Понедельник, 2024.06.24, 22:57

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Библиотека "Пиркей АВОТ" = Еврейская МУДРОСТЬ » Егуда А-Леви "КУЗАРИ"

Йегуда Ибн ГаЛеви "Кузари" ---------- на русском языке (глава V (часть 4))
Одна из причин небреже­ния — мнение, противоположное этому, однако через причинные цепи все возвращается к Б-гу, благо­словен Он. И лишь чудеса происходят исключитель­но по Б-жественному предопределению, независимо от промежуточных причин, хотя иногда в этих при­чинах есть необходимость. Таково чудо, содеянное для Моисея, мир ему, когда он не чувствовал голода сорок дней, в течение которых у него не было пи­щи. Подобно этому чудо истребления армии Санхе-рива — в нем не было видимых причин, а была лишь причина б-жественная, которая нам не является яв­но, так как мы не знаем ее сути. В этом случае мож­но сказать, что здесь усердия не требуется. Это вер­но по отношению к подготовке действием, но что касается подготовки души знанием тайн Торы и их постижением, такая подготовка чрезвычайно помо­гает, так как она ведет к добру и отдаляет зло. Итак, если человек проявит усердие в том, что свя­зано с промежуточными причинами, а в том, что вы­ше естественного, всем сердцем будет надеяться на Б-га, он найдет благо и избежит ущерба. Но тот, кто идет на верную опасность, надеясь на Б-га, пренебре­гает предостережением: ''Не испытывайте Все-вышнего, Б-га вашего". Что касается довода, что в таком случае не понятно Б-жественное веление слу­жить Ему, так как Он заранее знает, будет этот че­ловек Ему служить или восстанет против Него, от­вет таков: это веление не напрасно, ведь и бунт и служение зависят от промежуточных причин, как мы объяснили выше. Причина служения — само Его веление, при этом Б-г знает заранее, что этот чело­век будет Ему служить и что причиной этого будет Его веление. Точно так же Б-г заранее знает, что другой человек восстанет против Него из-за промежуточных причин. Это может быть или его окруже­ние грешниками, или в нем может превозмочь его дурная натура, или он склонится к наслаждению и лени. Но б-жественное увещевание этот бунт умень­шает — ведь, как известно, увещевание влияет на душу в самых различных ее состояниях, душа бун­тующего также поддается его влиянию, хотя и в не­большой степени. Увещевание обладает особой си­лой, когда оно обращено ко множеству людей, ибо тогда среди них находится хотя бы один, кто при­мет его. Таким образом, оно помогает и не являет­ся напрасным. Истина же основывается на следую­щих принципах.

Первый принцип — признание Первопричины. Это значит признание того, что Б-г мудр и действует, что во всех Его действиях ничто абсолютно не напрасно, но все — мудрость и порядок, и нет ни в чем ничего недостающего. Убеждение в этом возникает в сердце каждого при созерцании большинства дел творения и под влиянием тех впечатлений, какие они вызывают в душе созерцающего. Подобное со­зерцание рождает веру в то, что нет несовершенства в творениях Б-га. Если же увидит созерцающий не­совершенство в некоторых из них, его вера этим не поколеблется, он объяснит их ограниченностью сво­его знания и постижения.

Второй принцип - признание промежуточных причин. Эти причины действуют не сами по себе, они являются причинами в том смысле, как это можно сказать о материале и орудии в руках ремесленни­ка. Так семя и кровь — материал для создания чело­века, и соединяются они органами порождения. Жизненный дух и жизненные силы — орудия, которыми пользуется желание Б-га для завершения че­ловеческой формы и облика, для его роста и пита­ния. Более того — при сотворении мира иногда нуж­ны были промежуточные причины. Так, прах стал материалом для создания человека. Поэтому нельзя не признать существование промежуточных причин.
Третий принцип — признание того, что Б-г дает каждому материальному телу наилучшую и наисо­вершеннейшую из всех возможных для него форм, ибо Он, благословенный, благ для всех и никого не лишает Своего милосердия, мудрости и управления. А мудрость Б-га в придании формы, например, му­хе и комару не меньше, чем мудрость Его в устрое­нии небесных тел. Различность же вещей происходит только от различности их вещества, и поэтому ты не можешь сказать: "Почему Б-г не сделал меня анге­лом?", так же как червь не может сказать: "Почему я не сотворен человеком?"

Четвертый принцип — признание в существующем высших и низших ступеней. Обладающее сознанием, восприятием и чувством выше этим необладающе­го, оно ближе к Первопричине, являющейся Разу­мом в сущности Своей. Самое низшее из растений выше самого высшего минерала, низшее животное выше самого высшего из растений, а ничтожнейший из людей выше самого высшего из животных. Точ­но так же ничтожнейший из людей, исполняющих заповеди, выше самого великого из тех, кто их не исполняет, ибо веления, исходящие от Б-га, сообща­ют душам ангельские поведение и свойства, а этого невозможно достигнуть никаким иным путем. До­казательство этому: усердное исполнение заповедей приводит к пророческой ступени, самой близкой к б-жественному из всех человеческих ступеней. По­этому грешник, исполняющий заповеди, лучше не­исполняющего их, ибо б-жественная заповедь уже сообщила ему ангельское поведение, через которое он может возвыситься до ангельской ступени. И да­же если грех нарушил это поведение и умалил его, в нем остались впечатления от этой ступени, поддер­живающие в нем стремление к ней. Более того, — если бы у него был выбор, он не послал бы быть среди тех, кто совсем отстраняется от заповедей -так же как человек, больной и страдающий, не предпочел бы счастливого существования лошади, рыбы или птицы, он не хотел бы отдалиться от б-жественного.

Пятый принцип — души принимающих увещева­ние впечатляются им, если оно выражено словами которые разум принимает. Ибо истинное увещева­ние в любом случае приносит пользу. Даже если грешник не оставит свои дурные дела, в душе его загорится искра от этого увещевания, он увидит, что дела его дурны, а это начало покаяния, преддве­рие его.

Шестой принцип — человек способен совершать зло или избегать его в пределах своих возможно­стей, и если совсем избежать зла ему не удается, то лишь из-за отсутствия промежуточных причин или недостаточности его знания о них. Чему это подоб­но? Пришел в страну бедный чужестранец и хочет править ее народом, хотя и не знает Искусства прав­ления. Ясно, что это ему не удастся. Однако если бы у него были необходимые для того условия и позна­ния, желание его могло бы осуществиться как все-гда осуществляется желание человека, когда есть все необходимые для этого условия и он знает о них и их исполняет, например в управлении своими детьми и слугами у себя дома; более того — в управ­лении телом, когда он владеет его членами, ведь то­гда он приводит их в движение по своему усмотре­нию, говорит, о чем хочет; более того — в управле­нии своей душой, когда возможность эта есть в его мысли и воображении, и он себе представляет дале­кое и близкое, когда и как захочет, ибо он властен над необходимыми для этого промежуточными при­чинами. Поэтому не может быть, чтобы в шахматах слабый победил сильного, и в этой игре не говорят об успехе и невезении, как говорят об этом, когда два министра соперничают друг с другом, ибо усло­вия шахматной игры определены правилами, и тот, кто их знает, всегда побеждает, и он не должен бо­яться, что может вдруг возыметь действие естест­венная или акцидентальная причина, это может слу­читься лишь редко, по небрежению, но небрежение относится к невежеству, о котором мы уже говори­ли. И вместе с тем все следует относить к Первопри­чине, как об этом говорилось выше. Ведь Б-жест-венный замысел был очевиден во всем, что случа­лось с сыновьями Израиля, пока Шехина пребывала среди них. Что же до случившегося позднее — труд­но решить, происходило ли это согласно первому замыслу Б-га, благословен Он, или же причиной явились небесные сферы или акциденты — верую­щее сердце в этом не сомневается, однако убеди­тельного доказательства этому нет. Все следует от­носить к Б-гу, благословен Он, а особенно столь значительное, как смерть, победа и поражение в войне, успех и отсутствие удачи и тому подобное.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ КНИГИ

Сказал   р а б б и: Эти и подобные им вопро­сы требуют изучения. Мы должны также размыш­лять о том, как Б-г судит людей, и о закономерно­стях Его суда, как сказал пророк: "Наказывает детей за грех отцов... тех, кто Его ненавидит, и воз­дает милосердием тысячекратно тем, кто любит Его и соблюдает Его веления", и о том, что наказание соответствует греху, как говорится в Торе и в уче­нии Мудрецов, и о грехах, искупаемых покаянием, и о грехах, которые нельзя искупить, и об условиях покаяния, и о страданиях, посылаемых как испыта­ние, и о страданиях, посылаемых в наказание за со­вершенные грехи, одни — в этом мире, другие — в мире грядущем, а третьи - из-за грехов родителей, и о благе, которого человек удостаивается за доб­рые деяния или за заслуги предков, и о благе, посы­лаемом ему для испытания, и наконец — о том, что сказать о человеке, когда на него воздействуют все эти обстоятельства одновременно или другие, разре­шить трудности которых еще сложнее. Тщательное рассмотрение всего этого вскроет большинство при­чин, из-за которых "праведнику плохо", а "грешни­ку хорошо", а в том, что останется скрытым, нужно положиться на знание Всевышнего, благословен Он, и на Его справедливость. И хорошо, если человек признает свое невежество, ведь он не понимает даже видимые  причины,  а те, что не явны, тем более. И когда человек приблизится к познанию Первой сущности и ее атрибутов, пусть не пытается их ис­следовать,   ибо   завеса   ослепительного   света   их заслонит. Познание Первой сущности невозможно из-за нашей близорукости и слабости внутреннего зрения, а не потому, что Она скрыта или обладает недостатками, ведь для тех, кто владеет пророчес­ким видением, эта Сущность полна света, ясна и явна, и они не нуждаются в доказательствах. Для нас же высшая возможная ступень в познании истинности Первой сущности — знать, что среди естественного нет Ей естественной причины, и отно­сить Ее не к вещественной, а к б-жественной силе. Нечто подобное сказал Гален о силе воображения: эта сила, важнейшая, по его мнению, из всех, про­исходит не от соединения элементов, а от Б-жест-венного влияния. О б-жественной силе мы узнаем также, размышляя о чудесах, при которых одни сущности превращаются в иные, все законы приро­ды изменяются, и без всяких предварительных уси­лий сотворяется то, что ранее не существовало. Этим отличаются чудеса, содеянные Моисеем, мир ему, от содеянного египетскими жрецами. Если бы люди проверили, что делали эти жрецы, оказалось бы, что они пользовались разными ухищрениями, как сказал Ирмиагу : "Суета они, плод фокусов", что значит: если вы соблазнитесь их деяниями, вы убедитесь, что они из ничего, как поддельные това­ры. Но каждый, кто последует за Б-жественным действием, найдет Его подобным чистому золоту. И придя к этой ступени в познании сущего, мы го­ворим: несомненно есть Нематериальное, управляю­щее всем материальным. Но разум наш не в состоя­нии узреть Его сущность. Мы должны удовлетво­риться резмышлениями о делах Его и отказаться от определения Его сущности — ведь если бы мы мо­гли действительно постичь Его, это свидетельствовало бы о недостатке в Нем совершенства. И не будем обращать внимание на слова философов, делящих мир б-жественного на несколько ступеней, для нас это одна б-жественная ступень, она нам открывается с момента отрыва от сферы вещественного, так что единственньй Правитель всего вещественного — Всевышний. К предположению о существовании множества б-жественных сущностей философов привело размышление над движением небесных сфер. Философы сосчитали их и нашли, что их более сорока, поэтому они решили, что каждое из этих движений имеет иную причину. Они пришли к тако­му заключению потому, что эти движения не вы­нужденные и не естественные, но исходящие от сво­бодной Воли. Поэтому они решили, что каждое из них исходит от души, источник которой — в разуме, а этот разум — ангел, не причастный к материально­му. Разумы они называли богами, ангелами, вторич­ными причинами и тому подобным. Последнюю же ступень, наиболее к нам близкую, они назвали Активным Интеллектом, и, по их мнению, он управ­ляет этим нижним миром. От него исходит элемен­тарный интеллект, а за ним — душа, а за ней — при­рода, далее — естественные и жизненные силы, а сре­ди них — сила каждого члена тела. Однако все это утонченные понятия, способствующие лишь обост­рению ума, а не познанию истины, и тот, кто этим соблазнится, впадет в заблуждение. Не обращай вни­мания на доказательство, приводимое караимами на основании слов Давида сыну его : "А ты, Соло­мон, сын мой, знай Б-га отца твоего и Ему служи". Исходя из этого хотели доказать, что человек дол­жен прежде всего познать истинность Б-га, и только после этого его можно обязать к служению Ему. Но Давид лишь повелел сыну полагаться на тради­цию, полученную им от предков его, и уверовать н Б-га Авраама, Исаака и Яакова, который всегда о них заботился и исполнил все обещанное им, умно­жив их потомков, даровав страну Израиля, сделав так, что среди них находилась Шехина, и сотворин для них иные блага. То же следует сказать и о сло­вах73 : "боги, которых вы не знали" — речь не идет об истинном их познании, а лишь о том, что не ис­пытали от них ни блага и ни зла, так что нельзя ни надеяться на них, ни их бояться.
После этих слов решил рабби в сердце своем покинуть страну хазар и направиться в Иерусалим, да будет он восстановлен и укреплен вскоре, в на­ши дни. Кузари же было тяжко с ним расставаться, и он говорил ему:  "Что сегодня можно искать в стране Израиля, когда нет в ней Шехины? Близости к Всевышнему можно достичь в любом месте чи­стым сердцем и великим стремлением к Нему. За­чем же ты решаешься на опасности в пустынях и мо­рях, среди ненавидящих народов?"

Сказал   рабби:  Действительно, нет сейчас в стране Израиля очевидного пребывания Шехины, ибо  Она почиет лишь на пророке или на народе, угодном Всевышнему, и только в предназначенном для этого месте. И мы ожидаем возвращения Все­вышнего к нам, согласно обещанию : "Ибо глазом к глазу будете видеть при возвращении Всевышнего в Сион", и говорим в молитве: "И увидят глаза на­ши при Твоем возвращении в жилище Твое на Сионе". Но скрытая, духовная Шехина всегда с каждым сыном Израиля, чистыми делами, и сердцем, и всей душой устремленным к Б-гу Израиля. А страна Из­раиля предназначена для пребывания в ней Б-га Из­раиля, и действия совершенны только в ней, и мно­гие из заповедей, данных народу Израиля, не дейст­вительны для тех, кто не живет в этой стране. Серд­це очистится и душа вся предастся Всевышнему только в том месте, которое, как мы верим, пред­назначено для Него, и даже если бы это было всего лишь иносказание, это тоже было бы верно, а тем более когда мы знаем, что вера в это истинна, как было доказано выше, -- тогда проснется горячее стремление к этому месту, и только в нем душа вся будет отдана Всевышнему, а особенно душа того, кто стремится к этой земле издалека или ищет в ней прощения своих грехов, которые он совершил раньше. Ведь сегодня он не может совершать жерт­воприношения, которые Всевышний нам повелел — особую жертву за каждый грех и прегрешение, умышленное и неумышленное — он может поло­житься лишь на слова Мудрецов : "Изгнание иску­пает грех", и вот теперь его изгнание будет в месте благословения. Что касается опасностей в пустынях и морях, они не касаются предостережения: "Не испытывайте Всевышнего, Б-га вашего". Они подоб­ны, например, тем опасностям, которых может ожи­дать торговец, путешествующий в далеких странах ради обогащения. И если человек, едущий в страну Израиля, подвергнет себя еще большим испытани­ям, стремясь к ней в надежде на искупление грехов, ему есть чем оправдать свою готовность подверг­нуться опасностям после того, как он покаянно испытал свою душу, возблагодарил за жизнь, кото­рая дана ему была до этого дня, и решил ею удов­летвориться и посвятить остаток жизни исполнению желания Всевышнего. И если он удостоится того, что Всевышний избавит его от всех опасностей, он возблагодарит Его, а если он погибнет, не достигнув места искупления, утешится тем, что большинство его грехов будет искуплено этой смертью. Он зна­ет, что этот его путь лучше, чем путь рискующих жизнью в войнах ради того, чтобы воспевали их подвиги, или в надежде на богатую добычу. Он ри­скует жизнью меньше, чем те, кто участвует в свя­щенной войне, чтобы удостоиться вознаграждения в мире грядущем.

Сказал Кузари:  До сих пор мне казалось, что ты любишь свободу, теперь же ты как будто хо­чешь увеличить свою зависимость. Ведь когда ты поселишься в  стране  Израиля, к прежним твоим обязанностям присоединятся   новые.    А   пока   ты здесь, ты не обязан исполнять эти заповеди.

Сказал   р а б б и:  Я желаю одной свободы — не быть зависимым от мнений людей, я не хочу ис­кать их благоволения, и если бы я старался всю жизнь, я бы этого не достиг, а если бы и достиг, это не принесло бы мне никакой пользы — я имею в ви­ду зависимость от мнений людей и стремление им нравиться. Я желаю быть порабощенным Единым, которому я могу понравиться даже небольшим уси­лием, а это — благо и в этом и в грядущем мире. Я имею в виду — нравиться Всевышнему, благословен Он. Порабощение Им — свобода, и истинная честь в том, чтобы Ему покориться.

Сказал   Кузари:   Так как ты веришь во все, что ты сказал, Всевышний, благословен Он, зна­ет твои намерения, а ведь "Милосердный сердца хо­чет" и перед Ним открыто все скрытое.

Сказал  р а б б и:   Да, но лишь тогда, когда действие невозможно. Человек свободен как в же­ланиях, так и в действиях. И следует наказание то­му, кто хочет получить реальное вознаграждение за не ставшее реальным действие. Поэтому сказано: "И вострубите в трубы, и будете  воспомянуты пе­ред Всевышним, Б-гом вашим... и да будут вам в напоминание перед Всевышним, Б-гом вашим" и "напоминание трублением". Не Всевышний нуж­дается в том, чтобы Ему о чем-либо напоминали или обращали бы на что-либо Его внимание, а исполне­ние заповедей должно быть полным, и тогда оно достойно вознаграждения, — так же как молитва нуждается по возможности в более совершенном выражении молением и просьбой, ибо только если намерения и действия достаточно совершенны, за них  следует  вознаграждение.  И в соответствии с принятым у людей, это как бы напоминание, ведь "Тора говорит языком людей". Однако если будет совершено действие без намерения или же за наме­рением не последует действие, пропадет и надежда на  вознаграждение.  Только  если действие невоз­можно, есть некоторая польза в том, что человек со­храняет свои намерения и выражает сожаление пе­ред Всевышним о том, что выполнять он их не может, как мы говорили в молитве: "И из-за грехов наших мы изгнаны из своей страны", а также и в других молитвах. И тот, кто пробуждает в сердцах людей любовь к этому святому месту, несомненно достоин вознаграждения, он приближает время исполнения наших надежд, как сказано: "Ты вос­стань, сжалься над Сионом, ибо пора сжалиться над ним, время пришло, ибо возжелали рабы Твои кам­ни его и прах его им полюбился", это значит — не будет отстроен Иерусалим, пока не устремятся к нему сыны Израиля с величайшим желанием, и то­гда камни и прах его полюбятся им.

Сказал К у з а р и: Если так, грех тебе пре­пятствовать, а помочь тебе — значит исполнить запо­ведь. Да поможет тебе в задуманном Всевышний и да дарует тебе благо, какого ты желаешь и стара­ешься достичь, да будет Он тебе помощью и опорой, да увеличит вознаграждение тебе за чистое сердце и совесть, ибо Он — Благодающий, Б-г Милосердия и Воздаяния, нет Б-га, кроме Него, и нет, кроме Него, Творца, да будет милосердие Его с тобой и с теми, кто стремится твоими стремлениями во имя Его и в милосердии Его. Амен. Амен.


Завершена книга "Кузари"

Хвала Творцу, который мне помог
Всякий пошатнувшийся находит в Нем помощь


Категория: Егуда А-Леви "КУЗАРИ" | Добавил: cipocapa (2009.12.06)
Просмотров: 1010 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 Eli  
0
Хвала Творцу! И большое спасибо Сipocapa, благодаря которому любой желающий может прочитать книгу "КУЗАРИ" в электронном виде на русском языке! Насколько я знаю - полной версии перевода этой книги в интернете до сих пор еще не было... happy

1 cipocapa  
1

Имя *:
Email *:
Код *: