Понедельник, 2024.06.24, 21:06

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Библиотека "Пиркей АВОТ" = Еврейская МУДРОСТЬ » Егуда А-Леви "КУЗАРИ"

Йегуда Ибн ГаЛеви "Кузари" ---------- на русском языке (глава V (часть 3))
Сказал р а б б и: Только упрямец и пред­убежденный отрицает природу возможного и гово­рит, что в нее не верит. Но ты видишь, что и такой человек делает усилия, чтобы получить то, на что он надеется, или отдалить от себя то, чего он боится. Значит, он верит, что усилие его может что-то изме­нить. Ведь если бы он верил в абсолютную неизбеж­ность, он бы с этим смирился и не готовил бы, например, оружие против врагов или пищу для утоления голода. Но если он верит, что усилие его необходимо и что отсутствие его приносит вред, он признает промежуточные причины и зависимость от них действий. Среди промежуточных причин он найдет и желание, и если он честен и не упрям, он вынужден признать, что воля его свободна в выборе возможных для него действий: хочет — сделает, не хочет — избежит этих действий. Этим не умаляется влияние Б-жественного Провидения — наоборот, все возвращается к Нему различными путями, как я сейчас объясню. Все следствия относятся к Перво­причине двояко: в соответствии с первым Замыс­лом или в соответствии с целью возникновения. Первое мы наблюдаем в порядке и в строении животных, растений и небесных тел, что ни один мыслящий человек не сочтет случайным, но отнесет их к замыслу Действующего и Мудрого, Устанавли­вающего всему нужное место и Определяющего ему его долю. Пример второго — горение, когда, напри­мер, огонь сжигает бревно. Огонь — тело тонкое, оказывающее воздействие, а бревно — тело пори­стое, испытывающее воздействие. Тонкому и воз­действующему свойственно действовать в объекте действия, горячему и сухому свойственно нагревать объект и уничтожать в нем влагу, пока не разъеди­нятся составляющие его части. Нетрудно понять причины действия одного и подверженности друго­го воздействию, если ты над этим подумаешь. Воз­можно, что ты найдешь и причины этих причин, пока не дойдешь до сфер, а от них — до причин сфер, а от них — до Первопричины. И один справед­ливо поверит в то, что все это предопределено Б-гом, благословен Он, а другой справедливо пове­рит в то, что это связано со свободным выбором и со случайностью, что не исключает в обоих случаях Провидения. Если хочешь, можешь себе это предста­вить с помощью следующего расчленения: действия бывают б-жественными, естественными, акциден-тальными или сознательно избранными. Б-жествен-ные действия исходят непосредственно от Перво­причины, они не могут никоим образом иметь иных причин, кроме желания Б-га, благословен Он. Есте­ственные действия вызываются причинами про­межуточными. Эти причины подготавливают такие действия и приводят к конечному их завершению в том случае, если этому не помешает одна из при­чин иных трех перечисленных типов. Акцидентальные действия также вызываются промежуточными причинами, но не в силу своей природы, и не в соот­ветствии с порядком, и не намеренно, а случайно. Нет в них также намерения завершить действие, к которому они должны прийти и в нем утвердиться. Они зависимы также от причин трех остальных ти­пов. Сознательно избранные действия имеют своей причиной желание человека, когда он находится в состоянии выбора. Сам выбор — одна из промежу­точных причин, он также имеет свои причины, цепь которых поднимается к Первопричине. Однако эта причинная цепь не является неизбежной, ибо в этом всегда есть возможность, и душа, выбирающая меж­ду противоположными суждениями, может предпо­честь по своему желанию любое из них. Именно по­этому мы хвалим или порицаем душу за ее выбор, что невозможно в отношении других промежуточ­ных причин, ведь нельзя порицать причины случай­ные или естественные, хотя в некоторых из них су­ществует возможность выбора. Ты ведь не порица­ешь ребенка или спящего, причинившего тебе вред, хотя и возможно было противоположное. Как ты можешь их порицать, если в них нет никакой мысли. Видел ли ты, чтобы неверующие в свободу воли не сердились на тех, кто умышленно причинил им вред? Или что они смирились с тем, что кто-то похи­тил у них одежду и им повредил холод, хотя они мирятся с северным ветром, дующим в холодный день и причиняющим им много вреда? Или они по­лагают, что гнев — бессмысленная сила, напрасно за­ложенная в человеческой природе, чтобы человек на что-то сердился, а на что-то не сердился, а так же как гнев, и похвала, когда он хвалит, и порицание, когда он порицает, любовь, когда он любит, нена­висть, когда он ненавидит, и прочее? Выбор не име­ет таким образом неизбежной причины, ибо тогда сам выбор был бы обязательным. Тогда речь чело­века была бы столь же вынужденной, как и его пульс, но эта вероятность противоречит всему, что видят наши глаза: ведь ты сам решаешь как о своей речи, так и о своем молчании58, пока в тебе власт­вует разум и не властвует что-либо иное. Если бы все возникающее направлялось первым намерением Первопричины, творения возникали бы поминутно, и мы могли бы в любой момент сказать обо всем, мире, что Б-г только что его сотворил, — тогда и чу­деса не могли бы вызывать у человека восторга и веры, не было бы разницы между тем, кто служит Всевышнему, и тем, кто Ему сопротивляется, оба тогда служили бы Ему, то есть делали бы то, что высшее Предопределение вынуждало бы их делать. Есть еще много возражений против такого пред­ставления, и самое убедительное — отрицание оче­видности, как уже было сказано. Что же касается возражения против веры в свободу воли, которая якобы во многих случаях исключает Предопределе­ние, на него следует ответить так, как мы говорили выше: она не исключает Предопределения, так как и случаи свободного выбора с Ним связаны через причинные цепи. Есть еще одно возражение: будто вера в свободу выбора исключает знание Б-га, ибо вероятное нельзя предугадать. Это возражение уже рассматривалось, и мы ответили на него: знание Б-гом вероятностного не предопределяет его совер­шения, знание чего-либо не является его причи­ной
 Поэтому нельзя отрицать знание Б-гом того, что произойдет, так как возможность, чтобы это произошло  или  не произошло,  останется,  и  зна­ние о нем не есть его причина, так же как знание о том, что уже произошло, не является причиной яв­ления, а лишь подтверждает его существование. Все это верно как в отношении знания Б-га, так и в от­ношении знания ангелов, пророков или прорицате­лей. Если бы знание было причиной возникновения, из этого следовало бы, что некоторые люди могли бы удостоиться рая, потому что Б-г знает, что они праведники, даже если они Ему не служили, а дру­гие — ада, потому что Он знает, что они согрешат, хотя они не грешили. Из этого следовало бы также, что человек может насытиться, хотя не ел, ибо Б-г знает, что в определенное время человек этот будет сыт. Таким образом, исключались бы все промежу­точные причины, но если бы они были исключены, прекратилось бы существование всех промежуточ­ных творений. Итак, стих : "И Всевышний испытал Авраама"  нужно  понимать  следующим  образом: Всевышний содействовал тому, чтобы набожность Авраама из потенциальной стала осуществленной, дабы это послужило причиной его успеха, как ска­зано : "Так как ты это сделал... премного благо-славлю тебя". Так как все возникшее возникло или непосредственно от Б-га или от различных промежу­точных причин, а возможно, что и все возникло не­посредственно от Б-га, народ решил все относить к Нему, так как это более надежное мнение и вера в это крепче. Однако каждый, кто умеет углубляться в суть вещей, убедится, что все народы, люди, време­на, места и обстоятельства разны, — и тогда он пой­мет, что все, что возникло непосредственно от Б-га, в большинстве случаев явлено в определенной стра­не, в священной стране, и определенному народу, народу Израиля, и только в то время и при сопутст­вовавших тому обстоятельствах, и это заповеди и законы, и при соблюдении их возрастает радость, а пренебрежение ими приводит к беде. Естественное же и акцидентальное не помогают людям, когда они поступают не должным образом, и не вредят им, когда они исполняют заповеди. Все религии приво­дят историю евреев как доказательство против не­верующих и следующих мнению грека Эпикура, ко­торый считал, что во всем царит случай, так как на­правленность происходящего нам не видна. Эпику­рейцев, как известно, называют гедонистами. Они считают, что лишь наслаждение — цель, к которой нужно стремиться, и оно* следовательно, и есть абсо­лютное благо. Тот же, кто следует Торе, стремится быть угодным Давшему ее, и свою свободу выбора он отдает в руки Всевышнего, благословен Он. Та­кой человек желает озарения, если он набожный, или чтобы через него происходили чудеса, если он пророк или если народ его достоин того перед Все­вышним.  И ради этого он исполняет все условия, упомянутые в Торе, — условия, касающиеся време­ни, и места, и действий, и он не обращает внимания на естественные и акцидентальные причины — они не принесут ему вреда, этому помешает или озаре­ние, которое он получит как предупреждение о воз­можном вреде, или что-нибудь, что с ним в то время произойдет.  Благо же, происходящее от акциден-тальных причин, часто не минует и грешника, а тем более набожного. Все успехи грешников коренятся именно в этих причинах — акцидентальных или естественных, но если от этих причин происходит беда, то для грешника ничто ее не предотвращает. Набож­ные же получают благо от этих причин, но избавле­ны от бед, приносимых ими. Я, возможно, отдалил­ся от мысли, какая была у меня вначале, и теперь я к ней возвращаюсь. Давид, мир ему, подразделил причины смерти на три категории: "но Всевышний поразит его" - это б-жественная причина;   "или настанет день его, и он умрет" — причина естествен­ная;   "или выйдет на войну и погибнет" — причина акцидентальная. Четвертую категорию — смерть по собственному выбору — Давид не упомянул, ибо ни один разумный человек смерть не избирает, и если Шаул покончил с собой, это произошло не по­тому, что он избрал смерть, он сделал это, чтобы из­бежать мучений и издевательств своих врагов. По­добно этому подразделяется и речь. Речь пророков тогда, когда они облечены Духом Освященности, целиком направлена Б-жественным воздействием, пророк не может ни слова изменить в сказанном ему. Естественная речь — это намеки и движения, соответствующие мыслям, которые говорящий хо­чет выразить. Источник их в душе. Такая речь не требует   предварительного   соглашения   людей.   В языках, которые образовались с общего согласия людей, действует как естественная сила, так и сила свободного выбора. Речь случайная свойственна по­мешанным во время их помешательства, в ней нет логической связности, и она не преследует цели. Речь избирательная, в которой выражается свобода воли, есть речь пророков не во время пророчества, а также речь любого просвещенного и мыслящего че­ловека, создающего прекрасные выражения и выбирающего из них те, которые он считает соответству­ющими своим намерениям. При желании он может заменять одни слова другими, более того — он мо­жет исключить из своей речи целую тему и заменить ее другой. Все эти виды речи следует отнести к Б-гу, благословен Он, но только через причинные цепи, они не приходят к нам от Него через первый Замысел, ибо иначе речь ребенка или сумасшедшего, красно­речие, риторика и стихи поэта были бы речью само­го Б-га, да сохранит Он нас от такого предположе­ния. А то, что может сказать ленивец против трудо­любивого: "Все, что должно быть, уже заранее за­ключено в знании Б-га" — безусловно не довод. Это все равно, что сказать: "То, что будет, не может не быть", и если так заявит ленивец, ему можно отве­тить: "Верно, но это не мешает тебе избирать наилуч­шее средство, и ты готовишь оружие против врагов и пищу для утоления голода, как только тебе ста­новится известно, что жизнь или гибель твоя зави­сит от промежуточных причин, а среди них — и это основное -- твой выбор: избрать ли тебе провор­ность и усердие или леность и небрежение". И не мо­жет быть доводом происходящее редко и совершен­но случайно — когда усердный погибает, а ленивый оказывается спасенным.  Безопасность и опасность противоположны, и разумный человек не убегает из безопасного места в опасное, но лишь наоборот — из опасного  в   безопасное.  И если спасением станет опасное место, мы говорим, что это редкое явление, а если безопасное окажется гибельным,  мы гово­рим,  что это против природы.  Так что избирать усердие человек обязан.


Категория: Егуда А-Леви "КУЗАРИ" | Добавил: cipocapa (2009.12.06)
Просмотров: 667 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: