Не теряют духовно, когда делают хесед. Итро
«Оцарот»
«А Моше поднялся к Б-гу» (Итро, 19:3)
Нашли мы в Гмаре (Трактат Бава меция, 85)
поучительный рассказ. Один из наших мудрецов увидел своего товарища, о котором
он знал, что ему обычно открывается пророк Элияу. Его брови и веки были
опалены, как будто по ним прошелся огонь! Спросил он товарища: что случилось? И
тот рассказал, что попросил пророка Элияу, да будет он упомянут к добру,
показать ему, как праведники поднимаются в высший мир, чтобы учить Тору в небесной
ешиве. Согласился Элияу и сказал: «Ты можешь смотреть на всех праведников,
только на место раби Хии не смотри»!
Спросил его: «Как я узнаю, что это место
раби Хии?»
Сказал ему пророк: «Все места праведников
поднимают ангелы, кроме места раби Хии, которое поднимается собственными
силами» И рассказал тот мудрец: «Не мог я совладать с собой и посмотрел на
него. Вышли два снопа огня и ослепили меня. Назавтра я встал ослепшим и пошел
молиться в пещеру, где похоронен раби Хия. Сказал я: "Раби, я буду учить
Тосефту, которую ты написал!” И мое зрение вернулось…»
Этот рассказ привел святой Альших,
благословенна память праведника, на нашу главу, в объяснении пасука: «А Моше
поднялся к Б-гу». И писал он, что такое происходит не только с умершими
праведниками, но и с живыми. Пророк Элияу поднялся на небеса на огненной
колеснице не своими силами, а помощью свыше. В противоположность этому, Моше
рабейну поднялся без какой-либо помощи: «А Моше поднялся к Б-гу»!
Это происходит не только, когда праведники
поднимаются на небеса, но и в обычной их жизни. И так сказано в мидраше (Берешит раба, 30:11): раби Иеуда рассказал притчу о царе, у
которого было двое сыновей. Один старший, другой младший. Сказал царь младшему:
иди со мной. А старшему сказал: иди передо мной. Так сказано об Аврааме, у
которого была сила — «перед Б-гом ходил Авраам». Но у Ноаха было мало сил — «с
Б-гом ходил Ноах». Ноаху как бы надо было дать руку, помочь ему, но Авраам
ходил сам!
Когда мы вдумаемся в это, найдем общее
между тремя праведниками, не нуждавшихся в помощи: нашим праотцем Авраамом,
Моше рабейну и раби Хией.
Рассказывается в Гмаре, что раби Хия сеял
лен и выращивал его, а потом плел из него сети и охотился на оленей. Их мясо он
раздавал сиротам, а из кожи делал пергамент. На нем он писал пять книг Торы и
ходил по городам, собирал пять детей и учил с каждым из них одну из частей
Хумаша. Собирал шесть детей и учил с каждым из них одну из шести частей мишны.
А потом говорил им: я ухожу, а вы пока обучайте каждый своего товарища. И об
этом сказал раби Иеуда а-Наси: «Как велики деяния Хии!»
Можно сказать, что его дела,
действительно, были очень велики, и Гмара говорит, что он поступал так, чтобы
не забылась Тора в Исраэле. Но в своем личном уровне он не поднимался, так как
занимался сеянием льна, плетением сетей, охотой на оленей, выделкой их кожи,
повторением Хумаша с подростками в отдаленных местах.
Но нам говорят обратное: занятие с
подростками, распространение Торы, просвещение многих — чудесное средство для
укоренения возвышенных ступеней души обучающего, так что его кресло поднимается
без помощи ангелов, своими силами.
То же верно для Моше рабейну в нашей
главе. Именно из-за того, что посвятил себя народу, стоял он для него с утра до
вечера. С бесконечным терпением, с бесконечным самопожертвованием. «И спустился
Моше с горы к народу». Это говорит о том, что Моше не стал заниматься своими
делами — духовными — но с горы спустился к народу! Именно за это он удостоился
высокой ступени: «А Моше поднялся к Б-гу».
И отсюда исходит призыв к каждому, кто может
просвещать многих уроками Торы, наставлением подростков — сделайте, пожалуйста,
так, чтобы не забылась Тора в Исраэле, и вы удостоитесь первыми. (Мааян ашавуа)
|