«Тазрия 5771»
Глава «Тазриа» посвящена духовной язве цараат во всех её видах, чья нечистота столь велика, что мудрецы определяют: «поражённый цараат подобен мертвецу» (Вавилонский Талмуд, Трактат «Недарим», 64:2). Поражённый нечистотой этой язвы обязан покинуть стан Израиля, и находится в негордом одиночестве. Тазриа – «посеет» – говорит о семени, росте, рождении. Как же название соответствует главе? Раби Менахем-Мендл Шнеерсон объясняет, что таким образом мудрецы намекают на внутренний смысл всех наказаний – исправление и милосердие. Всесильный желает очистить человека, избавить его от всевластия эгоизма. Самые суровые наказания, включая смерть, имеют своим назначением конечное благо – самого человека с точки зрения вечности. Оттого именно эта недельная глава, почти целиком посвященная язвам и нечистоте, с ними связанной, называется «Посеет». Ведь задача духовных и телесных недугов одна – посеять и взрастить внутри человека новое мироощущение, дабы родился новый еврей – чище и лучше прежнего. Именно так выглядит и объяснение внутреннего смысла галута (времени, когда Всесильный скрыт, невиден). Здесь, в кромешной духовной тьме, мы сеем мицвот и добрые дела, зачастую получая взамен от жизни неприятности. И весь этот процесс рождения Геулы (времени, когда Всесильный открыт, ощутим) подобен процессу превращения зёрнышка в налитый зерном колос, где, прежде всего происходит скрытая от дурного глаза «подземная» часть работы – залог надземной спелости и колосистости.
Весь покрылся «беленью» -
чист!
«Весь стал белым – чист он»
Ва-йикра, 13: 9
Среди законов о язвах появляется закон,
который не может не вызвать удивления. Если на одной из частей тела появляется
язва цараат типа «сеэт», «сапахат» или белый
волосяной покров – человек становится ритуально нечистым, тамэ. Но если «покрыла цараат его всего», то по закону – «он очистил эту язву», и Тора подчёркивает снова: «весь покрылся (превратился) белым – чист он».
Наше недоумение очевидно – отчего поражение
части тела приводит к нечистоте, а поражение всего тела переводит его в статус чистоты?!
Существует два возможных ответа на этот вопрос:
1)
Таково решение Всевышнего выходящее за рамки любых человеческих
возможностей восприятия.
2)
Существует возможность разумного объяснения данного закона. Если цараат
поражает часть человеческого организма, то очевидно, что это – заболевание. Но
если всё тело приобретает такой вид, то это доказывает, что таково его
естественное состояние.
Интересно, что Талмуд использует этот закон
при обсуждении сюжетов прихода Геулы. При этом язвы символизируют нарушения и
ошибки. Говорит Гмара (Трактат «Санhедрин», 97:1):
«Не придёт сын Давида,
пока не правратятся все царства в злодейские». То есть абсолютная власть Зла (Отрицание Истины) в мире очевидный
знак близкого Избавления. И доводом в пользу такого мнения, и является закон «весь стал (правратился) белым – чист он».
И снова напрашивается
вопрос: «Каким образом столь низкое духовное положение мира свидетельствует о близком духовном
рассвете? Как время внешнего торжества Зла оказывается самым подходящим для
Избавления?»
Любавический ребе полагает, что можно
использовать два уже сформулированных
мудрецами, приведённых нами ответа. Первый из них неконструктивен – не следует искать рацио в божественном и просто
таково желание Создателя, чтобы Геула пришла вопреки (не завися от)
обстоятельствам.
Второй из ответов,
подчёркивает рав Шнеерсон, позволяет увидеть положительную сторону
происходящего. Если Зло овладевает всем
миром и неприкрыто властвует над ним, то это значит, что роль серого
кардинала, анонимно, не афишируя себя, управляющего всем, стала невозможной. А
это, в свою очередь означает, что изнутри мир уже исправлен, в нём нет
внутреннего места для плохого. Ведь не «от хорошей жизни» Зло вышло наружу,
сняв маскировку «под Добро».
Сегодня мир уже
внутренне готов принять Геулу и наши глаза (дай Б-г поскорее) увидят
обещанное пророком Цфанией (3: 9):
«Тогда обращу язык народов взывать просто к
Всевышнему и работать на Него сообща!»
Всякий раввин нуждается в…
раввине
«И увидел коhен… лишай он и расцвёл он на коже и чист он»
Ва-йикра, 13:39
Рав Моше Файнштейн задаёт вопрос: «Отчего
следует показывать лишай коhену, если заведомо чист он? «Лишь для
того» - отвечает он – «чтобы указать мудрецу на необходимость задать вопрос
другому «коhену», в случае вопроса, и ни в коем случае не решать самому о
себе!».
Радость, убирающая границы.
Всё
способствующее течению жизни доставляет удовольствие. Чистый воздух, еда, близость между мужем и женой. Единственным исключением
(декларированным в Торе) являются… роды. Появление новой жзини
не только сопряжено с муками роженицы «И
в печали будешь рожать» (Бе-рейшит, 3:16), но и делает женщину ритуально
нечистой. Причина тому – причина всех причин Зла – вкушение запретного
плода в Эденском саду.
В
этом промахе роли мужчины и женщины (мужского и женского начала, функций
давания и принятия) принципиально ассиметричны. Женщина
стала причиной смерти для себя и для
своего мужа. С того самого момента любое рождение – это рождение не только жизни, но и смерти. Зло изначально присутствует даже
в самом светлом и чистом – рождение жизни.
И поскольку
причина всех причин нечистоты – смерть (труп), то естетственно, что
появление жизни, а с нею вместе и смерти
– это появление и нечистоты. Теперь становится понятной связь между брит-милой (обрезанием) и
ритуальной нечистотой роженицы. Вступление новорожденного в союз вечности не
только высвобождает его из ограниченности смерти, но и является причиной всепобеждающей радости и
для матери, именно в этот момент ставшей
причиной жизни без смерти. Мудрецы эту
причину её чистоты рисуют в мидраше: «Все рады, отчего только она (мать) должна пребывать в
грусти».
Три – не – единство
Человек,
у которого будет на коже
плоти его.
Ва-йикра,
13:2
Объясняет раби
Мордехай ґа-Коґэн: «Три фразеологических оборота использует Тора, говоря о
язвах: «Человек, у которого будет на коже плоти его» (Ва-йикра, 13:2), «Язва
цараат, если будет у человека» (Ва-йикра, 13:9), «И плоть, на коже которой
будет моровая язва (шхин)» (Ва-йикра, 13:18). И соответствуют они трём уровням
злоязычия.
В первом случае
говорится о двукратной изоляции. Во втором требуется одна изоляция, а в третьем
нет изоляции вовсе.
Три этих вида
следующие:
Первый – касается
говорившего плохое без злого умысла, не желая навредить, а лишь «красного
словца ради». Его язва поверхностная «на коже плоти», оттого – «и
изолировал его коґэн», так как у него есть шанс избавиться от язвы. Если
первая изоляция не помогла, «и изолировал его… во второй раз», и,
пройдя через изоляцию и молчание, «излечится» от вредной привычки и не будет
более «вставлять свои пять копеек» в сплетни и злоязычие.
Второй – касается
того, для кого «смешивать людей с грязью» стало второй натурой: «язва
цараат, если будет у человека». Его исправление много тяжелее, чем в
первом случае, но и для него есть надежда, и потому: «и изолировал его
коґэн» единожды, на случай исправления в результате одной попытки.
Третий и самый
тяжелый из случаев – еврей, для которого злоязычие – органическая часть его
личности, и его намерение плохими словами нанести вред: «И плоть, на коже
которой будет шхин». В этом «неоперабельном» случае временные меры бесполезны,
для него преступление – привычное легитимное времяпровождение. Вернувшись из
«изолятора» он, естественно, (злоязычие стало частью его естества!) вернётся к
клевете и наветам, а потому: «в одиночестве, вне лагеря будет [место] его
сидения… все дни пока язва в нём». (Ва-йикра, 13:46)
Обратим внимание,
что в первом случае «человек» в начале, во втором – в конце, в третьем
же есть только «плоть».
|