Пятница, 2024.05.03, 17:52

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Библиотека "Пиркей АВОТ" = Еврейская МУДРОСТЬ » Егуда А-Леви "КУЗАРИ"

Йегуда Ибн ГаЛеви "Кузари" ---------- на русском языке (глава IV (часть 2))
Сказал   Кузари: Нет, это невозможно, ибо мысль неотделима от речи, но одним словом нельзя выразить два понятия, а если это даже было бы воз­можно, то слушающий воспримет их как одно. Что­бы описать то, что происходит за одну минуту с жи­телями города, нужна объемистая книга. Бывают минуты, когда в сердце моем возникает любовь или ненависть к этому городу, но если бы мне прочли о нем из этой книги, чувства эти во мне бы не воз­никли.  Мысль теряет ясность из-за ошибок, игры воображения и прежних представлений, в ней ничто не бывает совершенно понятным.

Сказал  р а б б и:  Мы подобны человеку с по­врежденным зрением, который не способен увидеть свет, и должны полагаться на зрячих, которые были до нас и способны были его видеть. И как зрячий может смотреть на солнце, и показывать его дру­гим, и учить их смотреть на него только в опреде­ленное время дня, во время восхода и захода, и на высоких местах, где оно лучше видно, так и у ода­ренного  способностью  видеть  Б-жественный  свет тоже есть определенные места и периоды времени, когда он видит этот свет. Это — время молитвы и особенно — покаяния, а места — те, которые пред­назначены для пророчества.

Сказал   К у з а р и:  Если так, то ты согласен с астрологами, которые считают, что время и место могут влиять на происходящее.

Сказал  р а б б и:   А разве мы отрицаем, что верхние миры оказывают влияние на нижние? Напротив, мы признаем, что возникновение и гибель материального происходят под влиянием небесных сфер, а формы даны непосредственно Им, который всем управляет и движет, — Он их сделал орудиями создания всего, чему Он хочет дать существование, частности же всего этого нам неизвестны. Астроло­ги считают, что они способны познать и частности, и это мы отрицаем, мы утверждаем, что познание их недоступно человеку.  И если мы найдем что-либо в этой науке, что взято из б-жественной мудрости, мудрости Торы, мы примем это и положимся на те астрологические знания, которые нам известны от наших Мудрецов, благословенна их память. Ведь мы считаем, что все это — из б-жественного источни­ка и поэтому истинно.  Остальное в астрологии — лишь предположения и гадание на небесах, и смысла в этом не более, чем в гадании на земле. Итак, кто увидит свет, о котором мы говорили, тот истинный пророк, и то место, где он увидит этот свет, воисти­ну  предназначено   для   пророчества,   так   как  это б-жественное место, и учение, которое будет им рас­крыто, — истинное учение.

Сказал К у з а р и: Религии, появившиеся позже, поскольку и они не отрицают истину, призна­ют это место и утверждают, что здесь восходили про­роки к вратам неба, что здесь должен быть Суд, на который соберутся души всех людей, что пророчест­во было дано исключительно сыновьям Израиля, признают они и величие праотцев, и сотворение мира, и потоп, и все, что написано в Торе, и в эту землю они совершают паломничества.

Сказал рабби: Последователей этих рели­гий я бы сравнил с прозелитами, принявшими осно­вы заповедей, но не все, что из них вытекает, если бы поступки их не противоречили словам. Лишь на словах они почитают страну пророчества и в то же время поклоняются тем местам, где когда-то моли­лись идолам, и теперь живут там многие из них, но б-жественных явлений в тех местах никогда не бы­вало. Кроме того, они сохранили все обычаи идоло­поклонства, дни праздников и жертвоприношений. Они отказались только от поклонения идолам, но не от обычаев. Я бы сказал, что слова Творца: "И будешь ты там служить богам иным, дереву и камню", дважды им повторенные, — это намек на тех, кто поклоняется дереву и камню. Мы же в гре­хах наших им уподобляемся. Верно, что они, так же как поданные Элимелеха и жители Нинве, верят в единого Б-га, но лишь так, как верят философст­вующие. Основатели этих двух религий сказали, что они познали Б-жественный свет в месте его проис­хождения, то есть в стране Израиля, где они подня­лись на небо и где на них была возложена миссия указать пути истины всем обитателям земли. И дей­ствительно вначале эта страна была единственным местом, куда обращались в своих молитвах после­дователи этих религий, но так было лишь непродол­жительное время. Вскоре они обратили молитвы туда, где живут их народы. Чему это подобно? Дей­ствиям человека, который хочет привести всех лю­дей мира к солнцу, ибо все слабы зрением, и сами не могут увидеть солнце, и не знают пути к нему. Но вместо этого он ведет их к южному или северному полюсу и говорит: "Вот солнце, повернитесь, и вы увидите его". Они же, разумеется, его не видят. Иначе поступил Моисей, мир его памяти, первым воглавивший народ. Он привел евреев к Синайской горе, чтобы все в меру своих возможностей уви­дели тот свет, который он видел. А затем он позвал семьдесят старейшин, и они увидели этот свет, как написано: "И вы увидите Б-га Израиля". А затем Моисей собрал вторично семьдесят старейшин и пе­редал им свой дух пророчества, так что они достиг­ли его ступени, как написано: "И излучил от духа, который на нем, и дал семидесяти старейшинам". И они сообщали друг другу об увиденном и услы­шанном. Таким образом народ избежал дурных мыслей о том, что пророчество есть лишь утвержде­ние одного человека, который сам заявляет об об­ладании этим даром. Ведь невозможно полное еди­нодушие при таком множестве людей, а тем более, что позднее пророков стало много, и во времена Элиши не только он, но и другие пророки видели, как Элиагу, мир ему, вознесся на небо, и сказали ему: "Знаешь ли ты, что сегодня Всевышний за­бирает господина твоего?". Все пророки свидетель­ствовали истинность Торы, переданной Моисеем, и убеждали народ хранить ей верность.

Сказал Кузари: Но последователи других религий ближе вам, чем философы?

Сказал р а б б и: Да, между верующим и фи­лософом разница очень велика. Верующий стремит­ся к Б-гу ради великой пользы, кроме той, которую дает познание Его, а философ хочет познать Б-га лишь для того, чтобы дать Ему истинное определение, так же как он желает, например, дать определе­ние земле, что она находится в центре самой боль­шой небесной сферы, а не в центре сферы Зодиака, и тому подобное. По мнению философа, незнание о Б-ге вредит человеку не больше, чем незнание о земле тому, кто считает ее плоской. Единственная польза, известная философу, — это познание истины о вещах. Такое познание уподобляет человека Активному Интеллекту настолько, что они стано­вятся единым целым, и тогда неважно, верит чело­век или отрицает веру, важно лишь его занятие фи­лософией и один из основных его принципов: "Б-г не творит ни добра, ни зла" . Философ верит, как известно, в вечность вселенной, даже не предпола­гая, что мир этот создан, а до создания не существо­вал совсем. Он уверен, что мир был всегда и никог­да не перестанет существовать. Если даже назовет философ Б-га Создателем, то лишь в переносном, а не в подлинном смысле. Говоря "Творец", "созда­ет", он имеет в виду лишь то, что Он — причина ми­ра. Следствие же пребудет всегда, пока существует причина. Если причина потенциально существует, потенциально и следствие. Если же она существует реально, реально и следствие. И так как Б-г — реаль­но существующая причина, следствие реально суще­ствует, пока Б-г его причина. Однако нельзя обви­нить философов в том, что они далеки от познания Б-га, доступного пророкам. Они не могли прибли­зиться к Б-жественной мудрости иначе, как через логическое мышление, и оно привело их к тому, о чем мы говорили. Те из них, кто склонен признать истину, скажут обладателям Торы то, что сказал Сократ: "Друзья мои, граждане! Я не отрицаю вашу б-жественную мудрость, скажу только, что я ее не знаю, я знаю лишь человеческую мудрость". Что же касается этих двух религий, они столь же далеки от нас, сколь и близки. И в этом нет ничего удиви­тельного. Еровам и его приближенные нам ближе, хотя для нас они — поклоняющиеся идолам. Но они рождены евреями, обрезаны и соблюдают субботу и другие заповеди, кроме тех немногих, которые на­рушить вынудили их политические соображения. Они признавали Б-га Израиля, который вывел их из Египта, так же как верили в Него сделавшие золо­того тельца в пустыне, — о них мы говорили выше. Достоинство этих двух религий в том, что они отка­зались от поклонения изображениям. Но они изме­нили место, куда следует обращать молитвы, и ищут Б-жественное влияние в том месте, которое для этого не предназначено, а главное — они отмени­ли большинство заповедей, которым учит не разум, а только Б-жественное веление обязывает их испол­нять, — вот почему эти религии очень далеки от нас.

Сказал К у з а р и: Между теми, кто следо­вал за Еровамом, и теми, кто следовал за Ахавом, разница очень велика, ибо поклонявшиеся Баалу были идолопоклонниками в прямом смысле этого слова. Элиагу так и сказал: "Если Всевышний -Б-г, идите за Ним, а если Баал, идите за ним". По­этому мудрецы  поражались тому, что Иегошафат ел у Ахава  , а о Ероваме такого не говорили. Эли­агу не имел в виду поклонение тельцам, когда ска­зал: "Ревностью ревнив я ради Всевышнего, Б-га воинств", ибо те, кто следовал за Еровамом, жела­ли, чтобы их поступки были во славу Всевышнего,Б-га Израиля. И среди них были пророки Всевышне­го, а среди последователей Ахава — прорицатели Баала. И восстал Иегу, сын Нимши, чтобы уничто­жить содеянное Ахавом, и были уловкой слова его: "Ахав немного послужил Баалу, Иегу послу­жит ему весьма". И в конце концов он уничтожил память о Баале, но не тронул тельцов. Сделавшие первого тельца, последователи Еровама, приносив­шие жертвы на возвышениях и изваявшие статую Михи, желали служить только Б-гу Израиля, и все же грех их был достоин смерти. Они подобны были человеку, которьй женился на собственной сестре то ли по принуждению, то ли в силу влечения и вместе с тем исполняет все условия брака, какие повелел Б-г, или тому, кто ест свинину, но позабо­тился, чтобы свинья была правильно зарезана, осте­регается есть кровь и исполняет все остальное в от­ношении пищи, как нам заповедано.

Сказал р а б б и: Ты говоришь о сомнениях там, где для меня нет сомнений. Мы удалились от рассмотрения б-жественных атрибутов, и пора к этому возвратиться. Я приведу тебе сравнение с солнцем. Солнце одно, но принимающие его свет -неодинаковы. Лучше всего принимают свет жемчуг и хрусталь, чистый воздух и вода; по отношению к ним свет называется проникающим. По отношению к блестящим камням и полированной поверхности свет называется сверкающим. По отношению к де­ревьям и земле это — темный свет, а по отношению ко всем другим предметам это — свет вообще, без особых свойств. Такому свету подобно Имя Эло­ким, как мы уже говорили; проникающему свету подобно четырехбуквенное Собственное Имя, ука­зывающее на связь Б-га с самыми возвышенными творениями на земле, и это пророки. Их души чис­ты и принимают Его свет, проникающий их, как свет солнца проникает жемчуг и хрусталь, и проис­ходят они от Адама, как уже было сказано. Такие избранники, сердцевина человечества, есть во всех поколениях всех времен, а кроме сердцевины есть толпа, и это как бы кора, листья, волокна и тому подобное. Б-жественное, связанное с этой сердцеви­ной, называется Гавайе, и так как Имя это имеет особое отношение к человеку, Имя Элоким, упомя­нутое в начале сотворения мира, при завершение его написано вместе с Именем Гавайе, как сказали наши Мудрецы : "Полное Имя называют, говорят о полном мире", обо всем мире в целом, а заверше--ния своего мир достиг лишь в человеке, ибо чело­век — сердце всего, что до него сотворено. То, о чем говорит нам Имя Элоким, не станет отрицать ни один разумный человек. Отрицание можно встре­тить лишь в отношении Имени Гавайе, ибо пророче­ство удивительно и чуждо даже незаурядным, а тем более толпе. И поэтому фараон не поверил Моисею и заявил: "Я не знаю Гавайе", как будто он понял это Имя так, как это объясняется на примере про­никающего света, — понял, что Оно говорит о Б-ге, свет которого проникает людей, а Моисей еще доба­вил : "Б-г евреев", напоминая о праотцах, ибо в те времена многие знали, что праотцы наши обладали пророческим даром и что им были явлены чудеса. Но Имя Элоким, как ты видишь, в Египте употреб­ляли. Ведь сказал Иосифу фараон: "После того как Элоким все это тебе сообщил" и "Муж, в котором дух Элоким ". Если бы был лишь один чело­век, видящий солнце, место его восхода и направле­ние, в котором оно движется, а мы бы не видели его никогда и только знали, что есть тени и облака, мы бы убедились, что в доме этого человека гораз­до светлее, чем у нас, так как, зная направление движения солнца, он сделал в доме большие и ма­ленькие окна по своему усмотрению, и то, что он посеял, лучше взошло. И если бы он сказал нам, что это потому, что он знает о солнце, мы бы не согла­сились и спросили: "Что такое солнце? Мы знаем, что свет очень полезен, но он лишь случайно к нам попадает". "А ко мне, — сказал бы он, — свет прихо­дит, когда я только пожелаю, потому что я знаю его причину и движение. Я готовлюсь к его приходу и сообразую с ним все свои планы, работаю в соответ­ствующее время и, как видите, пользуюсь вполне тем, что он дает". Вместо Имени Гавайе употреб­ляют также слово "Лицо" --פנים--, как сказано": "Сам --פנים-- пойду перед ними", а также: "А если Ты Сам --פנים-- не пойдешь. В том же смысле сказано : "Всевышний пойдет среди нас". Смысл же Имени Элоким постижим, ибо разум говорит о том, что есть Правящий миром и Дающий миру по­рядок. Есть в этом вопросе разные методы доказа­тельства, и самый точный из них — философский. Но смысл Имени Гавайе непостижим, и знать о нем можно лишь из пророческого видения, когда чело­век как бы переходит в другую сущность: удаляет­ся от свойственного человеческому роду и прибли­жается к ангельскому, и тогда в нем иной дух, как сказано: "и ты станешь другим человеком", "и сделает  ему   Б-г   сердце  другим  "и  дух  облек" , "и был на нем дух Б-жий""" , "и дух вели­кодушный" . А дух — это дух Освященности, ко­торый облекает пророка во время пророчества, а также и назира, и помазанника, принимающего помазание на священничество или на королевский престол в то время, когда пророк совершает это по­мазание, или же человека, которому Б-г помогает и в чем-нибудь направляет его, или же когда священ­ник сообщает что-либо сокровенное, вопрошая урим и тумим. И тогда сердце этого человека поки­нут все сомнения о Б-ге, какие у него были раньше, и он станет смеяться над теми доводами, с помощью которых он прежде пытался понять Б-га, Его власть и Его единственность. Тогда он с радостью возвра­тится к служению Ему и ради любви к Нему будет готов пожертвовать жизнью, столь великим он те­перь найдет наслаждение от близости к Нему и так велика будет потеря и горечь при отдалении от Не­го. Это полная противоположность тому, что ут­верждают философы, не находящие в служении Ему ничего, кроме добронравия и истинности того, что Он неизмеримо выше всех сущих, как солнце на­много больше других видимых тел. В отрицании же Б-га они усматривают лишь ничтожность души, по­желавшей лжи.


Категория: Егуда А-Леви "КУЗАРИ" | Добавил: cipocapa (2009.12.03)
Просмотров: 548 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: