Сказал Кузари: Нет, это невозможно, ибо мысль неотделима от речи, но одним словом нельзя выразить два понятия, а если это даже было бы возможно, то слушающий воспримет их как одно. Чтобы описать то, что происходит за одну минуту с жителями города, нужна объемистая книга. Бывают минуты, когда в сердце моем возникает любовь или ненависть к этому городу, но если бы мне прочли о нем из этой книги, чувства эти во мне бы не возникли. Мысль теряет ясность из-за ошибок, игры воображения и прежних представлений, в ней ничто не бывает совершенно понятным.
Сказал р а б б и: Мы подобны человеку с поврежденным зрением, который не способен увидеть свет, и должны полагаться на зрячих, которые были до нас и способны были его видеть. И как зрячий может смотреть на солнце, и показывать его другим, и учить их смотреть на него только в определенное время дня, во время восхода и захода, и на высоких местах, где оно лучше видно, так и у одаренного способностью видеть Б-жественный свет тоже есть определенные места и периоды времени, когда он видит этот свет. Это — время молитвы и особенно — покаяния, а места — те, которые предназначены для пророчества.
Сказал К у з а р и: Если так, то ты согласен с астрологами, которые считают, что время и место могут влиять на происходящее.
Сказал р а б б и: А разве мы отрицаем, что верхние миры оказывают влияние на нижние? Напротив, мы признаем, что возникновение и гибель материального происходят под влиянием небесных сфер, а формы даны непосредственно Им, который всем управляет и движет, — Он их сделал орудиями создания всего, чему Он хочет дать существование, частности же всего этого нам неизвестны. Астрологи считают, что они способны познать и частности, и это мы отрицаем, мы утверждаем, что познание их недоступно человеку. И если мы найдем что-либо в этой науке, что взято из б-жественной мудрости, мудрости Торы, мы примем это и положимся на те астрологические знания, которые нам известны от наших Мудрецов, благословенна их память. Ведь мы считаем, что все это — из б-жественного источника и поэтому истинно. Остальное в астрологии — лишь предположения и гадание на небесах, и смысла в этом не более, чем в гадании на земле. Итак, кто увидит свет, о котором мы говорили, тот истинный пророк, и то место, где он увидит этот свет, воистину предназначено для пророчества, так как это б-жественное место, и учение, которое будет им раскрыто, — истинное учение.
Сказал К у з а р и: Религии, появившиеся позже, поскольку и они не отрицают истину, признают это место и утверждают, что здесь восходили пророки к вратам неба, что здесь должен быть Суд, на который соберутся души всех людей, что пророчество было дано исключительно сыновьям Израиля, признают они и величие праотцев, и сотворение мира, и потоп, и все, что написано в Торе, и в эту землю они совершают паломничества.
Сказал рабби: Последователей этих религий я бы сравнил с прозелитами, принявшими основы заповедей, но не все, что из них вытекает, если бы поступки их не противоречили словам. Лишь на словах они почитают страну пророчества и в то же время поклоняются тем местам, где когда-то молились идолам, и теперь живут там многие из них, но б-жественных явлений в тех местах никогда не бывало. Кроме того, они сохранили все обычаи идолопоклонства, дни праздников и жертвоприношений. Они отказались только от поклонения идолам, но не от обычаев. Я бы сказал, что слова Творца: "И будешь ты там служить богам иным, дереву и камню", дважды им повторенные, — это намек на тех, кто поклоняется дереву и камню. Мы же в грехах наших им уподобляемся. Верно, что они, так же как поданные Элимелеха и жители Нинве, верят в единого Б-га, но лишь так, как верят философствующие. Основатели этих двух религий сказали, что они познали Б-жественный свет в месте его происхождения, то есть в стране Израиля, где они поднялись на небо и где на них была возложена миссия указать пути истины всем обитателям земли. И действительно вначале эта страна была единственным местом, куда обращались в своих молитвах последователи этих религий, но так было лишь непродолжительное время. Вскоре они обратили молитвы туда, где живут их народы. Чему это подобно? Действиям человека, который хочет привести всех людей мира к солнцу, ибо все слабы зрением, и сами не могут увидеть солнце, и не знают пути к нему. Но вместо этого он ведет их к южному или северному полюсу и говорит: "Вот солнце, повернитесь, и вы увидите его". Они же, разумеется, его не видят. Иначе поступил Моисей, мир его памяти, первым воглавивший народ. Он привел евреев к Синайской горе, чтобы все в меру своих возможностей увидели тот свет, который он видел. А затем он позвал семьдесят старейшин, и они увидели этот свет, как написано: "И вы увидите Б-га Израиля". А затем Моисей собрал вторично семьдесят старейшин и передал им свой дух пророчества, так что они достигли его ступени, как написано: "И излучил от духа, который на нем, и дал семидесяти старейшинам". И они сообщали друг другу об увиденном и услышанном. Таким образом народ избежал дурных мыслей о том, что пророчество есть лишь утверждение одного человека, который сам заявляет об обладании этим даром. Ведь невозможно полное единодушие при таком множестве людей, а тем более, что позднее пророков стало много, и во времена Элиши не только он, но и другие пророки видели, как Элиагу, мир ему, вознесся на небо, и сказали ему: "Знаешь ли ты, что сегодня Всевышний забирает господина твоего?". Все пророки свидетельствовали истинность Торы, переданной Моисеем, и убеждали народ хранить ей верность.
Сказал Кузари: Но последователи других религий ближе вам, чем философы?
Сказал р а б б и: Да, между верующим и философом разница очень велика. Верующий стремится к Б-гу ради великой пользы, кроме той, которую дает познание Его, а философ хочет познать Б-га лишь для того, чтобы дать Ему истинное определение, так же как он желает, например, дать определение земле, что она находится в центре самой большой небесной сферы, а не в центре сферы Зодиака, и тому подобное. По мнению философа, незнание о Б-ге вредит человеку не больше, чем незнание о земле тому, кто считает ее плоской. Единственная польза, известная философу, — это познание истины о вещах. Такое познание уподобляет человека Активному Интеллекту настолько, что они становятся единым целым, и тогда неважно, верит человек или отрицает веру, важно лишь его занятие философией и один из основных его принципов: "Б-г не творит ни добра, ни зла" . Философ верит, как известно, в вечность вселенной, даже не предполагая, что мир этот создан, а до создания не существовал совсем. Он уверен, что мир был всегда и никогда не перестанет существовать. Если даже назовет философ Б-га Создателем, то лишь в переносном, а не в подлинном смысле. Говоря "Творец", "создает", он имеет в виду лишь то, что Он — причина мира. Следствие же пребудет всегда, пока существует причина. Если причина потенциально существует, потенциально и следствие. Если же она существует реально, реально и следствие. И так как Б-г — реально существующая причина, следствие реально существует, пока Б-г его причина. Однако нельзя обвинить философов в том, что они далеки от познания Б-га, доступного пророкам. Они не могли приблизиться к Б-жественной мудрости иначе, как через логическое мышление, и оно привело их к тому, о чем мы говорили. Те из них, кто склонен признать истину, скажут обладателям Торы то, что сказал Сократ: "Друзья мои, граждане! Я не отрицаю вашу б-жественную мудрость, скажу только, что я ее не знаю, я знаю лишь человеческую мудрость". Что же касается этих двух религий, они столь же далеки от нас, сколь и близки. И в этом нет ничего удивительного. Еровам и его приближенные нам ближе, хотя для нас они — поклоняющиеся идолам. Но они рождены евреями, обрезаны и соблюдают субботу и другие заповеди, кроме тех немногих, которые нарушить вынудили их политические соображения. Они признавали Б-га Израиля, который вывел их из Египта, так же как верили в Него сделавшие золотого тельца в пустыне, — о них мы говорили выше. Достоинство этих двух религий в том, что они отказались от поклонения изображениям. Но они изменили место, куда следует обращать молитвы, и ищут Б-жественное влияние в том месте, которое для этого не предназначено, а главное — они отменили большинство заповедей, которым учит не разум, а только Б-жественное веление обязывает их исполнять, — вот почему эти религии очень далеки от нас.
Сказал К у з а р и: Между теми, кто следовал за Еровамом, и теми, кто следовал за Ахавом, разница очень велика, ибо поклонявшиеся Баалу были идолопоклонниками в прямом смысле этого слова. Элиагу так и сказал: "Если Всевышний -Б-г, идите за Ним, а если Баал, идите за ним". Поэтому мудрецы поражались тому, что Иегошафат ел у Ахава , а о Ероваме такого не говорили. Элиагу не имел в виду поклонение тельцам, когда сказал: "Ревностью ревнив я ради Всевышнего, Б-га воинств", ибо те, кто следовал за Еровамом, желали, чтобы их поступки были во славу Всевышнего,Б-га Израиля. И среди них были пророки Всевышнего, а среди последователей Ахава — прорицатели Баала. И восстал Иегу, сын Нимши, чтобы уничтожить содеянное Ахавом, и были уловкой слова его: "Ахав немного послужил Баалу, Иегу послужит ему весьма". И в конце концов он уничтожил память о Баале, но не тронул тельцов. Сделавшие первого тельца, последователи Еровама, приносившие жертвы на возвышениях и изваявшие статую Михи, желали служить только Б-гу Израиля, и все же грех их был достоин смерти. Они подобны были человеку, которьй женился на собственной сестре то ли по принуждению, то ли в силу влечения и вместе с тем исполняет все условия брака, какие повелел Б-г, или тому, кто ест свинину, но позаботился, чтобы свинья была правильно зарезана, остерегается есть кровь и исполняет все остальное в отношении пищи, как нам заповедано.
Сказал р а б б и: Ты говоришь о сомнениях там, где для меня нет сомнений. Мы удалились от рассмотрения б-жественных атрибутов, и пора к этому возвратиться. Я приведу тебе сравнение с солнцем. Солнце одно, но принимающие его свет -неодинаковы. Лучше всего принимают свет жемчуг и хрусталь, чистый воздух и вода; по отношению к ним свет называется проникающим. По отношению к блестящим камням и полированной поверхности свет называется сверкающим. По отношению к деревьям и земле это — темный свет, а по отношению ко всем другим предметам это — свет вообще, без особых свойств. Такому свету подобно Имя Элоким, как мы уже говорили; проникающему свету подобно четырехбуквенное Собственное Имя, указывающее на связь Б-га с самыми возвышенными творениями на земле, и это пророки. Их души чисты и принимают Его свет, проникающий их, как свет солнца проникает жемчуг и хрусталь, и происходят они от Адама, как уже было сказано. Такие избранники, сердцевина человечества, есть во всех поколениях всех времен, а кроме сердцевины есть толпа, и это как бы кора, листья, волокна и тому подобное. Б-жественное, связанное с этой сердцевиной, называется Гавайе, и так как Имя это имеет особое отношение к человеку, Имя Элоким, упомянутое в начале сотворения мира, при завершение его написано вместе с Именем Гавайе, как сказали наши Мудрецы : "Полное Имя называют, говорят о полном мире", обо всем мире в целом, а заверше--ния своего мир достиг лишь в человеке, ибо человек — сердце всего, что до него сотворено. То, о чем говорит нам Имя Элоким, не станет отрицать ни один разумный человек. Отрицание можно встретить лишь в отношении Имени Гавайе, ибо пророчество удивительно и чуждо даже незаурядным, а тем более толпе. И поэтому фараон не поверил Моисею и заявил: "Я не знаю Гавайе", как будто он понял это Имя так, как это объясняется на примере проникающего света, — понял, что Оно говорит о Б-ге, свет которого проникает людей, а Моисей еще добавил : "Б-г евреев", напоминая о праотцах, ибо в те времена многие знали, что праотцы наши обладали пророческим даром и что им были явлены чудеса. Но Имя Элоким, как ты видишь, в Египте употребляли. Ведь сказал Иосифу фараон: "После того как Элоким все это тебе сообщил" и "Муж, в котором дух Элоким ". Если бы был лишь один человек, видящий солнце, место его восхода и направление, в котором оно движется, а мы бы не видели его никогда и только знали, что есть тени и облака, мы бы убедились, что в доме этого человека гораздо светлее, чем у нас, так как, зная направление движения солнца, он сделал в доме большие и маленькие окна по своему усмотрению, и то, что он посеял, лучше взошло. И если бы он сказал нам, что это потому, что он знает о солнце, мы бы не согласились и спросили: "Что такое солнце? Мы знаем, что свет очень полезен, но он лишь случайно к нам попадает". "А ко мне, — сказал бы он, — свет приходит, когда я только пожелаю, потому что я знаю его причину и движение. Я готовлюсь к его приходу и сообразую с ним все свои планы, работаю в соответствующее время и, как видите, пользуюсь вполне тем, что он дает". Вместо Имени Гавайе употребляют также слово "Лицо" --פנים--, как сказано": "Сам --פנים-- пойду перед ними", а также: "А если Ты Сам --פנים-- не пойдешь. В том же смысле сказано : "Всевышний пойдет среди нас". Смысл же Имени Элоким постижим, ибо разум говорит о том, что есть Правящий миром и Дающий миру порядок. Есть в этом вопросе разные методы доказательства, и самый точный из них — философский. Но смысл Имени Гавайе непостижим, и знать о нем можно лишь из пророческого видения, когда человек как бы переходит в другую сущность: удаляется от свойственного человеческому роду и приближается к ангельскому, и тогда в нем иной дух, как сказано: "и ты станешь другим человеком", "и сделает ему Б-г сердце другим "и дух облек" , "и был на нем дух Б-жий""" , "и дух великодушный" . А дух — это дух Освященности, который облекает пророка во время пророчества, а также и назира, и помазанника, принимающего помазание на священничество или на королевский престол в то время, когда пророк совершает это помазание, или же человека, которому Б-г помогает и в чем-нибудь направляет его, или же когда священник сообщает что-либо сокровенное, вопрошая урим и тумим. И тогда сердце этого человека покинут все сомнения о Б-ге, какие у него были раньше, и он станет смеяться над теми доводами, с помощью которых он прежде пытался понять Б-га, Его власть и Его единственность. Тогда он с радостью возвратится к служению Ему и ради любви к Нему будет готов пожертвовать жизнью, столь великим он теперь найдет наслаждение от близости к Нему и так велика будет потеря и горечь при отдалении от Него. Это полная противоположность тому, что утверждают философы, не находящие в служении Ему ничего, кроме добронравия и истинности того, что Он неизмеримо выше всех сущих, как солнце намного больше других видимых тел. В отрицании же Б-га они усматривают лишь ничтожность души, пожелавшей лжи.
|