Среда, 2024.07.17, 11:13

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Библиотека "Пиркей АВОТ" = Еврейская МУДРОСТЬ » Егуда А-Леви "КУЗАРИ"

Йегуда Ибн ГаЛеви "Кузари" ---------- на русском языке (глава IV (часть 1))
Глава 4
Сказал р а б б и: Имя Элоким означает пра­вящий или судья. Если речь идет о Правящем ми­ром, это понятие относимо ко всему существующе­му, но оно может быть также относимо лишь к ка­кой-либо части мира, если говорят об одной из сил небесной сферы или природы* или о человеке-судье**. Имя Элоким употребляется во множест­венном числе — так его употребляли народы мира. Они верили, что в идолах пребывают силы небесных сфер и тому подобное, и каждый идол в отдельно­сти назывался ими элока, а все вместе — элоким. И ими они клялись и представляли себе, что эти идолы ими правят. И было их множество, как мно­жество сил, управляющих телом, и тех, что правят миром. Ибо сила — причина движения. Всякое дви­жение вызывается действием особой силы, отличаю­щейся от силы, вызывающей иное движение. Сферы солнца и луны движимы не одной силой, а множеством их. Народы мира не обратились к Первой Силе, от которой все эти силы происходят, то ли потому, что они не признавали Ее существования и утвержда­ли, что сумма всех этих сил называется элока и что душа  также  есть  лишь  сумма сил, управляющих телом, или же потому, что, признавая существова­ние Б-га, они считали, что нет смысла Ему служить, так  как Он непостижим и маловероятно, что Он печется  о  нас,  да сохранит Он нас от подобной мысли. И потому они служили не Единому, а мно­жеству богов, и называли их элоким — обобщаю­щим именем, обозначающим все без различия при­чины. Самое точное и возвышенное Имя — Гавайе, которое  пишется  буквами   -------י -ה -ו -ה-----,  да  будет  Он благословен и превознесен.  Это Имя сущностное, указывающее на самого Б-га, и не в пространствен­ном смысле, как указывают на нечто  неизвестное и подлежащее описанию, и не в смысле указания на эпитеты (как дополнение к Сущности), и не в обоб­щающем  смысле, как обобщающее Имя Элоким, это особое, лишь Ему свойственное Имя — Гавайе, Имя Его единственности. Если бы спросил кто-ни­будь, какому божеству следует служить — солнцу, луне,   небу,  созвездиям  или  одной   звезде,  огню, ветру,  ангелам  или чему-нибудь  другому,  ибо  у каждой из этих сущностей есть своя роль и сфера влияния, каждая — причина зарождения или гибели, ответ был бы: следует служить Гавайе — так, как называют кого-либо собственным именем, Реувен или Шимон, при условии, что имена Реувен и Шимон выражают их подлинную сущность.

*   Как написано:   "Приносящий  жертву   силе   /элоким)   да погибнет". Здесь речь идет о поклонении  звездам и силам природы.
** Как  написано:   "К  судье   (элоким)   да  прибудет слово обоих".


  Сказал   К у з а р и:   Как я могу назвать Именем Того, о Ком ничего неизвестно и о Ком свиде­тельствуют лишь Его действия?

Сказал р а б б и:  Известно о Нем из пророче­ства   и   духовных   свидетельств.   Доказательства порождают лишь заблуждения, это путь, ведущий к неверию и гибельным суждениям. Что привело к идолопоклонству и к вере в двуначальность мира, если  не мудрствование?   То же следует сказать о верящих  в   вечность  вселенной.   Что  их привело к утверждению, что небесная сфера вечна, что она самопричина и причина всего сущего, помимо нее, если не то, что они всецело доверились собственным рассуждениям?    Солнцепоклонники и огнепоклон­ники пришли к своей вере тем же путем. Есть раз­ного рода доказательства, одни из них точны до пре­дела, другие менее точны. Самые точные — доказа­тельства философские. Философский ход рассужде­ний приводит к утверждению, что есть Б-г, но Он не источник блага и не причина зла, Он не знает о на­ших молитвах и жертвах, о нашем служении или не­послушании Ему, мир же вечен, как и Он. Никто не знает Имени, которое выражало бы Его. Однако тот, кто слышал Его слова, Его веления и предупрежде­ния, слышал о  вознаграждении за служение Ему и о каре за грех, тот называет Его известным Име­нем, которое указывает на Говорившего с ним, и то, что Он сотворил мир из ничего, для него несом­ненная истина. Первый человек совсем не знал бы о Б-ге, но Б-г с ним говорил, вознаграждал и нака­зывал, сотворил для него Еву из его ребра, и ему стало ясно, что Он — Творец мира. И Адам выразил познанное словами и атрибутами Б-га и назвал Его четырехбуквенным Именем Гавайе. А если бы было иначе, только Имя Элоким было бы ему известно, а из этого Имени нельзя понять, кто Он — один или более одного, знает Он о каждом своем творении или нет. Позже Каин и Авель знали о Нем то, что было передано им отцом, а также через пророческое видение. А затем Ной, а после него Авраам, Исаак и Яаков, и так до Моисея и пророков, которые бы­ли после него, — все они называли Его четырех­буквенным Именем Гавайе, ибо удостоились духов­ного видения. И народ, принявший это и поверив­ший им, называл Его Тавайе, ибо слово Его и веле­ние были даны людям, а избранные были Ему при­вержены так, что косвенно видели Его в явлениях, называемых Слава, Шехина, огонь, облако, Подо­бие, Образ, радуга, и во многих других видимых сущностях, которые свидетельствуют о том, что слово, полученное избранными, — от Него. И это на­зывалось Славой Всевышнего, а иногда Именем Гавайе. А иногда этим Именем называли ковчег Завета. Например, "Восстань, Всевышний (Гавайе)" говорили, когда ковчег двигался в путь, или "Вер­нись, Всевышний (Гавайе) ", когда ковчег останав­ливался, или "Поднялся Элоким с трубным зву­ком,  Гавайе со звуком шофара", имея в виду ков­чег Его Завета. А иногда отношение народа Израиля к Б-гу и связь с Ним называли тем же Именем: "Ведь ненавидящих тебя Всевышний (Гавайе) воз­ненавидит" , или "враги Всевышнего (Гавайе) " — враги народа Его, или "Союз Всевышнего", или "Тора Всевышнего". Ибо нет никакого отношения к Б-гу и связи с Ним у какого-либо другого народа, ведь свет Его изливается только на избранных Им, только они Им признаны, и Он признан только ими. И Он назван "Б-гом Израиля", а народ Израиля -"народом Всевышнего" и "народом Б-га Авраама". И даже если мы признаем, что есть другие народы, которые пошли за Ним и служат Ему, руководст­вуясь слышанным или заимствованным от других народов, — разве мы видим в чем-нибудь, что Он их признал, и стал им привержен, и доволен их слу­жением, и гневается, когда они восстают против Него? Мы видим, что они предоставлены случаю и природе. Лишь собственными силами они могут принести себе добро или зло, в происходящем с ними нет явного Б-жественного провидения. Он выделил нас, как написано: "Ведет его Всевышний один, и нет с ним бога иного". И это Имя только нам бы­ло известно, ни один народ не знал Его поистине, кроме нас. И это Имя определенное, Оно не требует определенного артикля, как того требует Имя Эло-ким : "И сказал ему Всевышний (Га-Элоким) ". Знание этого Имени — одно из отличительных свойств нашего народа. Великие тайны скрыты в Нем. Буквы ---אהו''י--- обладают особым свойством, благодаря им возможна речь, и все остальные буквы звучат с их помощью. Ни одной буквы нель­зя произнести без участия силы произношения, свя­занной с одной из букв ---אהו''י---  , то есть — звук "а" связан с-----א----и-----ה----, звук "у" — с --ו-- и звук "и" — с - י-- . Эти буквы - - как души, а все остальные -- как тела. А Имя, состоящее из букв -- י-- и --ה-- , подобно Имени Гавайе. Но Имя, состоящее из букв -- ו--, - ה-- ,-- י-, возможно, происходит от слова "быть", и существу­ет Оно, чтобы избежать размышлений об истинной Сущности, познание которой невозможно. Когда Моисей усомнился:  "И скажут они мне: как Имя Ему?", Б-г ответил: "Зачем им искать то, чего они не смогут постичь". — подобно этому сказал ангел-"Зачем ты  спрашиваешь  о моем Имени, которое чудесно?" - "Скажи им только Имя, состоящее из букв   --א-- , --ה-- ,  ---י- ,   --ה-- , что означает «Тот, Кто пребудет> . "То есть Я сущий и пребуду для вас всег­да, когда вы ко Мне обратитесь. Не ищите большего свидетельства обо Мне, чем Само Мое с вами пре­бывание, и зовите Меня Именем, связанным с Моим пребыванием, и так и скажи им: «Сущий послал меня к вам". И еще до того Б-г дал Моисею по­добное свидетельство, сказав ему: "Я пребуду с тобой, и это знак тебе", "Знак, что Я тебя посы­лаю, - Я пребуду с тобой везде". О том же написа-но рядом:  "Б-г ваших отцов,  Б-г Авраама, Б-г Исаака и Б-г Яакова послал меня к вам". Это зна­чит: Б-г великих отцов, о которых известно, что с ними постоянно пребывал Всевышний. Но Именем Элокей   Га-Элоким   Он назван потому,  что все действующие силы нуждаются в Нем, благословен­ном,  в том,  чтобы Он их упорядочил и направил Тот же смысл имеет и Имя Ад-най Га-Ад-ним. Имя Э-ль происходит от слова --- א-ל---(сила). Оно источник всех сил, неизмеримо их выше и несравнимо с ними Как сказано:  "Кто подобен Тебе среди элим?"' ибо Оно - все силы, объединенные вместе. Эпитет Кадош  (Святой)  означает, что он свят и возвышен и невозможно приписать Ему ни одно из качеств присущих творениям, и если называют Его эпитета­ми, напоминающими свойственные им, — это лишь сравнение, далекое от действительности. Поэтому слышал Исайя бесчисленные восклицания : "Свят Свят, Свят". И значит это, что Он свят, и возвышен, и не коснется Его ничто от нечистого народа, в ко­тором Слава Его пребывает. Он видел Его также сидящим на вознесенном высоко троне. "Свя­той" означает таким образом духовную реальность, которая не имеет ничего общего с материальным и которой поэтому нельзя приписать ничего, что есть в вещественном мире. "Святой Израиля" сказано о Б-жественном влиянии, которое привержено Яакову, он же Израиль, а вслед за ним и множеству его потомков, и эта приверженность — поучение и управление, а не зависимость и соприкосновение. И не каждый может позволить себе сказать : "Мой Б-г и Святой Мой", разве что метафорически или следуя традиции. В действительности только про­рок и благочестивый, которым привержено Б-жественное влияние, могут так обратиться к Всевышне­му. И поэтому сказали пророку : "Проси Всевыш­него, Б-га твоего". По отношению к другим наро­дам народ Израиля как король — к поданным. Как написано: "Святыми будьте, ибо свят Я, Всевыш­ний Б-г ваш". Имя, которое состоит из букв-- א-- , --ד-- , --נ-- , --י--- , лишь намек на Него, и намек частичный. Иногда это указание на то, что получает и передает Его влияние. Подобно этому говорят о разуме, что он в сердце или в мозге, что он такой или иной. Ведь невозможно указать на нечто, не занимающее места в пространстве. Все части тела повинуются разуму, однако лишь при посредничестве сердца или мозга. И те органы, которые первыми передают влияние разума, свидетельствуют о его присутст­вии. То же можно сказать о небе, ибо оно пови­нуется Ему непосредственно, без участия промежуточных  причин. С другой  стороны,  невозможно в этом смысле говорить о вещах, состоящих из эле­ментов, так как их действия зависимы от промежу­точных причин и лишь через цепь причин связаны с Ним, благословенным, Причиной причин. Он наз­ван   "Пребывающим в  небесах",   "ибо  Всевыш­ний — в небесах". В переносном смысле часто го­ворят:  "страх перед небом", "страшащийся небес", "небеса смилостивятся", так же говорят о столбе огня и столбе облака и поклоняются Б-гу, стоя на­против них, так как знают, что Он там*, ибо этот столб огня движется лишь по Его желанию, а не так, как другие облака и огненные явления, возникаю­щие в воздухе по другим причинам. Так же говорят и об огне пожирающем, который видел весь народ на вершине Синайской горы, и о духовном обра­зе, который видели возвышенные духом : "и под ногами Его — нечто, как сапфировый кирпич", и на­зывали этот образ Б-гом Израиля. Точно так же говорят   "Владыка  всей  земли",   подразумевая Ковчег Завета, потому что,  когда он есть, видны чудеса, а без него нет их. Мы говорим, что глаза видят, хотя на деле — это видение души. И о про­роках,   мудрецах и  праведниках  иногда говорят, что они — первые сосуды желания Б-га. Они дейст­вуют по Его желанию, ни в чем не противятся Его словам, и через них совершаются чудеса. То же име­ли в виду Мудрецы, благословенна их память , ут­верждая,  что в  словах  "Всевышнего  Б-га твоего страшись" подразумевается страх и перед учены­ми Торы. Того, кто стоит на этой ступени, должно называть "человеком Б-жьим", соединяя два понятия: "человеческое" и "божественное" — так, как если бы мы сказали "божественный человек".

*   Так   было   при  странствии   евреев   в пустыне.

 А ког­да мы обращаемся к Нему, мы называем Имя,--- אדני----состоящее из букв как бы говоря: Ты - - Мой Господин и Правитель. В переносном смысле мы говорим о Нем как о пребывающем в пространстве: "Пребывающий в небе" , "Пребыва­ющий на Сионе", "Сидящий на херувимах", "Пре­бывающий в Иерусалиме". Много таких атрибу­тов, а сущность Его одна и едина, множественность же Его атрибутов определяется многообразием по­лучающих влияние, так же как солнечные лучи раз­ные, а солнце одно. И это сравнение не полное, оно было бы более полным, если бы солнце было не­ощутимо и непостигаемо и мы воспринимали бы только его лучи, не зная об их причине, а лишь наблюдая их зрительно. Это следует объяснить под­робнее, так как здесь не все понятно: во-первых, можно ли говорить о пространстве в связи с Суще­ством, не связанным пространством, во-вторых, как посчитать Первопричиной то, на что можно указать? Я предложу сначала рассмотреть следую­щее: с помощью чувств мы воспринимаем лишь внешние проявления объектов, а не их сущность. Видя короля, мы воспринимаем чувствами лишь внешние его формы и пропорции тела, но не это -сущность короля, за которую мы его почитаем. На войне ты его видишь в одной одежде, в иной -в городе или во дворце, и все же ты скажешь, что это король, и так решат чувства, а не разум. Ты мо­жешь увидеть его мальчиком, а затем — юношей, пожилым человеком и старцем, ты можешь его увидеть здоровым, а потом больным, изменится его вид, поведение, расположение духа и свойства, и все же ты скажешь, что это тот же король, потому что он говорил с тобой, и тебе повелевал, и остере­гал тебя. И сущность его — это разум или разумная говорящая душа, и ясно, что эту его сущность нель­зя ни определить, ни указать на нее, а на него ты все же указываешь и утверждаешь, что он король. Ког­да же он умрет и ты увидишь то, что увидишь, ты скажешь, что это не король, а лишь тело, которое по желанию каждого может быть перенесено с места на место, зависеть от случая, как облака в воздухе, которые ветер приносит и уносит, собирает и рас­сеивает. Прежде тело короля действовало только по воле его души, так же как б-жественный облачный столб, который не подчинялся ветру. Другим срав­нением может послужить солнце. Нашим глазам оно представляется круглым и плоским телом наподо­бие щита, сильно светящим и греющим, находящим­ся в состоянии покоя. Разум же утверждает, что солнце — шар, которьй по величине приблизительно в 166 раз больше земного, что оно не греет и не на­ходится в состоянии покоя, а движется в двух про­тивоположных направлениях, с востока на запад и с запада на восток при условиях, о которых гово­рить было бы слишком долго. Чувства не способны постигать сущность вещей. Они обладают лишь осо­бой способностью воспринимать случайные явления, связанные с их сущностью. По познанному чувства­ми разум судит о сущности и причинах происходя­щего, саму же сущность постигает лишь совершен­ный разум, каким обладают в действительности ан­гелы, только он может познать подлинную сущ­ность вещей, не нуждаясь во внешних случайных их проявлениях как в посредствующей ступени для ее постижения. Наш же разум есть лишь потенциальная сила, и, будучи связан с материей, он не может про­никнуть в подлинную суть вещей. Всевышний наде­лил  его особыми силами и поместил их в орган чувств. Силы эти соответствуют воспринимаемым нами внешним проявлениям вещей и  одинаково присуши всему человеческому роду. Нет различия в том, что каждый из нас видит, — оба мы видим солнце как плоский, сильно светящий и греющий диск. И хотя разум отрицает эти свойства, это ему не мешает сделать свои выводы. Однако в зритель­ных впечатлениях есть и польза, так как мы полу­чаем свидетельство о том, что наблюдаем. Так чело­веку с хорошим зрением, ищущему своего верблю­да, может помочь страдающий недостатком зрения, которому предметы кажутся удвоенными и умень­шенными. Когда он говорит, что видит двух журав­лей, человек с хорошим зрением знает, что он видит его верблюда, ибо он видит двух вместо одного, а из-за слабого зрения ему кажется, что это журавль. Такое свидетельство, хотя оно искажено из-за недо­статка зрения, может принести пользу человеку, хо­рошо видящему, и он с пониманием к этому отне­сется. Точно так дело обстоит и с органами чувств и силой воображения,  которыми пользуется разум. И как в Мудрости Своей заложил Творец соответст­вие между зрительным восприятием и воспринимае­мым объектом, так в Мудрости Своей заложил Он соответствие между скрытым внутренним зрением и миром нематериального. Тем, кто избран среди сотворенных, Он дал, скрытое зрение, проникающее в  сущность вещей, не затемненную их внешними изменениями. И на него полагается разум в своем суждении о назначении и сущности всего. Тот, кто одарен таким зрением, есть истинный зрячий ,дру­гие же - как слепые, и он указывает им и их по­правляет. Может быть и так, что зрением этим ему будет служить  сила воображения, прежде чем он воспользуется силой разума, и она покажет ему ве­ликие и страшные образы, передающие совершенно бесспорные истины. И лучшее свидетельство истин­ности этих образов — всеобщее согласие о них   Я имею в виду то, что все пророки, видевшие видения признавали опыт друг друга, так же как мы едины, в том, что чувствуем. Мы все утверждаем, что мед сладок, а полынь горька. А если бы нашелся кто-нибудь, не разделяющий этого мнения, мы сказали бы, что он не ощущает самых естественных вещей А пророки вне сомнения видят б-жественный мир своим внутренним зрением и видят образы в соот ветствии с собственной природой и описывают их как имеющие форму физических вещей, и формы эти истинны с точки зрения потребностей мысли воображения и чувства, и не истинны с точки зрения сущности, как ее понимает разум. Это подобно рас­сказу о короле, который мы приводили. Тот, кто скажет,  что  король  высокий,  белокожий, одет в шелка и увенчан короной и тому подобное, не ска­жет неправды, и тот, кто скажет, что король - муд­рый человек,  умеющий повелевать, блистательная личность в некоем государстве в наше время пра­вящий неким народом, также не скажет неправды И когда пророк видит внутренним зрением полный совершенства образ короля, или судьи, восседающе­го на троне и изрекающего повеление или предостережение, принимающего или отсылающего придвор­ных, он знает, что это образ правителя, которому все служат и повинуются. Если же он увидит об­раз человека, несущего инструменты или письмен­ные принадлежности или собирающегося начать какую-нибудь работу, он знает, что это образ раба, готового повиноваться. Тебе, конечно, трудно согла­ситься с тем, что можно говорить о человеческом об­разе по отношению к Б-гу, ведь с точки зрения разу­ма лучшим образом Его может послужить свет, ибо свет — важнейшее и тончайшее из всего ощутимого, и обладает он особым свойством проникать и охва­тывать весь мир. Если же взять атрибуты, которые совершенно бесспорны и в переносном смысле и в истинном, как Живой, Всемогущий, Всезнающий, Правящий всем, Дающий всем соответственно их нуждам, Праведный Судья, — им мы не найдем луч­шего сравнения, чем говорящая душа, то есть совер­шенный человек: совершенный своей человеческой природой, а не телом, чем он сродни растениям, и не жизнью, чем он сродни животным. Философы ви­дят мир как огромный организм, а человека — как малый мир. И если это так, и Б-г есть дух мира, и его душа, разум и жизнь, и, как назван Он, "Ожив­ляющий мир", это сравнение возможно и доступ­но разуму. Пророческое видение способно дать об этом более ясное представление, чем логика. С его помощью пророки видели непосредственно, они видели небесное воинство и тех, чья природа духовна, и тех, кто близок к человеческому образу, на что намекают слова: "Сделаем человека по образу и подобию нашему". Смысл этого следующий. Я уже объяснял мудрость поступенного расположения всего сущего — от элементов к металлам, растениям и живым существам в воздухе и в воде, а затем к жи­вым существам, у которых развиты чувства и заме­чательные инстинкты. Затем следует ступень, близ­кая к б-жественному и ангельскому, и это — чело­век,  созданный   по  образу ангелов  и служителей Б-га, которые близки к Нему не пространственно, а по высоте своей ступени, ибо нельзя говорить о Нем в пространственном смысле. Помимо тех двух сравнений, воображение не найдет лучшего, чем об­раз самого великого из людей, который привносит гармонию в жизнь всех остальных, стоящих на дру­гих ступенях, и упорядочивает ее. Так и порядок всего   мира   исходит   от   Него,   благословенного, и мудрости Его. Иногда пророки видят Его лишаю­щим правителей трона, и возвышающим других, и судящим королей: "установлены троны, и Древний Днями сидит". И когда Он гневается и желает от­далиться, Он сидит на  "высоком  и превознесен­ном троне", и над Ним стоят серафимы . Иехезкиель  видел движение  колесницы и  сохранил ее образ в мысли своей и вне того места, где он видел это.  Ибо  границы территории, на которой могло быть пророчество, — "от Красного моря и до моря Филистимского" — охватывают Синайскую пусты­ню, Паран, Сеир, а также Египет. Места эти обла­дают тем свойством, что находящийся там и испол­нивший все   условия, требуемые Торой, может ви­деть эти образы собственным оком, "в видении, а не под прикрытием тайны", так, как Моисей ви­дел скинию до того, как она была возведена, и по­рядок служения в ней, и землю ханаанскую со все­ми ее частями  , и то, о чем написано: "И прошел Всевышний перед ним и воззвал" . Там же явилось видение и пророку Элиагу. Все это, непостижимое с помощью логики,  отрицали греческие философы, ибо логика отвергает все, подобного чему никто никогда не видел, но пророки это признают, так как они не могут отрицать то, что видели духовным зрением, которым они одарены в отличие от других. Они принадлежали к разным поколениям и просто не могли с общего согласия прийти к одним и тем же выводам. И потому это было признано мудреца­ми, жившими тогда и видевшими их во время про­рочества.  И если бы греческие философы видели пророков  и знали об их пророчествах и чудесах, они бы их признали и пытались бы рациональным путем понять, как человек достигает подобной сту­пени. И некоторые языческие философы действи­тельно в этом убедились. Б-жественное Имя, состоя­щее из букв  -- א---- , -ד--,--נ--- ,--י--, употребляется, когда мы как  бы стоим перед Ним и  говорим:  "Владыка мой".  А выражение  "ангелы  Г-спода"   означает посланничество.  Некоторые ангелы сотворены на нужное для их миссии время из тончайших сущно­стей,  подобных  элементам, другие же вечны, и о них, очевидно, говорят философы как о духовных идеях, и слова их нельзя ни отвергнуть, ни принять. Трудно сказать, каковы были те, которых видели Исайя, Иехезкиель и Даниель: временно сотворен­ные  или вечно  существующие духовные  формы. Слава   Всевышнего   —   это   тончайшая   сущность, послушная Его воле и принимающая ту форму, ка­кую Он хочет показать пророку60 , согласно одному мнению. Но согласно другому мнению, Слава Все­вышнего — это совокупность всех ангелов и духовных сосудов, трон, и колесница, и небесный свод, и колеса, и небесные сферы , и другие непреходя­щие сущности. И все это называется Славой Все­вышнего, как свита короля — его великолепие . Может быть, Ее и имел в виду Моисей, сказав: "Покажи мне величие Твое". И Б-г исполнил его просьбу, но так, чтобы Моисей не увидел Его лица, ибо смертньй не может, увидев Лицо Его, остаться в живых, и сказал Он : "И ты увидишь Меня сза­ди". И в Славе Его есть ступень, которую в состоя­нии видеть пророк, а ниже есть другие ступени, ко­торые и наш взор способен видеть, как облако и огонь пожирающий, о чем мы часто вспоминаем. А выше есть еще более тонкая, духовная ступень, которой и пророк достичь не может, и если он сде­лает усилие, чтобы ее достичь, разделится в нем то, из чего он сложен. Мы наблюдаем подобное в обыч­ной способности зрения. Человек с плохим зрением видит слабый, сумеречньй свет — так же как лету­чая мышь. У него все, как тень, а тот, у кого зрение хорошее, видит в то же самое время солнечный свет. Но на само солнце, когда оно не прикрыто, никто смотреть не может, и если принудит себя, может ослепнуть66. Таковы Слава Всевышнего, и Царство Его, и Шехина Его, как это называется на языке Торы. Иногда их сравнивают с природными явле­ниями и говорят67: "Полна вся земля Славы Его", "Царство Его владычествует во всем", но на самом деле Слава и Царство могут быть явлены лишь избранным и пророкам, и через них неверую­щему становится известно, что Б-г владычествует и царствует вовеки и знает детально деяния всех творений. И поэтому написано: "Всевышний — король", "Слава Всевышнего будет явлена' "Всевышний будет царствовать вечно", "Скажи Сиону: воцарился Б-г твой", "И Слава Всевышне­го над тобой воссияет". И не следует удивляться, что есть такие понятия, как "образ Всевышнего увидит", "и увидя Б-га Израиля", и "маасей меркава", и "шиур кома", ибо они вселяют страх Б-жий в души, как сказано: "Для того, чтобы был страх Его перед вашими лицами".

Сказал Кузари: Но если разум уже постиг владычество Б-га, и Его единство, и всемогущество, и мудрость и понял, что все от Него и все в Нем нуждаются, а Он не нуждается ни в чем, в человеке должны возникнуть страх и любовь к Б-гу, зачем же относить к Нему понятия, подобные вещест­венным?

Сказал р а б б и: Так утверждают философы. Но природа человеческой души такова, что человек боится только в том случае, если сам увидит страш­ное, а не тогда, когда ему о нем рассказывают, и также любит он прекрасную форму, находящуюся перед ним, но если о ней расскажут ему, любви он не будет испытывать. Не верь тем умникам, кото­рые говорят, что одной своей мыслью они могут дойти до всех б-жественных истин, совсем не опи­раясь на ощущение или зрительное восприятие через произнесенное или написанное слово, видимую или воображаемую форму. Ты ведь не можешь выра­зить все моменты твоей молитвы одной лишь мы­слью, без слов, и не можешь сосчитать до ста без речи, одной лишь мыслью, а тем более, если тебе нужно дойти до ста путем сложения разных чисел. Мы не могли бы сохранить порядок мысли без по­мощи чувства, которое использует сравнения и образы. Таким образом пророк постигает величие Б-га и Его всемогущество, милосердие, мудрость, Его жизнь, и вечность, и Царство Его, и то, что Он ни в ком не нуждается и что все нуждаются в Нем, и Его единство и святость — все это сразу ему рас­крывается, когда он видит созданную для него форму во всей ее могущественности и блеске и все символы и образы, говорящие о всемогуществе: вознесенная рука и меч, вынутый из ножен, ветер, молнии и громы, послушные слову Б-га. Он слышит, как между ними звучат Речения — предостерегаю­щие или сообщающие о том, что было и что будет. Стоят перед Ним смиренно люди и ангелы, и знают они, что все, что есть у них, — от Него, что Он все им дает в изобилии и нет у них ни в чем недостатка, что Он возвышает униженных, унижает возносящихся, простирает длань Свою возвращающимся к Нему, восклицая: "Кто знает, да возвратится". И Он гне­вается на грешников, свергает с трона королей и возводит на трон, а перед Ним "тысячи тысяч служа­щих Ему". Все это и подобное этому видит про­рок в одно мгновение, и страх и любовь запечат-ляются в его сердце на всю жизнь. Всю жизнь он жаждет увидеть все это во второй и в третий раз и об этом просит. И то, что на Соломона снизошло пророческое видение дважды, как написано: "Явившийся ему дважды", считается великим зна­ком. Разве достигает подобного философ своим разумом?


Категория: Егуда А-Леви "КУЗАРИ" | Добавил: cipocapa (2009.12.01)
Просмотров: 661 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: