Глава 5
Сказал К у з а р и: У меня к тебе еще одна просьба: изложи мне вкратце, но достаточно исчерпывающе принципы и аксиомы тех, кто полагается на логику. Я хотел бы услышать об этом так, как ты это изучал, и тогда я смогу принять доводы философов или ответить на них своими. Я никогда не находился на такой высокой ступени — ступени чистой веры, не нуждающейся в поисках разума. И так как прежде у меня уже были сомнения и собственные суждения и я спорил с философами и с последователями разных религий, для меня имеет смысл обратиться к логике и научиться искусству дискуссии, чтобы я знал, как опровергать неверное, и не пребывал в невежестве. Традиция хороша для душ невозмутимых, а для смущенных душою лучше исследование, тем более если в конце концов это исследование приводит к убеждению в истинности традиции, тогда человек укрепляется и в науке и в традиции.
Сказал р а б б и: Разве есть среди нас безмятежный душою, не смутившийся ни одним из распространенных в этом мире мнений исследователей природы, астрологов, изготовителей талисманов, тех, кто предается магии, кто верит в вечность мира, философов и других? В наши дни никто не приходит к вере, не пройдя всех многочисленных ступеней неверия. Но жизнь коротка, а работы много , и только отдельные, выдающиеся люди одарены верой от природы. Этих людей не смущает ничто, ибо они тотчас вскрывают порочное место, в котором кроется ошибка заблуждающихся. Я верю, что ты один из этих особо одаренных. Но так как мне невозможно не ответить на твою просьбу, предупреждаю тебя, что я не поступлю с тобой так, как имеют обыкновение поступать караимы, желающие непосредственно вознестись к б-жественной мудрости, не пройдя всех промежуточных ступеней. Я объясню правила, которые помогут тебе получить первые понятия о материи и форме, об элементах, природе, душе и разуме. И после всего этого, еще не выходящего за границы естественного, мы обратимся к Б-жественной мудрости. И тогда я приведу тебе убедительные доказательства того, что говорящая душа независима от тела. Затем я буду с тобой говорить о мире грядущем и наконец о Предопределении, свободе воли и о возможностях человека. Обо всем этом я расскажу коротко и как можно проще. Начну со следующего: в чувственном восприятии нам даны лишь количество и качество. Разум же утверждает, что должен быть носитель этих свойств. Но без них мы не способны его себе представить: можно ли представить себе нечто без количества и качества? Воображение таким образом отрицает существование их носителя, но разум говорит, что количество и качество суть акциденты*, не обладающие самостоятельным существованием, поэтому неизбежен вывод, что есть объект, их носитель. Философы называют этот носитель элементарной материей. Они утверждают, что разум не постигает ее до конца, ибо сущность элементарной материи потенциальна, она не есть существующая реальность, и потому конкретное описание ее невозможно. И хотя потенциально она обладает существованием, но определить можно лишь вещественное. Сказал Аристотель, что элементарная материя как бы стыдится явиться обнаженной, она является нашим глазам лишь облеченной в форму. Некоторые считали что воды, упомянутые в начале книги "Берешит", — это и есть элементарная материя, а "Дух Б-жий витает над поверхностью вод" , не что иное, как воля и желание Б-га, проникающие элементарное и творящие в нем все, что Он хочет, и как Он хочет, и когда Он хочет, как ваятель придает форму бесформенной глине. Отсутствие формы и " порядка названы там темнотой "и хаосом. И сказали они: повелело Б-жественное желание, то есть Б-же-ственная мудрость, чтобы начала вращаться верхняя сфера, время обращения которой двадцать четыре часа, и с нею все остальные сферы, и тем самым в элементарной материи, находящейся в сфере луны, произошли изменения в соответствии с движением сфер. Первое из этих изменений — нагревание расположенного около сферы луны воздуха из-за близости его к месту движения, и так возник эфирный огонь, то есть огонь элементарный, не имеющий цвета и не вызывающий горения, ибо это сущность тонкая, легкая и прозрачная, и ее назвали философы сферой огня, а следующую за ней — сферой воздуха, далее следует сфера воды и после нее — земной шар, находящийся в центре, и он тяжел и груб, так как он наиболее далек от места движения. Это четыре элемента, от взаимных соединений которых образовалось все существующее.
* Акцидент — в схоластической философии свойство вещи, не обязательно ей присущее, как цвет, запах, величина и пр.
Сказал К у з а р и: Я вижу, что по мнению философов, все возникшее образовалось по воле случая: то, что находилось близко к сфере, стало огнем, а что было далеко — землей, а что было посередине, стало воздухом или водой в зависимости от большей или меньшей удаленности от окружающей сферы или от центра.
Сказал р а б б и: Поэтому они вынуждены были признать существование мудрости, объединяющей сущности воедино, ибо сущность огня отлична от сущности воздуха, сущность воздуха — от сущности воды, а сущность воды — от сущности земли, и не тем, что одна больше или меньше другой, сильнее или слабее, а той особой формой, которая присуща каждой из них, именно она сделала одно огнем, а другое воздухом, одно водой, а другое землей. Иначе мог бы один сказать, что вся сфера целиком — земля, но землистость ее в какой-то ее части тоньше, чем в другой, а другой сказал бы: нет, вся сфера — огонь, но чем ниже, тем огнистость ее грубее и холоднее. Мы же видим, что когда один элемент приходит в соприкосновение с другими, каждый из них сохраняет свою форму и сущность.Так, мы видим, что воздух, вода и земля бывают в одном месте и даже касаются друг друга, однако они не становятся подобными, и если некоторые из них претерпевают изменения и становятся подобными, и тогда вода принимает форму воздуха, а воздух — форму огня, и только в таком случае название одного элемента применительно к другому. То, что субстанции отличны друг от друга по форме, вне зависимости от акцидентов, привело философов к мысли о существовании творческого Б-жествен-ного разума, создающего эти формы. Только Он придает особую форму разным видам растений и животных, хотя все состоит из четырех элементов. Ведь то, чем виноградная лоза отличается от пальмы, зависит не от случайных их свойств, а от их формы — именно формой одна субстанция отличается от другой. Случайными свойствами лоза отличается лишь от лозы, пальма — от пальмы. Одна из них может быть, например, черной, а другая — белой, плоды одной из них более сладкие, одна выше, а другая ниже, толще или тоньше и тому подобное. Но в форме субстанции нет большего и меньшего. Лошадиность одной лошади не может быть меньше, чем другой, человечность одного человека не меньше, чем другого, ибо определение лошадиности и человечности равно относимо ко всем членам этих родов. Поэтому философы были вынуждены признать, что эти формы придаются вещам Б-жествен-ным воздействием, и они назвали его Формирующим Интеллектом.
Сказал К у з а р и: Но ведь это верно. Разум неизбежно приводит нас к признанию этого. Что же нас вынуждает признавать роль случайного? Почему бы нам не сказать: Кто сделал лошадь лошадью, а человека человеком силой мудрости, которая в деталях остается для нас непостижимой, Тот и огню и земле придал форму, и она образовалась в соответствии с избранной Им мудростью, а не в результате случайной близости к сфере или отдаленности от нее?
Сказал р а б б и: Это и утверждает Тора. Это видно на примере сыновей Израиля, ради которых изменялась природа и сотворялось то, что ранее не существовало. Если бы это не было очевидным, твой противник мог бы утверждать, что лоза выросла в данном месте только потому, что здесь случайно упала косточка винограда и что сама форма косточки не более, чем случайность, что в результате вращения сферы возникла определенная связь, при которой элементы определенным образом соединились, и из этого получилось то, что ты видишь.
Сказал К у з а р и: На это я могу возразить: а что приводит в движение самое сферу? Случайно ли ее движение? И еще: формы растений и животных количественно ограничены, количество это нельзя ни увеличить, ни уменьшить. А соотношения сфер бесчисленны. Поэтому следовало бы ожидать, что с возникновением новых соотношений возникнут новые формы, а прежние исчезнут.
Сказал р а б б и: Это верный довод, тем более, что во многих из этих форм мы видим проявление мудрости и постигаем их предназначение, как пишет о том Аристотель в "Пользе разных видов животных" и Гален в "Пользе членов" и как написано в других книгах, где говорится о чудесах Б-жественной мудрости. Ясно, что домашние животные, овцы, коровы, лошади, ослы, сотворены ради той пользы, какая есть в них для человека, в диком состоянии они несовершенны, а в одомашненном приносят людям пользу. На это намекал Давид, мир ему, в псалме6: "Благослови, душа моя... как велики дела Твои, Всевышний". И этих слов достаточно, чтобы опровергнуть доводы грека Эпикура, считавшего, что мир возник по воле случая.
Сказал Кузари: Объясни мне этот псалом, даже если мы немного отойдем от темы.
Сказал рабби: В этом псалме та же последовательность, что и в описании сотворения мира. Начинается он словами: "Облаченный в свет, как в мантию", и это намек на слова Торы : "Да будет свет... и был свет". "Склоняющий небеса, как полотнище" — намек на слова: "Да будет небосвод". "Водами покрывающий Свои горние селения" — намек на слова: "Воды, что над небосводом". Далее он говорит обо всем, что возникает в воздушном пространстве: о тучах, бурях, огне, молнии и громе, и о том, что все они — посланцы Всевышнего, как написано : "Ибо ими Он будет судить народы". И дает им красочное описание : "Тучи сделал Своей колесницей, ходит на крыльях ветра. Ветры делает Он Своими послами, палящий огонь — служителями". Он посылает их, куда захочет, для исполнения любого Своего желания. Все это связано с небосводом. Далее переходит автор псалма к словам : "Да соберутся воды... и появится суша". И говорит : "Основал землю на устоях ее" — ибо по природе своей воды окружали землю сверху, как одеянием, и покрывали долины и горы : "Покрыл бездну, как одеянием, на горах встанут воды". Однако сила и мудрость Всевышнего изменила природу вод и собрала их в бездну морей, чтобы на суше возникла жизнь и проявилась Б-жественная мудрость. "От окрика Твоего убегут" - - образ скопления вод в морях и под землей. На это есть намек и в словах : "Простирающий землю на водах", которые, на первый взгляд, противоречат выражению: "Покрыл бездну, как одеянием". Но в первом стихе говорится о природе воды, а во втором — о силе и мудрости Б-га. Далее говорит автор : "Положил границу, да не преступят, да не покроют землю снова". Все это — ради живых существ, так же как человек искусством своим и ухищрением останавливает многие реки плотинами, чтобы получит нужное количество воды для жерновов, каналов, тому подобное. На это намекает стих: "Направляющий источники к рекам, чтобы напоили все живое в полях"--- когда будут сотворены животные, "На них птицы небесные почиют" — когда будут сотворены птицы. Затем в стихе: "Да произведет земля травы" автор говорит : "Поит горы с высот Своих" - намек на слова: "И пар поднимался от земли". Все это — ради Адама и его потомков. И далее : "Растит траву для скота", и это нас учит не пренебрегать травой, ибо она полезна домашним животным, коровам, овцам и лошадям, и названа трава в этом стихе: "труд человеческий", в чем содержится намек на земледелие. Человек: использует растения для собственного блага, как написано да-. лее: "произвести хлеб из почвы". Это соответствует сказанному Всевышним: "Вот Я дал вам всякую, траву, сеящую семя", то есть зерна человеку, а шелуху животным, "И всякому животному на земле и всякой небесной птице... всякую зелень травяную в пищу". И автор псалма перечисляет три вида продуктов земледелия: "Рожь, и виноградный сок, и масло". Вначале они обобщенно названы хлебом, а затем описывается польза от каждого из них : "Вино веселит сердце человека", "чтобы лицо лоснилось от масла", а "хлеб (теперь уже хлеб в собственном смысле слова) питает сердце человека". После этого автор говорит о пользе дождей для деревьев: "Насытятся деревья Всевышнего", и о пользе высоких деревьев для живых существ: "Там птицы гнездятся", а высокие горы и скалы — убежище для других живых существ: "Горы высокие для серн, скалы — убежище для даманов ". Все это связано с сотворением суши. После этого автор переходит к стиху "Да будут светила" и говорит : "Сделал луну для указания времен", подчеркнув этим пользу ночи, -- ночь намеренно создана Всевышним, а не возникла случайно. Ибо не только в самом действии Б-га нет беспорядка, нет его и в том случайном, что сопутствует Его действию. Правда, ночь есть не что иное, как отсутствие света, однако и она имеет полезное предназначение, как говорит автор : "Наводишь тьму, и становится ночь", и следом упоминает о пользе ночи: вредные для человека животные блуждают ночью, а днем скрываются, человек же и домашние животные поступают противоположным образом, и об этом сказано далее: "Выйдет человек к делам своим и к труду своему до вечера". Автор уже упомянул всех наземных животных, когда речь шла о реках, теперь он говорит о светилах и о человеке. Осталось ему еще указать живущее в воде — существа, о которых нам почти ничего неизвестно, и Б-жественная мудрость в них не открыта для нас так явно, как в существах наземных. Поэтому автор завершает описание хвалой Всевышнему за то, в чем Его мудрость явно видна: "Как велики дела Твои, Всевышний, Ты все мудростью сделал". Затем он возвращается к описанию моря и всего живущего в нем существа малые и большие". И обо всем сотворенном он восклицает : "Да будет слава Всевышнему навеки, да возрадуется Всевышний делам Своим" - намек на слова книги "Берешит" : "И увидел Б-г все, что Он сотворил, и вот — хорошо весьма": А о седьмом дне сказано: "И почил... и благословил... и освятил", ибо в этот день было завершено все естественное, зависящее от времени, и уже в заключение сотворен был человек, способный достичь ступени ангелов, не ограниченных естественными силами, так как они разумные существа, а разумные в своих действиях не связаны временными ограничениями — ведь мы видим, что человеческий разум в одно мгновение может представить себе небо и землю. Это — мир ангельского и мир покоя, ступень успокоения души, ее достигшей. Поэтому о субботе сказано, что она "как бы мир грядущий". Вернемся теперь к нашему разговору о мнениях тех, кто полагается на логическое суждение. После того как элементы соединились в разных сочетаниях, обусловленных различными факторами и соотношениями сфер, они получили способность приобретать различные формы от Формирующего их. Так возникли все ископаемые минералы со свойственными им силами и качествами. Есть мнение, что силы и свойства минералов образовались лишь в результате сочетаний элементов и не нуждаются в придании им б-жественных форм и что в таких формах нуждаются только растения и животные, только их считают имеющими душу. И чем более тонким образом соединяются элементы, тем более возвышенную форму они способны получить, форму, в которой более явна Б-жественная мудрость. Так, например, в растении уже есть нечто подобное чувству и восприятию, и оно тянется к земле, ибо его питает хорошая влажная земля и пресная вода, и противоположного растение избегает. Оно действует, пока не породит себе подобного и произведет семя, — тогда его рост прекращается, а семя с этого момента стремится к такому же действию, согласно дивной мудрости, в нем заложенной, которую философы называют природа, то есть сумма сил, действующих для сохранения вида, — ибо сущность каждого отдельного существа не может сохраняться без конца, так как она сложена из частей. И все, что обладает силой роста, размножения и питания, но не перемещается с места на место, по мнению философов, управляемо природой. Но на самом деле всем управляет Б-г определенным образом и по определенным законам, и можешь называть это управление как хочешь: природа, душа, сила или ангел. Когда же сочетание элементов еще более тонко и в нем может проявиться Б-жественная мудрость на более высоком уровне, оно, помимо естественных сил, обретает и более совершенную форму. Существо, получившее такую форму, может добывать корм на расстоянии, все его члены устроены в особом порядке и движутся только по его желанию. Оно владеет частями своего тела гораздо лучше, чем растение, не способное уклониться от того, что ему вредит, или приблизиться к тому, что ему полезно, так что оно всегда игрушка ветра. Такое существо — животное, обладающее конечностями, чтобы свободно передвигаться. Форма, данная животному в дополнение к естественной силе, называется душой. Души отличаются друг от друга в зависимости от того, какой из четырех элементов в них преобладает, а также в соответствии с целью, какую заложил Мудрейший во всем живом для пользы всего мира в целом, хотя о большинстве из живых существ мы не знаем, каково их предназначение. Точно так же мы не знаем всех снастей корабля, и многие из них нам кажутся лишними, но капитан и строитель корабля знают, зачем они. Более того: нам неведомо назначение многих костей и органов собственного тела, и если их разложить перед нами разрозненными, мы бы не знали, для чего служат все эти кости и органы, хотя мы постоянно ими пользуемся и понимаем, что из-за отсутствия даже одного из них наша деятельность была бы нарушена, и мы бы чувствовали этот недостаток. Но Творцу и Устроителю всего известны все детали мира, "в котором нельзя ничего ни прибавить и ни убавить. Поэтому есть разница между душами живых существ, а вследствие этого каждому даны необходимые ему члены тела. Так, например, льву кроме храбрости даны для поражения жертвы зубы и когти, а газели помимо пугливости даны конечности, приспособленные для бегства. Всякая душа стремится воспользоваться своими силами в соответствии с их назначением. Но так как ни в одном животном природа не достигает совершенства, в нем нет стремления достичь формы более совершенной, чем животная. Только в человеке природа совершенна, и потому в нем есть стремление к более высокой форме. И так как Б-жественное воздействие не скупится, человеку дается дополнительная форма, называемая материальным, или пассивным, разумом. Но люди разнятся друг от друга, у большинства из них нет совершенства в естественном. Разум человека склоняется к тому, к чему располагает его природа: если в нем преобладает красная желчь, ему свойственны горячность и легкомыслие, а если черная -- сдержанность и вдумчивость, ибо свойства души зависят от этих сочетаний. Если природные свойства человека уравновешены, он располагает противоположными свойствами души, как чаши весов, уравновешенные рукой взвешивающего и склоняющиеся то в одну, то в другую сторону, когда ставятся и убираются гири. Такой человек несомненно обладает сердцем, свободным от раздирающих страстей. Он будет стремится к ступени, превышающей его собственную, и это — ступень Б-жественная. Время от времени он остановится и тщательно взвесит, что в его натуре и свойствах нужно ему укрепить. Таким образом, он не поддастся силе гнева, гневающейся в нем, ни силе желания чего-либо, ни любым другим силам, но испросит у Б-га совета и указания истинного пути, и на него распространится влияние Б-жественного духа, духа пророчества, если он достоин быть пророком, или на него снизойдет озарение, если он стоит ступенью ниже, и тогда он набожный, а не пророк. Ибо Всевышний не скупится. Он каждому дает то, чего тот заслуживает. Философы же назьвают Дарующего эту ступень Активным Интеллектом и считают его ангелом, близким к Б-гу. Они утверждают, что, соединившись с Активным Интеллектом, человеческий разум достигает райского блаженства и вечной жизни.
Сказал К у з а р и: Я бы хотел, чтобы ты вкратце, но достаточно исчерпывающе мне об этом рассказал.
Сказал раб б и: Существование души доказывается наличием у живых существ способности восприятия и движений, отличающихся от движений элементов. Причина способности восприятия и движений называется душой, или силой души. Силы души подразделяются на три вида: один из них — общий для растений и животных, и это растительная сила, второй — для человека и животных, и это жизненная сила, третий — для человека и называется силой говорящей. Природа общей всем души становится ясна при рассмотрении действий живых существ. Все действия исходят от формы, а не от материи как таковой. Нож, например, режет не потому, что он сделан из определенного вещества, а потому, что он имеет форму ножа. Так и живое существо — оно воспринимает чувствами и передвигается не потому, что обладает телом, а потому, что обладает жизненной формой, и эта форма — душа. Все формы называются совершенствами, так как свойства существ, обладающих этими формами, достигают совершенства. Итак, душа есть совершенство. Но, как известно, существует первое ивторое совершенства. Первое — источник действий, второе — сущность действий, проистекающих от источника, душа — первое совершенство, ибо она источник, а не то, что от него исходит. Всякое совершенство, как известно, есть или совершенство вещественного тела или совершенство сущности, которая нематериальна. Душа таким образом есть совершенство вещественного тела, а вещественное может быть естественным или искусственным, и душа — совершенство естественного тела. Естественное тело может обладать или не обладать органами — я имею в виду то, что действия тела могут совершаться с помощью органов или без них, — душа таким образом есть совершенство естественного тела, обладающего органами и потенциально жизненной силой, и таким образом она — потенциальный источник жизненной деятельности и к ней подготавливает. Нетрудно доказать, что душа не образуется соединением элементов тела, ибо в том, что образуется соединением отдельных частей, может преобладать один из составных элементов и даже более чем один, и тогда форма его определится тем, что в ней сильнее, или же отдельные элементы будут в нем бороться друг с другом, так что ни один из них не окажет решающего влияния на форму, и тогда то, что состоит из этих элементов, приобретет некую промежуточную форму, среднее этих элементов. Однако душа вне того, что составляет тело, она — форма, приданная ему извне, — как углубления в печати, состоящей из глины и воды, но сами углубления не имеют ни природы воды, ни природы глины. Первая сила жизненной души — сила питания, эта сила — основа, а сила размножения — предназначение, а сила роста — средняя между ними, связывающая основу с предназначением. Но место силы размножения — в голове, и она важнее всех. Хотя сила эта проявляется последней, она первой властвует в веществе, готовом принять жизненную силу. С помощью сил питания и роста она облекает это вещество в предназначенную ему форму. После этого она предоставляет новое существо в распоряжение остальных двух сил, пока не наступит и для него время порождения себе подобных. Так что у силы размножения есть помощники: сила питания, которая по природе своей в основном вспомогательная, и сила роста, но в ее помощи силе размножения участвует и сила питания. У силы питания также есть четыре помогающие ей дополнительные силы, хорошо нам известные44. Всякое движущееся тело движется под влиянием желания и чувства, ибо если это не так, наличие чувства было бы излишне, а Б-жественная мудрость ничего не создает бесцельно или во вред, а также не лишает смысла то, в чем есть форма и польза. Даже существа, которые живут в раковинах и кажутся неподвижными, сужаются и расширяются, и если их перевернуть на спину, они пытаются с помощью разных движений перевернуться и принять обычное положение, чтобы было удобно добывать пищу. Внешние чувства всем известны. Что же касается внутренних, то первое из них — чувство общего. Так как понять, полезно оно или вредно, можно только на опыте, следует прежде описать силу воображения, которая позволяет получить общую картину всех восприятий, познанных с помощью внешних сил. И эта сила — чувство общего. Затем следует сила памяти, назначение которой сохранять образы познанного чувствами. Назначение силы воображения — возвращать памяти забытое, назначение силы суждения — разобраться в новом, что познано силой воображения, дабы знать, что из этого устойчиво и что нет, и возвращать памяти лишь устойчивое. Силой движения живое существо с далекого или близкого расстояния достигает всего, что ему необходимо, и отдаляется от вредного. Таким образом, все силы живых существ служат для познания и передвижения. Силы движения связаны со стремлением, и есть два вида их: сила, стремящаяся достичь желаемого, это сила жажды, и сила, стремящаяся отдалить неприятное, и это сила гнева. Есть также два вида силы: внешние силы, подобно внешним чувствам, и внутренние силы, подобно внутренним чувствам. И еще: движущие силы действуют по велению силы суждения и с помощью силы воображения. Это предел совершенства, возможного в животном, ибо сила движения в нем не есть средство исправления чувств и воображения, но сила чувственного восприятия и сила воображения в нем есть средства исправления силы движения. Говорящему живому существу, наоборот, движение дано для того, чтобы исправлять душу — говорящую, действующую и познающую. Известно, что с помощью пяти чувств возможно познание формы, количества, величины, движения и покоя. Источник же познания воображением — чувство общего.
О существовании его мы узнаем, когда, например, видим мед и в нас возникает суждение о том, что он сладок. Это возможно потому, что есть в нас сила, общая для всех пяти чувств, и это сила воображения, которая действует в человеке во время бодрствования и сна. Затем следует сила, которая собирает вместе образы, объединенные чувством общего, подразделяет их и вносит в них изменения, не нарушая, однако, их общности, созданной чувством общего, то есть силой воображения. Эта сила бывает истинной или ложной, а сила чувственного восприятия истинна всегда. Предполагающая сила, действующая после воображения и решающая, чего следует добиваться, а чего — избегать, — это сила суждения. В воображаемом же нет суждения и решения, есть лишь образ. Затем начинает действовать сила сохраняющая, которая собирает в памяти свойства вещей, познанные чувствами: например, что волк ненавидит и что ребенок достоин любви. Любовь и ненависть, утверждение и отрицание — область действия силы суждения, а сила сохраняющая, помнящая, хранит то, что сила суждения определила как истинное. Что касается силы воображения, то она, когда ею пользуется сила суждения, также называется воображением, а когда ею пользуется сила разумения, она называется мыслью. Сила восприятия находится в передней части мозга, сила воображения — в средней, память — в задней, а сила суждения — во всем мозгу, но главным образом в области воображения. Все эти силы перестают существовать одновременно с уничтожением органов, в которых они находятся, и разумное существо тогда не может их сохранить. Даже если суть этих сил стала его сутью, он не может сутью своей продолжить их существование.Таковы вкратце понятия этих людей о силах души, управляемых говорящей душой. Говорящую душу они называют элементарным, или потенциальным, разумом, подобным элементарной первичной материи, в действии он неощутим, а в потенции он — все. В говорящей душе рождаются образы познаваемого, одни под влиянием б-жественного озарения, другие же приобретаются познанием. Те, что порождаются озарением, одинаково свойственны всем тем, природа которых совершенна. А приобретаемые познаются путем рассуждений и доказательств, и это логические формы: роды, виды, их отличительные признаки и свойства; правильное понимание отдельных слов и различных их сочетаний: распознание сложных вьводов, истинных или ложных; а также распознание суждений, приводящих к выводам, -аподиктических, диалектических, риторических, софистических или поэтических. За этим следует распознание естественного: материи, формы и бесформенности, природы, пространства, времени, движения тел небесных сфер и тел элементов, абсолютное возникновение и гибель, образование того, что возникает в воздухе и на земном шаре, как полезные ископаемые, растения и животные, и сущность человека, и представление души о себе самой, а также представление о предметах изучения, как математика и геометрия, теоретическая и астрономическая, музыка и риторика, и наконец — представление о метафизических истинах: общее познание начала и существования как такового, и определений потенциального и действительного существования, начала, причины, субстанции, акцидента, рода, вида, подобности, противоположности, тождественности, различности, единства, множественности; установ ления начал спекулятивных наук, как математика и естествознание, с помощью логики, ибо только чс рез нее можно постичь эти науки, и наконец —познание существования Превечного Творца и первичных творений, и общей души, и качества видов, и ступени разума по отношению к Творцу, и ступени души по отношению к разуму, и ступени природы по отношению к душе, и ступени материи и формы по отношению к природе, и ступени сфер и звезд и всего возникающего по отношению к материи и форме, а также почему все разнородно и иерархично, и затем уже знание различия между разумом отдельным, свойственным ангелам, и разумом, связанным с материей, и общей природы, и первичного Провидения. В начале своей деятельности говорящая душа пользуется образами, возникающими во внутренних чувствах; она проверяет эти образы, приобретаемые силой восприятия и хранимые сохраняющей силой с помощью воображения и суждения, и находит, что у них есть общие свойства и свойства отличительные. Часть этих свойств связаны с субстанцией, а часть — с акцидентами. Душа их определяет и соединяет, находит в них род и вид, отличительные признаки, качества и случайные свойства и соединяет их логически. Исходя из этого она делает полезные выводы с помощью общего разума, и если вначале она использует чувственное познание, то теперь, когда понятия приведены в логическую систему, она уже не нуждается в нем ни для подтверждения, ни для образования представлений в разуме. Так же как силы чувств познают лишь отношение к ощущаемому, так силы разума постигают лишь определенные отношения познаваемых объектов через отвлечение формы от материи и через связь с ней. Однако чувства не исходят только от желания, как разум, они нуждаются в движущей силе и в помощи средств, передающих образы, а разум познает собственной сущностью и постигает сам себя, когда только пожелает. Поэтому чувственное познание считается силой пассивной, а разум — активной. Но разум в действии есть не что иное, как представления разума46, абстрагированные потенциальным разумом, поэтому следует сказать, что разум в действии есть познающий и познаваемое одновременно. Одно из отличительных свойств интеллекта — его способность единения множеств и нахождения множеств в едином с помощью индукции и дедукции. Хотя логическая деятельность разума происходит во времени, он делает выводы вне зависимости от времени. Сущность разума вне времени.
Когда разумная душа обращается к наукам, она называется разумом изучающим, когда же она овладевает животными силами — это называется управлением или действенным разумом. Есть люди, у которых изучающий разум достигает единства с общим разумом. На этой возвышенной ступени нет необходимости в логическом изучении и в усилиях, с ним связанных, ибо действует озарение или пророчество, и свойство разумной души называется тогда Освященностью, а постижение — Духом Освященности. Что душа — субстанция, а не тело и не акцидент, доказывается тем, что она, будучи формой тела, не разделяется на части ни в своей субстанции, как разделяется тело, ни в акцидентах, как разделяются ак-циденты с разделением их носителя — ведь цвет, запах, вкус, тепло и холод разделяются с разделением их носителя, хотя и не разделяются в своей сущности. В познании форма есть не что иное, как понятие. Понятие "человек" неделимо, ведь нельзя представить себе полчеловека или часть его как человека, а часть тела можно мыслить как тело и часть цвета — как цвет; и даже самое цвет и тело как объекты познания невозможно мыслить резделенными, ибо о половине цвета нельзя говорить как о понятии "цвет", а о половине тела как о понятии "тело", так же как мы говорим об ощутимых половине цвета и половине тела, подразумевая целое. Но мы не говорим: "половина говорящей души Реувена", хотя можно сказать "половина его тела", ибо разумная душа вне пространственных ограничений, в ней нельзя различить направление или его указать. И так как душа не есть тело или акцидент, существующий в теле или в нем возникающий, и существование ее явно лишь в происходящей от нее деятельности, нам не остается ничего иного, как признать ее самостоятельно существующей сущностью. Описать же можно ее только путем сравнения с ангельскими и б-жественными сущностями. Первые ее орудия -духовные формы, они возникают вместо образов, полученных в результате деятельности животной души с помощью силы воображения, которые находятся в середине мозга. Эти образы становятся формами мысли, когда ими овладевает разумная душа, и объединяет их, и разделяет, что приводит к выводам, пригодным для изучения. До того образы были лишь в воображении, ибо ими владела сила предположения, как это бывает у детей, животных и у людей, склад души которых изменился из-за болезни. Когда человеческая душа действует с помощью таких искаженных образов, объединяет их и разделяет для того, чтобы составить определенное суждение, оно получается искаженным и частично или полностью подобно бреду душевнобольного. Другое доказательство того, что душа существует отдельно от тела и от него независима: тогда как материальные органы чувств становятся слабее от сильного восприятия — глаз от сильного солнца, ухо от сильного шума, говорящая душа становится сильнее от великого постижения. И еще: тело стареет, душа нет. С пятидесяти лет душа сильнее, а тело начинает разрушаться. И еще: действия тела количественно ограничены, а действия души бесчисленны — ведь нет предела формам геометрии, математики и логики, количество их бесконечно. Существование отдельной от всего материального интеллектуальной субстанции, относящейся к душе, как свет к зрению, и соединение души с этой субстанцией после ее отделения от тела доказуемы тем, что душа не постигает того, что она постигает на основании опыта, ибо о том, что постигается опытом, не может решать суждение. Мы не можем решить, что люди не двигают ушами, так же как мы решаем, что каждый человек чувствует, а все чувствующие -живые существа, а всякое живое существо есть сущность, что целое больше части и тому подобные первичные суждения. Наша вера в эти истины не опирается на изучение, ведь в противном случае мы должны были бы изучать до бесконечности. Таким образом, в говорящей душе есть нечто от действия б-жественной Эманации, с ней соединенной. Если бы общая разумная форма не была включена в эту Эманацию, она не могла бы соединить Ее с природой говорящей души, но все, в чью сущность включена разумная форма, не есть вещественная сущность.
|