Вторник, 2024.03.19, 11:57

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
«ЛЕХ ЛЕХА» 

Авраґам как ультраконсерватор, или 
Этнографический комментарий РаМБаМа
«...тогда было начато обращение ко Всевышнему [через] Имя» 
Бе-рейшит, 4:26 
       Точка зрения, утверждавшая рождение «прогрессивного» монотеизма из «примитивного» многобожия царствовала в науке вплоть до середины прошлого века. Именно тогда, в 50-е годы, этнография похоронила эту «рождественскую», в смысле, христианскую, сказочку.
       Причём тут христиане, спросим мы? Именно им принадлежит сомнительная честь первооткрывателей «прогрессивности» монотеизма и, что не менее важно, охаивания своих конкурентов-язычников. Завоёвывая языческий мир, христианство видело себя несущим «благую весть» тем, кто погряз в «темноте и невежестве». 
       Классическая цивилизация дохристианского мира была во многом выше разрушивших её христианских империй позднего Рима и Византии. И с лёгкой руки христиан, подкреплённой тезисом Гегеля о всегдашнем и вездесущем прогрессе, прочно вошла в наше сознание бредовая идея «примитивизма» многобожия. 
       Дабы подчеркнуть вынужденную высокоцивилизованность языческого общества, приведём два примера. Если вы поклоняетесь звёздам, то вы, наверняка, большой знаток астрономии, а если силам природы — то основы физики (разложение сил) известны вам не понаслышке. 
       Понятно, что процесс придания самоценности силам этого мира приводит к увеличению числа «небожителей». Именно такой, отчасти естественный, процесс размножения богов-олимпийцев от не менее божественных родителей мы наблюдаем в «греческом зале». Путь от двух к четырём, восьми и шестнадцати тривиален и понятен. Но каким образом этот процесс «натурального размножения» вдруг пошёл вспять и вышел к числу Один? 
       Рав Моше Бен Маймон в своём вступлении к книге «Яд хазака» («Мишнэ Тора») объясняет, что в поколении Эноша появилась тенденция дробления восприятия Творца: 
«У Шета также родился сын, и он нарёк ему имя Энош; 
тогда было начато обращение ко Всевышнему [через] И м я».
       Раз появившись, идея посредничества в своём развитии дошла до признания автономности сил природы. Именно так появилось язычество. 
        Этнография более полувека тому назад подтвердила истинность вышесказанного. Дело в том, что исследователи обнаружили у всех без исключения народов — от африканских бушменов до индейцев в дебрях Амазонки — наличие веры в Первопричину. Помимо веры во всевозможных божков обязательно во всех культурах присутствует память о Начале. 
       А, следовательно, Авраґам, «развернувший знамёна монотеизма» воспринимался современниками как ретроград и ультраконсерватор, выступавший за отказ от современного образа жизни и развитой цивилизации в пользу примитивного, ничего не требующего от окружающего мира, сводящего всё сущее к Первопричине, — в пользу единобожия. 
       Обратим наше внимание на злободневность предыдущего абзаца. 

Дикий, дичайший!

«И сказал ей [Ґагари] ангел Всевышнего
«Вот ты беременна и родишь сына,
и наречёшь ему имя Имшаэль…
и будет он дикарь-человек…» 
Бе-рейшит, 16:11—12

       Эпизод, обсуждаемый в этом комментарии, имеет (как и всё в Торе) очень далеко идущие последствия. И все, как живущие, так и не живущие в Израиле, евреи могут оценить, во что нам обошёлся ниже обсуждаемый поступок Сарай. 
       В возрасте 75 лет Аврам получает приказ Всевышнего: «Иди!» И он идёт. В стране Кнаанской он живёт 25 лет, пока обещанное ему Всевышним рождение сына происходит. Только когда Авраґаму исполняется 100 лет, рождаётся у него Ицхак. Оцените этот «четвертак»: вы ждёте до 60 — тоже очень тяжело, но вы представьте, что вам 75, а ждать надо до 99, а «годы проходят, всё лучшие годы». 
       Но ещё прежде Аврама вспомним Сарай, слабую, хотя и лучшую часть человека. Что с ней все эти годы? Сарай, понятно, тоже не становится моложе, и вот ей уже 76 лет. За 13 лет до того, как Всевышний выполняет своё обещание, Сарай не выдерживает и даёт своему мужу Ґагар (кстати, фараоновскую дочку). Сама Сарай объясняет: «Быть может, выстрою я себе [потомство] от неё [Ґагар]» (Бе-рейшит, 16:2). 
       Комментарии, на которые я опираюсь, принадлежат раву Шимшону-Рафаэлю Ґиршу. 
       Если вы помните, Сара ведёт себя с Ґагарью, как «злая мачеха» с Золушкой. В чём смысл такого отношения? 
       Вечером с наступлением шабата принято благословлять детей. И что мы желаем нашим доченькам? Сходства и подобия прамамам: «Да уподобит тебя Всевышний Саре, Ривке, Рахели и Лее». Вот только у Израиля были ещё две прамамы — Билґа и Зилпа. Эти сводные сёстры Рахели и Леи — мамы четырёх колен нашего народа. Так отчего мы их не вспоминаем? Оттого, отвечает рав Ґирш, что нашим прамамам Рахели и Лее удалось то, в чём тщетно пыталась преуспеть Сарай. 
       Как можно родить себе ребёнка от чужой женщины (естественно, речь не идёт о суррогатном материнстве)? Для этого следует превратить эту женщину в своего психодвойника. Мы потому не вспоминаем Зилпу и Билґу, что Зилпа — психодвойник Леи, а Билґа — Рахели. (Этим объясняется, кстати, поведение Яакова, перенёсшего после смерти Рахели свою «штаб-квартиру» в шатёр Билґи. А «бунт» Реувена по этому поводу найдёт объяснение через «соперничество» Галута и Геулы, олицетворением которых были Рахель и Леа, ведь Реувен первенец Леи-Геулы, её начало). И угнетение Сарой Ґагари, и подчёркнутая «прислужливость» (в смысле профессии) Билґи и Зилпы — всё это укладывается в концепцию, выдвинутую равом Ґиршем. 
       В результате бунта Ґагари, её нежелания подчиняться и превращаться в Сарай, у неё рождается сын, которого Тора характеризует как «пэрэ-адам» — буквально: «дикий человек». Отмечу незаметное в русском переводе нарушение синтаксиса «лашон кодеш». На иврите прилагательное всегда (!) стоит вслед за существительным: утро доброе, дождь сильный, человек приятный и т. п. Исключение, сделанное Пятикнижием в данном случае, подчёркивает несомненное превосходство дикости Ишмаэля над его человеческими качествами. Понимание этой особенности арабского национального характера позволило бы израильским политикам сэкономить чернила и бумагу, использованные для подписания всевозможных соглашений с Абу Мазеном и его присными, а главное — дало бы возможность сохранить жизни людей, принесённых в жертву на алтаре «мирного процесса». Ишмаэльтяне в принципе, органически не способны блюсти любые ограничивающие их рамки, если они не принуждаемы к этому силой. Поэтому попытки насадить демократию в арабских странах — напрасная (и опасная) трата сил. 
       В завершение история:
       В 1920 году свежеиспечённый муфтий Йерушалаима Амин аль-Хусейни сорганизовал небольшой погромчик — 16 убитых евреев, не считая десятков раненых (инвалидов). 
Ученики Радинской (Радуньской) йешивы пришли к Хафец Хаиму с вопросом: 
— Если сейчас, в самом начале еврейского заселения Эрец Исраэль, арабы ведут себя подобным образом, что же будет дальше? 
— Тора говорит, что Ишмаэль — дикий человек. Араб может быть адвокатом, и тогда он будет диким адвокатом, физиком — будет диким физиком, учителем — диким учителем, — тяжело вздохнув, объяснил Хафец Хаим.

р.М-М.Гитик