Пятница, 2024.04.26, 17:59

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Т О Р А » ТОРА

Шмини

Недельный раздел Шмини

 

Глава 9

1. И было, на восьмой день 
и было, на восьмой день. (На восьмой день) уполномочения. (Этот стих следует рассматривать в связи с последними стихами предыдущей главы, где Аарону и его сынам повелевалось не покидать шатер собрания на протяжении семи дней; см. 8, 33–35.) Это новомесячие нисана, когда была возведена скиния (см. Раши кИмена 40, 29), и он (этот день) получил десять венцов (был десять раз отличен в качестве первого как первый день недели, первый день священнослужения, первый день нисхождения небесного огня на жертвенник, первый для отсчета месяцев, первый для запрета "бамот" - частных жертвенников, первый день пребывания Шехины в среде народа Исраэля; день, когда впервые священнослужители благословили народ), - как разъясняется в Седер олам. [Сифра; Шабат 87 б]. (Раши)

призвал Моше Аарона и его сынов и старейшин Исраэля;
и старейшин Исраэля. (Призвал их), чтобы сообщить им, что по речению (Превечного) Аарон вступил (в Святилище) и совершает служение в качестве первосвященника, чтобы не сказали, будто он вступил по собственному почину. (Раши)

2. И сказал он Аарону: Возьми себе молодого тельца 
возьми себе (для себя) тельца. (Это имеет целью) сообщить, что Святой, благословен Он, Сказал ему Моше посредством этого тельца дарует ему искупление за совершенное им с (золотым) тельцом [Сифра; Танхума].(Раши)

в очистительную жертву и овна во всесожжение, без порока, и принеси пред Господом.  [Сончино]   3. И сынам Исраэля говори так: Возьмите козла в очистительную жертву и тельца и агнца, по первому году, без порока, во всесожжение.   4. И быка и овна в мирную жертву, чтобы принести жертву пред Господом, и хлебное приношение, смешанное с елеем; ибо сегодня Господь явит Себя вам.
ибо сегодня Господь явит Себя вам
. Чтобы Его Шехине пребывать над делами ваших рук, поэтому эти жертвоприношения являются обязательными для этого дня [Сифра]. (Раши)

5. И взяли (с собой) то, что повелел Моше, пред шатер собрания; и приблизились они, вся община, и стали они пред Господом.   6. И сказал Моше: То, что повелел Господь, исполните, и явит себя вам слава Господня.   7. И сказал Моше Аарону: Подступи к жертвеннику 
подступи (подойди) к жертвеннику. Потому что Аарон пребывал в смятении и не решался приблизиться. Сказал ему Моше: "Почему ты смущен? Ведь для этого ты избран!" [Сифра]. (Раши)

и соверши очистительную жертву твою 
твою очистительную жертву. Молодого тельца (см. 9, 2). (Раши)

и твою жертву всесожжения,
и твою жертву всесожжения. Овна (см. 9,2). (Раши)

и искупи себя и народ, и соверши жертву народа,
жертву народа. Козла, и тельца, и агнца (см. 9,3). Везде, где сказано "телец" (без уточнения, это относится к животному) по первому году; и отсюда выводишь ты (это правило) [Сифра; Рош hа-Шана 10а]. (Раши)

и искупи их, — как повелел Господь. 8. И подступил Аарон к жертвеннику, и заколол тельца очистительной жертвы, который ему (принадлежит) . 9. И поднесли сыны Аарона кровь к нему, и обмакнул он свой перст в кровь, и возложил на роги жертвенника, а кровь (оставшуюся) вылил к основанию жертвенника. 10. А тук и почки, и перепону с печени от очистительной жертвы воскурил он на жертвеннике, — как повелел Господь Моше.   11. А мясо и кожу 
а мясо и кожу.... Мы не находим, чтобы сожжению подлежала внешняя очистительная жертва (кровью которой кропили на внешний жертвенник), исключение составляет эта (очистительная жертва, а также жертва) уполномочения. И все это по речению (Превечного) (см. Раши к Имена 29, 14). (Раши)

сжег на огне за пределами стана.  12. И заколол он жертву всесожжения; и подали 
и подали. Означает поднесение и предложение. (Раши)

сыны Аарона ему кровь, и он окропил ею жертвенник вокруг. 13. И жертву всесожжения подали ему по ее частям и (также) голову, и воскурил он (это) на жертвеннике.  14. И омыл он внутренности и голени, и воскурил сверх всесожжения на жертвеннике. 15. И подвел жертву народа, и взял он козла очистительной жертвы, который народу (принадлежит), и заколол его, и совершил им жертвоприношение очистительное,
и совершил им жертвоприношение очистительное. Поступил с ним по установлению об очистительной жертве. (Раши)

как первым;
как первым. Как своим тельцом ("первый" относится к первому жертвоприношению этого дня, см. 9, 8).(Раши)

16. И подвел он жертву всесожжения, и совершил он ее (жертвоприношение) по установлению.
и совершил он ее (жертвоприношение) по установлению. Как разъясняется применительно к доброхотному всесожжению в "И воззвал" [Беца 20а]. (Раши)

17. И поднес приношение хлебное, и наполнил руку свою 
и наполнил руку свою. Это есть (взятие) "горсти" [Сифра, Менaxoт 9 б]. (Раши)

от него, и воскурил на жертвеннике, помимо всесожжения утреннего.
помимо утреннего всесожжения. Все это он совершил после постоянного всесожжения (основное положение гласит постоянное предшествует непостоянному). (Раши)

18. И заколол он быка и о вна, мирную жертву, которая народу, и подали сыны Аарона кровь ему, и он окропил ею жертвенник вокруг. 19. И туки от быка, и от овна курдюк, и покров,
и покров. (То же, что и в 3, 3) "сальник, покрывающий внутренности". (Раши)

и почки, и перепону печени; 20. И положили они туки на части грудные,
и положили туки на части грудные. После проведения священнослужитель, проведение совершавший, передал их другому священнослужителю для их воскурения; таким образом, (находившееся ранее) сверху оказалось внизу (см. Раши к 7, 30) [Менaxoт 62 а]. (Раши)

и воскурил он туки на жертвеннике. 21. А частями грудными и правой голенью совершил Аарон проведение пред Господом, — как повелел Моше.  22. И воздел Аарон свои руки к народу, и благословил их,
и благословил их. Благословением священнослужителей. "Да благословит тебя... да озарит... да обратит" [В пустыне 6, 24–26] [Сифра; Сота 38 а]. (Раши)

и сошел,
и сошел (спустился). С жертвенника. (Раши)

совершив очистительную жертву и всесожжение и жертву мирную.  23. И вошел Моше и Аарон 
и вошел Моше и Аарон.... Для чего они вошли? В разделе об уполномочении в Барайте, приложенной к нашей Сифра, я нашел: "Почему Моше вошел вместе с Аароном? Чтобы учить его, что касается воскурения". Или, быть может, он вошел с каким-либо другим намерением? Вот я делаю заключение: спуск (с жертвенника) и вход (в Святилище) сопровождались благословением (как сказано в 9,22 и 23; и, значит, оба действия принадлежали к одной категории). Как спуск (с жертвенника) имел характер служения, так и вход (в Святилище) имел характер служения. Итак, видишь, почему Моше вошел вместе с Аароном, - учить его, что касается воскурения (единственного служения, совершенного в тот день внутри скинии). Другое объяснение: видя, что совершены все жертвоприношения и исполнены все действия, но Шехина не низошла к Исраэлю, Аарон опечалился и сказал: "Я знаю, что Святой, благословен Он, разгневался на меня и из-за меня Шехина не низошла к Исраэлю (небесный огонь не спустился на жертвенник, чтобы поглотить жертвы) ". Сказал он Моше: "Моше, брат мой! Так поступил ты со мною! Вот я вошел (по твоему велению) и был посрамлен!" Тотчас Моше вошел (в скинию) вместе с ним, и они стали молить о милосердии, и Шехина низошла к Исраэлю [Сифра]. (Раши)

в шатер собрания; и вышли они, и благословили народ.
и вышли они, и благословили народ. Они возгласили (молитву Моше). "Да пребудет благоволение Господа,Б-га нашего, на нас" [Псалмы 90, 17] - да будет воля (Превечного) на то, чтобы Шехина пребывала на деянии ваших рук (см. Раши к Имена 39, 43). (Они произнесли это благословение), потому что на протяжении семи дней уполномочения, когда Моше возводил скинию и совершал в ней служение, и разбирал ее во всякий день, Шехина в ней не пребывала, и сыны Исраэля чувствовали себя посрамленными и говорили Моше: "Моше, учитель наш! Все усилия и труды наши для того, чтобы Шехина пребывала в нашей среде, и тогда мы знали бы, что искуплен наш грех, (совершенный с золотым) тельцом". Поэтому он сказал им: "То, что повелел Господь, исполните, и явит себя вам слава Господня" [9, 6] (т. е. лишь после жертвоприношений, совершенных Аароном). Мой брат Аарон достойнее меня, благодаря его жертвоприношениям и его служению Шехина будет пребывать в вашей среде, и (по этому) будете знать, что Вездесущий избрал его. (Раши)

И явила себя слава Господня всемународу.  24. И вышел огонь от Господа, и испепелил на жертвеннике всесожжение и туки; и узрел весь народ, и возликовали 
и возликовали. Как в Таргуме: (и восхвалили они Превечного). (Раши)

они, и пали они на свои лица.

Глава 10

1. И взяли сыны Аарона, Надав и Авиу, каждый свою угольнику, и положили на них огонь, и возложили на него курение; и поднесли они пред Господом чужой огонь, чего Он не велел им.  2. И вышел огонь 
и вышел огонь. Раби Элиэзер говорит: "Сыны Аарона погибли потому, что вынесли hалахическое решение в присутствии своего учителя Моше" [Сифра; Эрувин 63 а]. (Они вынесли решение об огне, который следует возложить на жертвенник. Их решение не было ошибочным, ибо – как указывает Раши в комментарии к 1,7– Моше было повелено возложить на жертвенник огонь земного происхождения. Однако их грех состоял в том, что они приняли решение в присутствии Моше, как бы вместо своего учителя. Поэтому сказано: "огонь, чего Он не велел им", но повелел Моше.) Раби Ишмаэль говорит: "Опьяненные вином вошли в Святилище (и поэтому погибли) ". Ты убеждаешься (в этом), т. к. после их смерти Он предупредил остальных, чтобы не входили в Святилище опьяненные вином. Притча (гласит): У царя был доверенный слуга и т. д., как находим в Ваикра раба: (однажды царь сурово покарал его, но никто не знал причины немилости. Когда же царь взял себе другого слугу, он предостерег его и дал ему определенные наставления. Из этого поняли, чем провинился первый слуга). (Раши)

от Господа, и испепелил их, и умерли они пред Господом.  3. И сказал Моше Аарону: Это (есть то), что говорил 
это (есть то), что говорил.... А где Он говорил это? "И дам встретить Меня там сынам Исраэля, и освятится славой Моей" [Имена 29,43]. Читай не "славой Моей", а "славными, прославленными Моими" [3вaxuм 115 б]. Моше сказал Аарону: "Аарон, брат мой! Я знал, что Дом освятится близкими Вездесущему, и полагал, (что будет это) либо через меня, либо через тебя. Теперь же я вижу, что они (погибшие сыновья) превосходят меня и тебя!" [Сифра]. (Раши)

Господь так: Через близких Мне 
близкими Мне (через близких Мне). Избранными Мною. (Раши)

освящусь и пред всем народом чтим буду.
и пред всем народом чтим (почитаем) буду. Когда Святой, благословен Он, творит суд над праведными, пред Ним трепещут, Его превозносят и прославляют. Но если так (происходит, когда Он судит праведных), то тем более в случае нечестивых (когда Он карает их). И так же (в том же смысле) сказано: "Грозен Ты, Б-г, от Святилища Твоего" [Псалмы 68, 36] - читай не "от Твоего Святилища", а "из-за Твоих освященных" (т. е. этот стих следует понимать так: Ты грозен, когда проявляешь Себя как Судья, из-за кары, которую Ты обрушиваешь на Твоих освященных, праведных). (Раши)

И безмолвствовал Аарон.
и безмолвствовал Аарон. Он был вознагражден за это молчание. А какое вознаграждение он получил? То, что к нему одному было обращено речение (Превечного), ему одному был изречен раздел об опьяненных вином [10, 9-11] [3вахим 115 б; Ваикра раба 12]. (Раши)

4. И призвал Моше Мишаэля и Элцафана, сынов Узиэля, дяди Аарона,
дяди Аарона. Узиэль был братом Амрама, как сказано: "И сыны Кеhата (Амрам... и Узиэль) " [Имена 6, 18].(Раши)

и сказал им: Подступите, вынесите ваших братьев 
вынесите ваших братьев.... Как один говорит другому "Унеси тело, (лежащее) перед невестой (букв от лица невесты), чтобы не омрачать радости". (Раши)

из (букв.: от лица) Святилища за пределы стана.  5. И подступили они, и вынесли их в их платьях 
в их платьях. (В платьях, которые на) умерших (платья-кутнот носили только священнослужители, но не левиты, и, следовательно, здесь не имеются в виду одежды сынов Узиэля, левитов). Это учит, что сгорели не их одежды, но души (т. е. ни одежды, ни тела от огня не пострадали): огонь наподобие двух нитей проник в их ноздри (и испепелил их изнутри) [Сифра; Санhедрин 52 а]. (Раши)

за пределы стана, — как повелел Моше.  6. И сказал Моше Аарону, и Эльазару и Итамару, его сынам: Головных (волос) ваших не отпускайте 
אל תפרעו. (Означает:) не отпускайте, не давайте отрасти волосам (см. В пустыне 6, 5) [Сифра]. Отсюда (из того, что здесь запрещено отращивать волосы, следует), что скорбящему запрещено стричься. (Понимать следует так Скорбящему запрещено стричь волосы) вы же не омрачайте радости Вездесущего (обнаруживая признаки скорби) [Моэд катан 14 б]. (Раши)

и одежд ваших не разрывайте, чтобы вам не умереть 
чтобы вам не умереть. Следовательно, если сделаете это, умрете [Сифра]. (Раши)

(и чтобы не) разгневался Он на всю общину. А ваши братья, весь дом Исраэля,
а ваши братья, весь дом Исраэля. Отсюда (следует), что всем надлежит скорбеть, когда бедствие (постигает) мудрецов Торы [Моэд катан 28 б]. (Раши)

оплакивать будут сожженное, что спалил Господь. 7. И от входа в шатерсобрания не отходите, чтобы вы не умерли; ибо елей помазания Господнего на вас. И поступили они по слову Моше. 8. И говорил Господь Аарону так: 9. Вина и пьянящего 
вина и пьянящего. Вина до опьянения им (т. е. здесь второе слово поясняет и уточняет первое) [Сифра; Kpuтoт 13 б]. (Раши)

не пей ни ты, ни твои сыновья с тобою при входе вашем в шатер собрания,
при входе вашем в шатер собрания. Я (нахожу здесь запрет) только относительно "вашего входа" в Святилище. Но из чего (следует, что это относится также к) их приближению к (внешнему) жертвеннику? Здесь сказано о входе в шатер собрания и (также) сказано о входе в шатер собрания в связи с освящением (т. е. омовением) рук и ног [Имена 30, 20]. Подобно тому, как там подход к жертвеннику приравнивается ко входу в шатер собрания (сказано: "когда им входить в шатер собрания... или подходить к жертвеннику"), так и здесь подход к жертвеннику приравнивается ко входу в шатер собрания [Сифра]. (Раши)

чтобы вы не умерли, — закон вечный для поколений ваших. 10. И чтобы различать 
чтобы различать. Чтобы вы могли отличить святое служение (действительное) от несвятого (т. е. недействительного). Из этого видишь, что если кто-либо совершил служение (в состоянии опьянения), его служение недействительно [Сифра; Звaxuм 17 б]. (Раши)

между святым и неосвященным и между нечистым и чистым, 11. И учить 
и учить (наставлять). Это учит, что опьяневшему запрещено наставлять (выносить решения в том, что касается Закона). Быть может, он подлежит за такое смертной каре? Поэтому сказано: " (не пей) ни ты, ни твои сыновья с тобою... чтобы вы не умерли" - священнослужители, совершающие служение (в состоянии опьянения, подлежат) смертной каре; но мудрецы, выносящие решение (в таком состоянии), смертной каре не подлежат [Сифра]. (Раши)

сынов Исраэля всем законам, которые изрек вам Господь через Моше.  12. И говорил Моше Аарону, и Эльазару и Итамару, его сынам, оставшимся 
оставшимся. От гибели (оставленным смертью). Это учит, что они также подлежали смертной каре за грех с (золотым) тельцом. Таково (значение) сказанного: "И на Аарона разгневался Господь очень, чтобы истребить его" [Речи 9, 20], а "истребление" означает не что иное, как гибель детей, ибо сказано: "И уничтожил плод его сверху" [Амос 2, 9]. Однако молитва Моше отменила половину (кары, и погибли только два сына), как сказано: "Я молился и за Аарона в то время". (Раши)

(в живых) : Возьмите хлебное приношение,
возьмите 
хлебное приношение . Несмотря на то, что вы "оненим" (так называются скорбящие, близкие родственники покойного в период между смертью и погребением; после погребения скорбящие называются "авелим"), а святыни, святые жертвы запрещены человеку в таком состоянии. (Раши)

оставшееся от огнепалимых жертв Господу, и ешьте его пресным 
и ешьте его пресным. С какой целью это сказано (ведь это предписано в 6, 9)? Поскольку это хлебное приношение (уполномочения) было общественным (см. 9, 3-4) и одноразовым и нет подобного ему (предписанного) для поколений, необходимо было уточнить, (что на него распространяется) закон, (применимый) к другим хлебным приношениям [Сифра]. (Раши)

при жертвеннике, ибо святое святых это.  13. И ешьте его на месте святом, ибо тебе установленное и твоим сынам установленное 
и твоим сынам установленное (положенное). Дочери же не имеют доли в (этих) святынях (в хлебных приношениях; см. 6,10-11) (Раши)

это от огнепалимых жертв Господа; ибо так поведено мне.
ибо так поведено мне. (Даже) в состоянии скорби (в период между смертью и погребением близкого родственника) ешьте это [Сифра, Звaхим 101 а]. (Раши)


 

Категория: ТОРА | Добавил: Eli (2010.04.04)
Просмотров: 545 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0