Суббота, 2024.04.20, 04:36

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

Недельная глава "Берешит"

 «Оцарот» — Недельная глава Берешит

«И сказал Каин Эвелю, брату своему, и когда были они в поле, восстал Каин на Эвеля, брата своего, и убил его» (Берешит, 4:8). Задает вопрос практическая алаха: двое идут по берегу реки, мимо большого колеса мельницы, у подножия которого образовался водоворот. Вдруг один из них поскользнулся, и его быстро затянуло к подножию огромного колеса. Его друг очень хочет спасти его. Но… не умеет плавать. Вопрос: можно ли ему броситься за товарищем, чтобы вытащить его? И еще известный вопрос: можно ли человеку подвергать себя опасности, чтобы спасти своего товарища от явной опасности. Разумеется, но при условии, что товарищ наверняка будет спасен. Но прыгать в бушующую воду, в опасную воронку, когда есть предположение, что он тоже окажется жертвой, ни один посек в мире не разрешит.

И теперь зададим вопрос: товарищ упал в воду, и вдруг показался плавник акулы. Зубастая пасть разинута, страшно смотреть… Разве человек, оставшийся на берегу, прыгнет в пасть акулы, чтобы спасти товарища? Что здесь имеется в виду? Не секрет, что средства массовой информации, укомплектованные ведущими радио и телепередач, не соблюдающими заповеди Торы, видят свое предназначение в том, чтобы оттеснить переворот в традиции и вере, настигающий их. Они видят себя защитниками вчерашнего мира, и приверженность этому толкает их на все: на распространение клеветы, на насмешки над традицией, духовным наследием и над святынями Исраэля, и они готовы дать трибуну каждому подстрекателю. И все под маской плюрализма, открытости, права общественности на информацию, но вся эта правдивость исчезает, когда на чашу кладутся их интересы. Но оставим их, вопрос не в том. Мы привыкли к этому, к тому же выбор в наших руках: переведем регуляторы на одну из религиозных станций, которые были закрыты прежним правительством.

Вопрос в том, что подобные передачи волнуют многих слушателей. Они звонят, чтобы отреагировать, и зачастую подливают масло в огонь — еще кусок мяса для дежурной акулы. Ибо во владении микрофоном ведущий чувствует себя, как рыба в воде, и издевается над своей жертвой отточенными насмешками, полными яда, обрывая его по своему желанию, и тогда слушатель, обиженный и растерянный, остается стоять над могильным холмом своих хороших намерений.

Но никто пока не победил кого-то в споре. Спор — это проверенный рецепт для обострения противостояния, впадения в экстремизм и ожесточение. Святой гаон, рав Дискин, благословенна память праведника, нашел это в нашей главе. Эвель был пастухом, и у него был конфликт с Каином, человеком поля, обрабатывавшем землю. «И сказал Каин Эвелю, брату своему. И когда были они в поле, восстал Каин на брата своего и убил его». Что делал Эвель в поле, месте, принадлежащем Каину? Комментирует рав Дискин, благословенна память праведника: вначале спорил Каин с Эвелем: И сказал Каин Эвелю, брату своему». Что должен был сделать Эвель? Не обращать внимания! Но он решил убедить брата в своей правоте и пошел во владение Каина, чтобы спорить с ним. И не знал, что спор не убеждает, наоборот: спор разжигает злое начало, загоняет в угол, вызывает ответную реакцию, а конец оказался горьким… Извлечем урок из этой главы. Большинство людей, живущих в стране Исраэля, верующие. Ходят в синагоги, привязаны к традиции и духовному наследию, кто больше, кто еще больше… И если ответственные лица сочли нужным поставить вести передачу атеиста и человека низкого, насмешника и зубоскала, то что нам искать там?! Зачем нам слушать их, пусть сами кушают свой яд, соберут на свои передачи единомышленников, похожих на них, и болтают, что хотят. У нас есть — пока — достаточно станций, с симпатичными ведущими и еще более симпатичными слушателями, а ведущие вчерашнего мира пусть останутся забаррикадированными в своих гетто! (Мааян ашавуа) Суббота — ключ к Ган Эдену «И благословил Б-г день седьмой и освятил его»(Берешит3:4) О какой святости здесь говорится? Рабейну Ицхак Арама, благословенна память праведника, привел в своей книге (Акедат Ицхак, Ворота 5) слова молитвы: «Ты освятил день седьмой ради Имени Твоего, цели сотворения неба и земли».

Но действительно ли намерение сотворения неба и земли было только ради субботнего дня? Пример, на что это похоже. На богача, который передал жене ключи от своего сейфа. Сам ключ, даже если он сделан из чистого золота, стоит несколько сот шекелей. А если он оправлен бриллиантами, тысячи шекелей. Но на самом деле он стоит миллионы. Ибо все сокровища сейфа зависят от него. Так и суббота: она — подобие будущего мира (Трактат Брахот, 57). То есть каждый соблюдающий субботу в соответствии с алахой, удостаивается мира, который весь — суббота (Трактат Тамид, 33), она — ключ к Ган Эдену. А Ган Эден — конечно же «цель сотворения неба и земли».

В этом заключается объяснение тех слов Гмары (ТрактатШабат, 29:2) которые сказал Святой, благословен Он, Моше: «Хороший подарок есть у меня в сокрытом доме, и суббота — имя его, и Я хочу дать ее Исраэлю, иди и сообщи им об этом». Но для чего им знать об этом изначально, когда будет дана им суббота, увидят они ее благо и красоту. Однако, когда увидят и испытают ее благость, будет у них знание, что она еще чудеснее, поскольку она — ключ к сокрытому дому, и это тоже надо знать.

В святом «Зоаре» сказано, что мудрецов называют именем «суббота». И глубокая идея заключена в этом: как в субботу отдыхают от работы и не зарабатывают, но все будние дни благословляются от нее и для нее («Зоар»), так и в случае, когда человек посвящает время изучению Торы, он не зарабатывает, однако весь его заработок благословляется от этой учебы.

И на эту тему рассказ гаона, раби Йосефа Адас, благословенна память праведника: уроки одного из больших равов в Арам Цова посещал жестянщик, который был благословен талантами. И было у него в обычае меньше заниматься работой, а больше сидеть в ешиве, умножая мудрость и знания. Было у него много детей, и он хорошо зарабатывал своим ремеслом. Однажды родились у него близнецы, и он перестал приходить на урок. Решил посвятить больше времени работе, так как умножились нужды семьи.

Послал к нему рав свою дочь с большим субботним самоваром. Осмотрел его жестянщик и спросил: «А где же течь?» «Нет в нем течи, — ответила она, — но у нас дома бывает много гостей, и нет достаточно горячей воды. Послал меня папа попросить, чтобы ты сделал в самоваре еще один кран, чтобы можно было наполнить больше стаканов»… Поднял жестянщик удивленные глаза: «Если воды недостаточно, надо купить самовар побольше или еще один самовар. Но что пользы от еще одного крана, разве количество воды увеличится?!» «Не знаю, — сказала дочь рава, — я передаю тебе просьбу моего отца».

Понял жестянщик, что это неспроста. Встал и пошел к раву. Объяснил, что добавочный кран не решит проблему. Нужно увеличить объем.

«И я полагал также, — удивил его рав, — но добавочный кран я решил заказать в соответствии с твоим методом»… «То есть?» — удивился жестянщик.

«Разве ты не понимаешь, что заработок отмерен в Рош ашана. Но на нас возложена обязанность прикладывать старание, чтобы притянуть его к нам.

На что это похоже — на самовар, наполненный водой, и надо лишь открыть его кран. Ты полагаешь, что должен больше зарабатывать. Ладно. Но что ты должен сделать: увеличить объем, чтобы стало больше воды. Каким образом? Добавляя заслуги, увеличивая изучение Торы, ты собираешь для себя больший заработок. Как мы учили (Трактат "Авода зара”, 19), что каждому занимающемуся Торой, сопутствует успех в имуществе. А что ты сейчас сделал, уменьшил Тору и открыл добавочный кран в виде дополнительных часов работы».

И еще привел рассказ на эту тему. Один из жителей Арам Цова посещал урок рава, два часа после утренней молитвы ежедневно.

Однажды он перестал приходить. Извинился и сказал, что покупатели, видя по утрам его закрытый магазин, идут к конкурентам. И он сам убедился, что в последнюю неделю, когда магазин открывался раньше, в нем было полно покупателей.

Попросил рав: «Сделай точный подсчет, сколько ты заработал на этой неделе».

Подсчитал и принес счет раву.

Сказал ему рав: «Возвращайся к учебе и открой магазин позже, как ты делал это до сих пор. А в последнюю неделю года сделаем точный подсчет, и то, что будет недоставать у тебя из-за учебы, я обязуюсь оплатить».

Согласился он. Уверен был в благословении рава, полагал, что не уменьшится количество покупателей. Однако все было не так. Покупателей стало меньше, а когда подсчитал доход, разница оказалась большой. Огорчился, но соглашение есть соглашение, и он принос итоги раву. Потемнело в глазах рава, но соглашение есть соглашение. Одолжил деньги и оплатил разницу. Через час продавец вернулся и возвратил ему все деньги полностью. Рассказал, что в последний час пришел к нему торговец и купил у него товар в огромном количестве.

Это покрыло всю разницу, и даже более того.

Сказал рав: «Ты теперь видишь явно, что все это — дело сатана. Обеспечение человека отмерено ему с Рош ашана и до Рош ашана, и то, что отмерено, он получит. Но сатан хочет, чтобы человек уменьшил учебу Торы и умножил занятие работой, однако обман зрения полагать, что из-за учебы Торы появляется недостаток. И поскольку ты устоял в испытании, в ближайший Рош ашана тебе обязательно вернут недостающее, и ты ничего не потерял — только выиграл часы изучения Торы». (Авотейну сипру лану, Бикурей Реувен)