Пятница, 2024.05.03, 19:18

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Библиотека "Пиркей АВОТ" = Еврейская МУДРОСТЬ » Егуда А-Леви "КУЗАРИ"

Йегуда Ибн ГаЛеви "Кузари" ---------- на русском языке (глава IV (часть 4))
ТРИ МАТЕРИ
Мир                                              Душа                                        Год
влажность                                    грудь                                        воздух
холод                                             живот                                         вода
тепло                                              огонь                                          голова
                                                                              
СЕМЬ ДВОЙНЫХ

   Мир                      Душа                            Год
Сатурн                 мудрость                     суббота
Юпитер                  богатство                     четверг   
Марс                    власть                           вторник
Солнце                    жизнь                           воскресенье
Венера                    красота                         пятница
Меркурий                плодородие                   среда
Луна                     мир                                понедельник

ДВЕНАДЦАТЬ ПРОСТЫХ

Мир                     Душа                                           Год
Овен        орган зрения                                 нисан
Телец        орган слуха                                ияр
Близнецы    орган обоняния                           сиван
Рак              орган речи                                   тамуз
Лев             орган вкуса                                         ав
Дева             орган деторождения                           элул
Весы             орган действия                                    тишрей
Скорпион      орган хождения                                       мархешван         
Стрелец        орган мысли                                              кислев                     
Козерог           орган гнева                                                   тевет                  
Водолей           орган смеха                                                    шват             
Рыбы             орган сна                                                          адар      

"Один на трех, три на семи, семь на двенадцати". Все эти органы действуют сообща: почки советуют, селезенка смеется, печень сердится, а желудок спит. И не удивительно,что почки оказывают влия­ние на то, как складывается суждение. Подобным действием обладают и мужские яички: ведь оскоп­ленные слабее женщин умом, у них не только семени нет, но и бороды, и они лишены способности к пра­вильному суждению. "Селезенка смеется"—так как назначение ее естественной силы очищать кровь и дух жизни от помутнения и закупорки, и когда оба они чисты, приходит радость, а с ней и смех. И "печень сердится" из-за горьких жидкостей, образующихся в ней. А "желудок" — название всей системы пище­варения. Однако возникает сомнение: в числе этих органов не упомянуто сердце, глава их всех, а также диафрагма и легкие, которые принимают участие в работе сердца, а в деятельности остальных частей тела участвуют лишь при случае, и это не основное их назначение. Что же касается мозга — при перечислении органов тела он присутствует не­избежно, ибо все они им порождены. И еще: все органы, расположенные под диафрагмой, — основа естества и зарождения, ибо диафрагма отделяет область естества от области жизни, так же как горло отделяет область жизни от области разума, об этом говорит и Платон в "Тимее". А первые источники жизни — в области естества, в нем — корень существования, ибо отсюда исходит семя и здесь образуется из четырех элементов зародыш. Из этих органов Всевышний избрал приносимое в жертву: "жир, кровь, перепонку печени и две поч­ки". И не избрал Он для этого ни сердце, ни мозг, ни легкие, ни диафрагму. Тайна этого глубока, и запрещено ее разъяснять, и сказано, что "книгу <Сефер иецира> не разъясняют". Лишь изредка даются к ней пояснения при особых условиях. Да­лее в ней написано : "Семь двойных — шесть гра­ней к шести сторонам и Священный Храм в середи­не, <Благословенна слава Всевышнего от Его ме­ста >, Он — место мира, а не мир — Его место". Здесь говорится о Б-жественном воздействии, объ­единяющем противоположности подобно точке, на­ходящейся в центре шестигранного трехмерного тела. Ибо в таком теле нельзя установить грани, не определив сначала его центра. Затем следует замеча­ние об отношении их к силе, несущей все на себе. С ней соотносятся противоположности так, как эти соотношения раскрываются в системе "мир — год —душа". Ибо у каждого из этих трех, как доказывает автор, есть нечто одно, объединяющее все их части и упорядочивающее их. Он сказал : "Дракон в ми­ре — как царь на троне, небесная сфера в году — как царь в государстве, сердце в душе — как царь на войне". Дракон — сфера луны, указание на мир ра­зума, ибо под этим именем подразумевается сокро­венное, недоступное чувственному постижению. Не­бесная сфера — сфера солнца, по которому устанав­ливается порядок частей года. Сердце ведает поряд­ком в живом организме и властвует над всеми его частями. Во всех этих трех одна мудрость, ибо Б-же-ственное воздействие — одно, и если эти три разнят­ся между собой, то лишь веществом, из которого они состоят. Б-жественное воздействие как Прави­теля мира духовных сущностей он сравнил с "царем на троне". Веления Его при первом же намеке ис­полняются Его избранниками и слугами, знающими Его, для этого не нужно даже движения ни с Его и ни с их стороны. А как Правящего сферами он срав­нил Его с царем в государстве, ибо царь должен показываться во всех уголках страны, чтобы везде видели его власть, великолепие и благость. А как Правителя живущих он сравнил Его с царем на вой­не, который находится между двумя сражающими­ся сторонами и желает победы своим друзьям и поражения недругам. А Б-жественная мудрость одна — ибо в небесных сферах она проявляется не в большей мере, чем в малейшем из живущих. Одна­ко небесные сферы выше тем, что они состоят из тонкой, чистой и непреходящей субстанции, конец которой может положить только Тот, Кто ее сотво­рил, а живые существа состоят из вещества, поддающегося воздействию, зависящего от противополож­ных по своей сути случайных факторов, сменяющих друг друга, как холод, тепло и прочее, и время уничтожило бы их, если бы не особое установление Б-жественной мудрости, создавшей эти существа мужского и женского рода, дабы род продолжал свое существование, даже если индивидуумы гиб­нут. Однако все они возникают под влиянием вра­щения небесных сфер, восхода солнца и его захода, как намекает об этом написанное в этой книге. Ав­тор ее попутно отмечает разницу в форме муж­ского и женского тела: что в первом случае видно снаружи, во втором — скрыто, и сказано в мудрости анатомии, что женские органы — те же мужские, но лишь обращенные внутрь, или словами этой книги: "Мужское — буквы ----אמש----, женское —--אשמ----: колесо вра­щается вперед и назад, нет блага выше, чем ----ענג----- (нас­лаждение) , нет зла ниже, чем ---נגע--- (мор) ". --אמש--и ---אשמ----, --ענג-- и --נגע-- — те же буквы, в них только об­ратный порядок. Пример этому восход и заход --они то же по отношению к сфере, и только по отно­шению к нам — это приход и уход. Далее говорит автор книги, что органы, расположенные ниже диафрагмы, соответствуют источникам четырех на­тур: "Два чуждых и два веселых, два советующих и два ликующих, — и создал их в споре, установил как на войне. Частью одни присоединяются к дру­гим: одни с другими, одни вместо других, одни про­тив других, если нет одних — нет и других, и все крепко вместе". Намек в общем понятен, и если все же трудно в деталях его объяснить, живое суще­ство нуждается в этих противоречиях, и только в этой войне его спасение, не было бы войны, не было бы и спасения ему. Затем автор приводит иерархию сотворенных и во главу ставит самое высокое из них, и это "дух живого Б-га": "Один —дух живо! Б-га, два — воздух от духа, три — вода от воздуха четыре—огонь от воды". Но не упомянул праха, и^ он — тело и вещество для всех возникающих, ибо все прах, и говорится только: это — тело индиви­дуальное, а это — тело воздушное, а это — тело вод­ное. И потому автор сказал прежде: "три матери -огонь, вода и воздух". А до того сказал: "дух Б-га", и это — "дух Освященности", из которого созданы духовные ангелы и к которому привержены духов­ные души. Затем следует воздух, ощущаемый чувст­вами, и далее — воды, что над небосводом. Правда, они непостижимы с помощью логики и философии, и потому философы о них не писали. В этих водах можно видеть сферу холода, которую достигают об­лака. После вод автор поместил эфир, место элемен­тарного огня, или его словами: "огонь из воды". Не­которые видят в стихе "и дух Б-жий витает над во­дами" намек на праматерию. Это вещество, еще не обретшее форму и представляющее собой перво­бытный хаос, пока оно не оформилось по воле Все­вышнего. И Воля, облекшая вещество, называется в этом стихе "дух Б-жий". Уподобление элементар­ного вещества воде как нельзя более удачно, ведь из того, что тоньше воды, не может образоваться нечто твердое, а если что-либо грубее воды, то при­родные действия не могут равно распространиться на все его части, так как они тверды. Тело, состоя­щее из праха, может преобразовать ремесленник, ибо рука его касается лишь поверхности вещества, а не всех его частей, природные же действия проникают во все. Возникающее в природе вначале всегда находится в жидком состоянии, иначе это не было бы природным, а искусственно созданным, случай­но соединенным. Природа действует только в жид­ком — тогда она придает ему любую телеснуо фор­му. И напротив: от твердого природа отступается и оставляет его затвердевать. Это имел в виду автор, сказав : "Сделал из бесформенного сущее, из не­бытия бытие, высек большие столбы из неосязаемо­го воздуха". И далее: "воду из воздуха высек и изваял хаос, и грязь, и ил, сделал подобие гряды, воздвиг ее стеной, покрыл сверху как навесом, на­лил на них воду, и стала земля". И еще: ---תהו--- — зеленая линия, огибающая весь мир, та — мокрые камни, погруженные в бездну, и среди них выходят воды". И автор намекает на тайну славного Имени ------יו''ד ה''א וא''ו ה''א---соответствующего единой б-жест-венной сущности, суть которой неописуема, ибо суть всякой вещи — ее существование, а в Б-ге суть и существование едины. Суть вещи — ее опреде­ление, а определение указывает на вид, к которому вещь принадлежит, и на то, чем она отличается от всего остального, к тому же виду принадлежащего, а в отношении Первопричины нельзя сказать ни о Ее принадлежности к виду, ни о признаках, которые отличали бы Ее от всего остального, и следует про­сто принять, что Всевышний есть Всевышний. Далее автор говорит о вращении небесной сферы как о причине множественности вещей : колесо вра­щается вперед и назад". Он сравнивает это с сочета­нием двух разных букв : "алеф со всеми, и все они с алеф, бет со всеми и все с бет и так далее; по­лучается, что каждое речение выходит через 231 ворота". Далее он описывает, как умножаются сочета ния букв в словах из трех и четырех букв : "три камня строят шесть домов*, четыре — двадцать че­тыре дома, иди и сосчитай то, что уста не вымолвят и ухо не в состоянии слышать". Автор вынужден также рассмотреть, что является источником мно­жественности до вращения небесной сферы, — ведь Творец один, откуда же шесть сторон сферы? Для объяснения этого он положил в мысленной речи од­но Имя Всевышнему, а в речи материальной избрал для Него самые тонкие буквы, души всех осталь­ных букв, — и это буквы ---י----,-ה--,--ו-- — и сказал, что когда во Всевышнем возникает Желание, все, что Он желает, возникает силой этого Имени. Нет сом­нения, что Б-г и ангелы говорят мысленным язы­ком и знают еще до сотворения материального мира все, что в нем будет. Знают и то, как от Б-га эмани­руется речь и разбирающий разум и дается говоря­щим творениям, которые будут сотворены в мире. Материальный мир таким образом должен быть со­творен в своем материальном виде силой славного, мысленной речью произносимого Имени, которое в материальной речи соответствует Имени, состоя­щему из сочетаний
---------------- --יה''ו--------- יו''ה-------- הו''י ---------הי''ו------- וי''ה--------- וה''י---Каждое из этих шести сочетаний образует сторону мира, и так возникает небесная сфера. Это объяснение не всякого удовлетворит, потому что оно глубо­ко, или же потому, что разум этого человека не­достаточен, чтобы его понять, или же по обеим причинам. Но философы изучали этот вопрос и пришли к выводу, что от одного может произойти только один, и потому они предположили су­ществование ангела, близкого к Первопричине и эманированного Превечным.


* Под словом "дом" здесь имеется в виду сочетание букв. Так, из двух букв можно построить лишь два разных сочета­ния, из трех — шесть и т. д.





Категория: Егуда А-Леви "КУЗАРИ" | Добавил: cipocapa (2009.12.03)
Просмотров: 527 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: