Суббота, 2018.09.22, 06:56

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей

Нет права отделиться. Ки тиса


 «Оцарот» — Нет права отделиться. Ки тиса

«А Моше взял шатер и вынес его за пределы стана» (Ки тиса, 33:7)

Сорок дней отсутствовал Моше рабейну, а возвратился к другому народу. Не узнал его. Телец и пляски. Ужас. Перед грехом они смотрели на сияние Шхины и не дрожали, а после греха не могли смотреть даже на сияние лица Моше.

Перелом был настолько велик, разочарование настолько горьким, что Моше рабейну, верный руководитель, взял шатер и вынес его за пределы стана, отдалился. «И было: каждый ищущий Ашема выходил к Шатру откровения за пределы стана»

Гмара в конце трактата «Брахот» (63) рассказывает о реакции Святого, благословен Он, на это: сказал Святой, благословен Он, Моше: «Теперь скажут, что рав сердится, и ученик сердится, а что будет с Исраэлем? Скажи, возвращаешь ли ты Шатер на место. Если нет, Иеошуа бин Нун займет твое место!»

Ужасно: у руководителя нет права злиться и разрывать связи. Если бы Моше рабейну не вернул Шатер в стан, был бы отстранен от своей должности.

Это верно относительно руководителя, и верно в отношении к родителям: пусть сын сделает то, что сделает, даже золотого тельца, родители остаются родителями. И они обязаны быть с сыном, в хорошем и плохом. С одним условием: что он не портит своих братьев. Ишмаель хотел испортить Ицхака, и был изгнан. Но Эсав не мешал Яакову сидеть в шатрах Торы, и наш праотец Ицхак приближал его. Повторяющиеся в его речи, обращенной к Эсаву, слова — «сын мой», означает приближение.

Праведник, раби Шломке из Звеиля, благословенна память праведника, короновал каждого еврея словом «праведник». Ведь написано в пасуке ясно: «А народ Твой все праведники» (Ишайя, 60:21).

В Звеиле жил один ассимилированный еврей, повернувшийся спиной к вере и религии, и даже к общине и своему народу. Пресмыкался перед властями, примкнул к ним и снискал себе ненависть, проклятия и оскорбления.

Однажды он подвел радостный итог: нет ни одного еврея, избежавшего его сетей — успех полный!

Но вдруг его ударило: всю мелкую рыбешку он поймал, а кита упустил…

Еврей с самым большим доходом, не платящий ему ни гроша налогов это раби!

Большая толпа людей, ищущих спасения и украшающих его золотыми монетами, стоят у входа к раби. Правда, говорят, что ни один грош не ночует у раби. Этот грош он берет, а тот отдает, этот дарит, а тот принимает, но по какому праву уклоняется он от налогов?! Пусть вначале отделит налог, как полагается по закону, а потом жертвует, сколько хочет.

Надо потребовать от него вести учет доходов и расходов, с квитанциями, как это делает бизнесмен, а если откажется — наложить на него штраф. Он не выше закона!

И сразу же соединил решение с делом.

Вооружился ручкой и книгой проверки и поспешил к раби.

В субботний полдень…

Раби сидел за столом, окруженный хасидами, поющими субботние песни. Вдруг запахло дымящейся сигарой.

Услышал раби громкие крики: «Вон отсюда, наглец! Нашел время… пришел провоцировать, сейчас мы тебе покажем»!»

Поднял раби брови.

Он ничего не понял. Знаком показал, чтобы сделали ему проход посмотреть, отчего поднялась суматоха.

Люди расступились и он увидел возмущенного вероотступника.

«Что хочет праведник?» — приветливо поинтересовался раби.

Тотчас послышались громкие протесты: «У всего есть границы! Разве он тоже праведник? Когда раби называет нас праведниками, мы терпим, но он??? И сейчас? Во время провокации и издевательства, грубого осквернения субботы?»

Поднял раби руку, чтобы замолчали.

Сказал он: «Но ведь не на меня ваши жалобы. Написанное свидетельствует о нас: "А народ Твой — все праведники. Но у этого еврея есть вопрос к этому пасуку, а у меня нет ответа.

Все верно. Но лучше пусть будет вопрос об еврее, но не о пасуке”… (Мааян а-эмуна)