Среда, 2024.07.17, 13:02

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Библиотека "Пиркей АВОТ" = Еврейская МУДРОСТЬ » Егуда А-Леви "КУЗАРИ"

Йегуда Ибн ГаЛеви "Кузари" ---------- на русском языке (глава III (часть 1))
Глава 3

1. Сказал р а б б и: Тот, кто служит Б-гу, как мы это понимаем, не должен удаляться от мира и не должен тяготиться жизнью, ибо жизнь — добро, дарованное Б-гом, и Б-г говорит о ней, как о благе, ведь написано: "число дней твоих исполню", "и умножатся дни твои". Напротив, тот, кто слу­жит Б-гу, должен любить этот мир и ценить долго­летие, ибо здесь, в этом мире, он может стать до­стойным мира грядущего. Чем больше добра он совершит здесь, тем выше его ступень в будущем мире. Однако он стремится достичь ступени Ханоха, о которой сказано: "И ходил Ханох перед Все­вышним", или ступени доброй памяти пророка Элиагу освободиться от земного и вступить в общение с ангелами. Тогда не будет ему тягостно в обособлении и одиночестве, так как они составят ему общество. Толпа же будет ему в тягость, ибо он отдалится от дел нижнего мира и обретет видение царства небесного, где нет нужды в еде или питье. Для таких людей лучше полное одиночество. Они даже могут желать смерти, достигнув такой ступени, так как выше уже не надеятся подняться. Есть еще философы, проповедующие стремление к одиночеству ради очищения мысли и получения из посылок истинных выводов, чтобы в конце концов обрести истину в том, в чем еще оставались сомнения. Вместе оживляют исследование и память, как предающийся накоплению богатств желает об­щаться лишь с теми, кто занят торговлей, и вместе с   ними  умножить  доходы.   Это ступень  Сократа и  подобных  ему;   но  они люди исключительные, и нет надежды достигнуть их ступени. Когда в Святой Земле Шехина пребывала в народе, достойном пророчества, были люди, которые удалялись в пу­стыню. Они не уединялись совершенно, а общались с подобными себе и поддерживали друг друга в изу­чении Торы и в деяниях, требуемых ею и приближающих к той ступени через святость и чистоту. И были они учениками пророков. Но в наше время и этом месте и в этом народе, когда не распростра­нено пророчество, мало мудрости приобретенной и  нет врожденной   мудрости,  тот,   кто  удалится и уединение, навлечет на свою душу мучения и бо­лезни духовные  и физические, и это будет в нем видно, люди же сочтут, что это от поста и самоуни­чижения. И овладеет им отвращение к жизни, ибо ему  опротивет добровольное заключение и мука, а одиночество не полюбится. Как же иначе может быть, ведь он не достиг такого единения с Б-жест-венным светом, чтобы общаться с ним, как проро­ки, и не приблизился к мудрости, чтобы ему было достаточно заниматься ею и наслаждаться, как фи­лософы. И если предположить, что он богобоязнен и набожен и любит в уединении беседовать с Б-гом, стоя перед Ним в смирении и вознося к Нему все молитвы и просьбы,  какие может вспомнить, то это возможно лишь вначале — эти вещи исполнены сладости, лишь пока они новы. Произносимое устами скоро перестанет  быть живительным для его души  и  не  будет в  ней пробуждать смиренность и  молитвенное настроение.  У него еще останется и днем и ночью время, не занятое молитвой, и душа начнет требовать того, что ей свойственно по природе, она пожелает слышать и видеть, пожелает беседы, размышлений и движения, еды, питья и близости к женщине, и умножения имущества, забот о доме и помощи нуждающимся и тем, кто изучает Тору. И увидев, что сделал сам себе во вред, а не на пользу, он раскается и в том, к чему прежде привязался душою. И это раскаяние отдалит его от Б-жественного влияния, к которому он хотел приблизиться.

   Сказал   К у з а р и:   Если так, то расскажи мне,  каким,   по-вашему, должен быть набожный в наше время.

 Сказал  р а б б и:   Набожный печется о своем государстве, дает всем его жителям хлеб насущный, всех  удовлетворяет  в  должной  мере и со всеми поступает справедливо,  не  спускает одним и не требует с других более, чем положено.  И когда в них будет нужда, они будут ему послушны и поспешат повиноваться, как только это потребуется. И когда он что-нибудь им прикажет, они поступят, как им велено, и когда предостережет, они остерегутся.

  Сказал   К у з а р и: Я спросил тебя о набожном, а не о правителе.

   Сказал  р а б б и: Набожный и есть правитель. Он владеет собой и подчиняет себе свои чувства и силы, духовные и физические, и управляет ими,как сказано: "Овладевший духом своим сильнее овладевшего городом". Он и к правлению приспособлен, ибо если бы он управлял государством, то делал бы это с той же справедливостью, с какой он правит  собственным  телом и  душой: сдерживает жаждущие силы и, отдавая им должное, не позволяет усилиться — достаточно того, что он предоставляет им необходимое: пищу, питье, купанье и все нужное в нужной мере. Он сдерживает силы гнева, стремящиеся одержать верх и победить, но не совсем подавляет это стремление, ибо оно помогает в диспутах о  различных  премудростях, в борьбе мнений и  в порицании дурных людей. Он отдает должное и чувствам и пользуется руками, и ногами, и языком постольку, поскольку это приносит ему пользу. Также и зрение, и слух, и ощущения, связанные  с ними, и воображение, и способность суждения, мысль и память, и воля, всем этим повелевающая, —  все эти силы, как рабы, служат желанию разума. Но ни одной силе или органу не позволяет набожный преступать границы действий, для них предопределенных, или преобладать над остальными. И удовлетворив нужды каждого из них, дав чувственному  естеству достаточно  отдыха и сна, а физическому — бодрствования и движения, сколько нужно в мирских занятиях, он призывает свою общину, как полновластный правитель призывает на  помощь   послушное  ему  войско,  устремиться к более высокой ступени, то есть к ступени б-жест-венного, которая выше ступени разумного. И он организует свою общину и установит ее в таком порядке, в каком Моисей собрал народ у подножия Синайской горы. Силе желания он повелит принять и повиноваться, когда придет от него приказ, и она это сделает вовремя и воспользуется другими сила­ми и органами тела так, как он повелит, не сопро­тивляясь ему. И прикажет ей не обращаться к демо­нам рассуждения и воображения, и она их не примет и не поверит им, пока не получит совет от разума, и если он подтвердит то, что они внушают, — примет, а если нет — воспротивится. И воля набожного не­медленно примет это решение разума и исполнит его.  Затем он направит свои органы мысли, куда нужно, отвратив их от всех мирских понятий, кото­рыми прежде они были заняты, затем он направит силу воображения на все самое замечательное, хра­нящееся в памяти, чтобы от этого мысль перешла к желанному для него б-жественному предмету — как   ! Откровение у горы Синай и происшедшее с Авраа­мом и Исааком на горе Мория, как Храм, построенный Моисеем, служба и Б-жественное в нем присут­ствие и многое другое. И повелит памяти хранить   все это, чтобы не забылось. Затем он осудит ложные суждения, искажающие истину и порождающие сом­нения, затем осудит гнев и жажду, которые влияют на волю, смущают ее и склоняют к предметам гнева и желания. И с установлением гармонии сила воли будет властна над всеми членами, и они ей будут расторопно, прилежно и радостно служить. Когда надо встать, они, не ленясь, встанут, а когда будет велено  склониться, они склонятся,  когда нужно сесть — сядут, а глаза будут смотреть, как раб смот­рит   на   господина,   руки   оставят  деятельность и одна к другой не приблизятся, а ноги выпрямятся с молитве "Амида". Все члены пребудут в трепете и в готовности исполнить приказ своего пове-лителя. Они не почувствуют боли или огорчения от убытка, если случится.   Язык будет согласен с мыслью и к ней ничего не прибавит. Слова молитвы он  будет произносить, не  механически  исполняя принятое, как скворец или попугай, но за каждым словом последует мысль, и душа обратится к Б-гу. И это для него самое важное и плодотворное время, и всякое другое время — лишь путь, к нему веду­щий. И он всегда ожидает этого времени, ибо тогда он приближается к духовному и удаляется от живот­ного. Ежедневная три раза в день молитва — это плод его дня и ночи, а суббота — плод недели, ибо этот день установлен для возвращения к Б-жествен­ному влиянию14   и для служения  Б-гу радостно, а не по принуждению, как мы уже видели. Такой порядок жизни для души, как пища для тела. Мо­литва питает душу, а пища питает тело. И благосло­вение одной молитвы поддерживает душу до сле­дующей так же, как утренняя трапеза дает силы вплоть до вечерней. Чем реже часы молитвы, тем больше тускнеет душа под влиянием мирских забот, особенно если человеку приходится общаться с не­зрелыми  юнцами,  женщинами,  дурными людьми, слышать то, что может запятнать чистоту души — дурные речи и дурное пение; они повлияют на душу, и человек не будет над нею властвовать. А во время молитвы он очистит душу от всего, что было прежде, и приготовит ее к тому, что будет. И все же невозможно, чтобы в течение недели в душе и в теле не произошло каких-либо нарушений, ибо за неделю накапливаются дурные влияния, и нельзя от них очиститься, не посвятив один день целиком б-жест-венной службе и отдыху для тела, и тело восполнит то,  что потеряло  за  шесть  дней,  и приготовится к следующей неделе, а душа вернет себе то, что утратила, будучи занятой телесными нуждами. Она как бы исцеляется в тот день от болезни и готовится к тому, чтобы далее ее не допустить. Нечто подобное Иов совершал каждую неделю ради своих сыновей, говоря: "Может быть, сыновья мои согрешили".  Есть еще ежемесячное исцеление души.* Это во время искупления всего дурного, что человеку случилось совершить за месяц и за день, как сказано:   "Ибо  тебе  не  известно,   что  породит день". Затем будут три ежегодных праздника и великий день поста, когда человек очистится от всех своих грехов и возвратит себе утерянное в прошедшие дни,  недели и месяцы;   и душа освободится от заблуждений  мысли,  гнева и  жажды желаний и отвратится от них в полном раскаянии как в мысли, так и в действии. А если он не может очиститься от  греховных   мыслей,  владеющих  им  слишком сильно и коренящихся в памяти еще со дней молодости от слышанных песен, рассказов и прочего, то он   очистится от содеянного действием и будет молить о прощении ему этих мыслей, обязавшись не возвращаться к ним ни на словах, ни тем более на деле, как сказано:  "Что в мыслях моих, уста да не преступят". И пост в тот день почти уподобляет его ангелам, ибо он кончает этот пост в смирении и раскаянии, стоя и преклоняя колени, молясь и воспевая хвалу. Все его телесные силы воздерживаются от естественного и заняты только б-жествен-ными заповедями, как будто нет уже в нем животного естества. Таким должен быть пост у набожного: он заставляет страдать свое зрение, слух и язык и занимает их только тем, что приближает к Б-гу. Так же он поступает и с внутренними силами: воображением, мыслью и тому подобным. И ко всему этому присоединяет всем известные добрые дела.

* Помимо ежегодного дня покаяния Йом Кипур, существует малый Йом Капур перед началом каждого месяца, предназначенный для покаяния и очищения от грехов.

 Сказал   Кузари:  Какие это всем известные дела?

Сказал  р а б б и:  То, что велит обычай, закон и разум, всем известно, а б-жественные дела, которые в довершение к тому особо требуются от народа "Б-га живого" и ради которых Он правит этим народом, становятся известны лишь после того, как они сообщены Б-гом и подробно объяснены. И даже в тех действиях, какие мы совершаем по велению обычая и разума, мы не знаем пределов. Мы знаем, что должно быть смирение, что следует предавать страданиям душу, чтобы подчинить и смирить ее, знаем, что обманывать дурно, что дурно непристойно вести себя с женщинами, что физическая близость недопустима при некоторых степенях родства, что следует почитать родителей и многое тому подобное.   Но  границы всего  этого  известны лишь Б-гу, да будет Он благословен. А б-жественное наш разум не может ни постичь, ни отрицать, и все это следует принять, как больной принимает лекарство и советы врача. Возьми как пример обрезание, к этому не принуждает логика, и жизнь общества от этого не зависит, но уже Авраам его принял, несмотря на трудность его выполнения и свой возраст, - а ему тогда было около ста лет, — но он сделал обрезание себе и своим детям, и оно стало знаком союза и приверженности его и его потомства к Б-жественному влиянию, как сказано: "И Я заключу союз Свой с тобою и твоими потомками, которые последуют за тобой".

 Сказал К у з а р и: Вы действительно приняли эту заповедь, как должно, и исполняете ее с великим усердием, и благословения, связанные с ней, вы произносите, собираясь публично, и упоминаете в них смысл и корни этой заповеди. Мусульмане и персы пытались вам подражать, но им это удалось только в страдании, а не в радости, связанной с этой заповедью.   Радости удостаивается лишь  тот,  кто помнит о причине, ради которой он терпит.

  Сказал   р а б б и:  И многое другое, в чем мусульмане и персы пытались нам подражать, также им не удалось. Ты знаешь, что вместо субботы они установили другой день отдыха. Они способны походить на нас не больше, чем изображение — на живого человека.

  Сказал К у з а р и: Я думал уже о вашем положении и нашел, что есть тайна в том, что Б-г печется о вашем сохранении. Субботы и праздники, которые Он вам дал, сохранили ваш образ и характер. Ведь другие народы поделили бы вас между собою, захватили бы вас и поработили, привлекаемые вашей разумностью и ясностью суждения. Они даже в воинов превратили бы вас, если бы не субботние и праздничные дни, которые вы соблюдаете с необычайной верностью, ибо они даны вам Б-гом и обоснования их чрезвычайно важны: "память о днях сотворения", "память об исходе из Египта", "память о даровании Торы". И все это — Б-жественные веления, и вы обязаны им следовать. И если бы не они, никто из вас не надел бы чистой одежды и не пришел бы в место собраний, чтобы вспомнить это Учение, - - слишком уж плачевно наше положение в нескончаемом изгнании. Если бы не они, вы не знали бы удовольствия ни одного дня в вашей жизни, а так шестую часть* ее вы проводите в телесном и душевном покое, таком покое, о котором и короли не могут мечтать, ибо они и в покойный день неспокойны - - ведь при малейшей нужде сделать что-нибудь или куда-нибудь поехать, они сделают и поедут в тот же день, поэтому душа их не находит себе полного покоя. Если бы не эти дни, все ваше добро досталось бы другим, потому что оно — достояние поработителей. То, что вы расходуете в эти дни, вновь для вас приобретено и в будущей жизни, так как это расходы во имя неба.

* Если кроме суббот учесть и праздники, дни покоя и свя­тости составят шестую часть жизни еврея.

 Сказал р а б б и: Набожный соблюдает эти Б-жественные веления — обрезание, субботу, праздники и все связанные с ними законы, заповеданные Б-гом. Он остерегается безнравственности, смеше­ния разных видов растений, одежд, животных*, соблюдает седьмой год и пятидесятый, не приемлет идолопоклонства и всего, что может быть с ним связано, избегает размышлений о скрытом от разу­ма, за исключением учения пророков, пророчества с помощью урим и тумим и истинных сновидений, он не слушает знахарей, астрологов, аугуров и некромантов. Он избегает соприкосновения с мен­струирующей женщиной, избегает нечистых живот­ных и не прикасается к ним, не приближается к про­каженным. Он не ест крови и нутряного жира, пото­му что они — часть жертвы. Он исполняет все, что должен исполнить за каждый грех, вольно или не­вольно совершенный, и приносит за них искупитель­ные жертвы. Кроме того, он должен выкупать первенцев, должен приносить в жертву первород­ных детенышей скота, совершать жертвоприноше­ние при каждом рождении ребенка, а также при появлении у него выделений или проказы**. Он соблюдает маасер ришон, маасер шейни и маасер они и приносит обязательную жертву в праздники, со­блюдает все предписания пасхальной жертвы и свя­занные с ней законы, так как это — жертва Всевыш­нему, обязывающая каждого сына Израиля. Он соблюдает праздник Сукот, законы благословения

* Запрещается смешивать различные виды растений, сеять их на близком расстоянии друг от друга, создавать гибриды из совершенно разных видов животных. Запрещается также носить одежду, в которой есть и шерстяные и льняные нити.
** С момента заболевания проказой человек считается не­чистым, поэтому после выздоровлениия он должен совер­шить омовение и принести жертву, так же как и после поллюции.


с  ветвями   лулава*   и   слушает  звуки   шофара**,
соблюдает  все,   что касается святости и чистоты сосудов,   используемых  для  этих  приношений  и жертв.   Он освящает и   очищает себя,  соблюдает законы,    предписывающие   оставлять   несжатыми края полей и не прикасаться к плодам деревьев, не достигших трехлетнего возраста, а на четвертый год привозит плоды этих деревьев в Иерусалим. Он соблюдает все, что заповедано Б-гом, так что может сказать с полным основанием: "Не отступил я от заповедей Твоих и не забыл".   Следует назвать также жертвы, приносимые по обету и по собствен­ному желанию, жертвы всесожжения и те, что связа­ны с обетом воздержания. Все перечисленное и по­добное ему — это б-ожественные предписания, а вен­цом всего является служба священников в Храме. Предписания, необходимые обществу, — не убивать, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетель­ствовать,  почитать отца и мать, любить ближнего своего, любить пришельца, не отрицать истину и не лгать друг другу, не давать денег в рост и не брать проценты, следить, чтобы вес и мера были точными, оставлять несобранными упавшие в поле колосья, виноград, часть плодов на деревьях и тому подоб­ное. Предписания, доступные спекулятивному разу­му: "Я — Всевышний, твой Б-г", "Да не будет у те­бя иных богов", "Не произноси имени Всевышнего,

*    В праздник  Сукот произносят особое благословение, дер­жа в руках связанные вместе ветки растений четырех видов.Одно из них — лулав , пальмовая ветвь.
** В праздник Рош Гашана трубят в рог, называемый шо-фар. Звуки шофара побуждают к покаянию, и каждый еврей обязан в этот день слышать звуки шофара.


Б-га твоего, всуе". Сюда же следует присовокупить истины веры, которым учит Тора: что Он, благосло­венный, знает сердца людей и тем более — их дела и слова, что Он воздает за добро и зло, ибо "глаза Всевышнего просматривают всю землю". Набож­ный ничего не начинает — ни делать, ни думать, ни говорить — пока не уверует в то, что есть Видящий, Наблюдающий за ним, Воздающий за добро и за зло, Спрашивающий с него за все прегрешения в его де­лах и словах. Идет ли он или сидит, он полон трепе­та и страха и стыдится своих дел. Он пребывает в радости, душа его ликует лишь тогда, когда он служит Б-гу, и он рад трудностям в служении Ему, как будто он для Него что-то сделал. И вообще он верит и принимает сказанное: "Помни о трех вещах, и ты не допустишь греха; знай, что над тобой глаз видящий и ухо слышащее, и все твои дела запи­сываются в книгу". Он помнит слова Давида: "Неужели не слышит сотворивший ухо или не видит сотворивший глаз?" и повторяет слова псалма: "Всевышний, проверь меня и узнаешь". Он раз­мышляет о том, что все его члены устроены Мудро­стью, Порядком и Мерой, и видит, что они подчи­няются его воле, хотя и не знает, какой из них при­вести в движение. И если, например, он захочет встать, все члены его оказываются послушными помощниками — и уже подняли тело, а он не чувст­вует, какой из них это сделал. И так же, когда он захочет пойти, или сесть, или принять какое-нибудь другое положение. Об этом сказано: "Ты знаешь, как я сижу и как встаю... путь мой и ночлег окру­жаешь Ты, и все стези мои Ты изучил". Еще тоньше органы речи. Ребенок, как ты видишь, говорит так, он слышит, но он не знает, с помощью каких орга­ном, нервов или связок следует говорить. Такова же роль органов дыхания в пении. Люди, подражая друг другу, воспроизводят пение и не знают, как ими это делают: будто Творец создает звучание и предоставляет им, как только это понадобится. Так и есть на самом деле или очень близко к этому. Нельзя представить себе сотворение подобным искусству ремесленника. Ремесленник строит жернова и удаляется, а жернова делают то, для чего они созданы. Так Творец, благословен Он, создает органы тела, сообщает им определенные свойства и каждое мгновение поддерживает их, и если представить на минуту, что Его Провидение перестало действовать и управлять, в тот же миг прекратится существование всего мира. И когда набожный представит себе, как происходят все его движения, может ли он не отнести источник их к Б-гу, который вначале создал их, а теперь посто-янно дает им жизнь и приводит их к совершенству? И он чувствует, будто с ним Шехина и ангелы могут сопровождать его, и если он продолжит набожную жизнь и поселится там, где дблжно быть Шехине, они будут с ним, и он узрит их воочию, а это — сту­пень, предшествующая пророческой. Великие из Мудрецов в период второго Храма видели явления и слышали голос, и эта ступень, подобающая на­божным, а выше нее — ступень пророческая. Почи­тая Б-жественное Присутствие, сопровождающее его, он ощутит себя как раб перед Г-сподином, ко­торый сотворил его, творит с ним добро и наблю­дает за ним, чтобы его вознаградить или покарать. Тебя не должно удивлять благословение, которое он произносит перед  тем,  как входит в отхожее место:   "С вашего позволения, почитаемые свя­тые... с уважением к Присутствию", а когда выхо­дит — благословение "Мудро сотворивший челове­ка". Как замечательны слова этого благословения и как точны они для того, кто видит его оком исти­ны именно потому, что оно начинается упомина­нием о  мудрости и  кончается словами:  "Исце­ляющий всякую плоть и творящий удивительное". Оно говорит о чудесах, сотворенных Им в живом, о силах, удаляющих из него то, что вредит, и под­держивающих жизнь.  Под словом  "жизнь" здесь имеется в виду все живое. И так набожный связы­вает свою мысль с Б-жественным влиянием с по­мощью  различных   знаков-заповедей,   некоторые из  которых переданы в письменной Торе, а дру­гие — в устной. Он возлагает тефиллин на голову там,  где  мысль и  память,  и протягивает ремень от тефиллин на руку, чтобы постоянно его видеть. Ручные тефиллин он возлагает у источника сил, то есть около сердца, цицит носит, чтобы его чувства не досаждали ему напоминанием о делах этого мира, как сказано: "И да не последуете сердцу вашему и глазам". А в тефиллин написано о единстве Б-га, воздаянии, каре и о памяти об исходе из Египта, ибо все это неопровержимая очевидность — Б-жест-венное действие связано с сотворенными, руково­дит ими и знает об их делах. И опять же, испытав чувственное удовольствие посредством всех орга­нов чувств, он за каждое возносит Б-гу благодаре­ние, и традиция учит, что благодарений, которые обязан произносить еврей в течение дня, не менее ста, в их числе и те, которые известны нам из молитв, а кроме того, он произносит благословения при вдыхании ароматов, еде, наслаждаясь услышан­ным и увиденным. И чем больше этих благословений, тем ближе  он к Б-гу,  как сказал Давид:  "Уста мои будут рассказывать о справедливости Твоей и Твоей помощи целый день, ибо неведома мне их величина", то есть любое количество славословий Твоего величия не объемлет, я же прославлю Тебя во все дни и никогда не устану. Исполнение этих заповедей несомненно вселяет в душу любовь к Б-гу и страх перед Ним, но только тогда, когда при этом сохраняется мера, указанная в Торе: чтобы радость по субботам и праздникам не обратилась и такое веселье, которое сводится к пустому смеху, дурным страстям, безделью и нежеланию совершать молитву в предназначенное для нее время, а страх чтобы не вызывал отчаяния, когда человек теряет надежду на прощение и снисхождение и все дни свои пребывает в страхе, и этим он нарушает веле­ние Б-га,  заповедавшего нам радость, как сказа­но:    "И возрадуешься всякому  добру,   которое тебе даровал Всевышний, Б-г твой". Этим умень­шится и   его восхваление Б-га, ибо оно следует за ощущением   радости, и будет, как сказано,36 "За то, что ты не служил Всевышнему, Б-гу твоему, в радости и доброте сердечной... будешь служить врагам  твоим".      Ревностность     при     назидании заблудших и в диспутах не должна доводить до гнева и сведения счетов, чтобы душа не утратила чистоту, обретенную в молитве. Сердце набожного спокойно, ибо он принимает все, что ему уготовано Б-гом, и этот покой — его щит и убежище от бед и несчастий, происходящих в мире. Душа находит покой при виде справедливости, с какой Б-г создает жизнь, питает ее и мудро управляет ею — так, что детали этого ум не постигает, но постигает общее, наблюдая гармонию в созданном и чудеса, а они свидетельствуют о Мудром, Доброжелательном, Всезнающем и Всемогущем Творце, который и ма­лому и великому дарует все необходимое — незри­мые и зримые чувства, дух, члены тела и органы, соответствующие духу: гиене он дает смелость и органы нападения и поражения жертвы, а зайцу и оленю — органы бегства и страх. И тот, кто раз­мышляет о создании органов и их пользе и связи с духом, увидит во всем этом и справедливость и мудрьй порядок, так что в сердце его не останет­ся сомнений в справедливости Создателя. И если демон мысли начнет говорить ему, что причиняется зло тем, что заяц служит пищей гиене, а муха -пауку, разум посрамит его, ибо как мог он припи­сать зло Мудрому, справедливость которого ясна, и ясно также то, что несправедливость не нужна Ему. Если бы поедание зайцев гиенами, а мух паука­ми было бы явлением случайным, я бы его обсудил с точки зрения случайности, однако я вижу, что Мудрый, Правящий и Справедливый дал льву все необходимое для охоты -- смелость, силу, зубы, когти, а пауку дал особое умение ткать паутину, как одежду, — хотя он никогда этому не учился, — чтобы плести сети для мухи, ему даны и соответст­вующие органы, чтобы он мог выполнить эту рабо­ту, дана ему и муха для его пропитания, так же как и многие рыбы даны в пищу другим рыбам. И что же я скажу? Скажу, что это — мудрость, для меня непостижимая, и признаю справедливость Того, о Ком сказано: "Совершенны дела Создателя". Тот же, в ком душа успокоилась, почувствует себя так, как рассказывают о Нахуме, прозванном Гам зо (это также), — всякий раз, когда с ним случа-лось какое-нибудь несчастье, он говорил: это также к добру, — и жизнь его станет неизменно прият­ной, в несчастье ему будет легче, а возможно, что он и рад будет ему, сознавая собственную грехов­ность, и как заплативший долг он почувствует облегчение и рад будет воздаянию, его ожидающему. Обрадуется он и тому, что по его примеру люди на­учатся терпеть и соглашаться с волей Б-га, как и прославлять Имя и Славу Его, которые во всем этом раскрываются. И так же как к личным невзго­дам, он отнесется и к общему несчастью, когда воз­никнут в нем смятенные мысли о длительности изгнания, рассеянии народа, его бедности и немно­гочисленности, сначала он утешится мыслью о спра-ведливости Б-жественного суда, как я уже сказал, а затем сознанием того, что страдания очищают от грехов, и ожиданием вознаграждения в мире гряду­щем и раскрытия в мире Б-жественного влияния. И если демон вновь вызовет в нем отчаяние и ска­жет: "Оживут ли кости эти?", ибо забыты мы на­родами и память о нас исчезает — "Высохли кости наши, погибла надежда и суждена нам гибель", он вспомнит исход из Египта и слова молитвы: "Сколько добрых дел сотворил для нас Всевыш­ний", и возвращение народа к прежнему благополу­чию не покажется ему невозможным, даже если останется только один евреи, как сказано: страшись,  червь  Яакова",  а ведь что остается от ставшего червем в могиле?



Категория: Егуда А-Леви "КУЗАРИ" | Добавил: cipocapa (2009.11.19)
Просмотров: 654 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: