Глава 1 Сказал Иегуда бен Шаул*, сказал автор: Многие спрашивали меня, какие возражения и доводы мог бы я привести в споре с противниками нашей веры — философами, а также последователями других религий и еврейскими сектантами, посягающими на единство народа Израиля. И вспомнилось мне, что я слышал однажды доводы ученого раввина, бывшего при дворе хазарского царя, который перешел в еврейскую веру около четырехсот лет тому назад. Как известно из хроник,он много раз видел один и тот же сон: ангел приходит к нему и говорит: "Намерения твои угодны Творцу, но действия твои Ему неугодны". Он стал тщательно исполнять предписания хазарской религии, стал участвовать в службе святилища и в приношении жертв со всей чистотой сердца, но ночью вновь посетил его ангел, говоря все те же слова: "Намерения твои угодны Творцу, но действия твои Ему неугодны". Тогда он обратился к изучению всех вер и религий и в конце концов принял еврейскую веру, а вместе с ним — многие из хазар. Так как я нашел доводы этого раввина убедительными и так как они соответствовали моим собственным мыслям, я решил записать их так, как они были высказаны, и "разу------------------------------------------------ Говорят, что когда хазарскому царю было открыто во сне, что его намерения угодны Б-гу, но поступки его Ему неугодны, а также было указано ему найти образ жизни, угодный Б-гу, он обратился к величайшему философу своего времени испросил его, в чем состоит его вера.* Философ ответил: Б-г не может желать или не желать. Он выше всех возможных желаний и намерений.* *Намерение предполагает стремление к чему-то, чего не хватает и без чего невозможно совершенство, и пока это не достигнуто, человек несовершенен. К тому же, как полагают философы, Б-г выше познания частного, ибо частное подвержено изменениям, Б-жественное же познание неизменно. Он не знает тебя и тем более не знает твоих действий или намерений. Он не видит твоих движений и не слышит твоих молитв. И если философы могут сказать, что Б-г тебя сотворил, то лишь выражаясь образно, ибо Он — Причина причин в сотворении всех творений, но все же не потому, что таково Его намерение. Б-г никогда не занимался сотворением человека, и никто еще не пришел в этот мир иначе, как родившись от родившегося прежде него. В каждом смешаны формы, свойства темперамента и склонности, унаследованные от отца и матери и от других родственников, а также — климата, страны, пищи и воды, силы сфер, звезд и созвездий. Все сводится к Первопричине, но не потому, что таково Ее намерение, а так как от Нее исходят вторая, третья и четвертая причины. Причины и следствия, как ты видишь, тесно связаны и следуют друг за другом, и связь их так же вечна, как вечна Первопричина, и также не имеет начала. Каждому человеку, живущему на земле, предшествует причина, соответствующая его предназначению. Если все возможные причины предшествуют человеку, он становится совершенным, если нет, он становится несовершенным, как негры, лишь частично способные воплотить в себе человеческую форму и речь. Философ же, наделенный всеми задатками в высшей степени, с их помощью обретает нравственность, ум и активность во всей их полноте. Но это совершенство потенциально, и необходимо знание и бесконечный труд для того, чтобы оно раскрылось во всей полноте в пределах своих границ. Количество же промежуточных ступеней бесчисленно. В совершенном человеке светит свет Б-жественной природы, называемый Активным Интеллектом4 (интеллект влияния), а его пассивный интеллект (интеллект восприятия) так тесно с ним соединяется, что они сливаются воедино, и между ними нет разницы. И тогда его сосуды, то есть члены его тела, служат ему только для возвышенных поступков, в подходящее время и надлежащим образом, как если бы они были членами Активного Интеллекта, а не материального, пассивного, который прежде, до того как достиг ступени совершeнства, пользовался им лишь в малой степени для добра, а чаще всего для зла. Но теперь он творит лишь добро. Подобная ступень — предел возможностей и мечтаний совершенного человека, душа которого, очистившись от сомнений и постигнув истину во всех видах мудрости, уподобляется ангелу, достигая ангельской ступени в отрешенности от телесного, а это и есть ступень Активного Интеллекта. И он одной ступенью ниже ангела, попечительству которого поручена сфера луны. Это разумные существа, не связанные с материей. Они вечны, как вечна сама Первопричина, и не подвержены тлению. Таким образом, душа совершенного человека становится единой с этим Активным Интеллектом и не страшится кончины тела и его членов, ибо она с Ним едина. Душа его уже в этой жизни пребывает в блаженстве, присоединившись к содружеству Гермеса, Асклепия, Сократа, Платона и Аристотеля. Как и все они, он поднимается на эту ступень, оставаясь постоянно един с Активным Интеллектом. Образно и очень приблизительно это называют Б-жественной радостью. Стремись к ней и к достижению подлинного знания, чтобы твой разум перешел из пассивного в активное состояние. Следуй пути праведников, их добродетели и поступкам, ибо их пример способствует нахождению подлинного образа истины, усердному ее изучению и уподоблению себя Активному Интеллекту. И после этого ты сразу станешь доволен судьбой, обретешь смирение, уступчивость и другие ценные качества, в числе которых и почитание Первой Причины. Не чтобы заслужить Ее благословение или отвратить от себя Ее гнев, но чтобы уподобиться Активному Интелекту в верной передаче истины, в справедливо вещей и нахождении их подлинных истин Таковы свойства Активного Интеллекта. Придя к столь высокой степени веры, ты не должен заботится о том, в виде какого учения, какой религии. в какой форме, каким стилем и языком ты будешь ее выражать. Ты можешь также создать собственную религию для достижения высшей формы смирения, почитания и возвышения Первопричины и достижения нравственной чистоты, в том и в семье и в твоей стране, если доверяют тебе и готовы следовать твоим словам. Или же ты можешь. избрать религию, диктуемую разумом и нравственностью, созданную философами. После того как ты постигнешь в основном все виды мудрости в их истинном освещении, целью твоих стремлений совет достижение душевной чистоты в той мере, которая тебе доступна. Тогда ты придешь к цели желаний, то есть единению с духовной сферой, — я хочу сказать, с Активным Интеллектом. И возможно ,Он сообщит тебе пророческие видения, и ты узришь грядущее посредством вещих снов. Сказал ему К у з а р и: Твои слова и верны, и убедительны, но они меня не удовлетворяют. Мне известно, что душа моя чиста, а поступки честны, как того желает Г-сподь. И все же ответом мне было, что эти поступки Ему неугодны, хотя угодны намерения, движущие ими. И несомненно, что должен быть образ действий, истинный по существу , а не вследствие наших мыслей. Если это не так, то почему христиане, мусульмане, поделив между_собой мир, воюют друг с другом, хотя те и другие чистым сердцем служат Б-гу. И среди них есть отшельники, уединяющиеся в поисках совершенства. Все они постятся и молятся и вслед за этим идут убивать, веря, что это убийство — великое благочестие, которое приближает их к Б-гу, да будет Он благословен. И каждый верит, что ему следует за это райское блаженство. Поверить и тем и другим разум не позволяет. Сказал философ: Вера философов не знает вражды и убийства, она ищет разумного. Сказал Кузари: По мнению философов, нет большего заблуждения, чем вера в то, что мир сотворен в течение шести дней и что Первопричина беседует с кем-либо из людей, не говоря уже о том,что с философской точки зрения Предшествующий всему выше познания частностей. И хотя тому, кто знает об образе жизни философов, о их мудрости, любви к истине и о великом стремлении к ней, может показаться, что им присущ пророческий дар,ведь они преданы духовному и о них рассказываютмного чудесного, но мы видим, что вещие сны посылаются людям, которые не занимаются ни изучением мудрости, ни очищением души. А о тех, кто этим занимается , можно сказать обратное. Это показывает, что в сфере Б-жественного существует какая-то иная тайна, чем все то, о чем ты говоришь, философ. Затем он решил спросить христиан и мусульман , посчитав, что тот образ жизни, угодный Б-гу, кото-рый он ищет, он должен, вероятно, найти в одной из этих религий. Что же касается евреев, то достаточно того, что всем бросается в глаза: их унижен-ное положение, немногочисленность и всеобщая к ним нелюбовь. И он пригласил одного из христианских ученых и попросил рассказать об их учении и обычаях. тот согласился и сказал: Я верю, что существующее сотворено и что Творец вечен; что Он сотворил весь мир в течение шести дней; что человечество проис-ходит от Адама, а затем от Ноя; что Б-г печется созданных Им творениях и вступает в общение с людьми; что Ему свойственны проявления гнева удовольствия и сострадания; что Он разговаривает является и открывается пророкам и людям, снискавшим Его благословение; что Он пребывает в тех, кто угоден Ему. Вообще я верю во все, написанное в Библии и в истории сынов Израилевых. Это истины неоспоримые, ибо они завоевали всеобщее признание и были открыты Б-гом в присутствии множества людей. Далее Б-жественная сущность воплотилась в дитя в лоне девы, одной из достойнейших еврейских женщин. Она родила дитя в котором под человеческим обликом была Б-жественная сущность. И он был как бы ком, однако в действительности он был Он — мессия, называемым сыном божьим, он же отец, сьн и дух святой. Мы видим его природу единой, хотя и говорим о троице. Мы верим в него и в его пребывание среди сынов Израиля, чего они удостоились, так как Б-жественное влияние всегда бы-ло связано с ними. Но толпы народа восстали против мессии и распяли его, и на них пал Б-жественный гнев, за исключением немногих избранников последовавших за мессией, и народов, последоевав ших за этими немногими. Мы принадлежим к их числу. И хотя по происхождению мы не израильтяне, именно мы заслуживаем быть названными сынами Израилевыми, потому что мы следуем за мессией и его двенадцатью учениками, занявшими место племен израильских. Многие из израильтян последовали за этими двенадцатью и стали тем ферментом, на котором выросло христианство. Мы продолжаем миссию сынов Израилевых, в Конце нас ждет победа и распространение нашей веры на все страны мира. Все народы должны прийти к этой религии, исполнять ее, поклоняться мессии и кресту, который он нес. Наши законы и догмы основаны апостолом Симеоном и взяты из Библии, которую мы ревностно изучаем. Ее истины неоспоримы, ибо она, несомненно, происходит от Б-га. И в Новом Завете сказано: "Я не пришел отменить законы Моисея, но их исполнить". Сказал ему К у з а р и: Такая религия не оставляет места для логики; более того, логика отвергает большую часть сказанного тобой. Но когда видимость и опыт настолько овладевают сердцем человека, что оно начинает верить в это, у него лишь один выход: найти какую-нибудь тонкую уловку и преодолеть логическое противоречие, сделав далекое близким. Точно так же поступают естествоиспытатели, имея дело с необычными и непонятными для них явлениями, в существование которых они бы не поверили, если бы им не пришлось наблюдать их собственными глазами. Но увидев их воочию, они начинают рассуждать и ищут причины во влиянии звезд и духовных сил, не пытаясь отрицать очевидное. Я не могу принять такие вещи за истину, они для меня неожиданны, и я не вырос под их плиянием. Поэтому я обязан продолжить поиски до конца. Затем он пригласил одного из ученых ислама и попросил его изложить мусульманское учение и обычаи. Сказал ему мусульманский ученый: Мы признаем единство и вечность Б-га и происхож-дение человечества от Адама и Ноя. Мы отрицаем существование у Б-га человеческих атрибутов и неё подобные упоминания в Писании понимаем иносказательно. В то же время мы утверждаем, что наша священная книга содержит слова самого Ь-га и является чудом, которое мы обязаны принять в силу его очевидности, ибо никто не может создать ничего подобного этой книге или хотя бы единому из ее стихов. Наш пророк — печать пророков, он отменил прежние законы и призвал все народы принять ислам. Вознаграждение благочестивого -- воссоединение его души с телом в райском блаженстве, где радость постоянна. Там наслаждаются пищей, напитками, женской любовью и всем, чего можно пожелать. Нечестивых ждет наказание вечным огнем, и кара их бесконечна. Сказал ему К у з а р и: Если кто-либо хочет привести человека к вере в Б-га и убедить его в том, что Б-г говорил с людьми, и тот не может с этим согласиться, он должен это показать на основании фактов, известных всем, отрицать которые со-вершенно невозможно, и даже тогда очень трудно убедить в том, что Б-г говорил с человеком. Что же касается чуда, заключенного в вашей книге, то она написана по-арабски. Я же не араб и не способен ощутить ее чудесное свойство. Даже если бы мне ее прочли, я не смог бы ее отличить от любой другой книги, написанной по-арабски. Сказал ему мусульманский ученый:Эта книга сделала много чудес, но она не считается основанием для принятия нашей веры. Сказал К у з а р и: Совершенно верно. Однако мысль человека может убедиться в том, что Б-г беседовал с людьми, только на основании чудес, в которых изменяется сама природа вещей. И, наблюдая подобное, каждый понимает, что сделать это может лишь тот, кто сотворил все вещи из ничего. Кроме того, это должно произойти в присутствии очень многих людей, ясно видящих происходящее, и не может быть почерпнуто из рассказов, снов и преданий. Еще одно условие: чудо должно быть( много раз тщательно проверено, чтобы не было оснований полагать, что воображение или магическое воздействие могло повлиять на их мысли. И лишь тогда, и то с большим трудом, можно признать столь исключительное явление, что Творец этого*и грядущего мира и ангелов, Творец неба и светил вступает в беседу с презренным куском глины (я имею в виду человека), говорит с ним и исполняет его желания. Сказал мусульманский ученый: В нашей книге достаточно много рассказывается о Моисее и сынах Израиля. Никто не может отрицать того, что Он наказал фараона, разделив воды моря, спас тех, кто имел счастье удостоиться Его благоволения, и покарал разгневавших Его. Он давал им манну и воду в пустыне в течение сорока лет. Он говорил с Моисеем на вершине горы, остановил солнце в дни Иегошуа и помог ему побороть могущественных врагов. Еще следует вспомнить о чудесах, ранее происшедших, например об уничтожении Содома и Гоморры. Разве все это недостаточно широко известно и не исключает опасения фальсификации и самовнушения. Сказал К у з а р и: Видимо, я должен обратиться к евреям, ведь они — остатки израильского племени, и я вижу уже, что любое доказательство любой религии о том, что есть на земле Б-жественное Учение, приводит именно к ним.После этого он пригласил к себе одного из еврейских ских мудрецов и попросил его рассказать о вере евреев. Сказал ему раб б и: Мы верим в Б-га Авраама, Исаака и Яакова, который вывел сынов Израиля из Египта силой знамений и чудес, который питал их в пустыне и даровал им страну после чудесного перехода Иордана: который послал Моисеяс миссией Торы, продолженной многими пророками, возвещавшими Тору и учившими о вознаграждении, ожидающем тех, кто соблюдает ее, и о каре,грозящей тем, кто ее нарушает. Мы верим во все,что написано в Торе, а это охватывает бесчисленное множество вопросов. Сказал К у з а р и: Я не собирался спрашивать евреев, ибо знал, что из-за жалкого своего положения они забыли о прошлом, а унижения и нищета не позволяют им возвыситься нравственно. А ведь именно ты, еврей, должен сказать, что ты веришь в Творца и Его Провидение, в Того, Кто сотворил этот мир и поддерживает его существование, и в другие Б-жественные атрибуты, ясные каждому, кто обладает верой, кто стремится к истине и ищет уподобления Творцу в Его справедливости и мудрости. Сказал р а б б и: Ты говоришь о религии, основанной на разуме и логических рассуждениях, но она открыта сомнениям. Спроси философов, и ты увидишь, что они не смогли прийти к единому мнению, к какой-либо определенной религии. Все это измышления, часть из которых действительно имеет обоснование, другие же — лишь удовлетворяют разум, третьи его не удовлетворяют и тем более не в состоянии что-либо доказать. Сказал Кузари: Твои слова, еврей, убедительнее, чем вначале, и у меня появилось желание продолжить нашу беседу. Сказал р а б б и: Но то, что я вначале сказал, это уже доказательство, так что более нет нужды ни в каких аргументах. Сказал Кузари: То есть как? Сказал р а б б и: Если ты мне позволишь небольшое вступление, я поясню свои слова, ибо вижу, что ты не понял меня и слушаешь с недоверием. Сказал Кузари: Начинай, я готов слушать. Сказал р а б б и: Если бы тебе рассказали,что король Индии необыкновенный человек, заслуживающий восхищения и всяческого уважения, судя по справедливости его поданных, их честности и благородным нравам, царящим в стране, — считал ли бы ты себя обязанным преклоняться перед ним и рассказывать о нем с уважением? Сказал Кузари: Как я могу быть обязан? Мне не известно, с чем связана справедливость индусов, — такова ли их собственная природа, и, может быть, нет у них короля, или же они справедливы оттого, что у них добрый король, а может быть, верно и то и другое. Сказал р а б б и: Но если бы к тебе прибыли посланцы короля с дарами из Индии, такими, какие могут быть только в Индии в королевском дворце, и с ними письмо, им написанное, а среди даров целебные снадобья для исцеления твоих недугов и укрепления здоровья, а также яды и другие средства, с помощью которых ты можешь уничтожить своих врагов, не прибегая к оружию, могло бы все это обязать тебя по отношению к нему? Сказал Кузари: Несомненно. Ибо вследствие этого исчезло бы мое первоначальное сомнение в том, есть ли у индусов король. Кроме того, я поверил бы, что влияние его царства и слова распространяются и на меня. Сказал р а б б и: Как бы ты описал его, если бы тебя спросили? Сказал К у з а р и: Я описал бы то, что мне совершенно ясно, и прибавил бы то, что прежде было неясно, но теперь разъяснилось. Сказал р а б б и: Именно так я тебе ответил на твой вопрос. Так говорил Моисей с фараоном. Он сказал фараону: "Б-г евреев послал меня к тебе" , то есть Б-г Авраама, Исаака и Яакова, о которых повсеместно было известно, что дух Б-жий общался с ними, руководил ими и творил ради них чудеса. Моисей не сказал фараону: "Б-г неба и земли", он сказал: "Меня послал Тот, Кто сотворил меня и тебя". Точно так же Б-г обратился к собравшемуся народу Израиля: "Я ваш Б-г, который вас вывел из земли египетской". Он не сказал: "Я Творец всего мира и ваш Творец". И так я с тобой говорил, когда ты спросил о моей вере. Я ответил тебе, как должен ответить и я и весь еврейский народ, который сам убедился в этом воочию, а затем принимал традицию в непрерывной преемственности поколений, которая равносильна опыту очевидцев. Сказал К у з а р и: Если это так, то ваша Тора дана только вам и никого более не обязывает. Сказал р а б б и: Да, но каждый, кто искренне к нам присоединяется, участвует в нашем наследии, однако в смысле веры он не может быть нам подобен. Если бы Тора дана была нам потому, что Б-г сотворил нас, она одинаково обязывала бы как белых, так и черных, ибо Он сотворил всех. Но мы обязаны следовать Торе потому, что Б-г вывел нас из Египта и связал Свое Имя с нами, избрав нас из всех народов. Сказал К у з а р и: Еврей, ты меняешь лицо, и слова твои, прежде столь значительные, начинают терять свой смысл. Сказал р а б б и: Значительны они или нет, выслушай меня до конца. Сказал К у з а р и: Говори все, что хочешь. Сказал рабби: Естественный порядок вещей предполагает питание, рост и размножение, а также связанные с ними силы и условия жизни. Таков порядокрастительной и животной природы, и он не относится к земле, камням, металлам и элементам. Сказал К у з а р и: Это правило, нуждающееся в уточнении, однако оно верно. . Сказал рабби: Что касается души, то она присуща всем живым существам, и с нею связаны движения, желания, силы, внешние и внутренние чувства и прочее. Сказал К у з а р и: С этим также нельзя не согласиться. Сказал р а б б и: Разум отличает человека от всего живого. С ним связано улучшение нравов и страны и прочие нормы и обычаи Сказал Кузари: И это также верно. Сказал р а б б и: Как ты думаешь, какая ступень выше этой? . Сказал Кузари: Та, которой достигают мудрецы. Сказал р а б б и: Нет, я имею в виду ступень, на которой возникает новое по своей сущности, подобно тому, как отделено растительное от неживого или человек от животных. Количественные различия, хотя и бесконечны, носят акцидентный характер и не являют новой ступени. Если так, то в мире ощутимого нет ступени выше человеческой. [b]Сказал рабби: Но если мы увидим человека, который вступает в огонь, не повредившись, илив течение долгого времени воздерживается от пищи и не умирает от голода; человека, лицо которогосветится так, что глаза не могут выдержать света,который не болеет и не старится, но, достигнув предела жизни, умирает легко и естественно, как удаляются ко сну, — в предназначенный день и час он уходит, унося с собой знание прошлого и будущего, гого, что было, и того, что будет. Разве подобная ступень не отличается явно от обычного скотского состояния Сказал Кузари: Да, но эта ступень Б-же-свенная, ангельская, если только она существует. Она относится к сфере Б-жественного воздействия, но только не к области разумного, человеческого и естественного. [/b] Сказал рабби: Я описал черты тех наших пророков, через которых, несомненно, Б-г Себя проявил. В них Он действовал явно для всех, руководил ими по Своей Воле, в соответствии с их преданностью или неповиновением. Он открыл им тайны вещей и сообщил знание сотворения мира и происхождения людей, живших до потопа, — как следовали поколения от Адама и до потопа, как произошли семьдесят народов от Шема, Хама и Яфета и разделились языки. Как люди начали вести оседлый образ жизни, как появились ремесла, возникли государства. Он открыл им возраст мира от Адама и до наших дней. Сказал Кузари: Трудно поверить тому, что вы обладаете подлинным счислением лет от сотворения мира. Сказал рабби: Действительно, мы ведем летосчисление со дня сотворения мира, и в этом отношении хазарские евреи и эфиопские не отличаются ничем. Сказал Кузари: Сколько же лет от сотворения мира насчитываете вы сейчас? Сказал р а б б и: Четыре тысячи пятьсот лет.Это можно увидеть из переданной в Торе длительности жизни Адама, Сета и Эноша — до Ноя; затемжизни Шема и Эвера — до Авраама; затем — Исаака и Яакова — до Моисея. Они были сердцевиной человечества и лучшей частью его, и у каждого были дети. Остальные люди были скорлупой человечества,они не были подобны предкам, и с ними не было связано Б-жественное воздействие. Передача традиции связана с теми, в ком выразилось Б-жественное, но это были единицы, еще не народ. Затем пришел Яаков, породивший двенадцать племен, каждое из которых было способно к несению Б-жественной миссии. Так Б-жественное влияние овладело массой людей, и традиция передавалась ими от поколения к поколению. Хронология предшествовавших им поколений передана нам Моисеем. Таким же путем нам известно время событий, происшедших от Моисея и до наших дней. Сказал Кузари: Это перечисление исключает подозрение в обмане или общепринятом измышлении. В подобном вопросе даже десять человек не способны прийти к общему выводу, не изжив разногласий, не раскрыв тайны обсужденияи не вступив в дискуссию с кем-либо, кто пытаетсято же самое выяснить. Множество людей, а особенно множество, стоящее близко по времени к событиям, не может настолько поддаться заблуждению или обману. Сказал р а б б и: Но и сам Авраам жил в эпоху разделения языков. Он и его потомки говорили на языке Эвера, который поэтому и называется еврейским языком. Моисей пришел через четыре сотни лет, когда было уже в мире знание о небе и земле и Он обратился к фараону, к египетским и еврейским ученым, и они без конца проверяли его, спрашивали вникали и не верили, что Б-г говорил с человеком, пока, наконец, Моисей не сообщил им содержание .Десяти Заповедей. Точно так же отнесся к нему и народ, и он поверил не из-за своего невежества, и благодаря мудрости, свойственной ему. Все опасаются не имеют ли они дело с магией, астрологией или подобными вещами, которые, как и всякая ересь, не могут устоять при близком рассмотрении, так же как Б-жественный свет, как чистое золото, с приближением сияет сильнее. Мог ли кто-нибудь, споря с ними, выдумать, что все люди, жившие всего каких-нибудь пятьсот лет до них, говорили мм языке Эвера, разделившемся затем на много и много языков в Вавилоне во дни Пелега. Или выдумать, что некоторые народы и их страны связаны происхождением с именем Шема и Хама. Можно ли в наше время выдумать что-либо ложное о всех известных народах, их истории и языках, если мы отстоим от иремени событий всего на пятьсот лет. Сказал Кузари: Нет, это невозможно. Сказал р а б б и: Если так, то почему же словам Моисея никем не оказались отвергнутыми. Ведь к ним отнесся скептически его же собственный народ, не говоря уже о других. Сказал К у з а р и: Это убедительные доводы, сильные и обоснованные. Сказал раб б и: Считаешь ли ты, что языки вечны и не имели начала? Сказал К у з а р и: Языки, несомненно, имели начало и возникли по общему соглашению людей. Об этом говорит их построение из существительных, глаголов и частиц. Они произошли от звуков, производимых органами речи. Сказал р а б б и: Видел ли ты язык изобретенный? Или слышал о таком языке? Сказал К у з а р и: Нет, не видел и не слышал. Язык, конечно, возник в каком-то поколении,а до этого не было ни общего согласия, ни национальных языков. Сказал р а б б и: Слышал ли ты когда-нибудь о народе, не признавшем всеми принятой недели, начинающейся воскресеньем и кончающейся субботой? Может ли быть, что китайцы пришли к соглашению о неделе с жителями Западных островов, не приняв неделю из того же источника и неприбегая к общему обсуждению, чтобы установить ее? Сказал К у з а р и: Это возможно лишь В случае общего согласия, а с этим трудно согласиться. Или же нужно предположить их общее происхождение от Адама, Ноя или какого-нибудь другого предка, от которого они получили недельное счисление дней. Сказал р а б б и: Это я и хотел услышать. Восток и Запад приняли десятичную систему счислении. Какой инстинкт привел их к выбору числа 10, если это не традиция, дошедшая до них от кого-то, первоначально указавшего это число? Сказал К у з а р и: Не умаляет ли твоей веры утверждение индусов, будто есть у них древности и здания, которые стоят уже десятки тысяч лет? Это действительно могло пи оказать влияние на веру, если бы у них была определенно выраженная религия или признанная всеми книга, в которой невозможно было бы исказить исторические события. Но всего этого у них не найти, и это народ, не нашедший единого пути, раздробленный во множестве домыслов. Своими рассказми они возмущают последователей всех религий ,гак же, как своими идолами, амулетами и магическими штучками. Они верят, что им это помогает, высмеивают тех, кто гордится обладанием Б-жест-иной Книги. У них же очень немного книг, и написанны они людьми, не известными ничем, на что можно положиться, и прельстить они могут лишь легковерных. К их числу принадлежат астрологические сочинения, в которых упоминаются эти десятки тысячь лет, и книга о набатейском земледелии, где говорится о Янбушаре, Сагирите и Роанае и утверждается, что они жили раньше Адама, который якобы был учеником Янбушара, и пр.. Сказал К у з а р и: Ты хочешь сказать, что мой довод относится к неразвитому племени, к народу, не имеющему общего суждения, на этот разтвой ответ удачен. Но какого мнения ты о философах, которые, основываясь на тщательнейших исследованиях, приходят к выводу, что мир вечен, ине имел начала, и существует не десятки и даже нетысячи тысяч, а бесчисленное множество лет, без начала и без конца? Сказал р а б б и: В этом не вина философии.Греки, создавшие ее, не могли унаследовать ни знание, ни религию. Они принадлежат к потомкам Яфета, обитавшим на севере, в то время как знание, переданное Адамом и далее развивавшееся под влиянием Б-жественного воздействия, унаследовал Шем,наиболее этого достойный из всех потомков Ноя.Преемственность этих знаний никогда не прерывалась. В Греции не было мудрости, греки переняли ее от персов, завоевав их. Персы переняли ее от халдеев. Тогда и появились знаменитые греческие философы, каких в Греции не было ни прежде, ни позднее. После того как власть перешла к Риму, в Греции больше не появлялись великие философы. Сказал К у з а р и: Значит ли это, что философия Аристотеля не заслуживает доверия? Сказал р а б б и: Да. Он был вынужден заставлять работать свой разум и мысль больше, чем требовалось, потому что в его распоряжении не было традиции и знаний, основанных на достоверном источнике. Он размышлял о начале и конце мира, и в гипотезе конечности мира он встретил не меньше тудностей, чем в предположении о его вечности. так как как его мысль ни на что не опиралась, она склонилась в пользу вечности мира, и он не нашел нужным изучить последовательность поколений и происхождение живших до него. Если бы он был сыном народа, обладающего достоверной и признаной традицией, он применил бы свой метод анализа и аргументации для того, чтобы обосновать посылку о сотворении мира, как это ни трудно, а не о его вечности, с чем гораздо труднее согласиться. Сказал К у з а р и: Однако существует ли более определенное доказательство? Сказал р а б б и: Возможны ли доказательва таких вопросах. В Торе, конечно, нет ничего, противоречило бы фактам или логике. В то же время в ней говорится о чудесах и об изменении естесвенного хода явлений, о возникновении ранее не существовавшего и превращении одних вещей в другие, чтобы показать, что Творец этого мира спобен осуществлять все, что он пожелает, в угодное для Него время. Сотворение и вечность мира — это вопрос бездонный, и в обоих случаях доводы кажутся одинаково вескими. Однако вследствие существования традиции, принятой нами от Адама, Ноя и Моисея и содержащей пророческие элементы, гораздо более достоверные, чем логические построения , аргументы в пользу сотворения мира становятся и решающими. Если же, помимо того, верую щим и Закон видит для себя необходимость принять идею вечной материи и последовательного существования множества миров, это не уменьшит его веры в то, что этот мир сотворен во времени и что Адам и Ной дали начало человечеству. Сказал Кузари: Пока мне достаточно сказанного, если же мы продолжим беседу, я попрошутебя привести более веские доказательства. Вернемся к прежней мысли. На чем вы основываете убеждение, что Творец тела и духа, души, разума и ангелов настолько Возвышен и Свят, настолько недоступен мысли и тем более чувственному постижению, что кажется невозможным, чтобы Он беседовал с творениями, созданными из низкой тленной материи? Ибо даже в черве явны чудеса Его мудрости, превышающие понимание. Сказал раб б и: Ты предвосхитил вопросом мой ответ. Относишь ли ты мудрость, проявленнуюв творении, например, муравья, к влиянию какой-нибудь сферы, звезды или к чему-либо еще, кроме Всемогущего Творца, который соразмеряет и дает каждому то, что нужно, не более и не менее? Сказал Кузари: Обычно это связывают с действием природы. Сказал раб б и: А что такое природа?
|