«МИКЕЦ» Завершение (кец) работы души в телесной оболочке — это исправление всех допущенных ошибок и возвращение, ответ, раскаяние — одним словом, тшува к Творцу. И главная тема главы — неслучайность жизненных ситуаций, в которых мы оказываемся. А также наша вера в то, что мы, в конечном итоге, достигнем (нет отчаяния в этом мире совсем) и поймём, что «всё на свете было не зря, не напрасно было». Отрыв… в два года «И было по прошествии двух лет…» Бе-рейшит, 41:1 Мидраш рассказывает, что два года, прошедшие до знаменательного сна фараона, Йосеф провёл в яме. И причиной тому была просьба праведника, обращённая к начальнику виночерпиев замолвить о нём словечко перед фараоном: «Если же ты вспомнишь обо мне, когда тебе будет хорошо, и сделаешь мне милость, и напомнишь обо мне фараону…» (Бе-рейшит, 40:14). И я вместе с вами, уважаемый читатель, недоумеваю: «А в чём, простите, криминал?» Прямая обязанность каждого — прилагать усилия для собственного спасения! И счесть эти усилия чрезмерными никак невозможно, ведь каждое утро, как на службу, являлась в тюрьму неутолённая жена Потифара и приводила свои металлоломные, но от этого ничуть не менее тяжёлые, доводы. А два года в беспросветной тьме ямы это всё-таки… Ответ мы начнём с понимания двухступенности усилий Йосефа. Просьба, чьим адресатом был фараон, а почтальоном — глава виночерпиев, была не только вторым, но и второстепенным из усилий. Как мы уже с вами учили, разрешение загадки сна начальника виночерпиев было приговором, который Йосеф-праведник вынес сему достойному слуге фараона. И, следовательно, Йосеф был сопричиной реальности его дальнейшего существования. Просьба, обращённая к тому, чья жизнь в основе своей имеет твой же вердикт, подобна опиранию на самого себя, и «попахивает» чужой работой на себя же! Два года в яме — цена отрыва от реальности, чей соавтор — Йосеф. Именно два года исполняется Ицхаку, когда наша прамама Сара прекращает его кормить грудью. Пятикнижие, описывая это событие, использует термин «в день hигамел Ицхак». «hигамел» в современном иврите означает прекращение психофизиологической зависимости от курения или других видов наркотиков. Йосеф, опирающийся на отчасти собственную реальность, вынужден пройти сквозь два года, обрывающие всякую связанность с нею. И чистота раскрытия Всевышнего как Единосущего — это награда Йосефу и всем, умеющим ждать! Как проглотить время? «И съели коровы плохо выглядевшие худые семь коров…» Берейшит 41:4 «И проглотили тонкие колосья семь здоровенных колосьев…» Берейшит 41:7 Рав Хаим Зонельфельд отмечает несоответствие аллегорического примера из сна фараона его интерпретации Йосефом. Как может время проглотить время!? Семь урожайных лет не могут исчезнуть в результате семи лет жесточайшего голода. Скорее даже наоборот: вспомните, каким казались ужасающие сталинские предвоенные годы 37-й, 38-й, 39-й и 40-й из лет военных?! И потому, на первый взгляд, имеет место явное несоответствие образа из вещего сна его трактовке как времени. Рав Зонельфельд разрешает кажущееся противоречие следующим образом. Расшифровка снов фараона Йосефом стала общим достоянием. И потому все семь сытнейших лет, люди, понимая, что это лишь прелюдия к страшному голоду, ощущали их как годы недостатка и дурных предзнаменований! А, следовательно, семь лет катастрофы «проглотили» семь дет «благоденствия», не дав людям ими насладиться!!! И еще одно тонкое замечание рава Хаима Зоненфельда о нашей главе. Йосеф, повелев оставить у него в заложниках Шимона, не только предотвратил «гремучую смесь» Шимона и Леви (смотри комментарий РАШИ), но и проявил замечательную предусмотрительность в совершенно другой плоскости. Наличие одного из братьев в руках властителя Египта и всего мира (весь хлеб для голодающих был в его руках, а «кто платит за музыку, тот и заказывает песни») делало невозможной подмену Беньямина посторонним человеком. Шимон на очной ставке не выделил бы неизвестного ему «брата» из числа статистов при опознании! Логика алогичности «И сказал Йеґуда: «Что сказать господину моему, что говорить нам и как оправдываться? Всесильный нашёл вину за слугами твоими, [и] вот мы рабы господину нашему, и мы, и тот, в чьих руках оказался кубок» Бе-рейшит, 44:16 Готовность Йеґуды «идти» в рабство самому и «тянуть» в него всех братьев, включая Биньямина, за которого особо и лично поручился, вызывает, по меньшей мере, недоумение. В особенности, если учесть ту воинственно-непримиримую позицию, в которую он встанет спустя… одно предложение. Более чем щедрое предложение, сделанное неузнанным властелином - Йосефом: «Не дай Б-г мне так поступить. Человек, у которого был найден кубок, будет мне рабом, а вы идите с миром к отцу своему» (Бе-рейшит, 44:17). Итак, египетский владыка не принимает жертвы и не обращает в рабство всех братьев, он требует наказания лишь для непосредственного виновника. И тут Йеґуда, вот только что, одно предложение назад, готовый на рабство для всех, взрывается: «И подступился Йеґуда…» Спрашивается, где логика? Отчего фокусировка на Биньямине так резко изменила позицию еврейского лидера? Ключевые слова, раскрывающие смысл происходящего: «Всесильный нашёл вину за слугами твоими». Йеґуда ощущает сюжет с «украденным» кубком как «мера за меру» — продажи Йосефа. Комплекс вины парализует его, и отсюда его готовность («мера за меру») быть проданным в рабство вместе с братьями. «Джентльменское» предложение Йосефа — оставить в рабстве только Биньямина осветило ситуацию с прямо противоположной стороны. Ведь младший, единоутробный брат Йосефа «ни сном, ни духом» не был причастен к проступку братьев, и, следовательно, «комплекс вины» был именно комплексом, от которого Йеґуда мгновенно избавился.
р.М-М.Гитик
|