Мы сопровождаем это чтение благословением "Благословен... который освятил нас Своими заповедями и повелел нам читать Мегилу"' , зажигаем ханукальные свечи, произносим в эти дни всю молитву Галел, благословляем "омовение рук", "установление эрува" и многое подобное этому. Но если бы все эти законы были у нас определены лишь после изгнания, они не назывались бы заповедями, а мы не были бы обязаны сопровождать эти действия благословениями и считали бы их обычаями, установленными людьми. Источник большинства наших заповедей в законах, данных Моисеем на Синае. Иначе и быть не могло, ведь многочисленным сыновьям Израиля не было нужды в течение сорока лет заботиться о пище, одежде и жилище, и с ними был Моисей, и Шехина от них не отдалялась, и были им даны все основные заповеди. Можно ли себе представить, что они не спрашивали об их деталях и разграничении. Уже тогда сказал Моисей: "И я поведал законы Б-га и учения Его". И он же сказал в конце своей жизни : "Ибо она (Тора) — ваша мудрость и разумение перед всеми народами, а они услышат все эти законы и скажут: не иначе как мудр и разумен великий этот народ". Кто не верит этим словам, пусть подумает о положении караимов, а кто хочет понять их истинность, пусть ознакомится с мудростью, хранимой в Мишне и Талму де. А в них содержится лишь немногое из естествен ных, б-жественных, математических и астрономичо ских знаний, какими располагали ученые Талму да82. Из этого ясно, что мы справедливо можем гордиться этой мудростью перед всеми народами, И лишь небольшая часть заповедей была дана в месте, избранном Б-гом, при соблюдении уже указанных условий. Пророчество продолжалось также около сорока лет и во времена второго Храма. И пророк Иеремия в своих пророчествах превозносил тех, кто будет жить во времена второго Храма, их справедливость, мудрость и б-гобоязненность, и если им не доверять, то кому же? Мы видим, что установления, принятые после Моисея, стали законом -- так Соломон освятил "внутреннюю часть двора" в Храме, и приносил жертвы "вне алтаря", и праздновал "праздник семь дней и семь дней", а Давид и Шмуэль установили порядок участия в хромовой службе псалмопевцев, и это навсегда стало законом. Воздвигая Храм, Соломон не вполне повторил форму передвижного Храма, построенного в пустыне Моисеем, а Эзра обязал народ во времена второго Храма платить подать в размере трети шекеля, и там, где некогда был ковчег, поместили камень, а перед ним повесили занавес, ибо знали, что в этом месте спрятан ковчег
Сказал К у з а р и: Как это возможно, если написано: "Не прибавь к нему и не убавь от него".
Сказал р а б б и: Это сказано для народа, чтобы никто не искал нового собственным умом и суждением и чтобы не создавали люди свои собственные учения, как это делают караимы. С другой стороны, нам наказано слушаться пророков, которые будут после Моисея, священников и судей — "Пророка поставлю им из среды их братьев, такого же, как ты". И о священниках и судьях сказано, что слов их следует слушаться : "Не добавляйте к слову, которое Я повелеваю вам исполнять, и не уменьшайте его" — не добавляйте к тому, что Всевышний повелел вам через Моисея или через пророка, подобного ему и обладающего качествами, необходимыми для истинного пророчества. Не добавляйте и к тому, что решили священники и судьи и месте, избранном Б-гом, ибо им помогает Шехина, и так как их много, не может случиться, чтобы их решения противоречили Торе. Не могут они ошибиться и потому, что мудрость их обширна, принята от предшествовавших им, а частично приобретена собственными способностями и трудом. Как известно, члены Сангедрина были обязаны знать в совершенстве все науки, тем более, что они очень мало обращались к помощи пророчества или к тому, что сто заменяет, как "голоса с неба" и тому подобное. Предположим, что мы согласимся с караимами и выражение "со дня, следующего за субботой будем понимать как первый день недели. Но мы скажем затем, что кто-то из священников, судей или царей, чье мнение было принято Сангедрином и всеми Мудрецами, постановил, что упоминание этого дня нужно лишь для отсчета пятидесяти дней со дня первой жатвы ячменя и до первой жатвы пшеницы и для отсчета между этими днями периода в семь недель, полных семи суббот. Первый день недели лишь упомянут для того, чтобы можно было рассчитать следующим образом: если "серп начнет жатву" в первый день недели, то конец этого периода также придется на воскресенье. Из этого следует, что если жатва начнется в понедельник, то и конец этого периода будет в понедельник. Значит, можно начать жатву в любой день и от него отсчитать нужное количество дней. Установлено, что жатва должна начинаться во второй день праздника Песах, и это не противоречит Торе, напротив, Тора обязывает нас принять это постановление, ибо о нем решено в месте, избранном Б-гом, и соблюдены все необходимые условия. А возможно, что это — учение пророков, исходившее непосредственно от Б-га. Таким образом, мы избавлены от неразберихи, создаваемой путаниками.
Сказал К у з а р и: Эти несколько общих положений, которые ты привел и против которых я ничего возразить не могу, лишили смысла другие вопросы о караимах, ведь я хотел тебе их задать, думая, что ты не найдешь ответа.
Сказал р а б б и: Когда ясно общее, не обращай внимания на частности, ошибаются чаще всего в них. И еще: их такое множество, что если двое не сойдутся во мнении в частностях, им нелегко из этого выбраться. Так, тот, кому стало ясно, что Б-г справедлив и что мудрость Его во всем, принимает во внимание несправедливость, видящуюся в мире, как сказано96: "Если угнетение бедного и извращение суда и справедливости видишь ты в стране — не удивляйся этому". И также тот, кому стало ясно,что душа существует и после смерти тела, ибо душа нетелесна и обладает совершенно иной природой, чем тело, природой, подобной ангельской, не обра-тит внимания на доводы разума о том, что душа пе-рестаёт действовать во время сна или при потере сознания , что состояние ее зависит от состояния тела, и на подобные этому доводы, беспокоящие мысль.
Сказал К у з а р и: И все же я не успокоюсь, пока не услышу твоего мнения о некоторых частных вопросах, хотя я знаю, что и в этом ты сумеешь убедить меня, поскольку я уже признал общие принципы, которые ты объяснял.
Сказал раб б и: Говори, что хочешь.
Сказал К у з а р и: Не сказано ли в Торе о каре за нанесение увечий: "око за око" — какoe увечье, таким должно быть и наказание.
Сказал р а б б и: Не сказано ли далее: "Убивший скотину заплатит за нее, жизнь за жизнь". Разве не говорится здесь о денежном возмещении? Ведь не сказано: если кто-либо убил твоего коня, убей и его коня, но — забери у него коня. В том, что ты убьешь его коня, нет никакой пользы. И также если кто-нибудь отрубил тебе руку, говорят: возьми денежное возмещение за руку, ибо нет никакой пользы в том, если и ты отплатишь ему тем же. А тем более в тех случаях, когда это противоречит здравому смыслу : "рана за рану, ушиб за ушиб", но ведь один может умереть от раны, а другой от такой же раны не умрет. И как мы рассудим в этом случае: будет ли глаз одноглазого возмещением за глаз того, у кого есть оба глаза, и один из них станет слепым, а другой одноглазым? А ведь в Торе сказано, что нужно заплатить точно таким же увечьем, какое нанесено. Но какой смысл мне говорить с тобой об этих деталях после того, как я тебе объяснил, как важно принятие традиции и как добросовестны были принявшие ее, как велики они и мудры и как тщательно они ее сохраняли.
Сказал К у з а р и: И все же я считаю, что мне полезно узнать, почему Всевышний повелел остерегаться ритуальной нечистоты.
Сказал рабби: Нечистота и освященность всегда друг против друга, и одно без другого не бывает: "Там, где нет освященности, нет и нечистоты" . Нечистота - - это состояние, при котором нечистому запрещается прикасаться к тому, что священно, что посвящено Всевышнему: священники, их пиша и одежда, храмовые приношения, жертвы, Храм и многое другое. Также и освященность — это состояние, при котором освященному запрещается прикасаться ко многим, всем известным вещам. Большинство этих законов связаны с присутствием Шехины в народе. Но сейчас мы лишились Ее присутствия, и подобные этим законы, которых мы придерживаемся, как запрещение физической близости с женщиной во время месячных или после родов, не связаны с ритуальной нечистотой, это особые веления Б-га. И если у нас принято не есть с ней вместе и держаться от нее в отдалении , то это лишь меры, предохраняющие от физической близости. Запрета ритуальной нечистоты сегод-ня для нас не существует, потому что мы живем не и стране Израиля*. Мы посещаем кладбища, нам случается касаться гадов, прокаженных, страдающих нечистыми выделениями, тел умерших и многих других источников нечистоты. Нам запрещено прикасаться к падали, но не из-за ее нечистоты, в основе своей эта заповедь связана с запрещением есть падаль, а ее нечистота — дополнительное условие. И если бы не сказали наши Мудрецы: "Эзра установил омовение после извержения семени", нас не обязывала бы к этому Тора, но была бы обязанность соблюдать духовную и физическую чистоту. И если бы караимы приняли это только ради чистоты, то в этом не было бы ничего плохого. Однако они утверждают, что к этому обязывает Тора. Это не так, и они пускаются в пустые измышления из-за своего невежества, изменяют Тору, впадают в ересь, путают понятия — а это корень гибели народа, отпадение от "единой Торы и единого закона". Им не нравятся облегчительные законы субботнего эрува, которых мы придерживаемся, но у них самих царит неразбериха во мнениях такая, что в одном доме может быть десять человек, придерживающихся десяти различных мнений. И если бы наши заповеди не имели твердо установленных границ, не было бы уверенности в том, что к ним не прибавится что либо, чего нет в них, или устранится что-либо, что в них есть, а такое может случиться у караимов, так как они руководствуются собственным умом и суждением. Для них не грех получать удовольствие от того, что связано с идолопоклонством, — от серебра, золота, курений и вина. А на самом деле смерть лучше такого удовольствия. Зато для них ужасно воспользоваться чем-либо, происходящим от свиньи, даже в виде лекарства, а на самом деле это грех легкий, и за него следует лишь кара малкот. Если на-зир съест изюм или виноград, они считают это меньшим нарушением, чем если бы он пил до пьяна мед или сидр; на деле совсем наоборот, так как запрет касается только того, что происходит от виноградной лозы, а не опьянения от чего бы то ни было, и тайна этого запрета ведома Всевышнему, Его пророкам и избранникам. Нельзя считать, что передавшие нам традицию и объяснившие ее не знали значения слова --שכר---, оно всем известно. Но они решили, что "вино и крепкий напиток", запрещенные назиру, всего лишь напитки, сделанные из сока винограда.
* Из этого не следует, что законы о нечистоте действительны сейчас в стране Израиля. И здесь они не действуют из-за отдаления Шехины с уходом народа в изгнание.
Заповеди имеют "ограду", установленную Законом, и соблюдение этой "ограды" на практике не очень легко. Усердный остерегается больше, чем предписано, хотя и знает, что запрет так далеко не простирается. Например, мясо больного животного, зарезанного прежде, чем возникла опасность, что оно умрет, разрешается употреблять в пищу, ибо нельзя быть уверенным, что это животное обязательно умрет, оно может выздороветь, и мясо его может быть вполне кашерным. Но мясо больного животного, хотя внешне и здорового, запрещено употреблять в пищу, если нет сомнения в том, что его болезнь смертельна и нет от нее исцеления. Если каждый будет решать по своему вкусу и мнению, какое у него сложится, то может возникнуть нечто противоположное сказанному в Торе. Поэтому человек, объясняя заповеданное, не должен руководствоваться лишь логикой и своими наклонностями, чтобы сомнения не привели его к ереси. Мнение его никогда не будет согласно с мнением других, ибо мнения расходятся у всех людей. Но нужно исследовать корни заповедей в переданном нам Законе и в Писании, чтобы уметь находить правильную связь с производными из них. И верь в то, к чему ты таким образом придешь, даже если это окажется далеким от твоего понимания и мысли. Далеко, например, от понимания и мысли утверждение, что в мире нет пустоты, но логические доводы неизбежно к этому приводят. Точно так же трудно понять, что тела поддаются бесконечному делению на части, а доводы логики вынуждают этому верить. Точно так же трудно себе представить, что земля шарообразна и что размер ее — одна сто шестьдесят шестая часть размера солнца, и многие другие астрономические факты рассудку трудно принять. И все, что Мудрецы разрешили, не было основано на их собственных выводах и суждениях, но исходило из унаследованной и сохраняемой ими Мудрости. Точно так же как и то, что они запретили. Кто не постиг этой Мудрости и воспринял слова их в соответствии со своими способностями и по своему разумению, тому они будут странны, как странны для простого народа слова исследователей природы и небес. Но караимы впадают в педантизм, устанавливая границы закона, определяя, что соответствует его смыслу, что разрешено и что в границах этих нехорошо, по их мнению. Так, они порицают употребление нами в пишу мяса животного, убой которого был совершен при подозрении, что оно может умереть; передачу во владение денег путем юридической процедуры ; разрешение выходить в субботу за дозволенные пределы, если есть эрув ; формальные приемы галахи, в силу которых женщина признается свободной и получает разрешение выйти замуж; освобождение от клятв и обетов при наличии определенных условий — все это показывает, по их мнению, недостаточное усердие в исполнении Торы, хотя и возможно с точки зрения Закона. Однако в действительности нужно и то и другое: если ограничиться лишь изучением законодательной части, в пределах ее найдется достаточно возможностей обойти запрещенное, если же отойти от границ, установленных Законоучителями, возведшими "ограду" для Торы, и полагаться лишь на усердие в ее исполнении, это приведет к ереси, и тогда погибло все.
Сказал К у з а р и: Если так, то я склонен признать талмудистов, которые в своем учении соединяют оба пути. У них преимущество перед караимами и в явном служении действием и в том, что скрыто в сердце. К тому же это должно сообщить им уверенность в истинности их учения, так как оно им принято от подлинных Мудрецов, мудрость которых от Б-га. Караимы же, как бы они ни были усердны, пребывают в неуверенности, ибо они знают, что их усердие основано на спекулятивных доводах и на заключениях с помощью аналогии. Они сами не уверены в том, что это угодно Творцу, и знают, что многие другие народы усердны в этом еще больше, чем они. Мне осталось спросить тебя об эруве — одном из облегчительных субботних законов. Как могут разрешать путем такой простой и искусственной уловки то, что Творец запретил?
|