Сказал р а б б и: Только упрямец и предубежденный отрицает природу возможного и говорит, что в нее не верит. Но ты видишь, что и такой человек делает усилия, чтобы получить то, на что он надеется, или отдалить от себя то, чего он боится. Значит, он верит, что усилие его может что-то изменить. Ведь если бы он верил в абсолютную неизбежность, он бы с этим смирился и не готовил бы, например, оружие против врагов или пищу для утоления голода. Но если он верит, что усилие его необходимо и что отсутствие его приносит вред, он признает промежуточные причины и зависимость от них действий. Среди промежуточных причин он найдет и желание, и если он честен и не упрям, он вынужден признать, что воля его свободна в выборе возможных для него действий: хочет — сделает, не хочет — избежит этих действий. Этим не умаляется влияние Б-жественного Провидения — наоборот, все возвращается к Нему различными путями, как я сейчас объясню. Все следствия относятся к Первопричине двояко: в соответствии с первым Замыслом или в соответствии с целью возникновения. Первое мы наблюдаем в порядке и в строении животных, растений и небесных тел, что ни один мыслящий человек не сочтет случайным, но отнесет их к замыслу Действующего и Мудрого, Устанавливающего всему нужное место и Определяющего ему его долю. Пример второго — горение, когда, например, огонь сжигает бревно. Огонь — тело тонкое, оказывающее воздействие, а бревно — тело пористое, испытывающее воздействие. Тонкому и воздействующему свойственно действовать в объекте действия, горячему и сухому свойственно нагревать объект и уничтожать в нем влагу, пока не разъединятся составляющие его части. Нетрудно понять причины действия одного и подверженности другого воздействию, если ты над этим подумаешь. Возможно, что ты найдешь и причины этих причин, пока не дойдешь до сфер, а от них — до причин сфер, а от них — до Первопричины. И один справедливо поверит в то, что все это предопределено Б-гом, благословен Он, а другой справедливо поверит в то, что это связано со свободным выбором и со случайностью, что не исключает в обоих случаях Провидения. Если хочешь, можешь себе это представить с помощью следующего расчленения: действия бывают б-жественными, естественными, акциден-тальными или сознательно избранными. Б-жествен-ные действия исходят непосредственно от Первопричины, они не могут никоим образом иметь иных причин, кроме желания Б-га, благословен Он. Естественные действия вызываются причинами промежуточными. Эти причины подготавливают такие действия и приводят к конечному их завершению в том случае, если этому не помешает одна из причин иных трех перечисленных типов. Акцидентальные действия также вызываются промежуточными причинами, но не в силу своей природы, и не в соответствии с порядком, и не намеренно, а случайно. Нет в них также намерения завершить действие, к которому они должны прийти и в нем утвердиться. Они зависимы также от причин трех остальных типов. Сознательно избранные действия имеют своей причиной желание человека, когда он находится в состоянии выбора. Сам выбор — одна из промежуточных причин, он также имеет свои причины, цепь которых поднимается к Первопричине. Однако эта причинная цепь не является неизбежной, ибо в этом всегда есть возможность, и душа, выбирающая между противоположными суждениями, может предпочесть по своему желанию любое из них. Именно поэтому мы хвалим или порицаем душу за ее выбор, что невозможно в отношении других промежуточных причин, ведь нельзя порицать причины случайные или естественные, хотя в некоторых из них существует возможность выбора. Ты ведь не порицаешь ребенка или спящего, причинившего тебе вред, хотя и возможно было противоположное. Как ты можешь их порицать, если в них нет никакой мысли. Видел ли ты, чтобы неверующие в свободу воли не сердились на тех, кто умышленно причинил им вред? Или что они смирились с тем, что кто-то похитил у них одежду и им повредил холод, хотя они мирятся с северным ветром, дующим в холодный день и причиняющим им много вреда? Или они полагают, что гнев — бессмысленная сила, напрасно заложенная в человеческой природе, чтобы человек на что-то сердился, а на что-то не сердился, а так же как гнев, и похвала, когда он хвалит, и порицание, когда он порицает, любовь, когда он любит, ненависть, когда он ненавидит, и прочее? Выбор не имеет таким образом неизбежной причины, ибо тогда сам выбор был бы обязательным. Тогда речь человека была бы столь же вынужденной, как и его пульс, но эта вероятность противоречит всему, что видят наши глаза: ведь ты сам решаешь как о своей речи, так и о своем молчании58, пока в тебе властвует разум и не властвует что-либо иное. Если бы все возникающее направлялось первым намерением Первопричины, творения возникали бы поминутно, и мы могли бы в любой момент сказать обо всем, мире, что Б-г только что его сотворил, — тогда и чудеса не могли бы вызывать у человека восторга и веры, не было бы разницы между тем, кто служит Всевышнему, и тем, кто Ему сопротивляется, оба тогда служили бы Ему, то есть делали бы то, что высшее Предопределение вынуждало бы их делать. Есть еще много возражений против такого представления, и самое убедительное — отрицание очевидности, как уже было сказано. Что же касается возражения против веры в свободу воли, которая якобы во многих случаях исключает Предопределение, на него следует ответить так, как мы говорили выше: она не исключает Предопределения, так как и случаи свободного выбора с Ним связаны через причинные цепи. Есть еще одно возражение: будто вера в свободу выбора исключает знание Б-га, ибо вероятное нельзя предугадать. Это возражение уже рассматривалось, и мы ответили на него: знание Б-гом вероятностного не предопределяет его совершения, знание чего-либо не является его причиной Поэтому нельзя отрицать знание Б-гом того, что произойдет, так как возможность, чтобы это произошло или не произошло, останется, и знание о нем не есть его причина, так же как знание о том, что уже произошло, не является причиной явления, а лишь подтверждает его существование. Все это верно как в отношении знания Б-га, так и в отношении знания ангелов, пророков или прорицателей. Если бы знание было причиной возникновения, из этого следовало бы, что некоторые люди могли бы удостоиться рая, потому что Б-г знает, что они праведники, даже если они Ему не служили, а другие — ада, потому что Он знает, что они согрешат, хотя они не грешили. Из этого следовало бы также, что человек может насытиться, хотя не ел, ибо Б-г знает, что в определенное время человек этот будет сыт. Таким образом, исключались бы все промежуточные причины, но если бы они были исключены, прекратилось бы существование всех промежуточных творений. Итак, стих : "И Всевышний испытал Авраама" нужно понимать следующим образом: Всевышний содействовал тому, чтобы набожность Авраама из потенциальной стала осуществленной, дабы это послужило причиной его успеха, как сказано : "Так как ты это сделал... премного благо-славлю тебя". Так как все возникшее возникло или непосредственно от Б-га или от различных промежуточных причин, а возможно, что и все возникло непосредственно от Б-га, народ решил все относить к Нему, так как это более надежное мнение и вера в это крепче. Однако каждый, кто умеет углубляться в суть вещей, убедится, что все народы, люди, времена, места и обстоятельства разны, — и тогда он поймет, что все, что возникло непосредственно от Б-га, в большинстве случаев явлено в определенной стране, в священной стране, и определенному народу, народу Израиля, и только в то время и при сопутствовавших тому обстоятельствах, и это заповеди и законы, и при соблюдении их возрастает радость, а пренебрежение ими приводит к беде. Естественное же и акцидентальное не помогают людям, когда они поступают не должным образом, и не вредят им, когда они исполняют заповеди. Все религии приводят историю евреев как доказательство против неверующих и следующих мнению грека Эпикура, который считал, что во всем царит случай, так как направленность происходящего нам не видна. Эпикурейцев, как известно, называют гедонистами. Они считают, что лишь наслаждение — цель, к которой нужно стремиться, и оно* следовательно, и есть абсолютное благо. Тот же, кто следует Торе, стремится быть угодным Давшему ее, и свою свободу выбора он отдает в руки Всевышнего, благословен Он. Такой человек желает озарения, если он набожный, или чтобы через него происходили чудеса, если он пророк или если народ его достоин того перед Всевышним. И ради этого он исполняет все условия, упомянутые в Торе, — условия, касающиеся времени, и места, и действий, и он не обращает внимания на естественные и акцидентальные причины — они не принесут ему вреда, этому помешает или озарение, которое он получит как предупреждение о возможном вреде, или что-нибудь, что с ним в то время произойдет. Благо же, происходящее от акциден-тальных причин, часто не минует и грешника, а тем более набожного. Все успехи грешников коренятся именно в этих причинах — акцидентальных или естественных, но если от этих причин происходит беда, то для грешника ничто ее не предотвращает. Набожные же получают благо от этих причин, но избавлены от бед, приносимых ими. Я, возможно, отдалился от мысли, какая была у меня вначале, и теперь я к ней возвращаюсь. Давид, мир ему, подразделил причины смерти на три категории: "но Всевышний поразит его" - это б-жественная причина; "или настанет день его, и он умрет" — причина естественная; "или выйдет на войну и погибнет" — причина акцидентальная. Четвертую категорию — смерть по собственному выбору — Давид не упомянул, ибо ни один разумный человек смерть не избирает, и если Шаул покончил с собой, это произошло не потому, что он избрал смерть, он сделал это, чтобы избежать мучений и издевательств своих врагов. Подобно этому подразделяется и речь. Речь пророков тогда, когда они облечены Духом Освященности, целиком направлена Б-жественным воздействием, пророк не может ни слова изменить в сказанном ему. Естественная речь — это намеки и движения, соответствующие мыслям, которые говорящий хочет выразить. Источник их в душе. Такая речь не требует предварительного соглашения людей. В языках, которые образовались с общего согласия людей, действует как естественная сила, так и сила свободного выбора. Речь случайная свойственна помешанным во время их помешательства, в ней нет логической связности, и она не преследует цели. Речь избирательная, в которой выражается свобода воли, есть речь пророков не во время пророчества, а также речь любого просвещенного и мыслящего человека, создающего прекрасные выражения и выбирающего из них те, которые он считает соответствующими своим намерениям. При желании он может заменять одни слова другими, более того — он может исключить из своей речи целую тему и заменить ее другой. Все эти виды речи следует отнести к Б-гу, благословен Он, но только через причинные цепи, они не приходят к нам от Него через первый Замысел, ибо иначе речь ребенка или сумасшедшего, красноречие, риторика и стихи поэта были бы речью самого Б-га, да сохранит Он нас от такого предположения. А то, что может сказать ленивец против трудолюбивого: "Все, что должно быть, уже заранее заключено в знании Б-га" — безусловно не довод. Это все равно, что сказать: "То, что будет, не может не быть", и если так заявит ленивец, ему можно ответить: "Верно, но это не мешает тебе избирать наилучшее средство, и ты готовишь оружие против врагов и пищу для утоления голода, как только тебе становится известно, что жизнь или гибель твоя зависит от промежуточных причин, а среди них — и это основное -- твой выбор: избрать ли тебе проворность и усердие или леность и небрежение". И не может быть доводом происходящее редко и совершенно случайно — когда усердный погибает, а ленивый оказывается спасенным. Безопасность и опасность противоположны, и разумный человек не убегает из безопасного места в опасное, но лишь наоборот — из опасного в безопасное. И если спасением станет опасное место, мы говорим, что это редкое явление, а если безопасное окажется гибельным, мы говорим, что это против природы. Так что избирать усердие человек обязан.
|