Одна из причин небрежения — мнение, противоположное этому, однако через причинные цепи все возвращается к Б-гу, благословен Он. И лишь чудеса происходят исключительно по Б-жественному предопределению, независимо от промежуточных причин, хотя иногда в этих причинах есть необходимость. Таково чудо, содеянное для Моисея, мир ему, когда он не чувствовал голода сорок дней, в течение которых у него не было пищи. Подобно этому чудо истребления армии Санхе-рива — в нем не было видимых причин, а была лишь причина б-жественная, которая нам не является явно, так как мы не знаем ее сути. В этом случае можно сказать, что здесь усердия не требуется. Это верно по отношению к подготовке действием, но что касается подготовки души знанием тайн Торы и их постижением, такая подготовка чрезвычайно помогает, так как она ведет к добру и отдаляет зло. Итак, если человек проявит усердие в том, что связано с промежуточными причинами, а в том, что выше естественного, всем сердцем будет надеяться на Б-га, он найдет благо и избежит ущерба. Но тот, кто идет на верную опасность, надеясь на Б-га, пренебрегает предостережением: ''Не испытывайте Все-вышнего, Б-га вашего". Что касается довода, что в таком случае не понятно Б-жественное веление служить Ему, так как Он заранее знает, будет этот человек Ему служить или восстанет против Него, ответ таков: это веление не напрасно, ведь и бунт и служение зависят от промежуточных причин, как мы объяснили выше. Причина служения — само Его веление, при этом Б-г знает заранее, что этот человек будет Ему служить и что причиной этого будет Его веление. Точно так же Б-г заранее знает, что другой человек восстанет против Него из-за промежуточных причин. Это может быть или его окружение грешниками, или в нем может превозмочь его дурная натура, или он склонится к наслаждению и лени. Но б-жественное увещевание этот бунт уменьшает — ведь, как известно, увещевание влияет на душу в самых различных ее состояниях, душа бунтующего также поддается его влиянию, хотя и в небольшой степени. Увещевание обладает особой силой, когда оно обращено ко множеству людей, ибо тогда среди них находится хотя бы один, кто примет его. Таким образом, оно помогает и не является напрасным. Истина же основывается на следующих принципах.
Первый принцип — признание Первопричины. Это значит признание того, что Б-г мудр и действует, что во всех Его действиях ничто абсолютно не напрасно, но все — мудрость и порядок, и нет ни в чем ничего недостающего. Убеждение в этом возникает в сердце каждого при созерцании большинства дел творения и под влиянием тех впечатлений, какие они вызывают в душе созерцающего. Подобное созерцание рождает веру в то, что нет несовершенства в творениях Б-га. Если же увидит созерцающий несовершенство в некоторых из них, его вера этим не поколеблется, он объяснит их ограниченностью своего знания и постижения.
Второй принцип - признание промежуточных причин. Эти причины действуют не сами по себе, они являются причинами в том смысле, как это можно сказать о материале и орудии в руках ремесленника. Так семя и кровь — материал для создания человека, и соединяются они органами порождения. Жизненный дух и жизненные силы — орудия, которыми пользуется желание Б-га для завершения человеческой формы и облика, для его роста и питания. Более того — при сотворении мира иногда нужны были промежуточные причины. Так, прах стал материалом для создания человека. Поэтому нельзя не признать существование промежуточных причин. Третий принцип — признание того, что Б-г дает каждому материальному телу наилучшую и наисовершеннейшую из всех возможных для него форм, ибо Он, благословенный, благ для всех и никого не лишает Своего милосердия, мудрости и управления. А мудрость Б-га в придании формы, например, мухе и комару не меньше, чем мудрость Его в устроении небесных тел. Различность же вещей происходит только от различности их вещества, и поэтому ты не можешь сказать: "Почему Б-г не сделал меня ангелом?", так же как червь не может сказать: "Почему я не сотворен человеком?"
Четвертый принцип — признание в существующем высших и низших ступеней. Обладающее сознанием, восприятием и чувством выше этим необладающего, оно ближе к Первопричине, являющейся Разумом в сущности Своей. Самое низшее из растений выше самого высшего минерала, низшее животное выше самого высшего из растений, а ничтожнейший из людей выше самого высшего из животных. Точно так же ничтожнейший из людей, исполняющих заповеди, выше самого великого из тех, кто их не исполняет, ибо веления, исходящие от Б-га, сообщают душам ангельские поведение и свойства, а этого невозможно достигнуть никаким иным путем. Доказательство этому: усердное исполнение заповедей приводит к пророческой ступени, самой близкой к б-жественному из всех человеческих ступеней. Поэтому грешник, исполняющий заповеди, лучше неисполняющего их, ибо б-жественная заповедь уже сообщила ему ангельское поведение, через которое он может возвыситься до ангельской ступени. И даже если грех нарушил это поведение и умалил его, в нем остались впечатления от этой ступени, поддерживающие в нем стремление к ней. Более того, — если бы у него был выбор, он не послал бы быть среди тех, кто совсем отстраняется от заповедей -так же как человек, больной и страдающий, не предпочел бы счастливого существования лошади, рыбы или птицы, он не хотел бы отдалиться от б-жественного.
Пятый принцип — души принимающих увещевание впечатляются им, если оно выражено словами которые разум принимает. Ибо истинное увещевание в любом случае приносит пользу. Даже если грешник не оставит свои дурные дела, в душе его загорится искра от этого увещевания, он увидит, что дела его дурны, а это начало покаяния, преддверие его.
Шестой принцип — человек способен совершать зло или избегать его в пределах своих возможностей, и если совсем избежать зла ему не удается, то лишь из-за отсутствия промежуточных причин или недостаточности его знания о них. Чему это подобно? Пришел в страну бедный чужестранец и хочет править ее народом, хотя и не знает Искусства правления. Ясно, что это ему не удастся. Однако если бы у него были необходимые для того условия и познания, желание его могло бы осуществиться как все-гда осуществляется желание человека, когда есть все необходимые для этого условия и он знает о них и их исполняет, например в управлении своими детьми и слугами у себя дома; более того — в управлении телом, когда он владеет его членами, ведь тогда он приводит их в движение по своему усмотрению, говорит, о чем хочет; более того — в управлении своей душой, когда возможность эта есть в его мысли и воображении, и он себе представляет далекое и близкое, когда и как захочет, ибо он властен над необходимыми для этого промежуточными причинами. Поэтому не может быть, чтобы в шахматах слабый победил сильного, и в этой игре не говорят об успехе и невезении, как говорят об этом, когда два министра соперничают друг с другом, ибо условия шахматной игры определены правилами, и тот, кто их знает, всегда побеждает, и он не должен бояться, что может вдруг возыметь действие естественная или акцидентальная причина, это может случиться лишь редко, по небрежению, но небрежение относится к невежеству, о котором мы уже говорили. И вместе с тем все следует относить к Первопричине, как об этом говорилось выше. Ведь Б-жест-венный замысел был очевиден во всем, что случалось с сыновьями Израиля, пока Шехина пребывала среди них. Что же до случившегося позднее — трудно решить, происходило ли это согласно первому замыслу Б-га, благословен Он, или же причиной явились небесные сферы или акциденты — верующее сердце в этом не сомневается, однако убедительного доказательства этому нет. Все следует относить к Б-гу, благословен Он, а особенно столь значительное, как смерть, победа и поражение в войне, успех и отсутствие удачи и тому подобное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ КНИГИ
Сказал р а б б и: Эти и подобные им вопросы требуют изучения. Мы должны также размышлять о том, как Б-г судит людей, и о закономерностях Его суда, как сказал пророк: "Наказывает детей за грех отцов... тех, кто Его ненавидит, и воздает милосердием тысячекратно тем, кто любит Его и соблюдает Его веления", и о том, что наказание соответствует греху, как говорится в Торе и в учении Мудрецов, и о грехах, искупаемых покаянием, и о грехах, которые нельзя искупить, и об условиях покаяния, и о страданиях, посылаемых как испытание, и о страданиях, посылаемых в наказание за совершенные грехи, одни — в этом мире, другие — в мире грядущем, а третьи - из-за грехов родителей, и о благе, которого человек удостаивается за добрые деяния или за заслуги предков, и о благе, посылаемом ему для испытания, и наконец — о том, что сказать о человеке, когда на него воздействуют все эти обстоятельства одновременно или другие, разрешить трудности которых еще сложнее. Тщательное рассмотрение всего этого вскроет большинство причин, из-за которых "праведнику плохо", а "грешнику хорошо", а в том, что останется скрытым, нужно положиться на знание Всевышнего, благословен Он, и на Его справедливость. И хорошо, если человек признает свое невежество, ведь он не понимает даже видимые причины, а те, что не явны, тем более. И когда человек приблизится к познанию Первой сущности и ее атрибутов, пусть не пытается их исследовать, ибо завеса ослепительного света их заслонит. Познание Первой сущности невозможно из-за нашей близорукости и слабости внутреннего зрения, а не потому, что Она скрыта или обладает недостатками, ведь для тех, кто владеет пророческим видением, эта Сущность полна света, ясна и явна, и они не нуждаются в доказательствах. Для нас же высшая возможная ступень в познании истинности Первой сущности — знать, что среди естественного нет Ей естественной причины, и относить Ее не к вещественной, а к б-жественной силе. Нечто подобное сказал Гален о силе воображения: эта сила, важнейшая, по его мнению, из всех, происходит не от соединения элементов, а от Б-жест-венного влияния. О б-жественной силе мы узнаем также, размышляя о чудесах, при которых одни сущности превращаются в иные, все законы природы изменяются, и без всяких предварительных усилий сотворяется то, что ранее не существовало. Этим отличаются чудеса, содеянные Моисеем, мир ему, от содеянного египетскими жрецами. Если бы люди проверили, что делали эти жрецы, оказалось бы, что они пользовались разными ухищрениями, как сказал Ирмиагу : "Суета они, плод фокусов", что значит: если вы соблазнитесь их деяниями, вы убедитесь, что они из ничего, как поддельные товары. Но каждый, кто последует за Б-жественным действием, найдет Его подобным чистому золоту. И придя к этой ступени в познании сущего, мы говорим: несомненно есть Нематериальное, управляющее всем материальным. Но разум наш не в состоянии узреть Его сущность. Мы должны удовлетвориться резмышлениями о делах Его и отказаться от определения Его сущности — ведь если бы мы могли действительно постичь Его, это свидетельствовало бы о недостатке в Нем совершенства. И не будем обращать внимание на слова философов, делящих мир б-жественного на несколько ступеней, для нас это одна б-жественная ступень, она нам открывается с момента отрыва от сферы вещественного, так что единственньй Правитель всего вещественного — Всевышний. К предположению о существовании множества б-жественных сущностей философов привело размышление над движением небесных сфер. Философы сосчитали их и нашли, что их более сорока, поэтому они решили, что каждое из этих движений имеет иную причину. Они пришли к такому заключению потому, что эти движения не вынужденные и не естественные, но исходящие от свободной Воли. Поэтому они решили, что каждое из них исходит от души, источник которой — в разуме, а этот разум — ангел, не причастный к материальному. Разумы они называли богами, ангелами, вторичными причинами и тому подобным. Последнюю же ступень, наиболее к нам близкую, они назвали Активным Интеллектом, и, по их мнению, он управляет этим нижним миром. От него исходит элементарный интеллект, а за ним — душа, а за ней — природа, далее — естественные и жизненные силы, а среди них — сила каждого члена тела. Однако все это утонченные понятия, способствующие лишь обострению ума, а не познанию истины, и тот, кто этим соблазнится, впадет в заблуждение. Не обращай внимания на доказательство, приводимое караимами на основании слов Давида сыну его : "А ты, Соломон, сын мой, знай Б-га отца твоего и Ему служи". Исходя из этого хотели доказать, что человек должен прежде всего познать истинность Б-га, и только после этого его можно обязать к служению Ему. Но Давид лишь повелел сыну полагаться на традицию, полученную им от предков его, и уверовать н Б-га Авраама, Исаака и Яакова, который всегда о них заботился и исполнил все обещанное им, умножив их потомков, даровав страну Израиля, сделав так, что среди них находилась Шехина, и сотворин для них иные блага. То же следует сказать и о словах73 : "боги, которых вы не знали" — речь не идет об истинном их познании, а лишь о том, что не испытали от них ни блага и ни зла, так что нельзя ни надеяться на них, ни их бояться. После этих слов решил рабби в сердце своем покинуть страну хазар и направиться в Иерусалим, да будет он восстановлен и укреплен вскоре, в наши дни. Кузари же было тяжко с ним расставаться, и он говорил ему: "Что сегодня можно искать в стране Израиля, когда нет в ней Шехины? Близости к Всевышнему можно достичь в любом месте чистым сердцем и великим стремлением к Нему. Зачем же ты решаешься на опасности в пустынях и морях, среди ненавидящих народов?"
Сказал рабби: Действительно, нет сейчас в стране Израиля очевидного пребывания Шехины, ибо Она почиет лишь на пророке или на народе, угодном Всевышнему, и только в предназначенном для этого месте. И мы ожидаем возвращения Всевышнего к нам, согласно обещанию : "Ибо глазом к глазу будете видеть при возвращении Всевышнего в Сион", и говорим в молитве: "И увидят глаза наши при Твоем возвращении в жилище Твое на Сионе". Но скрытая, духовная Шехина всегда с каждым сыном Израиля, чистыми делами, и сердцем, и всей душой устремленным к Б-гу Израиля. А страна Израиля предназначена для пребывания в ней Б-га Израиля, и действия совершенны только в ней, и многие из заповедей, данных народу Израиля, не действительны для тех, кто не живет в этой стране. Сердце очистится и душа вся предастся Всевышнему только в том месте, которое, как мы верим, предназначено для Него, и даже если бы это было всего лишь иносказание, это тоже было бы верно, а тем более когда мы знаем, что вера в это истинна, как было доказано выше, -- тогда проснется горячее стремление к этому месту, и только в нем душа вся будет отдана Всевышнему, а особенно душа того, кто стремится к этой земле издалека или ищет в ней прощения своих грехов, которые он совершил раньше. Ведь сегодня он не может совершать жертвоприношения, которые Всевышний нам повелел — особую жертву за каждый грех и прегрешение, умышленное и неумышленное — он может положиться лишь на слова Мудрецов : "Изгнание искупает грех", и вот теперь его изгнание будет в месте благословения. Что касается опасностей в пустынях и морях, они не касаются предостережения: "Не испытывайте Всевышнего, Б-га вашего". Они подобны, например, тем опасностям, которых может ожидать торговец, путешествующий в далеких странах ради обогащения. И если человек, едущий в страну Израиля, подвергнет себя еще большим испытаниям, стремясь к ней в надежде на искупление грехов, ему есть чем оправдать свою готовность подвергнуться опасностям после того, как он покаянно испытал свою душу, возблагодарил за жизнь, которая дана ему была до этого дня, и решил ею удовлетвориться и посвятить остаток жизни исполнению желания Всевышнего. И если он удостоится того, что Всевышний избавит его от всех опасностей, он возблагодарит Его, а если он погибнет, не достигнув места искупления, утешится тем, что большинство его грехов будет искуплено этой смертью. Он знает, что этот его путь лучше, чем путь рискующих жизнью в войнах ради того, чтобы воспевали их подвиги, или в надежде на богатую добычу. Он рискует жизнью меньше, чем те, кто участвует в священной войне, чтобы удостоиться вознаграждения в мире грядущем.
Сказал Кузари: До сих пор мне казалось, что ты любишь свободу, теперь же ты как будто хочешь увеличить свою зависимость. Ведь когда ты поселишься в стране Израиля, к прежним твоим обязанностям присоединятся новые. А пока ты здесь, ты не обязан исполнять эти заповеди.
Сказал р а б б и: Я желаю одной свободы — не быть зависимым от мнений людей, я не хочу искать их благоволения, и если бы я старался всю жизнь, я бы этого не достиг, а если бы и достиг, это не принесло бы мне никакой пользы — я имею в виду зависимость от мнений людей и стремление им нравиться. Я желаю быть порабощенным Единым, которому я могу понравиться даже небольшим усилием, а это — благо и в этом и в грядущем мире. Я имею в виду — нравиться Всевышнему, благословен Он. Порабощение Им — свобода, и истинная честь в том, чтобы Ему покориться.
Сказал Кузари: Так как ты веришь во все, что ты сказал, Всевышний, благословен Он, знает твои намерения, а ведь "Милосердный сердца хочет" и перед Ним открыто все скрытое.
Сказал р а б б и: Да, но лишь тогда, когда действие невозможно. Человек свободен как в желаниях, так и в действиях. И следует наказание тому, кто хочет получить реальное вознаграждение за не ставшее реальным действие. Поэтому сказано: "И вострубите в трубы, и будете воспомянуты перед Всевышним, Б-гом вашим... и да будут вам в напоминание перед Всевышним, Б-гом вашим" и "напоминание трублением". Не Всевышний нуждается в том, чтобы Ему о чем-либо напоминали или обращали бы на что-либо Его внимание, а исполнение заповедей должно быть полным, и тогда оно достойно вознаграждения, — так же как молитва нуждается по возможности в более совершенном выражении молением и просьбой, ибо только если намерения и действия достаточно совершенны, за них следует вознаграждение. И в соответствии с принятым у людей, это как бы напоминание, ведь "Тора говорит языком людей". Однако если будет совершено действие без намерения или же за намерением не последует действие, пропадет и надежда на вознаграждение. Только если действие невозможно, есть некоторая польза в том, что человек сохраняет свои намерения и выражает сожаление перед Всевышним о том, что выполнять он их не может, как мы говорили в молитве: "И из-за грехов наших мы изгнаны из своей страны", а также и в других молитвах. И тот, кто пробуждает в сердцах людей любовь к этому святому месту, несомненно достоин вознаграждения, он приближает время исполнения наших надежд, как сказано: "Ты восстань, сжалься над Сионом, ибо пора сжалиться над ним, время пришло, ибо возжелали рабы Твои камни его и прах его им полюбился", это значит — не будет отстроен Иерусалим, пока не устремятся к нему сыны Израиля с величайшим желанием, и тогда камни и прах его полюбятся им.
Сказал К у з а р и: Если так, грех тебе препятствовать, а помочь тебе — значит исполнить заповедь. Да поможет тебе в задуманном Всевышний и да дарует тебе благо, какого ты желаешь и стараешься достичь, да будет Он тебе помощью и опорой, да увеличит вознаграждение тебе за чистое сердце и совесть, ибо Он — Благодающий, Б-г Милосердия и Воздаяния, нет Б-га, кроме Него, и нет, кроме Него, Творца, да будет милосердие Его с тобой и с теми, кто стремится твоими стремлениями во имя Его и в милосердии Его. Амен. Амен.
Завершена книга "Кузари"
Хвала Творцу, который мне помог Всякий пошатнувшийся находит в Нем помощь
|