Пятница, 2024.04.26, 20:41

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

«ТРУМА»

 

Какая связь между Дарованием Торы (глава «Итро») и её реализациех (глава «Мишпатим») с местом раскрытия Всевышнего (наша глава)?

Ответ на этот вопросы один: Дарование Торы — это Дарование потенциала раскрытия Всевышнего здесь, на Земле. Вслед за определением способов реализации Тора говорит о… конечном результате — полном раскрытии, которого мы достигнем, дай Б-г поскорее, через Третий Храм.

Фундамент мироздания

 

И сделай сорок серебряных подножий под двадцатью балками.

Шмот, 26:19

 

Каждая деталь, упомянутая Пятикнижием в устройстве Местопомещения Всевышнего, является уроком Торы на все времена. Практически, Храм — это модель Мироздания, причём не только в материальном, но и в духовном смысле в особенности.

Всё, из чего делался Мишкан, было подарено евреями, и, следовательно, являлось материальным свидетельством их желания близости к Творцу. Но, как и полагается, любому еврейскому правилу совершенно необходимо иметь исключение.

Половинки серебряных шекелей в совершенно обязательном порядке собирались со всех евреев, и богатый не мог дать больше, а бедный меньше. Этот принудительный сбор кажется совершенно ненужным, ведь, как известно, количество добровольно принесённого евреями оказалось столь велико, что главам колен, опрометчиво решившим дополнить недостающее, было практически нечего добавить.

Ситуация с принудительным сбором весьма напоминает сюжет еврейского бракосочетания - хупы. Жених и невеста, движимые желанием стать мужем и женой, идут под хупу. После чего они становятся обязанными друг по отношению к другу быть мужем и женой. Спрашивается: ну в чём смысл «обязаловки», коль скоро речь идёт о «священном» желании?

Параллельность двух сюжетов позволяет за объяснением отправиться в Пятикнижие, а именно к обязательному сбору половинок серебряных шекелей.

Из собранных половинок шекеля были сделаны серебряные подножия для балок Мишкана (переносного Храма). А следовательно, именно обязательные половинки легли в основу всего здания! Попробуем увидеть смысл определённого Торой назначения обязательных половинок через следующую маленькую зарисовку из семейной жизни (конечно, выдуманную!).

Он (приближаясь к заветной двери своего семейного счастья, где его ждёт любящая и преданная жена):

— Ну вот, наконец_то я смогу найти отдохновение в тихой гавани семейного уюта, после всех бурь и треволнений, пережитых мною за тяжеленный рабочий день. За этой дверью меня ждёт награда за все усилия и нервы, потраченные, чтобы обеспечить свою семью всем необходимым. Сейчас меня приласкают, утешат, и дадут по-настоящему расслабиться.

Она (за дверью):

— Боже мой, сколько ещё осталось дожидаться того единственного, кто может взять на себя хоть часть забот. Ребёнок с температурой, весь день кричит и не дал мне и секунды присесть. Но моя опора, мой любящий муж, сейчас придёт с работы и освободит меня от ребёнка и даст первый раз за весь день присесть и выпить чашку кофе. И чёрт с ней, с грудой грязной посуды и горой белья для стирки. Когда, наконец муж успокоит ребёнка, он, наверняка, захочет мне помочь и возьмёт на себя, по крайней мере, посуду.

Их неминуемая встреча приводит к очередному взрыву двух эгоизмов. И возможному разрыву способно помешать только признание... веры Всевышнего в «брачный союз». Особая прочность фундамента требуется при возведении высотного здания. Прямо пропорциональная зависимость высоты от прочности делает вмешательство Создателя абсолютно необходимым.

Всевышний берёт на себя то скрытое (внутреннее, необходимое), что является основой и способно устоять — с нашей помощью — перед любой жизненной бурей. Всевышний — фундамент нашего существования, но то, что мы строим на нём — это щедрость сердца каждого из нас.

Неприкасаемый для зла дворец следующего мира или убогая лачуга, доступная всем земным стихиям, — вот выбор, стоящий перед мужем и женой.

И всякий раз, пасуя перед обыкновенной усталостью, стоит вспомнить следующий афоризм: «Иногда, экономя собственные силы, мы экономим силы… Всевышнего!»

 

Иллюстрации на тему

 

Два с половиной локтя длиною, полтора

локтя шириною и полтора локтя высотою.

Шмот, 25:10

Все размеры ковчега выражались нецелыми

числами — намёк на то, что изучающий

Тору должен сокрушить свою

гордыню, не считать себя совершенным.

Рабейну Бехайе

 

Около 130 лет тому назад молодой гений раби Цадок ґа_Коґэн из Люблина приехал к раву Львова (эта должность тогда была также известна и значима в «литовском мире», как рав Бриска_Бреста) раби Яакову Оренштейну, дабы побеседовать на торанические темы.

Спросил рав Оренштейн своего гостя: «Как я слышал, молодой человек знает весь Талмуд?» — «Нет, только половину». — «Которую?» — «Любую, какую будет угодно уважаемому раву».

Практический вывод — всякий раз, оценивая свои знания любой части Торы, следует понимать, что дошёл лишь до половины.

Баал-Шем-Тов, объясняя сказанное царём Давидом «Тора Всевышнего цельна» (Теґилим, 19:8), утверждал: «Это оттого, что никто ещё к ней не прикоснулся по-настоящему».

Раби Нафтали из Ропшиц трактовал нецельность размеров содержимого Кодеш-ґа-Кодашим как необходимость разлома качеств для всякого желающего быть в этом мире в роли вместилища для Торы. Мудрецу нельзя быть хорошим для всех, ведь иногда следует показывать сердитость, чтобы предотвратить ошибку, как сказано:

«Злитесь и не совершайте промаха» (Теґилим, 4:5).

Подобным же образом не следует пользоваться никаким качеством характера в его цельном виде, их следует всегда держать наготове для различных случающихся в жизни обстоятельств именно разломанными. И только в таком виде использовать.

 

«Откуда дровишки?»

 

И сделай балки из приготовленных стволов

акации для Мишкана. Балка длиною

десять локтей. Ширина каждой балки

— полтора локтя

Шмот, 26:15

Размеры деревьев, использованных при постройке Мишкана, прямо скажем, впечатляют. Найти в пустыне деревья таких размеров (пяти метров), да ещё не часто встречающейся в наших местах породы (помните: «Белой акации цветы эмиграции»)…

Мидраш разрешает все наши сомнения не очень рациональным способом. Естественным было бы, учитывая, что Синай всё-таки не Сахара, приобретение необходимой древесины у проходящих караванов или снаряжение древодобывающей экспедиции в сопредельные царства. Но мидраш есть мидраш:

Наш праотец Яаков, зная о будущем строительстве Храма в пустыне, позаботился взять с собою в Египет саженцы из Страны Израиля. Посадив их в египетскую землю и ухаживая за ними, он перед смертью обязал евреев продолжить начатое им, и взять их с собою, когда Всевышний выведет их из страны Мицраим.

Не правда ли, более чем необычная забота?! Но попробуем увидеть в вышесказанном вневременные уроки Бытия.

Представим себе следующую картинку.

Беспросветное египетское рабство. К грядке посаженных праотцем Яаковом деревьев подходит группа детишек ярко выраженной национальности. Их гид, избежавший рабства левит, выстраивает ребят полукругом и начинает: — Эти деревья, детки, называются акации. Их корни из Эрец Исраэль, откуда и мы все родом, а из их ещё не выросших крон будет строиться Дом Всевышнего, когда Он выведет нас из земли Египетской, из дома рабства.

Дети подходят поближе, притрагиваются к стволам. Их лица выражают сосредоточенность, вдохновлённость и само главное — доверие.

Именно так, или почти так, выглядела наша привязанность к светлому будущему в невыносимых условиях египетской кабалы. Но если обобщить эту картину, расшифровав образ дерева как символ мудрецов и праведников во всех поколениях («Праведник, как финиковая пальма, расцвет ёт, как кедр ливанский, вознесётся», Теґилим, 92:13), то окажется, что всё наше существование в галуте — прямая заслуга еврейских «аксакалов».

Уроки Торы, которые мы от них получаем, своими корнями уходят в далёкое прошлое, в Синайское Откровение. А их современная форма, объясняющая с нами происходящее, — это залог нашего, несомненно, светлого будущего.

р.М-М.Гитик