Четверг, 2024.11.21, 14:20

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Т О Р А » ТОРА

Мишпатим 5771г.

И ещё раз о... рабстве

 

И вот законы, которые ты

представишь им:

если купишь еврейского раба,

 шесть лет пусть служит он,

 а в седьмой год выйдет

на свободу даром...

если господин его даст ему жену... 

жена и дети её будут [принадлежать]

хозяину...

Шмот, 21:1,2,4

 

 

     Понимание внутреннего смысла законов, открывающих изложение Закона – по мнению рава Ґирша – связано с... Египтом. Тем самым Египтом нашего эгоизма, фараон которого – наше безусловное желание... исполнять собственные желания.

     Как известно, Исход из внутреннего Египта начинается с...  понимания того, что ты – эгоист. Число «шесть» означает – по мнению рава Ґирша – нашу непринадлежность Шабату, наше рабство, нашу растворённость в материальном мире. Отсюда – освобождение, связанное с седьмым годом, и отсутствие у нас соавторских прав на «свою» жизнь. Плоды жизнедеятельности раба («дети») рабу, как известно, не принадлежат!

     Интересно, что мудрецы на уровне ґалахи из права хозяина давать еврею нееврейскую сожительницу выводят... непринадлежность еврейскому рабу даже собственного тела!

     Заглавность положений о еврейском рабе означает первоочерёдность проблем эгоцентризма. Именно поэтому мудрецы включили главу «Мишпатим» в шесть недельных глав «Шовеви"м», способствующих Исходу из Египта («Шовеви"м месугалим ґем л-Ициат Мицраим» – Шмот, Ва-эра, Бо, Бе-шалах, Йитро, Мишпатим).   

             

Р.М-М.Гитик

 

Комментарий на комментарий

 

Парашат ґа-шавуа «Мишпатим»

 

     Почему-то при встрече со словом «рабство» нашу фантазию посещают картины, которыми археологи, историки, юристы, искусствоведы и прочие специалисты обильно сопровождают результаты своих изысков. Да и какому современному человеку не приходили в голову мысли о несчастных судьбах рабов египетской цивилизации, трудами которых возведены погребальные пирамиды? Кто не проникался жалостью к гладиаторам, ведущим бои на потеху свободных граждан Римской Империи? А галерные гребцы на европейских флотах? А средневековые крестьяне – собственность вельможных, сиятельных и влиятельных господ? 

     Мы, пронизанные идеями западного гуманизма, отказываемся признавать даже мысль о том, что рабство как социальная форма может иметь право на существование!

     Но мало кому известно, что «Свобода, равенство, братство!» (фран. «Liberté, Égalité, Fraternité!»), будучи девизом Великой французской революции, далеко не «всем благодарным человечеством» был принят в качестве руководства к действию. Позволю себе напомнить некие широкоизвестные факты.

     Во время Второй мировой войны в нацисткой Германии широко использовался рабский труд, но официального международного понятия «рабство» не было. По окончанию Второй мировой войны ООН вынесла определение раба: «Любой человек, которому не позволено добровольно оставить работу».

    Рабство осуждено договором Лиги Наций в 1926 году и во Всеобщей декларации прав человека ООН от 1948 года, а так же во всех других главных документах, касающихся прав человека. В Европе, например, рабство запрещает Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

     Современный  мир,  современный  мир!.. При этом весьма отстранённо позволю себе заметить следующий факт. Например, в Мавритании, рабство было отменено только в 1980 году. Интересно,  не  правда ли?!

     Но давайте попробуем разобраться, что же такое «рабство». Если исходить из определений, закрепленных международным правом, то «любой человек, которому не позволено добровольно оставить работу» является рабом? Что же у нас получается? Современный специалист с высшим образованием, ограниченный нормами трудового законодательства, de facto оказывается рабом? Ведь он не может добровольно оставить работу! А если и может, то только установленных правовых рамках, где о желании человека речь не идёт, а в силу вступает регламент: выходной, отпуск. Или увольнение. Он продаёт себя в РАБство РАБоты, превращаясь в составляющую единого механизма. Таким образом, мы не можем говорить о полном искоренении рабства в современном социуме, оно лишь подверглось видоизменению.

     В более широком смысле: современный человек находится в рабстве у системы ценностей западного мира. Весь жизненный процесс – алгоритм, которому он подчиняется. Не и столько в аспекте физических действий, сколько в плоскости мировоззрения: весь материальный мир рассматривается в качестве источника всевозможных благ и удовольствий, в погоне за которыми человек забывает обо всём. Как не вспомнить советскую кинематографическу классику: «Клёв будет такой, что клыент позабудет всё на свете!» («Бриллиантовая рука», 1968)?

     Иудаизм же, в противовес Эйсаву (западной цивилизации), утверждает совершенно противоположную идею:

 

רבי יעקב אומר:

העולם הזה דומה לפרוזדור בפני העולם הבא.

התקן עצמך בפרוזדור, כדי שתכנס לטרקלין. 

 

    «Раби Яаков говорил: "Этот мир похож на коридор в следующий мир. Исправь себя в коридоре, чтобы ты вошёл в зал"» (Пиркей Авот, 4:16).

 

     Да и как не вспомнить раби Нахмана из Бреслева, утверждающего:

כל העולם כולו גשר צר מאוד...

     «Весь Его мир – очень узкий мост...»

 

     Всю ширину и разнообразие материального мира можно трактовать как узость, как рамки, ограничивающие выбор человека, превратившего себя добровольно в раба собственного эгоизма и этого мира – в раба Египта – Мицраима (ми-цар – из узости).

Тора через Законы учит отказу от тотального исполнения собственных желаний:

 

הקב"ה אמר להם לישראל בני בראתי יצר הרע ובראתי לו תורה תבלין

 

     «Сказал Всевышний им, Израилю: "Я создал злое начало, и Я создал для него Тору в качестве приправы"» (Талмуд Бавли, Масехет «Кидушин», 30 б).

 

     Однако, возвращаясь к нашей исходной теме рабства, хочу противопоставить подход иудаизма к этому явлению.

     Наиболее интересно эта тема раскрывается в книге Моше Вайсмана «Мидраш рассказывает»:

    

     Законы о рабе-еврее, проданном по решению суда

 

     Заповедь, относящаяся к еврею-рабу, выбрана в качестве первой в разделе Мишпатим. Народ Израиля был освобожден из египетского рабства, чтобы стать слугой Ашема. Еврей, сам являющийся рабом Ашема, обязан поэтому обращаться со своим рабом с должным уважением. Любому хозяину-еврею предписано освободить своего раба-еврея не позже, чем через шесть лет после начала рабства.

 

     Если вор не может возместить украденное, его продают в рабство через бейт-дин, а деньги, вырученные от его продажи, отдаются в качестве компенсации жертве преступления (законы о рабе, который продал себя сам, рассматриваются в книге Ва-икра, 25:39). Бейт-дину разрешается продать вора только еврею или гер-цедеку (человеку, принявшему иудаизм). Запрещено продавать еврея с аукциона, где продаются рабы. Продажу следует обставить так, чтобы она не оскорбляла его достоинства.

 

     Хотя в Торе вор называется «рабом», его хозяину не разрешается использовать слово «раб» с целью унизить его. Он должен считать его своим братом. Вообще по закону Торы хозяину предписывается создать своему рабу-еврею такие условия, что может показаться, будто он приобрел себе не раба, а господина!

 

     Очевидно, что положение «раба» более терпимо, если предполагается, что в конце шести лет службы он может заявить: «Я люблю моего хозяина… и не хочу выходить на свободу (21:5)».

 

     Вот некоторые из законов Торы, относящиеся к рабу-еврею:

 

— Запрещается заставлять раба выполнять унизительную работу, например, мыть ноги своему хозяину или надевать хозяину обувь, даже если эти же виды работ добровольно выполняет сын для своего отца или ученик для своего учителя.

 

— Хозяин должен делить со своим рабом всякую пищу, какая есть в доме. Если хозяин ест белый хлеб, он не может кормить своего раба черным хлебом. Если он пьет вино, то не должен давать своему рабу воду. Если он спит на удобной кровати, то не может допустить, чтобы его раб спал на соломе.

 

— Если у раба, до того как он попал на службу к хозяину, была какая-то профессия, запрещается требовать от него, чтобы он выполнял другую работу, а не ту, к которой привык.

 

— Служба раба-еврея никогда не продолжается дольше шести лет со дня продажи. Через шесть лет он автоматически становится свободным. Если за время своей службы раб заболел и его хозяин вошел из-за него в большие расходы, он, тем не менее, не должен хозяину, ничего, когда уходит.

 

— Если он поступает на службу, будучи женатым, то хозяин обязан содержать его жену и детей.

 

— Если раб холост, хозяин не имеет права дать ему наложницу из хананеев, чтобы он с ней жил, а хозяин получил новых рабов в результате их связи.

 

— Если человек становится рабом, будучи женатым, хозяин вправе дать ему еще и хананейскую наложницу, чтобы она родила для хозяина новых рабов.

 

     Тора обеспечивает вору, который не может дать компенсации, условия, лучшие из возможных. Вместо того, чтобы запирать его в тюрьму и обрекать его семью на позор и голод, Ашем помещает раба в круг еврейской семьи. Его хозяин заботится не только о нуждах раба, но также и о нуждах его жены и детей. Чтобы показать вору, как низко он пал, хозяину разрешается дать ему хананейскую наложницу, дети которой остаются в собственности хозяина. Это тот вид брака, который евреям запрещен, и он должен дать вору понять всю глубину его падения и побудить его подняться, чтобы на седьмой год он освободился не только от физических оков, но и духовно стал свободным, готовым к возвращению в общество полноценным евреем.

 

     Раб добровольный

 

     Если после шести лет службы раб заявляет: «Я люблю моего хозяина, мою жену и моих детей и не хочу выходить на свободу» (21:5), то хозяин приводит его в бейт-дин. Если раб в присутствии судей настаивает на своем отказе выйти на свободу, хозяин подводит его к двери своего дома (или дома другого человека) и прокалывает его правое ухо шилом или другим инструментом в знак того, что он остается рабом до начала следующего юбилейного года (до йовеля, так называется каждый пятидесятый год). Только в йовель раб станет свободным, если доживет до него.

 

     Каков смысл церемонии у двери?

 

     Ашем говорит: «Во время десятой казни — поражения первенцев — сыны Израиля пометили кровью свои косяки и притолоки. За выполнение этой заповеди Я пощадил их, чтобы они остались в живых и стали Моими слугами. Еврей, который после этого соглашается стать рабом человека, должен быть отмечен в качестве такового у дверного косяка!» Кроме того, дверь, ведущая на улицу, была выбрана местом совершения этого акта, чтобы прохожие могли упрекнуть добровольного раба, сказав: «Ты хочешь быть рабом, когда Закон Торы дарует тебе свободу?»

 

     Почему из всех его органов прокалывают именно ухо? Ашем сказал: «Пусть будет проколото ухо, потому что оно слышало у горы Синай: "Ты не должен воровать!", однако его хозяин ослушался заповеди и совершил кражу!»

 

     Все слова Торы содержат не только буквальный, но и более глубокий смысл. Ашем, говоря о еврейском народе, взятом Им себе в слуги, сказал:

 

ОН БУДЕТ СЛУЖИТЬ ШЕСТЬ ЛЕТ, — активная жизнь человека в мире в среднем составляет шестьдесят лет.

 

А НА СЕДЬМОЙ ГОД ОСВОБОДИТСЯ, — через семьдесят лет он покидает этот мир. Тогда он освобождается от обязанности выполнять заповеди.

 

ЕСЛИ ОН ПРИШЕЛ САМ, — если он прожил жизнь без Торы и заповедей.

 

ТО И УЙДЕТ САМ, — он покинет этот мир без заслуг, которые приобретаются выполнением заповедей.

 

ЕСЛИ ОН ЖЕНАТ, — если, однако, он занимался Торой (которая называется супругой человека), «то его жена уйдет с ним» — Тора будет сопровождать его даже после смерти. Сказано, что, после того как человек умирает, его не сопровождают ни золото, ни серебро, ни жемчуг, а только Тора и выполненные им заповеди.

 

ЕСЛИ ЕГО ХОЗЯИН ДАЛ ЕМУ ЖЕНУ И ОНА РОДИЛА ЕМУ ДЕТЕЙ, — если он стал великим и у него появились ученики (которые считаются его детьми), но мотивы, побуждавшие его изучать и преподавать Тору, были низкими.

 

ТО ЖЕНА И ДЕТИ БУДУТ ПРИНАДЛЕЖАТЬ ЕГО ХОЗЯИНУ, А ОН ОСТАНЕТСЯ ОДИН, — он покинет этот мир, не имея заслуг.

 

НО ЕСЛИ РАБ СКАЖЕТ: «ЛЮБЛЮ МОЕГО ХОЗЯИНА, МОЮ ЖЕНУ И МОИХ ДЕТЕЙ», — я занимаюсь Торой из любви к Ашему и учу учеников во имя Небес.

 

«И НЕ УЙДУ НА СВОБОДУ», — он никогда не утратит Тору, которую обрел. Даже после смерти его сила будет возрастать в будущем мире (олам аба).

 

ТО ПУСТЬ ХОЗЯИН ПРИВЕДЕТ ЕГО К СУДЬЯМ (написано слово Элоким), — т.е. он удостоится понимания Шехины.

 

И ПОДВЕДЕТ ЕГО К ДВЕРИ, — войдет в ворота праведных.

 

ИЛИ К ДВЕРНОМУ КОСЯКУ, — даже в Ган Эден он будет ходить от дверей одной ешивы к другой.

 

И БУДЕТ ВЕЧНО СЛУЖИТЬ Ашему, — во времена воскрешения мертвых.

 

 

Законы о еврейской служанке

 

     Если человек беднел и продавал свое имущество, поля и | дом, но все равно не мог выполнить своих денежных обязательств, ему разрешалось продать в рабство свою дочь, не достигшую двенадцати лет. Девочка становилась служанкой в еврейском доме. (Что касается рабства, то женщину бейт-дин за воровство не продает.) Тора указывает, что для хозяина дома или его сына взять в жены такую девушку — особая мицва. Так Тора заботится и об обедневшем отце, и о дочери. Если хозяин дома на ней женится, то деньги, которые он за нее заплатил, становятся деньгами кидушин (бракосочетания).

 

     Если ни хозяин, ни его сын не хотят на ней жениться, то они должны принять меры, чтобы добиться ее скорейшего освобождения, согласившись вычесть из стоимости ее освобождения то, что она уже отслужила. Если продавший ее отец снова становится состоятельным, то он должен ее выкупить.

 

     Все законы об отношении хозяина к рабу-еврею распространяются и на еврейскую служанку. Более того, хозяин не должен отправлять ее с поручениями на рынок, как мужчину, а может вместо этого позволить ей стать помощницей хозяйки в доме.

Категория: ТОРА | Добавил: Eli (2011.01.27)
Просмотров: 727 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0