Сказал р а б б и: Сохрани Б-г, чтобы согласились все эти б-гобоязненные и мудрые учителя развязать связанное Торой. Но они говорят "Воздвигайте ограду для Торы". И одна из этих оград — запрещение выносить из частного владения и вносить в общественное, и наоборот, что не запрещено Торой.* Возведя ограду-запрет, они затем облегчили его разрешением для того, чтобы не стало тяжким усердие в исполнении Торы и чтобы, исполняя ее, люди могли удобно и легко совершать все нужное им, но в границах разрешенного. Это и достигается с помощью эрува. Так проводится четкая граница между тем, что дозволено, что запрещено и что является оградой к запрету Торы.
Сказал Кузари: Этого мне достаточно. Но я все еще не понимаю, каким образом возведение эрува может соединить владения двух видов в одно.
Сказал р а б б и: В таком случае ты подвергаешь сомнению действенность законов Торы вообще. Как ты думаешь, возможен ли переход имущества, денег или рабов к новому владельцу путем
* Тора запрещает переносить в субботу, а деление на владения и запрет переносить из одного владения в другое установлены Мудрецами.
передачи ему права на владение или по завещанию? Возможно ли разрешение жениться на женщине, жениться на которой этому человеку было запрещено, или запрещение жениться на той, на которой до того разрешалось жениться, если произнесены слова: "Вот ты мне посвящена", или, после того как ей не разрешалось выйти замуж, объявление ее свободной словами: "Запишите, и поставьте печать, и дайте ей развод"; и все написанное в книге "Ваикра" о том, что зависит от действия или от слова священника — как существование проказы одежды и дома зависит от того, что объявит священник: "чистый или нечистью"; и Храм в пустыне стал освященным лишь после воздвижения его Моисеем и помазания маслом; и на священниках освященность почила лишь в силу жертв семи дней освящения, уполномочивших их на служение, и обряда возношения, и на левитах — в силу очищения и возношения. Нечистых очищали кропильной водой, в которой был пепел коровы, эзовом, червленой нитью и кедровым деревом, а для очищения дома нужны были две птицы. А для искупления грехов в Йом Кипур и для очищения Храма от нечистоты нужен был козел отпущения со всеми связанными с этим обрядами, а для того, чтобы благословить сынов Израиля, Аарон возносил руки и произносил: "Да благословит тебя Всевышний". Каждое из этих действий привлекало Б-жественное влияние. Ибо действия, предписываемые Торой, как и естественные явления, предопределены Творцом, человек не может их избирать. Все сущее в природе, как ты видишь, складывается из тщательно соизмеренных четырех элементов. Малейшим изменением их соотношений достигается завершение нужной меры, и возникает соответствующая этому форма живого или растительного, и при каждом новом соотношении элементов возникает соответствующая форма, и с малейшим изменением их соотношений она погибает. Яйцо может быть повреждено из-за ничтожной случайности, избытка тепла или холода или в результате неосторожного движения, и не сможет из него образоваться цыпленок, но когда курица нагревает его в течение трех недель, в нем развивается цыпленок. Кто же может решать, какими должны быть действия, привлекающие Б-жественное влияние, если не сам Б-г? Так впали в заблуждение алхимики и заклинатели духов. Алхимики думали, что смогут взвесить природньй огонь на своих весах и таким образом получить все, что захотят, и изменить природу веществ так, как это делает в живых существах огонь естественного тепла, превращающий пищу в плоть, и в кровь, и в кости, и в другие части тела. Они трудились над тем, чтобы найти нечто подобное такому огню, и их ввели в заблуждение кое-какие случайные наблюдения, не основанные на их расчетах, как то, что человек получает жизнь от внедрения семени в матку. А заклинатели духов, слышавшие о том, что начиная от Адама и до сыновей Израиля жертвоприношения способствовали явлению б-жественных знамений, решили, что это результат поисков мысли и исследований и что пророки были великими мудрецами и открывали пути к чудесному с помощью логики. И они надеялись приурочить приношение жертв к определенному времени и сочетанию звезд, сопровождая его церемониями и курениями, согласно своим расчетам. Они и книги написали по астрологии и на иные темы, упоминать о которых запрещено. Эти составители заклинаний, услышав о том, что пророки что-либо говорили, а затем для них совершались чудеса, решили, что чудеса вызваны их словами. Однако подражание не подобно врожденному свойству. Заповеди Торы сравнимы со сферой естественного: нельзя понять связанные с ними действия, и кажется, что нет в них пользы, пока ты не видишь их результатов, и тогда ты прославляешь Того, Кто их заповедал и наставил тебя в них, и заявляешь о своей вере в Него. Точно так же, если бы ты никогда не слышал о совокуплении, не знал о нем и не знал о том, что им порождается, и увидел бы, что нуждаешься в самом уродливом из женских органов, хотя и знаешь, как ничтожно общение с женщиной и что подчинение ей — один из недостатков, ты удивился бы и сказал, что эти движения — несообразность и безумие, пока не увидел бы подобного тебе, рожденного женщиной, и тогда, увидев это, ты решишь, что помог его сотворению и что Творец так тебя устроил для заселения мира. Действия, предписываемые Торой, рассчитаны Б-гом. Ты режешь овцу и пачкаешься ее кровью, снимая ее шкуру, обмывая внутренности, и выполаскивая их, и разрезая на части тушу, и кропишь ее кровью, и складываешь дрова для жертвы, и зажигаешь огонь — и если бы все это не было заповедано Б-гом, ты бы смеялся над этими действиями и думал, что они удаляют от Него, а не приближают к Нему. Но когда ты завершишь все это, как надлежит, и увидишь огонь, или обнаружишь в себе иной дух, какого не было в тебе обычно, или увидишь вещие сны, или то, что выше познаваемого человеком, ты узнаешь, что это — результат действий, которые ты совершил, и великое Влияние, которому ты стал привержен и достиг Его. И если тебе суждено умереть после того, как ты стал Ему привержен, не заботься о том, ибо смерть — это лишь кончина тела, но душа, достигшая таких высот, не упадет и не отдалится от этой ступени. Близость к Б-гу достигается только через Им заповеданное, а узнать, что Им заповедано, можно только через пророчество, а не логическим путем и не на основании выводов мысли, и нет иной близости, как только через традицию и верность ей. Передавшие нам заповеди не были одиночками, их было много, и были они великими мудрецами, принявшими традицию от пророков. Но если бы даже были только священники, левиты и семьдесят старцев, то ведь и их преемственность от Моисея никогда не прерывалась.
Сказал К у з а р и: Я знаю только, что во времена второго Храма уже забыли Тору и не знали заповедь о шалашах Сукот, ее нашли записанной в Торе, а также закон о том, что сыновья Амона и Моава не должны быть приняты в общину Б-га. В обоих этих случаях сказано : "И нашли написанное в Торе". Это показывает, что преемственность была ими утрачена.
Сказал р а б б и: Если так, то сегодня мы мудрецы, больше них знающие, ибо мы считаем, что знаем всю Тору.
Сказал Кузари: Да, так я и говорю.
Сказал р а б б и Если бы мы были обязаны сегодня совершать жертвоприношения, разве знали бы мы, как резать жертвенное животное, в какой стороне Храма это делать и где принимать кровь, снимать шкуру, и разделять на части, и на сколько частей делить, и как приносить жертвы, и как кропить кровью, и как приносить дары и совершать возлияния, и какие псалмы читать при этом, и каким образом священники обязаны соблюдать святость, чистоту и намащение, и какими должны быть их одежды, и как они должны готовиться к служению, и как есть священную часть мяса, и в какое время, и в каком месте, и многое другое, о чем долго говорить.
Сказал К у з а р и: Мы можем это знать только от священника или от пророка. Сказал р а б б и: А ты не подумал о том, как во времена второго Храма построили алтарь. Б-г помог им в воздвижении Храма, а затем в постройке стены. Думаешь ли ты, что они совершали жертвоприношения без всякого порядка, как придется?
Сказал К у з а р и: Всесожжение может быть "всесожжением благоуханным", только если оно совершается с согласия Творца и в соответствии с Его предписанием, так как это закон, не зависящий от допущений мысли. А тем более, что тогда были известны законы Йом Кипур, которые сложнее законов о шалашах Сукот, и требуется поразительная осведомленность от того, кто обучает им.
Сказал р а б б и: А тот, кто знает такие детали Торы, может ли не знать законы о суке и запрет, касающийся сынов Амона и Моава? Сказал К у з а р и: Если так, то почему же написано: "И нашли написанное в Торе"?
Сказал р а б б и Причина этого ясна. Писание не намеревалось передавать тайное, в нем записано лишь то, что было явным и известным всем. Оно не сообщает мудрость, полученную Иегошуа от Б-га и от Моисея, но описывает тот день, когда воды Иордана остановились, когда остановилось солнце и когда было совершено обрезание, — то, что было известно всему народу. Точно так же в рассказах о Самсоне и Деборе, Гидеоне, Самуиле, Давиде и Соломоне ничего не говорится об их мудрости и об их усердии в том, чему учит Тора. В повествовании о Соломоне описываются пышные пиршества и великое богатство, но почти ничего не говорится о необыкновенной мудрости Соломона, кроме одного случая, когда к нему пришли две женщины дурного поведения, и об этом знали все. Но о том, как он проявил свою мудрость при встрече с царицей Савской, не упоминается, ибо писавший намеревался рассказать лишь о том, что было известно всему народу, за что весь народ превозносил царя Соломона, но то особенное, за что его превозносили лишь немногие, не сохранилось, за исключением кое-каких деталей. Сохранились также великолепные речи пророков, которые люди любили заучивать наизусть за их содержание и потому, что язык их был очень чист и красив. И об Эзре и Нехемии написано только то, что всем было известно. О дне постройки шалашей Сукот знали все, ибо в этот день народ собрался и поднялся в горы, чтобы набрать ветвей оливы, мирты, пальмы и ивы. Слова "И нашли написанное в Торе" означают, что народ услышал об этом и начал строить шалаши. Но отдельные люди не забыли ни одной заповеди, ни такой, за которую следует легкое наказание, ни тем более такой, за которую наказание очень велико. И поэтому в Писании выделен этот день, как и тот день, когда жены, аммонитянки и моавитянки, были изгнаны, потому что велик был тот день, когда мужья развелись с женами, матерями своих детей, это было неимоверно тяжело. Я не могу себе представить, чтобы какой-нибудь другой народ взял бы на себя такое служение своему богу, это мог только избранный народ, и чтобы увековечить тот день, сказано: "И нашли написанное в Торе", то есть когда прочли всем собравшимся эти слова: "Аммонитянин или моавитянин да не войдет", двинулся народ, и великое волнение было в тот день.
Сказал К у з а р и: Я хочу, чтобы ты объяснил мне, как зародилась традиция и что свидетельствует об ее истинности.
Сказал раб б и: Во времена второго Храма пророчество продолжалось сорок лет через старейшин, которых поддерживала сила влияния Шехины, не прекращавшегося со времен первого Храма. Пророчество приобретаемое перестало существовать вместе с отдалением Шехины, и на него надеялись только в исключительных случаях и через великих, таких, как Авраам, Моисей, ожидаемый нами Машиах, Элиагу и подобные им, те, кто сами — обиталище Шехины. И когда они есть, живущие в их поколении могут достигнуть ступени пророчества. При возвращении народа в страну были Хагай, Захария и другие. По прошествии сорока лет были Мудрецы, называемые Мужами Великого Собрания. Их было очень много. И они, вернувшись с Зрубавелем, приняли от пророков традицию, как сказали наши Мудрецы: "А пророки ее передали Мужам Великого Собрания". Затем было поколение первосвященника Шимона-праведника и всех его последователей, учеников и товарищей. Затем был знаменитый Антигон из Сохо. Его ученики, Ца-док и Боэтус, положили начало неверию, и последовавших за ними называли садукеями и боэтусеями . Затем были Иосеф бен Иоезер, благочестивейший из священников, Иосеф бен Иоханан и их товарищи. О первом сказано: "С тех пор как умер Иосеф бен Иоезер, не стало гроздей виноградных", как написано: "И нет гроздей виноградных для еды", ибо никто не знал за ним греха с юности и по самую его смерть. Затем был Иегошуа бен Перахия, жизнь которого известна, и Нитай Арбели жил в то же время. Затем был Иегуда бен Табай и Шимон бен Шатах и их товарищи. В это время возникло учение караимов — после случившегося между Мудрецами и царем Янаем, который был священником. Подозревали, что мать его недостойна была быть женой священника. Один из Мудрецов сказал, намекая на это: "Царь Янай, удовольствуйся царским венцом, оставь венец священничества семени Аарона". И тогда друзья Яная настроили его против Мудрецов, советуя их посрамить, изгнать и умертвить. И сказал он им: "Если я погублю Мудрецов, у кого мы будем учиться Торе?" Сказали они: "Есть же письменная Тора. Кто хочет, пусть ее изучает, а об устной Торе можешь не заботиться". И он поверил им, послушался их и изгнал Мудрецов, а среди них Шимона бен Шатаха, который был его зятем. Тогда на короткое время влияние Законоучителей было поколеблено. Те же пытались укрепить Учение, основываясь на разуме и логике, но не смогли, и тогда вернули Шимона бен Шатаха и его товарищей из Александрии, а с ними возвратилась и традиция. Но караимы уже укоренили в людях отрицание устной Торы и склонность к произвольным суждениям, и делают они это по сей день, как ты видишь. Саду-кеи и боэтусеи — просто неверующие, отрицающие мир грядущий. Караимы же усердны в корнях веры, но законы они выводят лишь с помощью логики и таким образом часто вредят самим корням, не намеренно, а по своему невежеству. А затем были Шмайя и Авталион и их ученики Гилель и Шамай. Гилель, один из потомков Давида, был известен своей ученостью и скромностью и жил сто двадцать лет. У него было несколько тысяч учеников, и о самых избранных из них сказали : "Восемьдесят учеников было у старца Гилеля. Тридцать из них были достойны того, чтобы на них почила Шехи-на, тридцать были достойны заниматься расчетом високосных лет, а двадцать — средние. И самым великим из них был Ионатан бен Узиель, а самым малым по учености был Иоханан бен Закай. Он изучил Пятикнижие, Мишну, Гемару, законы и агады*, и все толкования Мудрецов и ученых, и абсолютно все детали слов Торы, и ничего не оставил неизученным. Сказали о нем, что он никогда в своей жизни не беседовал о чем-нибудь, не касавшемся Торы, дольше всех оставался в бет-мидраше, он не спал гам и не засыпал случайно, никогда не прошел даже четырех локтей, не изучая Тору и без тефиллин, и никто не видел его сидящим в безмолвии — он постоянно был занят толкованием Торы, лишь он сам преподавал своим ученикам и не сказал ни разу того, чего не слышал из уст своего учителя, и не сказал ни разу: пора уходить из бет-мидраша. Таким же был его ученик рабби Элиезер, во всем поступавший как он". Рабан Иоханан бен Закай жил сто двадцать лет, как и его учитель, и жил он в дни разрушения второго Храма. Одним из его учеников был рабби Элиезер бен Горкенос, автор известной книги "Пиркей д'рабби Элиезер" об измерениях небесных сфер и земли и о прочих глубоких вопросах астрономии. Учеником его был первосвященник рабби Ишмаэль бен Элиша, автор книг "Гехалот", Гакарат паним" и "Маасе меркава", ибо он познал тайное до такой степени, что был достоин ступени, близкой к пророческой. Он сказал: "Однажды я вошел, чтобы совершить курение, и увидел Акатриэля, Милосердного Б-га воинств". Одним из его учеников был рабби Иегошуа, и известно, что произошло между ним и рабаном Гамлиэлем. Его учениками были также рабби Носи и рабби Элазар бен Арах, о котором сказали:: "Если положить всех Мудрецов Израиля на одну чашу весов, а рабби Элазара бен Араха на другую, рабби Элазар бен Арах всех перевесит".
* Агада — повествовательные места в Талмуде, которые не носят законодательного характера, но помогают понять законы.
И во все эти поколения кроме упомянутых знаменитых мужей и множества мудрецов, священников, левитов, всю жизнь занимавшихся только изучением Торы, всегда существовал Сангедрин — суд семидесяти и их мудрость. По их слову назначали на посты и снимали с них, как сказано: "Сказал рабби Шимон бен Иохай: Так я слышал из уст семидесяти в день, когда назначили рабби Элиезера руководить академией". А за семьюдесятью следовали сотни тех, кто не мог с ними сравниться, а за сотнями — тысячи, ибо пополнять собрание семидесяти можно было лишь из сотен, близких к ним по своему уровню, и так далее, от ступени к ступени. А затем были рабби Акива и рабби Тарфон и их товарищи, и все они жили после разрушения Храма. Рабби Акива достиг ступени, граничащей с пророческой, он коснулся высших духовных миров, как сказали о нем : "Четверо вступили в сад (познания Торы): один взглянул и умер, один взглянул, и разум его повредился, один взглянул и начал срезать саженцы, один вошел с миром и вышел с миром. И это был рабби Акива". Первьй не вынес взгляда на тот мир, и разделилось то, из чего он был сложен, а второй помешался б-жественным безумием так, что люди не могли ему помочь, а третий потерял веру в действие (исполнение заповедей), оттого что погрузился в сферу разума, и сказал: все эти действия — лишь орудия, с помощью которых достигается эта духовная сфера, но раз я достиг ее, мне уже не нужно заботиться о действиях, предписываемых Торой. И он был потерян, и сам потерял, и впал в заблуждение, и многих увел за собой. Но рабби Акива сумел находиться в обоих мирах и не получил вреда от того, что познал. Сказано о нем: "Достоин он того, чтобы почила на нем Шехина, как на Моисее, и только время тому не соответствует". Он был одним из десяти Мудрецов, замученных римлянами, и перед концом своим он спросил учеников, настало ли время читать молитву "Шма". Сказали ему ученики: "Рабби, даже сейчас?" Сказал он им: "Всю жизнь свою я печалился о том, что не исполнил написанного: Люби Всевышнего Б-га твоего... всей душой твоей, даже если отнимут душу твою, и наконец теперь я смогу это исполнить". И он тянул слово "Един", пока не изошла его душа .
|