Пятница, 2024.04.19, 01:22

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
«ТЕЦАВЭ»

«Пусть добрым будет ум у вас, 
а сердце умным будет»

И обратись ко всем мудрым сердцем, 
кого Я наполнил духом мудрости. 
Шмот, 28:3


Самуил Яковлевич Маршак, потомок знаменитого еврейского мудреца раби Койдановера, несомненно выразил своей замечательной строкой еврейскую идею. Вот только отчего именно сердце нуждается в мудрости? 
Ответ даёт Пятикнижие в главе «Ки тиса»: «И в сердце каждого мудрого сердцем поместил Я мудрость» (Шмот, 31:6). 
Правда, он не очень понятен, коль скоро он уже мудр сердцем, то в чём ценность подарка?! Вспомним, что мудрейший из людей, царь Шломо, попросил у Всевышнего именно этот не самый популярный на ярмарке тщеславия товар: 
«Даруй же Твоему рабу разумное сердце… чтобы различать между добром и злом» (Млахим I, 3:9). 
Но воистину удивительной была реакция Всевышнего на эту просьбу: 
«И сказал ему [Шломо] Всесильный: «За то, что этого просил ты, и не просил долгой жизни, не просил себе богатства, не просил жизни твоих врагов, но просил себе разума, чтоб уметь судить… Я дам тебе сердце мудрое и разумное… и то, чего не просил. Я дам тебе, богатство и славу» (Млахим I, 3:11—13). 
Попробуем объяснить термин «мудрый сердцем». Сердце — генератор всех наших эмоций и желаний. Его мудрость означает стремление к Истине, как к единственной реальной ценности. Единственное мудрое желание — хотеть мудрость, то есть желать иметь возможность правильно оценивать всё окружающее по двубальной системе: Истина — Ложь. Конкретнее: Ноль или Один, Иллюзия или Реальность. 
Давать мудрость тому, для кого притягательность материальных ценностей самих по себе всё ещё не поблекла, — бессмысленно. Такая мудрость, разбавленная эгоистическими желаниями, превратится в обыкновенную житейскую хитрость. И потому лишь в чистое сердце, чьё единственное желание — Истина, поселяет Всевышний своё настоящее сокровище — Мудрость. 
Какой вывод можно сделать из… несказанного

На сей раз наш комментарий (его автор Виленский Гаон) будет касаться в Торе ненаписанного. «Опущенное» Пятикнижием — а в данном случае речь идёт о неупоминании в главе «Тецавэ» имени нашего учителя Моше. 
Дело в том, что эта глава всегда читается в районе 7-го числа последнего зимнего месяца адара. А 7 адара — это день рождения и смерти (они у великих праведников, как мы уже отмечали, совпадают) Моше-рабейну. Так вот, в отличие от религий, которые выстраиваются персонально (иногда даже «нон грата»), Тора (которая религией быть не может ни в коей мере) через подобное неупоминание подчёркивает, что её фундамент много шире. «Здание иудаизма» стоит на «Синае». И как бы ни был уважаем и почитаем тот или иной еврей (а уж кто более велик, нежели Моше), не на нём строится еврейская жизнь. И вместе с упомянутой в Торе неопределимостью (для нас) местонахождения могилы Моше, умалчивание его имени в «его» недельной главе — прямое свидетельство чистейшего монотеизма «без посредников». 
У нас в результате появилась возможность ответить на вопрос: «Отчего в повествовании об Исходе, читаемом в пасхальную ночь, не упомянут Моше рабейну?» 
Разговор об Исходе без определения места Моше, в принципе, беспредметен. И тем не менее, наши мудрецы, составившие для нас порядок проведения пасхальной ночи, пошли на это «неупоминание» ради чистоты еврейской традиции. Подобно Творцу, поместившему в Свою Тору слова: «И умер там Моше, раб Всевышнего, и был похоронен… и никто не знает места погребения его до сего дня» (Дварим, 34:5,6), мудрецы, рассказывая об Исходе, говорят только о Всевышнем и Его действиях ради народа Израиля. Моше не случайно назван раб (работник) — всё, сделанное им, было видимо совершено Создателем. И потому ни в пространстве (место захоронения), ни во времени (день рождения) Моше не занимает собственного места. 

ШАБАТ ШАЛОМ И ПУРИМ САЕМАХ!

р.М-М.Гитик