Среда, 2024.07.17, 12:54

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Библиотека "Пиркей АВОТ" = Еврейская МУДРОСТЬ » Егуда А-Леви "КУЗАРИ"

Йегуда Ибн ГаЛеви "Кузари" ---------- на русском языке (глава IV (часть 5))
И сказали, что у этого ангела два свойства: одно — знание собственного су­ществования и второе — знание того, что есть ему Причина. Из этого следует существование еще двух сущностей: второй ангел и первая небесная сфера, и это — сфера неподвижных звезд. Существование второго ангела также приводит к существованию еще двух сущностей: из того, что он знает Превечно-го, вытекает существование другого ангела, а из того, что он знает о собственном существовании, вытекает существование второй небесной сферы, и это — сфера Сатурна, и так происходит третий и чет­вертый ангелы и т. д., так происходят сферы и разу­мы до сферы луны и до Активного Интеллекта. Лю­ди приняли эту систему и сочли ее убедительной, потому что ее приписывали греческим философам. Однако это лишь утверждение, ничем не обоснован­ное, и уже было найдено в нем много противоречий. Во-первых: почему эманация этого изобилия сверху прекратилась, не оттого ли, что есть граница для Превечного? И еще: почему из этого не следует, что познание Сатурном того, что выше него, — это одно, а его познание первого ангела — совсем другое, и так Сатурн должен был бы эманировать четыре сущ­ности. Еще: откуда мы взяли, что из познания соб­ственного существования должна возникнуть сфе­ра, а из познания Превечного — ангел? Так можно сказать, что если Аристотель утверждает, что он познал самого себя, от него должна эманироваться небесная сфера, а если он утверждает, что познал Превечного, от него должен быть эманирован ангел. Я говорю обо всем этом, чтобы у тебя не создалось впечатления, что если ты последуешь за философа­ми, душа твоя найдет успокоение, ибо она сможет опереться на ясные доказательства. В том и истина, что все предположения философов здравый разум не принимает и не находит в них себе опоры. Кроме того, нет двух философов, которые бы друг с дру­гом согласились, если только они не последователи школы, опирающейся на учение какого-нибудь од­ного философа: Эмпедокла или Пифагора, Аристо­теля или Платона или одного из прочих, среди кото­рых также нет согласия.

Сказал   К у з а р и: Для чего нужны буквы ----- ה----,-----ו--- , ----י----, ангел, небесная сфера и тому подобное, если мы уже признали Желание Б-га и сотворение мира? Согласно тому, что рассказывается в Торе, Б-г соз­дал все многочисленные творения во всех их видах мгновенно и по сотворении сообщил им способ­ность существования и размножения, действующую в них ежесекундно в силу Б-жественного воздейст­вия, как мы говорим в молитве : "Обновляющий в благости Своей дела творения каждый день и постоянно".

Сказал р а б б и:   Ты хорошо сказал, хазар­ский царь. Это истина, и это истинная вера, и так остаются в стороне все ненужные вопросы. Возмож­но все, что мы нашли в книге "Сефер иецира", Ав­раам изучал тогда, когда он уже познал единствен­ность Творца и Его власть в мире, но еще не удо­стоился, чтобы Он ему открылся. А после откровения он больше не философствовал и желал только точно следовать воле Всевышнего, после того как Он указал ему, как и где она должна быть исполне­на. Наши Мудрецы уже комментировали слова Торы: "<И вывел его наружу> -- сказал ему: выйди из своей астрологии", то есть оставь ненадеж­ную науку о звездах и о природе. Платон рассказы­вает об одном пророке, жившем при царе Маринусе. Когда пророку было ниспослано видение, он пере­дал его содержание философу, пытавшемуся до­биться Б-жественного откровения с помощью фило­софии: "Не таким путем ты придешь ко Мне, а толь­ко через тех, кого Я поставил, чтобы они были по­средниками между Мною и Моими творениями"  . То есть через пророков и истинные б-жественные законы. Есть намек на это в книге "Сефер иеци­ра", где говорится о тайне числа десять. Десятичное исчисление принято и на востоке и на западе, хотя нет для этого никакого научного или логического обоснования, а только б-жественное установление. И автор продолжает: "Десять сефирот бессущно­стных — останови уста свои, чтобы не говорили, останови свое сердце, чтобы оно не размышляло, а если стремится твое сердце, возврати его на место, ибо сказано'.<Стремится и возвращается>, и в этом заключен союз; атрибутов Его десять, кото­рым нет конца: вонзен конец их в их начало, а начало их в их конец, как пламя, связанное с уголь­ями. Знай, и мысли, и храни — Творец один, и нет ничего, кроме Него, а до одного чтб ты считаешь?" И в завершение он говорит: "И когда праотец наш Авраам понял, и высек это, и расследовал, и домыслил, и это ему удалось, открылся ему Властитель всего, и назвал его <любящий Меня>, и заклю­чил с ним союз между десятью пальцами рук его — и это союз священного языка, и между десятью пальцами ног его — и это союз обрезания, и сказал о нем: <До создания твоего в чреве Я познал тебя>.

Сказал Кузари:  Я хотел бы, чтобы ты дал мне вкусить мудрости Мудрецов Талмуда в естест­венных науках.

Сказал   р а б б и: Я уже говорил тебе о том, что они умели точно исчислять движение звезд. До­казательство тому — их знание лунного периода, по­лученное ими по традиции из дома Давида. Этот пе­риод составляет двадцать девять дней, двенадцать часов и 693 доли часа, и до сегодняшнего дня в нем не найдено погрешности. Знали они очень точно и солнечный период и следили за тем, чтобы праздник Песах не наступал после периода нисан. И некото­рые из них объясняли : "Если ты увидишь, что период тевет продолжается до шестнадцатого ниса­на, сделай этот год високосным". И Песах не при­дется на зимнее время. Ведь Всевышний повелел и предостерег: "Соблюдай весенний месяц". Кален­дарь, принятьй у народов, не точен, а приблизитель­но рассчитан — так, чтобы год делился на четыре сезона. Согласно такому расчету, Песах может прий­тись на зимнее время. Поэтому христиане обвиняли евреев в том, что принципы их веры шатки, что нет в ней единой основы, так как может случиться, что Песах наступит раньше весны, если принять исчис­ление, которое всем известно. Но они не приняли во внимание точное и истинное исчисление, которое не было известно всем, и, согласно ему, Песах не мо­жет никоим образом наступить раньше, чем солнце достигнет главы созвездия Овна, хотя бы на один день.  Неточности в этом не было обнаружено на протяжении тысяч лет. Это исчисление соответст­вует исчислению астронома Альбатани, самому точ­ному и истинному из существующих. Возможно ли точное исчисление периода солнца и периода луны без глубоких познаний в астрономии? Мы уже упо­минали о тайне луны, родившейся до полуночи, и тому   подобном.    Есть   у   нас   книга,   специально трактующая эти вопросы, и это "Пиркей д'рабби Элиезер". В ней даны размеры земли и каждой не­бесной сферы, свойства звезд и созвездий Зодиака, других созвездий и планет, их благие и вредные воздействия, их восход и за.ход, их зенит и надир и свойства их движений. Автор этой книги     изве­стный мудрец Мишны Шмуэль, один из мудрецов Талмуда сказал : "Мне известны пути неба, как тропинки в Нахардее". Однако наши Мудрецы за­нимались  этой наукой постольку,  поскольку это необходимо для   правильного  исполнения  запове­дей. Точно установить движение луны и все его из­менения, определить время встречи луны с солнцем, то есть новолуние, и то, в какой мере скроется луна от взора наблюдателя до и после новолуния, невоз­можно без основательных познаний в астрономии. И для точного определения четырех периодов также необходимо знать точки зенита и надира солнца по отношению к земле и его восхождений и всех их изменений. Кто всем этим занимается, перейдет и к остальным областям астрономии. Что же касается других естественных наук, то в Талмуде нет их си­стематического изложения, мы находим в нем лишь случайно упомянутые сведения, и они поразитель­ны. Представь себе, какие замечательные книги о естественных науках были в руках их учеников.

Сказал   К у з а р и:   Как же случилось, что книги эти, предназначенные для обучения, пропали, а случайно упоминаемые сведения сохранились?

Сказал  р а б б и:   Хранителями этих книг в народе  были  единицы -- астроном, врач, хирург. А когда народ терпит бедствия, гибнут самые луч­шие и лишь позднее — массы. Так погибли и лучшие из лучших, а с ними Мудрецы. Остались книги То­ры, которые нужны всему народу и потому множе­ство людей знает их, переписывает и бережет. Из естественных наук сохранилось только то, что вош­ло в книги галахи, которые многие изучали и сохра­няли, в том числе и упоминаемое в законах о ри­туальном убое животных и об определении трефно­го, ибо в них есть такие сведения, которые многим были неизвестны, даже Галену. Так, он не упомянул среди болезней, определяемых глазом, болезни лег­ких и сердца, о которых говорится в Торе, как, например, образования в сердце и на его стенках, срастание доль легких, их уменьшение или увеличе­ние, высыхание или разрью. О связи духовных орга­нов с органами естества сказано :  "Мозг имеет две пленки и, соотвественно ему, также и мужские яички". Сказано еще:  "Два бобовидных обра­зования в нижней части черепа: внутри них мозг, а снаружи  позвоночный столб".  "Есть три артерии: одна ведет к сердцу, другая - к легким и третья -к печени"    О смертельно и не смертельно опас­ных  болезнях  Мудрецы сказали :  "Если кожа* позвоночного   столба   незатронута,   незатронут   и мозг"   "Тот  у кого размягчение мозга, не спосо к деторождению", "Пленка, образовавшаяся от ра­ны в легких, - не настоящая пленка"    , "Закон о сухожилии гид ганаше не распространяется на птиц, потому что у них в этом месте мышца не образует формы ложки,  как у  человека  и  животных Вот один из замечательных законов :    Если кашерное животное сосало молоко некашерного, со­держимое его желудка запрещается употреблять е пишу, если же некашерное животное сосало молоко кашерного, содержимое его желудка разрешается есть  потому что оно заключено во внутренностях . Из того   что Мудрецы запретили, основываясь на истинном  знании,   которого  мы не  постигаем "Пять оболочек запрещены: мозга, мужского яич­ка селезенки, почек и нижней части туловища - все они запрещены в пишу". В одном из замечательных законов о трефном говорится об упавшем с высоты животном,  мясо которого уже не может быть ка шерным  потому что члены его разделились от уши­ба и его ожидает смерть. Закон точно определяет высоту, при падении с которой ушиб может приве­сти к смерти животного: "Оставил корову наверху, пришел и нашел ее внизу: не следует опасаться раз­деления членов, ибо она знает, что для нее  безопас­но"   Животное само определяет, с какой высоты оно может прыгнуть, чтобы избежать повреждений, но если его сбросят с той же высоты, оно может получить увечья. Ибо при прыжке действует природа, а при падении она отступает и не действует. Из заме­чательных установлений,  основанных на наблюде­нии : "Если легкое сужено по велению неба, коро­ва кашерна, если от руки человека — некашерна, и причина — сужение легкого. Проверяют его теплой водой в течение суток. Если легкое снова выглядит здоровым, корова кашерна, а если нет — некашер­на". И еще: "Синее легкое — корова кашерна, цвета чернил — некашерна. Почему? Эта чернота -из красноты. Желтое — кашерна". Сказали также: "Если легкое покраснело частично - кашерна, а если все покраснело — некашерна. Когда принесли рабби Натану Вавилонскому пожелтевшего ребен­ка, он сказал: "Подождите, пока кровь опадет", то есть посоветовал не делать обрезания, пока кровь не распространится по телу. И так они сделали, и ребенок тот не умер, хотя до того умирали дети этой женщины сразу после обрезания. Принесли ему ребенка покрасневшего, сказал он им: "Подождите, пока кровь отступит внутрь". И сделали так, и ребе­нок тот остался жив, и дали ему имя Натан Вави­лонский.   Сказано:   "Чистый  жир закрывает внутреннюю рану, нечистый не закрывает". Из дру­гих замечательных законов: "Иголка найдена в желудке: если есть на ней след крови, — известно, что она попала в желудок до убоя, а если на ней не найдено крови, — известно, что она попала в желу­док после убоя. Где это важно? В торговле". После убоя на иголке не может быть следов крови, так как в мертвом кровь не течет. Поэтому купивший не может иметь претензий к тому, кто продал ему эту корову. Если же найден след крови, он может прийти к продавшему с обвинением: "Ты продал мне падаль". Подобно этому: "Если рана зажившая, известно, что она нанесена была за три дня до убоя, а если нет — обвинитель должен найти доказательст­во"   Из признаков нечистой птицы: "Помещают птицу на натянутой веревке. Если, она, сидя, разде­ляет пальцы так, что два из них направлены вперед и два назад, известно, что это нечистая птица, а если три вперед и один назад, известно, что это чистая птица. И еще : "Всякая птица, которая ловит и съедает в воздухе — нечистая, и та, что живет вместе с нечистыми и им подобна, — нечистая, как скворец и ворон". Сказали также : "Признак завершения родов у мелких животных — грязь (кровотечение), у крупных — послеплодная оболочка, у женщины -плацента и послеплодная оболочка". Замечательно и то, что сказано о яде у животных, обладающих когтями:   "Когти  кошки,  ястреба и  мангусты ядовиты для козлят и ягнят, а крысы — для птиц". А также : "Нет яда ни у лисицы, ни у собаки. Он в когтях, а не в зубах, в передних конечностях, а не в задних. Хищник вводит его только по своему жела­нию и только пока он жив. Значит, он вводит в жертву яд когтями передних конечностей и только сознательно, а не случайно, когда его когти задева­ют животное, которое он не собирается умертвить. Более того: лишь пока хищник жив. Значит, если у хищника отрублена передняя лапа в то время, как его когти вонзены в тело животного, он не выпу­стит яда, потому что он вводит яд в жертву, когда вытаскивает из нее когти. Поэтому сказано: "пока жив", то есть сознательно.  Сказали они также "Если удалена печень и остался от нее кусок величиной с маслину там, где желчный пузырь, — корова кашерна". И еще :  "Найден гной — кашерна, если он в легких, и некашерна, если он в почке. Чистая вода и отверстие: если в легких—некашерна, если в почке - кашерна". И еще : "Если содрана кожа, но осталось ее размефом с монету на позвоночнике, корова кашерна". Законы Мишны об определении трефного,   об  увечьях первородных   животных  и увечьях   священников   слишком   многочисленны, чтобы можно было их все перечислить или тем бо­лее прокомментировать. В ней приводится анато­мия скелета — кратко, но очень ясно и с наилучши­ми объяснениями.   Вот одно из самых замечатель­ных установлений "Если вышли внутренности не продырявились - кашерна". И дальше : "Это лишь в случае, если их не перевернули, а если пере­вернули -- некашерна, ибо <Он создал и устроил тебя >   — сотворил Всевышний ступени в челове­ке, и если перевернуть одну — он не сможет жить". Замечательно  и то, что Мудрецы отличали менст­руальную кровь о чистой крови и крови девствен­ницы,   кровь от   ран и кровь геморроидальную и тому  подобное.   И установленные  ими законы о месячных у женщин и о поллюциях у мужчин и их поразительная осведомленность в отношении прока­зы всё это слишком глубоко, и мы не в состоя­нии этого постичь.


*   Оболочка спинномозгового канала.


С помощью Б-жьей завершена четвертая глава


Категория: Егуда А-Леви "КУЗАРИ" | Добавил: cipocapa (2009.12.03)
Просмотров: 609 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: