«Шмот»
Законы истории и исключения из них – чудеса
«И приказал фараон, всё народу своему говоря:
"Всякого новорожденного в лесистую реку бросайте!"»
Шмот, 1:22
Как известно (РаШИ и трактат «Сота», 12 а), в день рождения Моше (астрология – точная наука!) в реку были брошены все младенцы: как еврейские, так и нееврейские. И вопрос для всех нас: «Какой смысл в гибели... нееврейских младенцев?!» Не с точки зрения фараона, а с точки зрения Создателя, который эту смертную казнь допускает (утверждает).
Объясняет рав Йосеф-Хаим Зоненфельд, что в данном случае срабатывает закон Паритета Добра и Зла в Мире. Как сказано: «Это против этого сделал Всесильный» (Коґэлэт, 7:14). И в случае спуска в этот мир святости, параллельно спускается в этот мир нечистота.
Очевидно, что появление в нашем мире души Моше уравновешивается рождением носителей великой нечистоты Египта. И поскольку фараон решает умерщвлять еврейских младенцев, по закону равновесия гибель ожидает и младенцев Египта.
Но и здесь начинается исключение, которое, в конечном итоге, и обеспечивает победу Добра, Всевышний использует чудо и спасает Моше. Понятно, что силы нечистоты помощи с Неба не получают, а, следовательно, в конечном итоге, обречены.
В результате мы получили объяснение не только фактов, которыми «обставлено» рождение Учителя нашего Моше, но и «сюжет» его ухода из мира. Сказано: «Соверши месть детей Израиля мидьятянам и после присоединись к народу своему» (Бе-мидбар, 31:2).
Как известно, именно в этой (последней для Моше) войне с мидьятянами находит свою гибель недостопамятный Бильам бен Беор – мерзейший и высочайший из гойских пророков. Тем самым даже своей смертью Моше служит своему народу: обеспечивая своим уходом изчезновение величайшей нечистоты.
р. М.М.Гитик