ТРИ МАТЕРИ Мир Душа Год влажность грудь воздух холод живот вода тепло огонь голова СЕМЬ ДВОЙНЫХ
Мир Душа Год Сатурн мудрость суббота Юпитер богатство четверг Марс власть вторник Солнце жизнь воскресенье Венера красота пятница Меркурий плодородие среда Луна мир понедельник
ДВЕНАДЦАТЬ ПРОСТЫХ
Мир Душа Год Овен орган зрения нисан Телец орган слуха ияр Близнецы орган обоняния сиван Рак орган речи тамуз Лев орган вкуса ав Дева орган деторождения элул Весы орган действия тишрей Скорпион орган хождения мархешван Стрелец орган мысли кислев Козерог орган гнева тевет Водолей орган смеха шват Рыбы орган сна адар
"Один на трех, три на семи, семь на двенадцати". Все эти органы действуют сообща: почки советуют, селезенка смеется, печень сердится, а желудок спит. И не удивительно,что почки оказывают влияние на то, как складывается суждение. Подобным действием обладают и мужские яички: ведь оскопленные слабее женщин умом, у них не только семени нет, но и бороды, и они лишены способности к правильному суждению. "Селезенка смеется"—так как назначение ее естественной силы очищать кровь и дух жизни от помутнения и закупорки, и когда оба они чисты, приходит радость, а с ней и смех. И "печень сердится" из-за горьких жидкостей, образующихся в ней. А "желудок" — название всей системы пищеварения. Однако возникает сомнение: в числе этих органов не упомянуто сердце, глава их всех, а также диафрагма и легкие, которые принимают участие в работе сердца, а в деятельности остальных частей тела участвуют лишь при случае, и это не основное их назначение. Что же касается мозга — при перечислении органов тела он присутствует неизбежно, ибо все они им порождены. И еще: все органы, расположенные под диафрагмой, — основа естества и зарождения, ибо диафрагма отделяет область естества от области жизни, так же как горло отделяет область жизни от области разума, об этом говорит и Платон в "Тимее". А первые источники жизни — в области естества, в нем — корень существования, ибо отсюда исходит семя и здесь образуется из четырех элементов зародыш. Из этих органов Всевышний избрал приносимое в жертву: "жир, кровь, перепонку печени и две почки". И не избрал Он для этого ни сердце, ни мозг, ни легкие, ни диафрагму. Тайна этого глубока, и запрещено ее разъяснять, и сказано, что "книгу <Сефер иецира> не разъясняют". Лишь изредка даются к ней пояснения при особых условиях. Далее в ней написано : "Семь двойных — шесть граней к шести сторонам и Священный Храм в середине, <Благословенна слава Всевышнего от Его места >, Он — место мира, а не мир — Его место". Здесь говорится о Б-жественном воздействии, объединяющем противоположности подобно точке, находящейся в центре шестигранного трехмерного тела. Ибо в таком теле нельзя установить грани, не определив сначала его центра. Затем следует замечание об отношении их к силе, несущей все на себе. С ней соотносятся противоположности так, как эти соотношения раскрываются в системе "мир — год —душа". Ибо у каждого из этих трех, как доказывает автор, есть нечто одно, объединяющее все их части и упорядочивающее их. Он сказал : "Дракон в мире — как царь на троне, небесная сфера в году — как царь в государстве, сердце в душе — как царь на войне". Дракон — сфера луны, указание на мир разума, ибо под этим именем подразумевается сокровенное, недоступное чувственному постижению. Небесная сфера — сфера солнца, по которому устанавливается порядок частей года. Сердце ведает порядком в живом организме и властвует над всеми его частями. Во всех этих трех одна мудрость, ибо Б-же-ственное воздействие — одно, и если эти три разнятся между собой, то лишь веществом, из которого они состоят. Б-жественное воздействие как Правителя мира духовных сущностей он сравнил с "царем на троне". Веления Его при первом же намеке исполняются Его избранниками и слугами, знающими Его, для этого не нужно даже движения ни с Его и ни с их стороны. А как Правящего сферами он сравнил Его с царем в государстве, ибо царь должен показываться во всех уголках страны, чтобы везде видели его власть, великолепие и благость. А как Правителя живущих он сравнил Его с царем на войне, который находится между двумя сражающимися сторонами и желает победы своим друзьям и поражения недругам. А Б-жественная мудрость одна — ибо в небесных сферах она проявляется не в большей мере, чем в малейшем из живущих. Однако небесные сферы выше тем, что они состоят из тонкой, чистой и непреходящей субстанции, конец которой может положить только Тот, Кто ее сотворил, а живые существа состоят из вещества, поддающегося воздействию, зависящего от противоположных по своей сути случайных факторов, сменяющих друг друга, как холод, тепло и прочее, и время уничтожило бы их, если бы не особое установление Б-жественной мудрости, создавшей эти существа мужского и женского рода, дабы род продолжал свое существование, даже если индивидуумы гибнут. Однако все они возникают под влиянием вращения небесных сфер, восхода солнца и его захода, как намекает об этом написанное в этой книге. Автор ее попутно отмечает разницу в форме мужского и женского тела: что в первом случае видно снаружи, во втором — скрыто, и сказано в мудрости анатомии, что женские органы — те же мужские, но лишь обращенные внутрь, или словами этой книги: "Мужское — буквы ----אמש----, женское —--אשמ----: колесо вращается вперед и назад, нет блага выше, чем ----ענג----- (наслаждение) , нет зла ниже, чем ---נגע--- (мор) ". --אמש--и ---אשמ----, --ענג-- и --נגע-- — те же буквы, в них только обратный порядок. Пример этому восход и заход --они то же по отношению к сфере, и только по отношению к нам — это приход и уход. Далее говорит автор книги, что органы, расположенные ниже диафрагмы, соответствуют источникам четырех натур: "Два чуждых и два веселых, два советующих и два ликующих, — и создал их в споре, установил как на войне. Частью одни присоединяются к другим: одни с другими, одни вместо других, одни против других, если нет одних — нет и других, и все крепко вместе". Намек в общем понятен, и если все же трудно в деталях его объяснить, живое существо нуждается в этих противоречиях, и только в этой войне его спасение, не было бы войны, не было бы и спасения ему. Затем автор приводит иерархию сотворенных и во главу ставит самое высокое из них, и это "дух живого Б-га": "Один —дух живо! Б-га, два — воздух от духа, три — вода от воздуха четыре—огонь от воды". Но не упомянул праха, и^ он — тело и вещество для всех возникающих, ибо все прах, и говорится только: это — тело индивидуальное, а это — тело воздушное, а это — тело водное. И потому автор сказал прежде: "три матери -огонь, вода и воздух". А до того сказал: "дух Б-га", и это — "дух Освященности", из которого созданы духовные ангелы и к которому привержены духовные души. Затем следует воздух, ощущаемый чувствами, и далее — воды, что над небосводом. Правда, они непостижимы с помощью логики и философии, и потому философы о них не писали. В этих водах можно видеть сферу холода, которую достигают облака. После вод автор поместил эфир, место элементарного огня, или его словами: "огонь из воды". Некоторые видят в стихе "и дух Б-жий витает над водами" намек на праматерию. Это вещество, еще не обретшее форму и представляющее собой первобытный хаос, пока оно не оформилось по воле Всевышнего. И Воля, облекшая вещество, называется в этом стихе "дух Б-жий". Уподобление элементарного вещества воде как нельзя более удачно, ведь из того, что тоньше воды, не может образоваться нечто твердое, а если что-либо грубее воды, то природные действия не могут равно распространиться на все его части, так как они тверды. Тело, состоящее из праха, может преобразовать ремесленник, ибо рука его касается лишь поверхности вещества, а не всех его частей, природные же действия проникают во все. Возникающее в природе вначале всегда находится в жидком состоянии, иначе это не было бы природным, а искусственно созданным, случайно соединенным. Природа действует только в жидком — тогда она придает ему любую телеснуо форму. И напротив: от твердого природа отступается и оставляет его затвердевать. Это имел в виду автор, сказав : "Сделал из бесформенного сущее, из небытия бытие, высек большие столбы из неосязаемого воздуха". И далее: "воду из воздуха высек и изваял хаос, и грязь, и ил, сделал подобие гряды, воздвиг ее стеной, покрыл сверху как навесом, налил на них воду, и стала земля". И еще: ---תהו--- — зеленая линия, огибающая весь мир, та — мокрые камни, погруженные в бездну, и среди них выходят воды". И автор намекает на тайну славного Имени ------יו''ד ה''א וא''ו ה''א---соответствующего единой б-жест-венной сущности, суть которой неописуема, ибо суть всякой вещи — ее существование, а в Б-ге суть и существование едины. Суть вещи — ее определение, а определение указывает на вид, к которому вещь принадлежит, и на то, чем она отличается от всего остального, к тому же виду принадлежащего, а в отношении Первопричины нельзя сказать ни о Ее принадлежности к виду, ни о признаках, которые отличали бы Ее от всего остального, и следует просто принять, что Всевышний есть Всевышний. Далее автор говорит о вращении небесной сферы как о причине множественности вещей : колесо вращается вперед и назад". Он сравнивает это с сочетанием двух разных букв : "алеф со всеми, и все они с алеф, бет со всеми и все с бет и так далее; получается, что каждое речение выходит через 231 ворота". Далее он описывает, как умножаются сочета ния букв в словах из трех и четырех букв : "три камня строят шесть домов*, четыре — двадцать четыре дома, иди и сосчитай то, что уста не вымолвят и ухо не в состоянии слышать". Автор вынужден также рассмотреть, что является источником множественности до вращения небесной сферы, — ведь Творец один, откуда же шесть сторон сферы? Для объяснения этого он положил в мысленной речи одно Имя Всевышнему, а в речи материальной избрал для Него самые тонкие буквы, души всех остальных букв, — и это буквы ---י----,-ה--,--ו-- — и сказал, что когда во Всевышнем возникает Желание, все, что Он желает, возникает силой этого Имени. Нет сомнения, что Б-г и ангелы говорят мысленным языком и знают еще до сотворения материального мира все, что в нем будет. Знают и то, как от Б-га эманируется речь и разбирающий разум и дается говорящим творениям, которые будут сотворены в мире. Материальный мир таким образом должен быть сотворен в своем материальном виде силой славного, мысленной речью произносимого Имени, которое в материальной речи соответствует Имени, состоящему из сочетаний ---------------- --יה''ו--------- יו''ה-------- הו''י ---------הי''ו------- וי''ה--------- וה''י---Каждое из этих шести сочетаний образует сторону мира, и так возникает небесная сфера. Это объяснение не всякого удовлетворит, потому что оно глубоко, или же потому, что разум этого человека недостаточен, чтобы его понять, или же по обеим причинам. Но философы изучали этот вопрос и пришли к выводу, что от одного может произойти только один, и потому они предположили существование ангела, близкого к Первопричине и эманированного Превечным.
* Под словом "дом" здесь имеется в виду сочетание букв. Так, из двух букв можно построить лишь два разных сочетания, из трех — шесть и т. д.
|