Понедельник, 2018.07.16, 04:48

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей

Недельная глава Ки Тиса

Копирование запрещено!

Детский сад во имя Небес

«…и сделаю тебя народом великим» (Шмот 32, 10).

Есть евреи, «стоимость» которых — как «стоимость» одного человека. А есть люди, чья «стоимость» — как десятков, сотен, тысяч людей и даже выше. Всё зависит от того, как человек влияет на своё окружение — ближнее и дальнее. Если человек удостоился приблизить своих братьев к Торе и мицвот и благодаря ему другие люди увидели в еврействе свет, — в его «цену» включается и «цена» тех, кому он помог подняться.

Примером этому может служить история, которая случилась в одном из престижных районов Рамат-Гана. Там проживает очень мало религиозных семей, поэтому никогда не было религиозного детского сада.

Ребёнку из одной религиозной семьи, жившей в этом районе, пришло время идти в детский сад. Его мама пришла в мэрию и попросила записать сына в религиозный садик. Когда её спросили, где она живёт, и она назвала свой район, ей сообщили, что она там — единственная мать, заинтересованная в религиозном садике. «Вы же сами понимаете, что невозможно открыть сад ради одного ребёнка».

Ещё ей сказали: чтобы открыть религиозный сад, надо, чтобы записалось не менее двадцати детей.

На следующий день мама с сыном вышли погулять в сад в своём районе. Там ведь много садов, в Рамат-Гане (Рамат-Ган переводится как «садовый холм»)…

Наигравшись, ребёнок попросил у матери конфету. Мать протянула ему конфету и произнесла вместе с ним благословение «…по слову Которого создано всё». Затем сын снова побежал играть…

Но вот что тут произошло.

Рядом на скамейке сидела ещё одна мама, тоже с маленьким сыном. Она увидела, что мальчик в кипе не сунул сладость в рот сразу, а сначала сказалбраху. Ей это понравилось.

Настолько, что она подошла к религиозной маме и выразила ей свой энтузиазм: какой ваш ребёнок воспитанный! Ведь он не сунул конфету немедленно в рот, а удержался, сначала произнёс благословение. «Может быть, скажете, что надо делать, чтобы и мой вёл себя так?»

Религиозная мама воспользовалась случаем и, рассказав кратко, какие благословения произносят на пищу, спросила другую маму: не хотела бы та записать ребёнка в религиозный детский сад?

К её удивлению, та согласилась.

На следующий день религиозная мама снова вышла с сыном в парк, его цицит развевались по ветру. Напротив сидела другая мама, на которую также произвело впечатление поведение религиозного мальчика, и она поинтересовалась, «что это за ниточки свисают из его одежды».

Услышав ответ, она, как и вчерашняя мама, заинтересовалась и спросила, нельзя ли приобрести цицит и для её сына.

Она также выразила готовность записать ребёнка в религиозный детский сад…

Трудно поверить в то, что происходило в ближайшие две недели. Слухи о новом садике распространились, одна мама сообщала другой, соседка приводила ещё соседку, и все заговорили о том, что стоит отдавать детей в религиозный детский сад, т.к. там хорошо воспитывают.

За две недели в религиозный детский сад было записано двадцать два ребёнка!

Большинство мам, просивших открыть религиозный детский сад, сами мицвот не соблюдали, но положительный пример и хорошая репутация религиозного воспитания сделали своё дело.

Это, конечно же, редкий случай, и понятно, что эта религиозная мама, чьё намерение было «во имя Небес», удостоилась помощи свыше — ей удалось достичь желаемого за такое короткое время и таким удивительным путём.

Теперь «подсчитаем», сколько «стоит» такая мама? Ведь дети, которые поступят в религиозный сад, научатся соблюдать мицвот, и всё доброе, что совершат они и их потомки, будет «вложено на счёт» этой женщины (Бархи Нафши).

«Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно…» (Мишлей 10, 9)

«Народ же увидел, что Моше долго не сходит с горы…» (Шмот 32, 1).

Что подтолкнуло «многочисленную толпу иноплеменников» (эрев рав), вышедших с евреями из Египта, сделать тельца? Почему сотни тысяч сынов Израиля проявили слабость и не помешали им? Из-за чего были разбиты скрижали, отняты духовные «украшения», что привело Всевышнего в такой гнев, что Он готов был уничтожить евреев? Почему случились все эти несчастья?

«Любое бедствие, которое приходит в мир, содержит в себе часть наказания за грех создания золотого тельца, как сказано: "…и в день взыскания взыщу с них за грех их” (Шмот 32, 34)» (Санхедрин 102а).

Мы задаём эти вопросы не только для того, чтобы понять, что было там и тогда, но и для того, чтобы знать, как вести себя здесь и сейчас. Потому что словоТора — одного корня со словом ораа — «преподавание», «предписание». Это книга «инструкций», уроки, которые она нам даёт, вечны и актуальны для каждого человека в каждом поколении.

Что побудило создать золотого тельца? Ясно сказано в Торе: «Народ же увидел, что Моше долго не сходит с горы…». Объясняет Раши: «Перед тем, как подняться на гору, сказал им Моше, что по окончании сорока дней он придёт в течение шести часов. Они полагали, что тот день, когда Моше поднялся, входит в число этих сорока. А Моше имел в виду полные дни (сутки), сорок дней и сорок ночей. А тот день, когда он поднялся, не был полным — без ночи, поэтому не входил в число сорока дней».

Ошибка в вычислениях. Результат ошибочного предположения.

И глубже: эта ошибка была «обоснованной», предположение не было беспочвенным.

Гаон рабби Пинхас, автор Афлаа предложил такое объяснение: до дарования Торы день считался началом суток («ночь шла за днём»), как сказано: «…и день и ночь не прекратятся» (Бэрейшит 8, 22) — сначала день, затем ночь. Так было до тех пор, пока не сказал Всевышний Моше: «От вечера до вечера отдыхайте в день отдыха вашего» (Ваикра 23, 32). С тех пор сутки для нас начинаются с наступлением ночи.

Таким образом, все привыкли начинать отсчёт новых суток с наступлением утра. А Моше всегда поднимался на гору с рассветом (Раши к стиху 19, 3). Поэтому все поняли, как им было привычно, что тот день, когда Моше поднялся на гору, относится к числу этих сорока дней: ведь он ушёл в начале суток «по старому стилю». Они не поняли, что Тора уже дана и что сутки отсчитываются по-другому, с наступления вечера, и день, когда Моше ушёл, — неполный и поэтому не входит в число сорока дней. И когда закончились сорок дней по их расчётам — удивились, растерялись и испугались. И создали золотого тельца…

А когда спустился Моше и разъяснил им их ошибку, было уже слишком поздно: скрижали уже были разбиты, «украшения» сорваны, приговор вынесен и вернулись: Ангел смерти, дурное стремление и порабощение евреев чужими царствами.

Чему это может научить?

Иногда у человека есть «провокационный вопрос» к Торе, к Закону. Его что-то удивляет, он растерян. Иногда он уверен, что его вопрос правомерен, его аргумент — решающий. Ему кажется, что можно без страха действовать в соответствии с собственным мнением. И тогда его призывают: подожди, остановись, не совершай действия! Ты не всё знаешь, не всё понимаешь! Рамбам не был глупее тебя, и рав Саадья Гаон, и рабби Шимон бар-Йохай, и рабби Акива, и Ирмиягу, и Йешаягу, и пророк Элиягу, и Моше-рабейну. Они знали всё, в том числе — твой «провокационный вопрос» и ответ на него. Они верили, и соблюдали заповеди, и удостоились руах а-кодэш и пророчества в соответствии со своими заслугами и заслугами поколения. Наберись терпения. Если узнаешь ответ в этом мире — чего лучше. А если нет — узнаешь его в том мире…

Автор Бен Иш Хай рассказывает (Хасдэй Авот 5, 22) историю о рабейну Хаиме Витале. Около четырёхсот лет назад рабби Хаим написал, что воздух имеет вес — основываясь на стихе из книги Иова: «Ветру дал Он вес…» (28, 25). Учёные-неевреи насмехались над ним, говорили: «Но это же нелогично! Ведь пространство полно воздухом, и, если бы у него был вес, мы сгибались бы под его тяжестью!». Ничего не скажешь — логично и убедительно. Что же отвечали на это ученики рабейну Хаима Виталя? — «Аргумент серьёзный, и у нас нет на него ответа. Однако стих в книге Иова написан, и он — истина».

Мы можем предположить, какова была реакция на такой ответ.

Сменилось много поколений, и наука установила, что воздух обладает весом. Да ещё, вдобавок, тёплый воздух легче холодного, и водород легче кислорода. Так были изобретены воздушный шар и цеппелин.

А как же грозный аргумент? Ага, теперь учёные продвинулись и сами насмехаются над теми, кто его приводит: что за утверждение! Ведь все знают, что у воды есть вес, но это не мешает рыбам, которые приспособились его выносить… Как просто! Так растаял «серьёзный аргумент» и была подтверждена истина из стиха книги Иов.

И это учит нас: знать, что слова Моше — истина, и Тора — истина, и на каждый вопрос есть ответ, и нам следует идти прямым путём, не доверяя слепо «серьёзным аргументам» — «Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно…» (Мишлей 10, 9). «Счастливы те, чей путь непорочен, следующие Торе Господа» (Тэилим 119, 1) (Мааян а-Шавуа).