Недельный раздел Шмини
Глава 9
1. И было, на восьмой день
и было,
на восьмой день. (На восьмой день) уполномочения. (Этот стих следует
рассматривать в связи с последними стихами предыдущей главы, где Аарону и его
сынам повелевалось не покидать шатер собрания на протяжении семи дней; см. 8,
33–35.) Это новомесячие нисана, когда была возведена скиния (см. Раши кИмена 40, 29), и он (этот
день) получил десять венцов (был десять раз отличен в качестве первого как
первый день недели, первый день священнослужения, первый день нисхождения
небесного огня на жертвенник, первый для отсчета месяцев, первый для запрета
"бамот" - частных жертвенников, первый день пребывания Шехины в среде
народа Исраэля; день, когда впервые священнослужители благословили народ), -
как разъясняется в Седер олам. [Сифра; Шабат 87 б]. (Раши)
призвал Моше Аарона и его
сынов и старейшин Исраэля;
и старейшин Исраэля. (Призвал их), чтобы сообщить им,
что по речению (Превечного) Аарон вступил (в Святилище) и совершает служение в
качестве первосвященника, чтобы не сказали, будто он вступил по собственному
почину. (Раши)
2. И сказал он Аарону: Возьми себе молодого
тельца
возьми себе (для себя) тельца. (Это имеет целью)
сообщить, что Святой, благословен Он, Сказал ему Моше посредством этого тельца
дарует ему искупление за совершенное им с (золотым) тельцом [Сифра; Танхума].(Раши)
в очистительную жертву и овна
во всесожжение, без порока, и принеси пред Господом. [Сончино] 3.
И сынам Исраэля говори так: Возьмите козла в очистительную жертву и тельца и
агнца, по первому году, без порока, во всесожжение. 4. И быка и овна в
мирную жертву, чтобы принести жертву пред Господом, и хлебное приношение,
смешанное с елеем; ибо сегодня Господь явит Себя вам.
ибо сегодня Господь явит Себя вам. Чтобы Его Шехине
пребывать над делами ваших рук, поэтому эти жертвоприношения являются
обязательными для этого дня [Сифра]. (Раши)
5. И взяли (с собой) то, что
повелел Моше, пред шатер собрания; и приблизились они, вся община, и стали они
пред Господом. 6. И сказал Моше: То, что повелел Господь, исполните, и
явит себя вам слава Господня. 7. И сказал Моше Аарону: Подступи к жертвеннику
подступи (подойди) к жертвеннику. Потому что Аарон
пребывал в смятении и не решался приблизиться. Сказал ему Моше: "Почему ты
смущен? Ведь для этого ты избран!" [Сифра]. (Раши)
и соверши очистительную жертву
твою
твою очистительную жертву. Молодого тельца (см. 9, 2). (Раши)
и твою
жертву всесожжения,
и твою жертву всесожжения. Овна (см. 9,2). (Раши)
и искупи себя и народ, и
соверши жертву народа,
жертву народа. Козла, и тельца, и агнца (см. 9,3).
Везде, где сказано "телец" (без уточнения, это относится к животному)
по первому году; и отсюда выводишь ты (это правило) [Сифра; Рош hа-Шана 10а]. (Раши)
и искупи их, — как повелел
Господь. 8. И подступил Аарон к жертвеннику, и заколол тельца очистительной
жертвы, который ему (принадлежит) . 9. И поднесли сыны Аарона кровь к нему, и
обмакнул он свой перст в кровь, и возложил на роги жертвенника, а кровь
(оставшуюся) вылил к основанию жертвенника. 10. А тук и почки, и перепону с
печени от очистительной жертвы воскурил он на жертвеннике, — как повелел
Господь Моше. 11. А мясо и кожу
а мясо и кожу.... Мы не находим, чтобы сожжению
подлежала внешняя очистительная жертва (кровью которой кропили на внешний
жертвенник), исключение составляет эта (очистительная жертва, а также жертва)
уполномочения. И все это по речению (Превечного) (см. Раши к Имена 29, 14). (Раши)
сжег на огне за пределами
стана. 12. И заколол он жертву всесожжения; и подали
и подали. Означает поднесение и предложение. (Раши)
сыны Аарона ему кровь, и он
окропил ею жертвенник вокруг. 13. И жертву всесожжения подали ему по ее частям
и (также) голову, и воскурил он (это) на жертвеннике. 14. И омыл он
внутренности и голени, и воскурил сверх всесожжения на жертвеннике. 15. И
подвел жертву народа, и взял он козла очистительной жертвы, который народу
(принадлежит), и заколол его, и совершил им жертвоприношение
очистительное,
и совершил им жертвоприношение очистительное. Поступил
с ним по установлению об очистительной жертве. (Раши)
как
первым;
как первым. Как своим тельцом ("первый"
относится к первому жертвоприношению этого дня, см. 9, 8).(Раши)
16. И подвел он жертву
всесожжения, и совершил он ее (жертвоприношение) по
установлению.
и совершил он ее (жертвоприношение) по установлению.
Как разъясняется применительно к доброхотному всесожжению в "И воззвал"
[Беца 20а]. (Раши)
17. И поднес приношение
хлебное, и наполнил руку свою
и наполнил руку свою. Это есть (взятие)
"горсти" [Сифра, Менaxoт 9 б]. (Раши)
от него, и воскурил на
жертвеннике, помимо всесожжения утреннего.
помимо утреннего всесожжения. Все это он совершил
после постоянного всесожжения (основное положение гласит постоянное
предшествует непостоянному). (Раши)
18. И заколол он быка и о вна,
мирную жертву, которая народу, и подали сыны Аарона кровь ему, и он окропил ею
жертвенник вокруг. 19. И туки от быка, и от овна курдюк, и покров,
и покров. (То же, что и в 3, 3) "сальник,
покрывающий внутренности". (Раши)
и почки, и перепону печени;
20. И положили они туки на части грудные,
и положили туки на части грудные. После проведения
священнослужитель, проведение совершавший, передал их другому священнослужителю
для их воскурения; таким образом, (находившееся ранее) сверху оказалось внизу
(см. Раши к 7, 30) [Менaxoт 62 а]. (Раши)
и воскурил он туки на
жертвеннике. 21. А частями грудными и правой голенью совершил Аарон проведение
пред Господом, — как повелел Моше. 22. И воздел Аарон свои руки к народу, и благословил их,
и благословил их. Благословением священнослужителей.
"Да благословит тебя... да озарит... да обратит" [В пустыне 6, 24–26] [Сифра;
Сота 38 а]. (Раши)
и сошел,
и сошел (спустился). С жертвенника. (Раши)
совершив очистительную жертву
и всесожжение и жертву мирную. 23. И вошел Моше и Аарон
и вошел Моше и Аарон.... Для чего они вошли? В разделе
об уполномочении в Барайте, приложенной к нашей Сифра, я нашел: "Почему Моше вошел вместе с Аароном?
Чтобы учить его, что касается воскурения". Или, быть может, он вошел с
каким-либо другим намерением? Вот я делаю заключение: спуск (с жертвенника) и
вход (в Святилище) сопровождались благословением (как сказано в 9,22 и 23; и,
значит, оба действия принадлежали к одной категории). Как спуск (с жертвенника)
имел характер служения, так и вход (в Святилище) имел характер служения. Итак,
видишь, почему Моше вошел вместе с Аароном, - учить его, что касается
воскурения (единственного служения, совершенного в тот день внутри скинии).
Другое объяснение: видя, что совершены все жертвоприношения и исполнены все
действия, но Шехина не низошла к Исраэлю, Аарон опечалился и сказал: "Я
знаю, что Святой, благословен Он, разгневался на меня и из-за меня Шехина не
низошла к Исраэлю (небесный огонь не спустился на жертвенник, чтобы поглотить
жертвы) ". Сказал он Моше: "Моше, брат мой! Так поступил ты со мною!
Вот я вошел (по твоему велению) и был посрамлен!" Тотчас Моше вошел (в
скинию) вместе с ним, и они стали молить о милосердии, и Шехина низошла к
Исраэлю [Сифра]. (Раши)
в шатер собрания; и вышли они, и
благословили народ.
и вышли они, и благословили народ. Они возгласили
(молитву Моше). "Да пребудет благоволение Господа,Б-га нашего, на
нас" [Псалмы 90, 17] - да будет воля (Превечного) на то, чтобы Шехина пребывала
на деянии ваших рук (см. Раши к Имена 39, 43). (Они произнесли это благословение), потому что на
протяжении семи дней уполномочения, когда Моше возводил скинию и совершал в ней
служение, и разбирал ее во всякий день, Шехина в ней не пребывала, и сыны
Исраэля чувствовали себя посрамленными и говорили Моше: "Моше, учитель
наш! Все усилия и труды наши для того, чтобы Шехина пребывала в нашей среде, и
тогда мы знали бы, что искуплен наш грех, (совершенный с золотым)
тельцом". Поэтому он сказал им: "То, что повелел Господь, исполните,
и явит себя вам слава Господня" [9, 6] (т. е. лишь после жертвоприношений,
совершенных Аароном). Мой брат Аарон достойнее меня, благодаря его
жертвоприношениям и его служению Шехина будет пребывать в вашей среде, и (по
этому) будете знать, что Вездесущий избрал его. (Раши)
И явила себя слава Господня
всемународу. 24. И вышел огонь от Господа, и испепелил на
жертвеннике всесожжение и туки; и узрел весь народ, и возликовали
и возликовали. Как в Таргуме: (и восхвалили они
Превечного). (Раши)
они, и пали они на свои лица.
Глава 10
1. И взяли сыны Аарона, Надав и Авиу, каждый свою угольнику, и
положили на них огонь, и возложили на него курение; и поднесли они пред
Господом чужой огонь, чего Он не велел им. 2. И вышел огонь
и вышел огонь. Раби Элиэзер говорит: "Сыны Аарона
погибли потому, что вынесли hалахическое решение в присутствии своего учителя
Моше" [Сифра; Эрувин 63 а]. (Они вынесли решение об огне, который следует возложить на
жертвенник. Их решение не было ошибочным, ибо – как указывает Раши в комментарии
к 1,7– Моше было повелено возложить на жертвенник огонь земного происхождения.
Однако их грех состоял в том, что они приняли решение в присутствии Моше, как
бы вместо своего учителя. Поэтому сказано: "огонь, чего Он не велел
им", но повелел Моше.) Раби Ишмаэль говорит: "Опьяненные вином вошли
в Святилище (и поэтому погибли) ". Ты убеждаешься (в этом), т. к. после их
смерти Он предупредил остальных, чтобы не входили в Святилище опьяненные вином.
Притча (гласит): У царя был доверенный слуга и т. д., как находим в Ваикра раба: (однажды царь сурово
покарал его, но никто не знал причины немилости. Когда же царь взял себе
другого слугу, он предостерег его и дал ему определенные наставления. Из этого
поняли, чем провинился первый слуга). (Раши)
от Господа, и испепелил их, и
умерли они пред Господом. 3. И сказал Моше Аарону: Это (есть то), что
говорил
это (есть то), что говорил.... А где Он говорил это?
"И дам встретить Меня там сынам Исраэля, и освятится славой Моей" [Имена 29,43]. Читай не
"славой Моей", а "славными, прославленными Моими" [3вaxuм 115 б]. Моше сказал
Аарону: "Аарон, брат мой! Я знал, что Дом освятится близкими Вездесущему,
и полагал, (что будет это) либо через меня, либо через тебя. Теперь же я вижу,
что они (погибшие сыновья) превосходят меня и тебя!" [Сифра]. (Раши)
Господь так: Через близких Мне
близкими Мне (через близких Мне). Избранными Мною. (Раши)
освящусь и пред всем народом чтим буду.
и пред всем народом чтим (почитаем) буду. Когда
Святой, благословен Он, творит суд над праведными, пред Ним трепещут, Его
превозносят и прославляют. Но если так (происходит, когда Он судит праведных),
то тем более в случае нечестивых (когда Он карает их). И так же (в том же
смысле) сказано: "Грозен Ты, Б-г, от Святилища Твоего" [Псалмы 68, 36] - читай не
"от Твоего Святилища", а "из-за Твоих освященных" (т. е.
этот стих следует понимать так: Ты грозен, когда проявляешь Себя как Судья,
из-за кары, которую Ты обрушиваешь на Твоих освященных, праведных). (Раши)
И
безмолвствовал Аарон.
и безмолвствовал Аарон. Он был вознагражден за это
молчание. А какое вознаграждение он получил? То, что к нему одному было
обращено речение (Превечного), ему одному был изречен раздел об опьяненных
вином [10, 9-11] [3вахим 115 б; Ваикра раба 12]. (Раши)
4. И призвал Моше Мишаэля и
Элцафана, сынов Узиэля, дяди Аарона,
дяди Аарона. Узиэль был братом Амрама, как сказано:
"И сыны Кеhата (Амрам... и Узиэль) " [Имена 6, 18].(Раши)
и сказал им: Подступите, вынесите ваших братьев
вынесите ваших братьев.... Как один говорит другому "Унеси
тело, (лежащее) перед невестой (букв от лица невесты), чтобы не омрачать
радости". (Раши)
из (букв.: от лица) Святилища
за пределы стана. 5. И подступили они, и вынесли их в их платьях
в их платьях. (В платьях, которые на) умерших
(платья-кутнот носили только священнослужители, но не левиты, и, следовательно,
здесь не имеются в виду одежды сынов Узиэля, левитов). Это учит, что сгорели не
их одежды, но души (т. е. ни одежды, ни тела от огня не пострадали): огонь
наподобие двух нитей проник в их ноздри (и испепелил их изнутри) [Сифра;
Санhедрин 52 а]. (Раши)
за пределы стана, — как
повелел Моше. 6. И сказал Моше Аарону, и Эльазару и Итамару, его
сынам: Головных (волос) ваших не отпускайте
אל תפרעו.
(Означает:) не отпускайте, не давайте отрасти волосам (см. В пустыне 6, 5) [Сифра].
Отсюда (из того, что здесь запрещено отращивать волосы, следует), что
скорбящему запрещено стричься. (Понимать следует так Скорбящему запрещено
стричь волосы) вы же не омрачайте радости Вездесущего (обнаруживая признаки скорби)
[Моэд катан 14 б]. (Раши)
и одежд ваших не разрывайте, чтобы вам не умереть
чтобы вам не умереть. Следовательно, если сделаете
это, умрете [Сифра]. (Раши)
(и чтобы не) разгневался Он на
всю общину. А ваши братья, весь дом Исраэля,
а ваши братья, весь дом Исраэля. Отсюда (следует), что
всем надлежит скорбеть, когда бедствие (постигает) мудрецов Торы [Моэд катан 28 б]. (Раши)
оплакивать будут сожженное,
что спалил Господь. 7. И от входа в шатерсобрания не отходите, чтобы вы не
умерли; ибо елей помазания Господнего на вас. И поступили они по слову Моше. 8.
И говорил Господь Аарону так: 9. Вина и пьянящего
вина и пьянящего. Вина до опьянения им (т. е. здесь
второе слово поясняет и уточняет первое) [Сифра; Kpuтoт 13 б]. (Раши)
не пей ни ты, ни твои сыновья
с тобою при входе вашем в шатер собрания,
при входе вашем в шатер собрания. Я (нахожу здесь
запрет) только относительно "вашего входа" в Святилище. Но из чего
(следует, что это относится также к) их приближению к (внешнему) жертвеннику?
Здесь сказано о входе в шатер собрания и (также) сказано о входе в шатер
собрания в связи с освящением (т. е. омовением) рук и ног [Имена 30, 20]. Подобно
тому, как там подход к жертвеннику приравнивается ко входу в шатер собрания
(сказано: "когда им входить в шатер собрания... или подходить к
жертвеннику"), так и здесь подход к жертвеннику приравнивается ко входу в
шатер собрания [Сифра]. (Раши)
чтобы вы не умерли, — закон
вечный для поколений ваших. 10. И чтобы различать
чтобы различать. Чтобы вы могли отличить святое
служение (действительное) от несвятого (т. е. недействительного). Из этого
видишь, что если кто-либо совершил служение (в состоянии опьянения), его
служение недействительно [Сифра; Звaxuм 17 б]. (Раши)
между святым и неосвященным и
между нечистым и чистым, 11. И учить
и учить (наставлять). Это учит, что опьяневшему
запрещено наставлять (выносить решения в том, что касается Закона). Быть может,
он подлежит за такое смертной каре? Поэтому сказано: " (не пей) ни ты, ни
твои сыновья с тобою... чтобы вы не умерли" - священнослужители,
совершающие служение (в состоянии опьянения, подлежат) смертной каре; но
мудрецы, выносящие решение (в таком состоянии), смертной каре не подлежат [Сифра]. (Раши)
сынов Исраэля всем законам,
которые изрек вам Господь через Моше. 12. И говорил Моше Аарону, и
Эльазару и Итамару, его сынам, оставшимся
оставшимся. От гибели (оставленным смертью). Это учит,
что они также подлежали смертной каре за грех с (золотым) тельцом. Таково
(значение) сказанного: "И на Аарона разгневался Господь очень, чтобы
истребить его" [Речи 9, 20], а "истребление" означает не что иное, как гибель
детей, ибо сказано: "И уничтожил плод его сверху" [Амос 2, 9]. Однако
молитва Моше отменила половину (кары, и погибли только два сына), как сказано:
"Я молился и за Аарона в то время". (Раши)
(в живых) : Возьмите хлебное приношение,
возьмите хлебное приношение . Несмотря на то, что
вы "оненим" (так называются скорбящие, близкие родственники покойного
в период между смертью и погребением; после погребения скорбящие называются
"авелим"), а святыни, святые жертвы запрещены человеку в таком
состоянии. (Раши)
оставшееся от огнепалимых
жертв Господу, и ешьте его пресным
и ешьте его пресным. С какой целью это сказано (ведь
это предписано в 6, 9)? Поскольку это хлебное приношение (уполномочения) было
общественным (см. 9, 3-4) и одноразовым и нет подобного ему (предписанного) для
поколений, необходимо было уточнить, (что на него распространяется) закон,
(применимый) к другим хлебным приношениям [Сифра]. (Раши)
при жертвеннике, ибо святое
святых это. 13. И ешьте его на месте святом, ибо тебе установленное и твоим сынам
установленное
и твоим сынам установленное (положенное). Дочери же не
имеют доли в (этих) святынях (в хлебных приношениях; см. 6,10-11) (Раши)
это от огнепалимых жертв
Господа; ибо так поведено мне.
ибо так поведено мне. (Даже) в состоянии скорби (в
период между смертью и погребением близкого родственника) ешьте это [Сифра,
Звaхим 101 а]. (Раши)
|