Среда, 2024.07.17, 12:53

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Библиотека "Пиркей АВОТ" = Еврейская МУДРОСТЬ » Егуда А-Леви "КУЗАРИ"

Йегуда Ибн ГаЛеви "Кузари" ---------- на русском языке (часть 1)
Глава 1

Сказал Иегуда бен Шаул*, сказал автор: Многие спрашивали меня, какие возражения и доводы мог бы я привести в споре с противниками нашей веры — философами, а также последователя­ми других религий и еврейскими сектантами, пося­гающими на единство народа Израиля. И вспомни­лось мне, что я слышал однажды доводы ученого раввина, бывшего при дворе хазарского царя, ко­торый перешел в еврейскую веру около четырехсот лет тому назад. Как известно из хроник,он много раз видел один и тот же сон: ангел приходит к нему и говорит: "Намерения твои угодны Творцу, но дей­ствия твои Ему неугодны". Он стал тщательно ис­полнять предписания хазарской религии, стал уча­ствовать в службе святилища и в приношении жертв со всей чистотой сердца, но ночью вновь посетил его ангел, говоря все те же слова: "Намерения твои угодны Творцу, но действия твои Ему неугодны". Тогда он обратился к изучению всех вер и религий и в конце концов принял еврейскую веру, а вместе с ним — многие из хазар. Так как я нашел доводы этого раввина убедительными и так как они соот­ветствовали моим собственным мыслям, я решил записать их так, как они были высказаны, и "разу------------------------------------------------
Говорят, что когда хазарскому царю было от­крыто во сне, что его намерения угодны Б-гу, но по­ступки его Ему неугодны, а также было указано ему найти образ жизни, угодный Б-гу, он обратился к величайшему философу своего времени испросил его, в чем состоит его вера.* Философ ответил: Б-г не может желать или не желать. Он выше всех воз­можных желаний и намерений.* *Намерение предпо­лагает стремление к чему-то, чего не хватает и без чего невозможно совершенство, и пока это не до­стигнуто, человек несовершенен. К тому же, как по­лагают философы, Б-г выше познания частного, ибо частное подвержено изменениям, Б-жественное же познание неизменно. Он не знает тебя и тем более не знает твоих действий или намерений. Он не видит твоих движений и не слышит твоих молитв. И если философы могут сказать, что Б-г тебя сотворил, то лишь выражаясь образно, ибо Он — Причина причин в сотворении всех творений, но все же не потому, что таково Его намерение. Б-г никогда не занимался сотворением человека, и никто еще не пришел в этот мир иначе, как родившись от родившегося прежде него. В каждом смешаны формы, свойства
темперамента и склонности, унаследованные от от­ца и матери и от других родственников, а также — климата, страны, пищи и воды, силы сфер, звезд и созвездий. Все сводится к Первопричине, но не по­тому, что таково Ее намерение, а так как от Нее ис­ходят вторая, третья и четвертая причины.
Причины и следствия, как ты видишь, тесно свя­заны и следуют друг за другом, и связь их так же вечна, как вечна Первопричина, и также не имеет начала. Каждому человеку, живущему на земле, предшествует причина, соответствующая его пред­назначению. Если все возможные причины предше­ствуют человеку, он становится совершенным, если нет, он становится несовершенным, как негры, лишь частично способные воплотить в себе человече­скую форму и речь. Философ же, наделенный всеми задатками в высшей степени, с их помощью обре­тает нравственность, ум и активность во всей их полноте. Но это совершенство потенциально, и необ­ходимо знание и бесконечный труд для того, чтобы оно раскрылось во всей полноте в пределах своих границ. Количество же промежуточных ступеней бесчисленно. В совершенном человеке светит свет Б-жественной природы, называемый Активным Ин­теллектом4 (интеллект влияния), а его пассивный интеллект (интеллект восприятия) так тесно с ним соединяется, что они сливаются воедино, и между ними нет разницы. И тогда его сосуды, то есть чле­ны его тела, служат ему только для возвышенных поступков, в подходящее время и надлежащим об­разом, как если бы они были членами Активного Интеллекта, а не материального, пассивного, кото­рый прежде, до того как достиг ступени совершeнства, пользовался им лишь в малой степени для доб­ра, а чаще всего для зла. Но теперь он творит лишь добро. Подобная ступень — предел возможностей и мечтаний совершенного человека, душа которого, очистившись от сомнений и постигнув истину во всех видах мудрости, уподобляется ангелу, дости­гая ангельской ступени в отрешенности от телесно­го, а это и есть ступень Активного Интеллекта. И он одной ступенью ниже ангела, попечительству которого поручена сфера луны. Это разумные существа, не связанные с материей. Они вечны, как вечна сама Первопричина, и не подвержены тле­нию. Таким образом, душа совершенного чело­века становится единой с этим Активным Интел­лектом и не страшится кончины тела и его членов, ибо она с Ним едина. Душа его уже в этой жизни пребывает в блаженстве, присоединившись к содру­жеству Гермеса, Асклепия, Сократа, Платона и Аристотеля. Как и все они, он поднимается на эту ступень, оставаясь постоянно един с Активным Ин­теллектом. Образно и очень приблизительно это на­зывают Б-жественной радостью. Стремись к ней и к достижению подлинного знания, чтобы твой разум перешел из пассивного в активное состояние. Сле­дуй пути праведников, их добродетели и поступ­кам, ибо их пример способствует нахождению под­линного образа истины, усердному ее изучению и уподоблению себя Активному Интеллекту. И после этого ты сразу станешь доволен судьбой, обретешь смирение, уступчивость и другие ценные качества, в числе которых и почитание Первой Причины. Не чтобы заслужить Ее благословение или отвратить от себя Ее гнев, но чтобы уподобиться Активному Интелекту в верной передаче истины, в справедливо вещей и нахождении их подлинных истин Таковы свойства Активного Интеллекта. Придя к столь высокой степени веры, ты не должен заботится о том, в виде какого учения, какой религии. в какой форме, каким стилем и языком ты будешь ее выражать. Ты можешь также создать собственную религию для достижения высшей формы смирения, почитания и возвышения Первопричины и достижения нравственной чистоты, в том и в семье и в твоей стране, если доверяют тебе и готовы следовать твоим словам. Или же ты можешь. избрать религию, диктуемую разумом и нравственностью, созданную философами. После того как ты постигнешь в основном все виды мудрости в их истинном освещении, целью твоих стремлений совет достижение душевной чистоты в той мере, которая тебе доступна. Тогда ты придешь к цели желаний, то есть единению с духовной сферой, — я хочу сказать, с Активным Интеллектом. И возможно ,Он сообщит тебе пророческие видения, и ты узришь грядущее посредством вещих снов.

Сказал ему К у з а р и: Твои слова и верны, и убедительны, но они меня не удовлетворяют. Мне известно, что душа моя чиста, а поступки честны, как того желает Г-сподь. И все же ответом мне бы­ло, что эти поступки Ему неугодны, хотя угодны намерения, движущие ими. И несомненно, что дол­жен быть образ действий, истинный по существу , а не вследствие наших мыслей. Если это не так, то почему христиане, мусульмане, поделив между_собой мир, воюют друг с другом, хотя те и другие чистым сердцем служат Б-гу. И среди них есть отшельники, уединяющиеся в поисках со­вершенства. Все они постятся и молятся и вслед за этим идут убивать, веря, что это убийство — вели­кое благочестие, которое приближает их к Б-гу, да будет Он благословен. И каждый верит, что ему сле­дует за это райское блаженство. Поверить и тем и другим разум не позволяет.

Сказал философ: Вера философов не знает вражды и убийства, она ищет разумного.

Сказал Кузари: По мнению философов, нет большего заблуждения, чем вера в то, что мир со­творен в течение шести дней и что Первопричина бе­седует с кем-либо из людей, не говоря уже о том,что с философской точки зрения Предшествующий всему выше познания частностей. И хотя тому, кто знает об образе жизни философов, о их мудрости,
любви к истине и о великом стремлении к ней, мо­жет показаться, что им присущ пророческий дар,ведь они преданы духовному и о них рассказываютмного чудесного, но мы видим, что вещие сны посылаются людям, которые не занимаются ни изучением мудрости, ни очищением души. А о тех, кто этим занимается , можно сказать обратное. Это по­казывает, что в сфере Б-жественного существует какая-то иная тайна, чем все то, о чем ты говоришь, философ.
Затем он решил спросить христиан и мусульман , посчитав, что тот образ жизни, угодный Б-гу, кото-рый он ищет, он должен, вероятно, найти в одной из этих религий. Что же касается евреев, то достаточно того, что всем бросается в глаза: их унижен-ное положение, немногочисленность и всеобщая к ним нелюбовь.

И он пригласил одного из христианских ученых и попросил рассказать об их учении и обычаях. тот согласился и сказал: Я верю, что существующее сотворено и что Творец вечен; что Он сотворил весь мир в течение шести дней; что человечество проис-ходит от Адама, а затем от Ноя; что Б-г печется созданных Им творениях и вступает в общение с людьми; что Ему свойственны проявления гнева удовольствия и сострадания; что Он разговаривает является и открывается пророкам и людям, снискавшим Его благословение; что Он пребывает в тех, кто угоден Ему. Вообще я верю во все, написанное в Библии и в истории сынов Израилевых. Это истины неоспоримые, ибо они завоевали всеоб­щее признание и были открыты Б-гом в присутствии множества людей. Далее Б-жественная сущность воплотилась в дитя в лоне девы, одной из достойнейших еврейских женщин. Она родила дитя в котором под человеческим обликом была Б-жественная сущность. И он был как бы ком, однако в действительности он был Он — мессия, называемым сыном божьим, он же отец, сьн и дух святой. Мы видим его природу единой, хотя и говорим о троице. Мы верим в него и в его пребывание среди сынов Израиля, чего они удо­стоились, так как Б-жественное влияние всегда бы-ло связано с ними. Но толпы народа восстали про­тив мессии и распяли его, и на них пал Б-жественный гнев, за исключением немногих избранников последовавших за мессией, и народов, последоевав ших за этими немногими. Мы принадлежим к их числу. И хотя по происхождению мы не израильтя­не, именно мы заслуживаем быть названными сына­ми Израилевыми, потому что мы следуем за мес­сией и его двенадцатью учениками, занявшими ме­сто племен израильских. Многие из израильтян последовали за этими двенадцатью и стали тем фер­ментом, на котором выросло христианство. Мы продолжаем миссию сынов Израилевых, в Конце нас ждет победа и распространение нашей веры на все страны мира. Все народы должны прийти к этой религии, исполнять ее, поклоняться мессии и кре­сту, который он нес. Наши законы и догмы основа­ны апостолом Симеоном и взяты из Библии, кото­рую мы ревностно изучаем. Ее истины неоспоримы, ибо она, несомненно, происходит от Б-га. И в Но­вом Завете сказано: "Я не пришел отменить законы Моисея, но их исполнить".

Сказал ему К у з а р и:
Такая религия не оставляет места для логики; более того, логика от­вергает большую часть сказанного тобой. Но когда видимость и опыт настолько овладевают сердцем человека, что оно начинает верить в это, у него лишь один выход: найти какую-нибудь тонкую уловку и преодолеть логическое противоречие, сделав дале­кое близким. Точно так же поступают естество­испытатели, имея дело с необычными и непонятны­ми для них явлениями, в существование которых они бы не поверили, если бы им не пришлось наблю­дать их собственными глазами. Но увидев их во­очию, они начинают рассуждать и ищут причины во влиянии звезд и духовных сил, не пытаясь отрицать
очевидное. Я не могу принять такие вещи за истину, они для меня неожиданны, и я не вырос под их плиянием. Поэтому я обязан продолжить поиски до конца.

Затем он пригласил одного из ученых ислама и попросил его изложить мусульманское учение и обычаи.

Сказал ему мусульманский ученый:
Мы признаем единство и вечность Б-га и происхож-дение человечества от Адама и Ноя. Мы отрицаем существование у Б-га человеческих атрибутов и неё подобные упоминания в Писании понимаем иносказательно. В то же время мы утверждаем, что наша священная книга содержит слова самого Ь-га и является чудом, которое мы обязаны при­нять в силу его очевидности, ибо никто не может создать ничего подобного этой книге или хотя бы единому из ее стихов. Наш пророк — печать проро­ков, он отменил прежние законы и призвал все на­роды принять ислам. Вознаграждение благочестиво­го -- воссоединение его души с телом в райском блаженстве, где радость постоянна. Там наслаж­даются пищей, напитками, женской любовью и всем, чего можно пожелать. Нечестивых ждет нака­зание вечным огнем, и кара их бесконечна.

Сказал ему К у з а р и: Если кто-либо хочет привести человека к вере в Б-га и убедить его в том, что Б-г говорил с людьми, и тот не может с этим согласиться, он должен это показать на основа­нии фактов, известных всем, отрицать которые со-вершенно невозможно, и даже тогда очень трудно убедить в том, что Б-г говорил с человеком. Что же касается чуда, заключенного в вашей книге, то она написана по-арабски. Я же не араб и не способен ощутить ее чудесное свойство. Даже если бы мне ее прочли, я не смог бы ее отличить от любой другой книги, написанной по-арабски.

Сказал ему мусульманский ученый:Эта книга сделала много чудес, но она не считается основанием для принятия нашей веры.

Сказал К у з а р и: Совершенно верно. Одна­ко мысль человека может убедиться в том, что Б-г беседовал с людьми, только на основании чудес, в которых изменяется сама природа вещей. И, наблю­дая подобное, каждый понимает, что сделать это мо­жет лишь тот, кто сотворил все вещи из ничего. Кроме того, это должно произойти в присутствии очень многих людей, ясно видящих происходящее, и не может быть почерпнуто из рассказов, снов и
преданий. Еще одно условие: чудо должно быть( много раз тщательно проверено, чтобы не было оснований полагать, что воображение или магическое воздействие могло повлиять на их мысли. И лишь тогда, и то с большим трудом, можно признать столь исключительное явление, что Творец этого*и грядущего мира и ангелов, Творец неба и светил вступает в беседу с презренным куском глины (я имею в виду человека), говорит с ним и исполняет его желания.

Сказал мусульманский ученый: В нашей книге достаточно много рассказывается о
Моисее и сынах Израиля. Никто не может отрицать того, что Он наказал фараона, разделив воды моря, спас тех, кто имел счастье удостоиться Его благоволения, и покарал разгневавших Его. Он давал им манну и воду в пустыне в течение сорока лет. Он говорил с Моисеем на вершине горы, остановил солнце в дни Иегошуа и помог ему побороть могу­щественных врагов. Еще следует вспомнить о чуде­сах, ранее происшедших, например об уничтожении Содома и Гоморры. Разве все это недостаточно ши­роко известно и не исключает опасения фальсифи­кации и самовнушения.

Сказал К у з а р и: Видимо, я должен обратиться к евреям, ведь они — остатки израильского
племени, и я вижу уже, что любое доказательство любой религии о том, что есть на земле Б-жественное Учение, приводит именно к ним.После этого он пригласил к себе одного из еврейских ских мудрецов и попросил его рассказать о вере евреев.

Сказал ему раб б и: Мы верим в Б-га Авра­ама, Исаака и Яакова, который вывел сынов Из­раиля из Египта силой знамений и чудес, который питал их в пустыне и даровал им страну после чу­десного перехода Иордана: который послал Моисеяс миссией Торы, продолженной многими пророка­ми, возвещавшими Тору и учившими о вознаграж­дении, ожидающем тех, кто соблюдает ее, и о каре,грозящей тем, кто ее нарушает. Мы верим во все,что написано в Торе, а это охватывает бесчисленное множество вопросов.

Сказал К у з а р и: Я не собирался спраши­вать евреев, ибо знал, что из-за жалкого своего по­ложения они забыли о прошлом, а унижения и ни­щета не позволяют им возвыситься нравствен­но. А ведь именно ты, еврей, должен сказать, что ты веришь в Творца и Его Провидение, в Того, Кто сотворил этот мир и поддерживает его существова­ние, и в другие Б-жественные атрибуты, ясные каж­дому, кто обладает верой, кто стремится к истине и ищет уподобления Творцу в Его справедливости и мудрости.

Сказал р а б б и: Ты говоришь о религии, ос­нованной на разуме и логических рассуждениях, но она открыта сомнениям. Спроси философов, и ты увидишь, что они не смогли прийти к единому мне­нию, к какой-либо определенной религии. Все это измышления, часть из которых действительно имеет обоснование, другие же — лишь удовлетворяют ра­зум, третьи его не удовлетворяют и тем более не в состоянии что-либо доказать.

Сказал Кузари: Твои слова, еврей, убеди­тельнее, чем вначале, и у меня появилось желание продолжить нашу беседу.

Сказал р а б б и: Но то, что я вначале сказал, это уже доказательство, так что более нет нужды ни в каких аргументах.
Сказал Кузари: То есть как?

Сказал р а б б и: Если ты мне позволишь небольшое вступление, я поясню свои слова, ибо ви­жу, что ты не понял меня и слушаешь с недоверием.

Сказал Кузари: Начинай, я готов слушать.

Сказал р а б б и: Если бы тебе рассказали,что король Индии необыкновенный человек, заслу­живающий восхищения и всяческого уважения, су­дя по справедливости его поданных, их честности и благородным нравам, царящим в стране, — считал ли бы ты себя обязанным преклоняться перед ним и рассказывать о нем с уважением?

Сказал Кузари: Как я могу быть обязан? Мне не известно, с чем связана справедливость ин­дусов, — такова ли их собственная природа, и, мо­жет быть, нет у них короля, или же они справедли­вы оттого, что у них добрый король, а может быть, верно и то и другое.

Сказал р а б б и: Но если бы к тебе прибыли посланцы короля с дарами из Индии, такими, какие могут быть только в Индии в королевском дворце, и с ними письмо, им написанное, а среди даров це­лебные снадобья для исцеления твоих недугов и укрепления здоровья, а также яды и другие сред­ства, с помощью которых ты можешь уничтожить своих врагов, не прибегая к оружию, могло бы все это обязать тебя по отношению к нему?

Сказал Кузари: Несомненно. Ибо вслед­ствие этого исчезло бы мое первоначальное сомне­ние в том, есть ли у индусов король. Кроме того, я поверил бы, что
влияние его царства и слова распро­страняются и на меня.

Сказал р а б б и: Как бы ты описал его, если бы тебя спросили?

Сказал К у з а р и: Я описал бы то, что мне совершенно ясно, и прибавил бы то, что прежде бы­ло неясно, но теперь разъяснилось.

Сказал р а б б и: Именно так я тебе ответил на твой вопрос. Так говорил Моисей с фараоном. Он сказал фараону: "Б-г евреев послал меня к те­бе" , то есть Б-г Авраама, Исаака и Яакова, о кото­рых повсеместно было известно, что дух Б-жий об­щался с ними, руководил ими и творил ради них чудеса. Моисей не сказал фараону: "Б-г неба и зем­ли", он сказал: "Меня послал Тот, Кто сотворил ме­ня и тебя". Точно так же Б-г обратился к собравше­муся народу Израиля: "Я ваш Б-г, который вас вы­вел из земли египетской". Он не сказал: "Я Тво­рец всего мира и ваш Творец". И так я с тобой го­ворил, когда ты спросил о моей вере. Я ответил те­бе, как должен ответить и я и весь еврейский народ, который сам убедился в этом воочию, а затем при­нимал традицию в непрерывной преемственности поколений, которая равносильна опыту очевидцев.

Сказал К у з а р и: Если это так, то ваша Тора дана только вам и никого более не обя­зывает.

Сказал р а б б и: Да, но каждый, кто искренне к нам присоединяется, участвует в нашем наследии, однако в смысле веры он не может быть нам подобен. Если бы Тора дана была нам потому, что Б-г сотворил нас, она одинаково обязывала бы как белых, так и черных, ибо Он сотворил всех. Но мы обязаны следовать Торе потому, что Б-г вывел нас из Египта и связал Свое Имя с нами, избрав нас из всех народов.

Сказал К у з а р и: Еврей, ты меняешь лицо, и слова твои, прежде столь значительные, начинают терять свой смысл.

Сказал р а б б и: Значительны они или нет, выслушай меня до конца.

Сказал К у з а р и: Говори все, что хочешь.

Сказал рабби: Естественный порядок ве­щей предполагает питание, рост и размножение, а также связанные с ними силы и условия жизни. Та­ков порядокрастительной и животной природы, и он не относится к земле, камням, металлам и эле­ментам.

Сказал К у з а р и: Это правило, нуждаю­щееся в уточнении, однако оно верно.

. Сказал рабби: Что касается души, то она присуща всем живым существам, и с нею связаны движения, желания, силы, внешние и внутренние чувства и прочее.

Сказал К у з а р и: С этим также нельзя не согласиться.

Сказал р а б б и: Разум отличает человека от всего живого. С ним связано улучшение нравов и страны и прочие нормы и обычаи

Сказал Кузари: И это также верно.

Сказал р а б б и: Как ты думаешь, какая ступень выше этой?

. Сказал Кузари: Та, которой достигают мудрецы.

Сказал р а б б и: Нет, я имею в виду сту­пень, на которой возникает новое по своей сущно­сти, подобно тому, как отделено растительное от
неживого или человек от животных. Количествен­ные различия, хотя и бесконечны, носят акцидент­ный характер и не являют новой ступени.

Если так, то в мире ощу­тимого нет ступени выше человеческой.

[b]Сказал рабби: Но если мы увидим челове­ка, который вступает в огонь, не повредившись, илив течение долгого времени воздерживается от пищи и не умирает от голода; человека, лицо которогосветится так, что глаза не могут выдержать света,который не болеет и не старится, но, достигнув пре­дела жизни, умирает легко и естественно, как уда­ляются ко сну, — в предназначенный день и час он уходит, унося с собой знание прошлого и будущего, гого, что было, и того, что будет. Разве подобная ступень не отличается явно от обычного скотского состояния

Сказал Кузари: Да, но эта ступень Б-же-свенная, ангельская, если только она существует. Она относится к сфере Б-жественного воздей­ствия, но только не к области разумного, человече­ского и естественного.

[/b] Сказал рабби: Я описал черты тех наших пророков, через которых, несомненно, Б-г Себя проявил. В них Он действовал явно для всех, руко­водил ими по Своей Воле, в соответствии с их пре­данностью или неповиновением. Он открыл им тай­ны вещей и сообщил знание сотворения мира и про­исхождения людей, живших до потопа, — как следо­вали поколения от Адама и до потопа, как прои­зошли семьдесят народов от Шема, Хама и Яфета и разделились языки. Как люди начали вести оседлый образ жизни, как появились ремесла, возникли го­сударства. Он открыл им возраст мира от Адама и до наших дней.

Сказал Кузари: Трудно поверить тому, что вы обладаете подлинным счислением лет от со­творения мира.

Сказал рабби: Действительно, мы ведем летосчисление со дня сотворения мира, и в этом от­ношении хазарские евреи и эфиопские не отличают­ся ничем.


Сказал Кузари:
Сколько же лет от сотво­рения мира насчитываете вы сейчас?

Сказал р а б б и: Четыре тысячи пятьсот лет.Это можно увидеть из переданной в Торе длительно­сти жизни Адама, Сета и Эноша — до Ноя; затемжизни Шема и Эвера — до Авраама; затем — Исаака и Яакова — до Моисея. Они были сердцевиной чело­вечества и лучшей частью его, и у каждого были де­ти. Остальные люди были скорлупой человечества,они не были подобны предкам, и с ними не было связано Б-жественное воздействие. Передача тради­ции связана с теми, в ком выразилось Б-жествен­ное, но это были единицы, еще не народ. Затем при­шел Яаков, породивший двенадцать племен, каждое из которых было способно к несению Б-жественной миссии. Так Б-жественное влияние овладело массой людей, и традиция передавалась ими от поколения к поколению. Хронология предшествовавших им поколений передана нам Моисеем. Таким же путем нам известно время событий, происшедших от Мои­сея и до наших дней.

Сказал Кузари: Это перечисление исклю­чает подозрение в обмане или общепринятом из­мышлении. В подобном вопросе даже десять чело­век не способны прийти к общему выводу, не из­жив разногласий, не раскрыв тайны обсужденияи не вступив в дискуссию с кем-либо, кто пытаетсято же самое выяснить. Множество людей, а осо­бенно множество, стоящее близко по времени к со­бытиям, не может настолько поддаться заблужде­нию или обману.

Сказал р а б б и: Но и сам Авраам жил в эпоху разделения языков. Он и его потомки гово­рили на языке Эвера, который поэтому и называется еврейским языком. Моисей пришел через четыре сотни лет, когда было уже в мире знание о небе и земле и Он обратился к фараону, к египетским и еврей­ским ученым, и они без конца проверяли его, спрашивали вникали и не верили, что Б-г говорил с человеком, пока, наконец, Моисей не сообщил им содержание .Десяти Заповедей. Точно так же отнесся к нему и народ, и он поверил не из-за своего невежества, и благодаря мудрости, свойственной ему. Все опасаются не имеют ли они дело с магией, астрологией или подобными вещами, которые, как и всякая ересь, не могут устоять при близком рассмотрении, так же как Б-жественный свет, как чистое золото, с приближением сияет сильнее. Мог ли кто-нибудь, споря с ними, выдумать, что все люди, жившие всего каких-нибудь пятьсот лет до них, говорили мм языке Эвера, разделившемся затем на много и много языков в Вавилоне во дни Пелега. Или выдумать, что некоторые народы и их страны связаны происхождением с именем Шема и Хама. Можно ли в на­ше время выдумать что-либо ложное о всех извест­ных народах, их истории и языках, если мы отстоим от иремени событий всего на пятьсот лет.

Сказал Кузари: Нет, это невозможно.

Сказал р а б б и: Если так, то почему же словам Моисея никем не оказались отвергнутыми. Ведь к ним отнесся скептически его же собственный народ, не говоря уже о других.

Сказал К у з а р и: Это убедительные дово­ды, сильные и обоснованные.

Сказал раб б и: Считаешь ли ты, что языки вечны и не имели начала?

Сказал К у з а р и: Языки, несомненно, име­ли начало и возникли по общему соглашению лю­дей. Об этом говорит их построение из существи­тельных, глаголов и частиц. Они произошли от зву­ков, производимых органами речи.
Сказал р а б б и: Видел ли ты язык изобре­тенный? Или слышал о таком языке?

Сказал К у з а р и: Нет, не видел и не слы­шал. Язык, конечно, возник в каком-то поколении,а до этого не было ни общего согласия, ни нацио­нальных языков.

Сказал р а б б и: Слышал ли ты когда-ни­будь о народе, не признавшем всеми принятой не­дели, начинающейся воскресеньем и кончающейся субботой? Может ли быть, что китайцы пришли к соглашению о неделе с жителями Западных остро­вов, не приняв неделю из того же источника и неприбегая к общему обсуждению, чтобы установить ее?

Сказал К у з а р и: Это возможно лишь В случае общего согласия, а с этим трудно согласить­ся. Или же нужно предположить их общее проис­хождение от Адама, Ноя или какого-нибудь другого предка, от которого они получили недельное счисление дней.

Сказал р а б б и: Это я и хотел услышать. Восток и Запад приняли десятичную систему счисле­нии. Какой инстинкт привел их к выбору числа 10, если это не традиция, дошедшая до них от кого-то, первоначально указавшего это число?

Сказал К у з а р и: Не умаляет ли твоей веры утверждение индусов, будто есть у них древно­сти и здания, которые стоят уже десятки тысяч лет?
Это действительно могло пи оказать влияние на веру, если бы у них была определенно выраженная религия или признанная все­ми книга, в которой невозможно было бы исказить исторические события. Но всего этого у них не найти, и это народ, не нашедший единого пути, раздробленный во множестве домыслов. Своими рассказми они
возмущают последователей всех религий ,гак же, как своими идолами, амулетами и магическими штучками. Они верят, что им это помогает, высмеивают тех, кто гордится
обладанием Б-жест-иной Книги. У них же очень немного книг, и написанны они людьми, не известными ничем, на что мож­но положиться, и прельстить они могут лишь легковерных. К их числу принадлежат астрологические сочинения, в которых упоминаются эти десятки тысячь лет, и книга о набатейском земледелии, где говорится о Янбушаре, Сагирите и Роанае и утверждается, что они жили раньше Адама, который якобы был учеником Янбушара, и пр..

Сказал К у з а р и: Ты хочешь сказать, что мой довод относится к неразвитому племени, к на­роду, не имеющему общего суждения, на этот разтвой ответ удачен. Но какого мнения ты о филосо­фах, которые, основываясь на тщательнейших ис­следованиях, приходят к выводу, что мир вечен, ине имел начала, и существует не десятки и даже нетысячи тысяч, а бесчисленное множество лет, без на­чала и без конца?

Сказал р а б б и: В этом не вина философии.Греки, создавшие ее, не могли унаследовать ни зна­ние, ни религию. Они принадлежат к потомкам Яфета, обитавшим на севере, в то время как знание, пе­реданное Адамом и далее развивавшееся под влия­нием Б-жественного воздействия, унаследовал Шем,наиболее этого достойный из всех потомков Ноя.Преемственность этих знаний никогда не прерыва­лась. В Греции не было мудрости, греки переняли ее от персов, завоевав их. Персы переняли ее от хал­деев. Тогда и появились знаменитые греческие философы, каких в Греции не было ни прежде, ни позднее. После того как власть перешла к Риму, в Греции больше не появлялись великие философы.

Сказал К у з а р и: Значит ли это, что фило­софия Аристотеля не заслуживает доверия?

Сказал р а б б и: Да. Он был вынужден за­ставлять работать свой разум и мысль больше, чем требовалось, потому что в его распоряжении не бы­ло традиции и знаний, основанных на достоверном источнике. Он размышлял о начале и конце мира, и в гипотезе конечности мира он встретил не меньше тудностей, чем в предположении о его вечности. так как как его мысль ни на что не опиралась, она склонилась в пользу вечности мира, и он не нашел нужным изучить последовательность поколений и происхождение живших до него. Если бы он был сыном народа, обладающего достоверной и признаной традицией, он применил бы свой метод анализа и аргументации для того, чтобы обосновать посылку о сотворении мира, как это ни трудно, а не о его вечности, с чем гораздо труднее согласиться.

Сказал К у з а р и: Однако существует ли более определенное доказательство?

Сказал р а б б и: Возможны ли доказательва таких вопросах. В Торе, конечно, нет ничего,
противоречило бы фактам или логике. В то же время в ней говорится о чудесах и об изменении естесвенного хода явлений, о возникновении ранее не существовавшего и превращении одних вещей в другие, чтобы показать, что Творец этого мира спобен осуществлять все, что он пожелает, в угодное для Него время. Сотворение и вечность мира — это вопрос бездонный, и в обоих случаях доводы кажутся одинаково вескими. Однако вследствие существования традиции, принятой нами от Адама, Ноя и Моисея и содержащей пророческие элементы, гораздо более достоверные, чем логические построения , аргументы в пользу сотворения мира становятся и решающими. Если же, помимо того, верую­
щим и Закон видит для себя необходимость принять идею вечной материи и последовательного существования множества миров, это не уменьшит его ве­ры в то, что этот мир сотворен во времени и что Адам и Ной дали начало человечеству.

Сказал Кузари: Пока мне достаточно ска­занного, если же мы продолжим беседу, я попрошутебя привести более веские доказательства. Вернем­ся к прежней мысли. На чем вы основываете убеж­дение, что Творец тела и духа, души, разума и анге­лов настолько Возвышен и Свят, настолько недо­ступен мысли и тем более чувственному постиже­нию, что кажется невозможным, чтобы Он беседо­вал с творениями, созданными из низкой тленной материи? Ибо даже в черве явны чудеса Его муд­рости, превышающие понимание.

Сказал раб б и: Ты предвосхитил вопросом мой ответ. Относишь ли ты мудрость, проявленнуюв творении, например, муравья, к влиянию какой-нибудь сферы, звезды или к чему-либо еще, кроме Всемогущего Творца, который соразмеряет и дает каждому то, что нужно, не более и не менее?

Сказал Кузари: Обычно это связывают с действием природы.

Сказал раб б и: А что такое природа?

Категория: Егуда А-Леви "КУЗАРИ" | Добавил: cipocapa (2009.10.11)
Просмотров: 1622 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Eli  
0
Всем привет! Хотя есть дома книжка- все равно никак не мог ее прочитать , а тут- получается! Спасибо огромное за такую возможность! happy

Имя *:
Email *:
Код *: