цви Машиаха обернулось глубоким разочарованием, которое привело к массовому отходу от еврейства.

Родившийся в 1726 году в Галиции Яаков Франк объявил себя перевоплощением Шабтая Цви. Секта франкистов насчитывала десятки тысяч членов, которые повсюду, где только можно, вредили евреям. Почти все они впоследствии приняли христианство.

Не спеши!

Почему первый человек, Адам, совершил первородный грех и съел плод древа познания добра и зла? Потому что проявил нетерпение и не подождал прихода субботы, объясняет глава иешивы «Тора Вадаат» в Бруклине рав Моше Вольфсон в своей книге «Эмунат Итеха».

Мудрецы утверждают, что древо познания добра и зла было виноградной лозой, из которой Ева выжала сок и напоила Адама. Сотворенный в пятницу должен был подождать прихода субботы, но не выдержал испытания и вкусил запретный плод раньше времени.

«И заповедал Всевышний человеку: от всякого дерева сада ты можешь есть, и от древа познания добра и зла — не ешь от него…» (Берешит 2:16—17).

Добро и зло существовали и до первородного греха человека, однако эти понятия были вне его: Адам мог отличить добро от зла, как свет от тьмы. Однако, вкусив плод древа познания добра и зла, человек позволил злу, смешанному с добром, проникнуть внутрь себя. Теперь человек не видит зла внутри себя. Более того, он смотрит на мир субъективно, и вместо того чтобы спросить, что объективно хорошо, а что плохо, говорит себе: «Это хорошо для меня, даже если это плохо для всех остальных».

В субботу человек получает особые силы в виде «дополнительной души». Если бы Адам подождал и выпил виноградный сок в Шаббат, он нашел бы силы души отличить добро от зла даже внутри себя. Тогда та же заповедь запретного плода читалась бы с другими знаками препинания:

«От всякого дерева сада ты можешь есть, и от дерева познания добра. И зло, — не ешь от него».

Когда наступает Шаббат, евреи поднимают бокал вина или виноградного сока и произносят благословение, освящая приход субботы. Мы проявляем терпение и пьем вино не в подворотне, а за праздничным субботним столом. Мы ждем наступления субботы и этим мистически исправляем первородный грех Адама.

Золотой телец

Почему евреи совершили грех золотого тельца? Из-за нетерпения, не дождавшись прихода Моисея!

«И увидел народ, что медлит Моше спуститься с горы, и собрался народ против Аарона, и сказали ему: Встань, сделай нам божества, которые пойдут пред нами; ибо этот челок, Моисей, который вывел нас из Египта, не знаем мы, что стало с ним» (Исход 52:1).

Мудрецы объясняют, что Моисей не просто находился сорок дней на горе Синай. Принимая Тору, еврейский народ должен был пройти испытание и доказать, что он умеет ждать. Тогда евреи исправили бы ошибку Адама. Грех золотого тельца явился следствием того же самого неумения ждать.

Пир отчаяния

Почему, несмотря на запрет лидера народа Мордехая, евреи пошли на пир Ахашвероша? Потому что не хотели больше ждать возвращения в Израиль! Ахашверош пригласил их на пир, потому что хотел окончательно сломить их волю и веру. Не случайно на этом пиру вынесли на всеобщее посмешище священные сосуды иерусалимского Храма, захваченные Навуходоносором. Евреи ждали исполнения древних пророчеств о том, что через семьдесят лет после изгнания Всевышний вернет свой народ в Землю Израиля и отстроит Храм. «Хватит ждать, ведь 70 лет уже прошли! — утверждал Ахашверош. — Евреям надо ассимилироваться в Персии!»

Когда евреи не послушались совета Мордехая и пошли на пир Ахашвероша, они вновь проявили неумение ждать. Но осознав свою ошибку и объединившись вокруг Мордехая и вместе с ним ожидая спасения, они тем самым исправили грех золотого тельца и удостоились, как говорит Талмуд, принять Тору.

Исправление

«Моисей собрал всю общину Израиля и сказал им: …Шесть дней будет делаться работа, а седьмой день будет для вас святым Шаббатом» (Исход 35:1—2).

Наша недельная глава повествует о том, как после греха золотого тельца Моисей собирает народ и говорит о соблюдении субботы и строительстве Храма. Мудрецы объясняют, что этим евреи исправляли грех золотого тельца. Те, кто в прошлом собрались и сотворили тельца, сегодня собираются для соблюдения субботы и строительства Храма. Понятно, что те, кто давали золото на тельца, а сегодня дают золото на строительство Храма, исправляют этим свой грех. Но почему соблюдение субботы является исправлением греха золотого тельца?

Покой

Соблюдение субботы — это выражение веры в Творца, который сотворил мир за шесть дней и отдыхал в седьмой день и потому заповедовал и нам отдыхать в Шаббат. Однако, что не менее важно, соблюдение субботы является также «упражнением» веры.

«Помни день субботний, чтобы освятить его, — говорится в Десяти заповедях. — Шесть дней работай и сделай всю свою работу, а день седьмой — суббота Всевышнего» (Исход 20:8—10).

Вы видели человека, которому удалось за шесть дней сделать всю его работу? Что же Тора имеет в виду? «При наступлении субботы представь себе, как будто вся твоя работа выполнена, чтобы не помышлял ты о работе», — объясняет Раши, приводя слова Талмуда. Даже если человек выполняет самую важную работу, которую он жаждет закончить сейчас, он должен научиться расслабиться и ощутить, «будто вся работа закончена».

Когда наступает суббота, человек может сказать себе: «Я сделал все, что должен был сделать на этой неделе. А если какая-то работа осталась незаконченной, то я сделаю ее на следующей неделе». Для того чтобы ощутить покой, еврей должен осознать, что, кроме его планов, есть также план Всевышнего, с волей которого он должен соизмерять свою волю. Есть также планы, желания и воля других людей, с которыми он должен жить в мире, соизмеряя свои желания с их желаниями. Не случайно люди желают друг другу «Шаббат Шалом» — субботнего мира. Соблюдение субботы помогает человеку освободиться от стресса, гнева и установить мир с окружающими людьми.

Это ощущение субботнего покоя и гармонии с окружающим миром проникает в душу человека и распространяется на все дни недели — ведь заповедано помнить о Шаббате всегда, не только в субботу. Как только заканчивается суббота, еврей провожает ее, делает Хавдалу, с удовольствием вспоминая о приятно проведенном Шаббате. С этого момента начинается ожидание и предвкушение следующей прекрасной субботы. Вся жизнь человека превращается в воспоминания и предвкушение добра. В этом секрет жизни и веры в приход Машиаха, как его сформулировал Маймонид: «Я верю полной верой в приход Машиаха, несмотря на то, что он медлит, несмотря ни на что, каждый день я буду ждать его прихода!»

рав Арье Кацин