Часть 1. ...Завершим мы наше, принципиально не длинное повествование парочкой примеров применения Кабалы к «каноническим» областям иудаизма. Еврейский календарь насчитывает, как известно, пять постов. Первый из них – 1 7 Т а м у з а (середина лета) – связан с созданием золотого тельца и разбиением Первых скрижалей. Второй – 9 А в а, отделённый от первого тремя неделями1, связан с промахом разведчиков и разрушением Первого и Второго Храмов. Третий пост – ц о м Г е д а л и и следует сразу за праздником Р о ш ґ а - Ш а н а – Г о л о в а г о д а. Его «официальная» причина – убийство евреями-националистами губернатора-еврея, назначенного Вавилоном, и, как следствие – бегство остатков еврейского населения Страны Израиля в Египет. Четвёртый пост, отмечаемый в начале зимы назван по дате – 1 0 Т е в е т а. Его причиной является замыкание кольца осады вокруг Йерушалайма вавилонянами, а также – легендарный перевод Пятикнижия на древнегреческий и смерть пророка Эзры, стоявшего во главе народа в период возвращения из Вавилонского изгнания. Пятый, заключительный пост установлен в память о посте, предшествовавшем чудесному спасению еврейского народа во времена персидского владычества. Он носит имя главной героини событий Пурима – т а а н и т Э с т е р и отмечается днём ранее праздника Пурим. Само число п я т ь и будет ключом-намёком на внутреннее содержание серии пяти еврейских постов. К э т е р -зародыш, конечно же, соответствует посту 1 7 Т а м у з а. Об этом прямо свидетельствуют мудрецы, утверждая, что всё плохое в мире содержит в себе крупицу золотого тельца. Если бы не разбиение Первых скрижалей, то всё «могло быть иначе…» (подробный разбор событий, связанных с золотым тельцом и их последствий, см.: «Путешествие по недельным главам», Часть II, глава 9). Тем самым, 1 7 Т а м у з а есть начало всех начал Зла. 9 А в а – самый траурный день еврейского года. С чисто материальной точки зрения, это – самый длинный пост. Но, и это – главное: его духовная начинка – разрушение – визуализация «зародышевого» Зла. И это прямо выводит нас на уровень х о х м а – прозрения, первой абсорбции, заложенного в 1 7 Т а м у з а потенциала Зла. О следующем уровне б и н а мы поговорим во второй части.
Часть 2. Следующий уровень – б и н а -осознание прямо связан с борьбой против отчаяния. Ведь понимание всего произошедшего ужаса прямо ведёт к этому неприемлемому результату. Именно об этом – пост, следующий за Д н ё м С у д а (название, данное мудрецами празднику новолетия). На первый взгляд, у человека нет шансов на Суде Всевышнего (отсюда – христианское «Страшный Суд»!), и против подобного взгляда и восстаёт внутреннее содержание этого поста. З е и р а н п и н – комплексное соединение множества причин – вот, что скрывается за внешней личиной поста 1 0 Т е в е т а, за которым официально закреплено мудрецами «звание» « д н я в с е о б щ е й п е ч а л и ». Если дата смерти вашего близкого не известна, то отмечать её следует именно в этот день. Четыре его причины1 комфортно укладываются в концепцию з е и р а н п и н а. Заключительная с ф и р а – м а л ь х у т – царственность – принятие всего, прямо связана с идеей принятия Торы вопреки всем препятствиям, реализованной Исраэлем в судьбоносных днях П у р и м а -Жребия. Видение системы траурных дней позволяет задаться вопросом общей концепции праздников. Рав Ицхак Лурье проводит параллель « п р а з д н и к и – с ф и р о т », позволяющую обосновать единый взгляд на систему праздничных дней года. Но об этом – на следующей неделе.
|