Понедельник, 2018.12.10, 17:42

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей

«Тазрия 5771»


Глава «Тазриа» посвящена духовной язве цараат во всех её видах, чья нечистота столь велика, что мудрецы определяют: «поражённый цараат подобен мертвецу» (Вавилонский Талмуд, Трактат «Недарим», 64:2). Поражённый нечистотой этой язвы обязан покинуть стан Израиля, и находится в негордом одиночестве. Тазриа – «посеет» – говорит о семени, росте, рождении. Как же название соответствует главе?

Раби Менахем-Мендл Шнеерсон объясняет, что таким образом мудрецы намекают на внутренний смысл всех наказаний – исправление и милосердие. Всесильный желает очистить человека, избавить его от всевластия эгоизма. Самые суровые наказания, включая смерть, имеют своим назначением конечное благо – самого человека с точки зрения вечности. Оттого именно эта недельная глава, почти целиком посвященная язвам и нечистоте, с ними связанной, называется «Посеет». Ведь задача духовных и телесных недугов одна – посеять и взрастить внутри человека новое мироощущениедабы родился новый еврей – чище и лучше прежнего.

Именно так выглядит и объяснение внутреннего смысла галута (времени, когда Всесильный скрыт, невиден). Здесь, в кромешной духовной тьме, мы сеем мицвот и добрые дела, зачастую получая взамен от жизни неприятности. И весь этот процесс рождения Геулы (времени, когда Всесильный открыт, ощутим) подобен процессу превращения зёрнышка в налитый зерном колос, где, прежде всего происходит скрытая от дурного глаза «подземная» часть работы – залог надземной спелости и колосистости.


Весь покрылся «беленью» - чист!

                                                                     «Весь стал белым – чист он»

                                                                                          Ва-йикра, 13: 9

 Среди законов о язвах появляется закон, который не может не вызвать удивления. Если на одной из частей тела появляется язва цараат типа «сеэт», «сапахат» или белый волосяной покров – человек становится ритуально нечистым, тамэ. Но если «покрыла цараат его всего», то по закону – «он очистил эту язву», и Тора подчёркивает снова: «весь покрылся (превратился) белымчист он».

Наше недоумение очевидно – отчего поражение части тела приводит к нечистоте, а поражение всего тела переводит его в  статус чистоты?!

Существует два  возможных ответа на этот вопрос:

1)  Таково решение Всевышнего выходящее за рамки любых человеческих возможностей восприятия.

2)      Существует возможность разумного объяснения данного закона. Если цараат поражает часть человеческого организма, то очевидно, что это – заболевание. Но если всё тело приобретает такой вид, то это доказывает, что таково его естественное  состояние.

Интересно, что Талмуд использует этот закон при обсуждении сюжетов прихода Геулы. При этом язвы символизируют нарушения и ошибки. Говорит Гмара (Трактат «Санhедрин», 97:1):

«Не придёт сын Давида, пока не правратятся все царства в злодейские». То есть абсолютная власть Зла (Отрицание Истины) в мире очевидный знак близкого Избавления. И доводом в пользу такого мнения, и является закон «весь стал (правратился) белымчист он».

        И снова напрашивается вопрос: «Каким образом столь низкое духовное положение  мира свидетельствует о близком духовном рассвете? Как время внешнего торжества Зла оказывается самым подходящим для Избавления?»

 Любавический ребе полагает, что можно использовать два уже  сформулированных мудрецами, приведённых нами ответа. Первый из них неконструктивен – не  следует искать рацио в божественном и просто таково желание Создателя, чтобы Геула пришла вопреки (не завися от) обстоятельствам.

        Второй из ответов, подчёркивает рав Шнеерсон, позволяет увидеть положительную сторону происходящего. Если Зло овладевает всем  миром и неприкрыто властвует над ним, то это значит, что роль серого кардинала, анонимно, не афишируя себя, управляющего всем, стала невозможной. А это, в свою очередь означает, что изнутри мир уже исправлен, в нём нет внутреннего места для плохого. Ведь не «от хорошей жизни» Зло вышло наружу, сняв маскировку «под Добро».

        Сегодня мир уже внутренне готов принять Геулу и наши глаза (дай Б-г поскорее) увидят обещанное пророком Цфанией (3: 9):

        «Тогда обращу язык народов взывать просто к Всевышнему и работать на Него сообща

 

Всякий раввин нуждается в… раввине

                                                                «И увидел коhен… лишай  он  и расцвёл он на коже и чист он»

                                                                                          Ва-йикра, 13:39

 Рав Моше Файнштейн задаёт вопрос: «Отчего следует показывать лишай коhену, если заведомо чист он? «Лишь для того» - отвечает он – «чтобы указать мудрецу на необходимость задать вопрос другому «коhену», в случае вопроса, и ни в коем случае не решать самому о себе!».

  

Радость, убирающая границы.

         Всё способствующее течению жизни доставляет удовольствие. Чистый  воздух, еда, близость между мужем  и женой. Единственным исключением (декларированным  в  Торе) являются… роды. Появление новой жзини не только сопряжено с  муками роженицы «И в печали будешь рожать» (Бе-рейшит, 3:16), но и делает женщину ритуально нечистой. Причина тому – причина всех причин Зла – вкушение запретного плода  в Эденском саду.

 В этом промахе роли мужчины и женщины (мужского и женского начала, функций давания  и  принятия) принципиально ассиметричны. Женщина стала причиной смерти для  себя и  для  своего мужа. С того самого момента любое  рождениеэто рождение  не только жизни, но и  смерти. Зло изначально присутствует даже в самом светлом  и  чистом – рождение  жизни.

И поскольку причина всех причин нечистоты – смерть (труп), то естетственно, что появление  жизни, а с нею вместе и смерти – это появление и нечистоты. Теперь становится понятной  связь между брит-милой (обрезанием) и ритуальной нечистотой роженицы. Вступление новорожденного в союз вечности не только высвобождает его из ограниченности смерти, но и  является причиной всепобеждающей радости и для матери, именно в этот момент ставшей  причиной жизни без смерти. Мудрецы эту  причину её чистоты рисуют в мидраше: «Все рады, отчего только она (мать) должна пребывать в грусти».

 

Три – не – единство

Человек, у которого будет на коже плоти его.

Ва-йикра, 13:2

Объясняет раби Мордехай ґа-Коґэн: «Три фразеологических оборота использует Тора, говоря о язвах: «Человек, у которого будет на коже плоти его» (Ва-йикра, 13:2), «Язва цараат, если будет у человека» (Ва-йикра, 13:9), «И плоть, на коже которой будет моровая язва (шхин)» (Ва-йикра, 13:18). И соответствуют они трём уровням злоязычия.

В первом случае говорится о двукратной изоляции. Во втором требуется одна изоляция, а в третьем нет изоляции вовсе.

Три этих вида следующие:

Первый – касается говорившего плохое без злого умысла, не желая навредить, а лишь «красного словца ради». Его язва поверхностная «на коже плоти», оттого – «и изолировал его коґэн», так как у него есть шанс избавиться от язвы. Если первая изоляция не помогла, «и изолировал егово второй раз», и, пройдя через изоляцию и молчание, «излечится» от вредной привычки и не будет более «вставлять свои пять копеек» в сплетни и злоязычие.

Второй – касается того, для кого «смешивать людей с грязью» стало второй натурой: «язва цараат, если будет у человека». Его исправление много тяжелее, чем в первом случае, но и для него есть надежда, и потому: «и изолировал его коґэн» единожды, на случай исправления в результате одной попытки.

Третий и самый тяжелый из случаев – еврей, для которого злоязычие – органическая часть его личности, и его намерение плохими словами нанести вред: «И плоть, на коже которой будет шхин». В этом «неоперабельном» случае временные меры бесполезны, для него преступление – привычное легитимное времяпровождение. Вернувшись из «изолятора» он, естественно, (злоязычие стало частью его естества!) вернётся к клевете и наветам, а потому: «в одиночестве, вне лагеря будет [место] его сидения… все дни пока язва в нём». (Ва-йикра, 13:46)

Обратим внимание, что в первом случае «человек» в начале, во втором – в конце, в третьем же есть только «плоть».