Пятница, 2024.04.19, 09:49

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

Рабби ЭЛИЭЗЕР бен ОРКАНОС

Раби Элиэзер бен Орканос (р. Элиэзер Агадоль) – один из выдающихся мудрецов Израиля всех времен. Ученик р. Йоханана бен Закая.

В книгах кабалы указывается, что он был воплощением души Реувена, первенца праотца Яакова. По материнской линии он происходил из рода Моше (Седер адорот).

В юности р. Элиэзер работал с братьями на полях отца, крупного землевладельца, и начал изучать Тору лишь в возрасте 22 лет, когда, несмотря на противодействие семьи, пришел в иерусалимскую ешиву р. Йоханана бен Закая (Авот дераби Натан 6:3). Опираясь на свою исключительную память, он стремительно совершенствовался. Рабан Йоханан бен Закай говорил о нем: «Раби Элиэзер бен Орканос подобен оштукатуренному водоему, который не теряет ни капли» (Авот 2:8). Он стремился перенять также и нравственные качества своего наставника. В трактате Сукка (28а), где перечислены выдающиеся особенности р. Йоханана (см. в статье о нем), сказано: «И раби Элиэзер, его ученик, во всем поступал, как он». Талмуд свидетельствует, что «всю жизнь р. Элиэзер сверял каждое свое слово с тем, что слышал от своего наставника» (Йома 66б).

Вскоре рабан Йоханан бен Закай мог сказать: «Если всех мудрецов Израиля поместить на чашу весов, а Элиэзера бен Орканоса – на другую, его чаша перетянет» (Авот 2:8).

Вместе с р. Йеошуа р. Элиэзер вынес своего учителя из осажденного Иерусалима (Гитин 56а). После разрушения Храма он принимал участие в деятельности Санхедрина в Явнэ (Санхедрин17б).

Впоследствии р. Элиэзер основал собственную ешиву в г. Лоде. Ближайшими его учениками былигер Ункелус (см.) и раби Акива (см.), которого он обучал также сокровенной части Торы. Своим навыкам в практической кабале р. Акива обязан именно урокам р. Элиэзера (Санхедрин 68а).

В мидраше повествуется, что, когда р. Элиэзер обучал людей Торе, «его лицо светилось, как лицо Моше, спустившегося с Синая». Известно, что раби Йеошуа, верховный судья Израиля, целовал камень, на котором сидел р. Элиэзер во время своих уроков, – он говорил: «Этот камень подобен горе Синай, а тот, кто сидел на нем, подобен Ковчегу Завета» (Седер адорот).

Законодательные решения раби Элиэзера пользовались особым авторитетом – в Талмуде сказано: «Стих Торы «Правды, правды ищи!» (Дварим 16:20) подразумевает, что истец должен обращаться со своим делом в лучший из возможных судов, например, к раби Элиэзеру в Лод» (Санхедрин 32б).

В Мишне приведено свыше 300 алахот (законодательных решений), переданных от имени р. Элиэзера – Мишна даже начинается с его изречения (Брахот 1:1). Однако его мнение, как правило, отличается от точки зрения большинства мудрецов, т.к. по своим взглядам, он был близок к школе Шамая (Раши на Шабат 130б).

В трактате Бава меция (59б) рассказывается: во время одной из дискуссий, когда мудрецыСанхедрина отказались принять точку зрения р. Элиэзера несмотря на то, что он привел все возможные доказательства, – р. Элиэзер призвал на помощь силы природы. Подтверждая истинность его мнения, огромное рожковое дерево переместилось на расстояние в 100 локтей, а ручей понес свои воды в обратном направлении. Однако мудрецы возразили, что подобные явления не могут служить доказательством истинности закона. Раби Элиэзер сказал: «Если закон соответствует моему мнению, пусть докажут это стены дома учения». Стены начали накреняться и остановились только по приказанию раби Йеошуа, который отстаивал противоположную точку зрения. И тогда раздался Голос с Небес, возгласивший: «Ну, что вы тягаетесь с раби Элиэзером – ведь закон во всех случаях соответствует его мнению!». Но раби Йеошуа возразил: «Тора не на Небесах, она уже дана нам с горы Синай, – и в Торе написано: «Следуй за большинством» (Шмот 23:2).

И поскольку р. Элиэзер отказался принять мнение большинства мудрецов, он был подвергнут отлучению и последние годы жизни провел в одиночестве. С этим конфликтом, по мнению некоторых комментаторов, связано высказывание р. Элиэзера, приведенное в трактате Авот(2:10): «Обогревайся у очага мудрецов, но будь осторожен, чтобы не обжечься его углями, – ведь… каждое их слово – пылающий уголь».

Раби Элиэзеру принадлежит и другое знаменитое изречение (Авот там же): «Раскайся за день до смерти» (а поскольку человеку неизвестен день своей смерти, он должен совершать раскаяние изо дня в день).

В Талмуде рассказывается: в час смертельной болезни мудрецы пришли навестить р. Элиэзера, и он предрек, что многие из них будут казнены, и самой тяжелой будет казнь, которой подвергнут р. Акиву, – ведь он был способен воспринять от р. Элиэзера великие тайны Торы, но из-за отлучения не смог воспользоваться этой возможностью.

Увидев, что р. Элиэзер при смерти, мудрецы спросили, готов ли он принять мнение большинства по ряду спорных законов, но он остался при своем мнении, – «и его душа вышла» (Санхедрин68а).

Рассказывается (там же), что, следуя за похоронной процессией, р. Акива в отчаянии наносил себе кровавые раны и взывал: «Отец мой, отец мой! Колесница Израиля!.. Как много вопросов у меня есть, но некому теперь их задать!».

После смерти р. Элиэзера отлучение было отменено, мудрецы снова стали изучать его изречения, и многие законы вновь были установлены в соответствии с его мнением (Нида 7б).

До нас дошел составленный р. Элиэзером сборник мидрашей, которое принято называть Пиркей дэраби Элиэзер: в сборник включены его комментарии и толкования событий, о которых рассказывается в Торе, – от Сотворения Вселенной до исхода евреев из Египта. К этой книге часто обращались мудрецы всех поколений, она стала источником многих законоположений и обычаев, – например, знаменитого обычая смотреть на ногти при свете свечи на исходе Шабата (авдала).