Глава 3
1. Сказал р а б б и: Тот, кто служит Б-гу, как мы это понимаем, не должен удаляться от мира и не должен тяготиться жизнью, ибо жизнь — добро, дарованное Б-гом, и Б-г говорит о ней, как о благе, ведь написано: "число дней твоих исполню", "и умножатся дни твои". Напротив, тот, кто служит Б-гу, должен любить этот мир и ценить долголетие, ибо здесь, в этом мире, он может стать достойным мира грядущего. Чем больше добра он совершит здесь, тем выше его ступень в будущем мире. Однако он стремится достичь ступени Ханоха, о которой сказано: "И ходил Ханох перед Всевышним", или ступени доброй памяти пророка Элиагу освободиться от земного и вступить в общение с ангелами. Тогда не будет ему тягостно в обособлении и одиночестве, так как они составят ему общество. Толпа же будет ему в тягость, ибо он отдалится от дел нижнего мира и обретет видение царства небесного, где нет нужды в еде или питье. Для таких людей лучше полное одиночество. Они даже могут желать смерти, достигнув такой ступени, так как выше уже не надеятся подняться. Есть еще философы, проповедующие стремление к одиночеству ради очищения мысли и получения из посылок истинных выводов, чтобы в конце концов обрести истину в том, в чем еще оставались сомнения. Вместе оживляют исследование и память, как предающийся накоплению богатств желает общаться лишь с теми, кто занят торговлей, и вместе с ними умножить доходы. Это ступень Сократа и подобных ему; но они люди исключительные, и нет надежды достигнуть их ступени. Когда в Святой Земле Шехина пребывала в народе, достойном пророчества, были люди, которые удалялись в пустыню. Они не уединялись совершенно, а общались с подобными себе и поддерживали друг друга в изучении Торы и в деяниях, требуемых ею и приближающих к той ступени через святость и чистоту. И были они учениками пророков. Но в наше время и этом месте и в этом народе, когда не распространено пророчество, мало мудрости приобретенной и нет врожденной мудрости, тот, кто удалится и уединение, навлечет на свою душу мучения и болезни духовные и физические, и это будет в нем видно, люди же сочтут, что это от поста и самоуничижения. И овладеет им отвращение к жизни, ибо ему опротивет добровольное заключение и мука, а одиночество не полюбится. Как же иначе может быть, ведь он не достиг такого единения с Б-жест-венным светом, чтобы общаться с ним, как пророки, и не приблизился к мудрости, чтобы ему было достаточно заниматься ею и наслаждаться, как философы. И если предположить, что он богобоязнен и набожен и любит в уединении беседовать с Б-гом, стоя перед Ним в смирении и вознося к Нему все молитвы и просьбы, какие может вспомнить, то это возможно лишь вначале — эти вещи исполнены сладости, лишь пока они новы. Произносимое устами скоро перестанет быть живительным для его души и не будет в ней пробуждать смиренность и молитвенное настроение. У него еще останется и днем и ночью время, не занятое молитвой, и душа начнет требовать того, что ей свойственно по природе, она пожелает слышать и видеть, пожелает беседы, размышлений и движения, еды, питья и близости к женщине, и умножения имущества, забот о доме и помощи нуждающимся и тем, кто изучает Тору. И увидев, что сделал сам себе во вред, а не на пользу, он раскается и в том, к чему прежде привязался душою. И это раскаяние отдалит его от Б-жественного влияния, к которому он хотел приблизиться.
Сказал К у з а р и: Если так, то расскажи мне, каким, по-вашему, должен быть набожный в наше время.
Сказал р а б б и: Набожный печется о своем государстве, дает всем его жителям хлеб насущный, всех удовлетворяет в должной мере и со всеми поступает справедливо, не спускает одним и не требует с других более, чем положено. И когда в них будет нужда, они будут ему послушны и поспешат повиноваться, как только это потребуется. И когда он что-нибудь им прикажет, они поступят, как им велено, и когда предостережет, они остерегутся.
Сказал К у з а р и: Я спросил тебя о набожном, а не о правителе.
Сказал р а б б и: Набожный и есть правитель. Он владеет собой и подчиняет себе свои чувства и силы, духовные и физические, и управляет ими,как сказано: "Овладевший духом своим сильнее овладевшего городом". Он и к правлению приспособлен, ибо если бы он управлял государством, то делал бы это с той же справедливостью, с какой он правит собственным телом и душой: сдерживает жаждущие силы и, отдавая им должное, не позволяет усилиться — достаточно того, что он предоставляет им необходимое: пищу, питье, купанье и все нужное в нужной мере. Он сдерживает силы гнева, стремящиеся одержать верх и победить, но не совсем подавляет это стремление, ибо оно помогает в диспутах о различных премудростях, в борьбе мнений и в порицании дурных людей. Он отдает должное и чувствам и пользуется руками, и ногами, и языком постольку, поскольку это приносит ему пользу. Также и зрение, и слух, и ощущения, связанные с ними, и воображение, и способность суждения, мысль и память, и воля, всем этим повелевающая, — все эти силы, как рабы, служат желанию разума. Но ни одной силе или органу не позволяет набожный преступать границы действий, для них предопределенных, или преобладать над остальными. И удовлетворив нужды каждого из них, дав чувственному естеству достаточно отдыха и сна, а физическому — бодрствования и движения, сколько нужно в мирских занятиях, он призывает свою общину, как полновластный правитель призывает на помощь послушное ему войско, устремиться к более высокой ступени, то есть к ступени б-жест-венного, которая выше ступени разумного. И он организует свою общину и установит ее в таком порядке, в каком Моисей собрал народ у подножия Синайской горы. Силе желания он повелит принять и повиноваться, когда придет от него приказ, и она это сделает вовремя и воспользуется другими силами и органами тела так, как он повелит, не сопротивляясь ему. И прикажет ей не обращаться к демонам рассуждения и воображения, и она их не примет и не поверит им, пока не получит совет от разума, и если он подтвердит то, что они внушают, — примет, а если нет — воспротивится. И воля набожного немедленно примет это решение разума и исполнит его. Затем он направит свои органы мысли, куда нужно, отвратив их от всех мирских понятий, которыми прежде они были заняты, затем он направит силу воображения на все самое замечательное, хранящееся в памяти, чтобы от этого мысль перешла к желанному для него б-жественному предмету — как ! Откровение у горы Синай и происшедшее с Авраамом и Исааком на горе Мория, как Храм, построенный Моисеем, служба и Б-жественное в нем присутствие и многое другое. И повелит памяти хранить все это, чтобы не забылось. Затем он осудит ложные суждения, искажающие истину и порождающие сомнения, затем осудит гнев и жажду, которые влияют на волю, смущают ее и склоняют к предметам гнева и желания. И с установлением гармонии сила воли будет властна над всеми членами, и они ей будут расторопно, прилежно и радостно служить. Когда надо встать, они, не ленясь, встанут, а когда будет велено склониться, они склонятся, когда нужно сесть — сядут, а глаза будут смотреть, как раб смотрит на господина, руки оставят деятельность и одна к другой не приблизятся, а ноги выпрямятся с молитве "Амида". Все члены пребудут в трепете и в готовности исполнить приказ своего пове-лителя. Они не почувствуют боли или огорчения от убытка, если случится. Язык будет согласен с мыслью и к ней ничего не прибавит. Слова молитвы он будет произносить, не механически исполняя принятое, как скворец или попугай, но за каждым словом последует мысль, и душа обратится к Б-гу. И это для него самое важное и плодотворное время, и всякое другое время — лишь путь, к нему ведущий. И он всегда ожидает этого времени, ибо тогда он приближается к духовному и удаляется от животного. Ежедневная три раза в день молитва — это плод его дня и ночи, а суббота — плод недели, ибо этот день установлен для возвращения к Б-жественному влиянию14 и для служения Б-гу радостно, а не по принуждению, как мы уже видели. Такой порядок жизни для души, как пища для тела. Молитва питает душу, а пища питает тело. И благословение одной молитвы поддерживает душу до следующей так же, как утренняя трапеза дает силы вплоть до вечерней. Чем реже часы молитвы, тем больше тускнеет душа под влиянием мирских забот, особенно если человеку приходится общаться с незрелыми юнцами, женщинами, дурными людьми, слышать то, что может запятнать чистоту души — дурные речи и дурное пение; они повлияют на душу, и человек не будет над нею властвовать. А во время молитвы он очистит душу от всего, что было прежде, и приготовит ее к тому, что будет. И все же невозможно, чтобы в течение недели в душе и в теле не произошло каких-либо нарушений, ибо за неделю накапливаются дурные влияния, и нельзя от них очиститься, не посвятив один день целиком б-жест-венной службе и отдыху для тела, и тело восполнит то, что потеряло за шесть дней, и приготовится к следующей неделе, а душа вернет себе то, что утратила, будучи занятой телесными нуждами. Она как бы исцеляется в тот день от болезни и готовится к тому, чтобы далее ее не допустить. Нечто подобное Иов совершал каждую неделю ради своих сыновей, говоря: "Может быть, сыновья мои согрешили". Есть еще ежемесячное исцеление души.* Это во время искупления всего дурного, что человеку случилось совершить за месяц и за день, как сказано: "Ибо тебе не известно, что породит день". Затем будут три ежегодных праздника и великий день поста, когда человек очистится от всех своих грехов и возвратит себе утерянное в прошедшие дни, недели и месяцы; и душа освободится от заблуждений мысли, гнева и жажды желаний и отвратится от них в полном раскаянии как в мысли, так и в действии. А если он не может очиститься от греховных мыслей, владеющих им слишком сильно и коренящихся в памяти еще со дней молодости от слышанных песен, рассказов и прочего, то он очистится от содеянного действием и будет молить о прощении ему этих мыслей, обязавшись не возвращаться к ним ни на словах, ни тем более на деле, как сказано: "Что в мыслях моих, уста да не преступят". И пост в тот день почти уподобляет его ангелам, ибо он кончает этот пост в смирении и раскаянии, стоя и преклоняя колени, молясь и воспевая хвалу. Все его телесные силы воздерживаются от естественного и заняты только б-жествен-ными заповедями, как будто нет уже в нем животного естества. Таким должен быть пост у набожного: он заставляет страдать свое зрение, слух и язык и занимает их только тем, что приближает к Б-гу. Так же он поступает и с внутренними силами: воображением, мыслью и тому подобным. И ко всему этому присоединяет всем известные добрые дела.
* Помимо ежегодного дня покаяния Йом Кипур, существует малый Йом Капур перед началом каждого месяца, предназначенный для покаяния и очищения от грехов.
Сказал Кузари: Какие это всем известные дела?
Сказал р а б б и: То, что велит обычай, закон и разум, всем известно, а б-жественные дела, которые в довершение к тому особо требуются от народа "Б-га живого" и ради которых Он правит этим народом, становятся известны лишь после того, как они сообщены Б-гом и подробно объяснены. И даже в тех действиях, какие мы совершаем по велению обычая и разума, мы не знаем пределов. Мы знаем, что должно быть смирение, что следует предавать страданиям душу, чтобы подчинить и смирить ее, знаем, что обманывать дурно, что дурно непристойно вести себя с женщинами, что физическая близость недопустима при некоторых степенях родства, что следует почитать родителей и многое тому подобное. Но границы всего этого известны лишь Б-гу, да будет Он благословен. А б-жественное наш разум не может ни постичь, ни отрицать, и все это следует принять, как больной принимает лекарство и советы врача. Возьми как пример обрезание, к этому не принуждает логика, и жизнь общества от этого не зависит, но уже Авраам его принял, несмотря на трудность его выполнения и свой возраст, - а ему тогда было около ста лет, — но он сделал обрезание себе и своим детям, и оно стало знаком союза и приверженности его и его потомства к Б-жественному влиянию, как сказано: "И Я заключу союз Свой с тобою и твоими потомками, которые последуют за тобой".
Сказал К у з а р и: Вы действительно приняли эту заповедь, как должно, и исполняете ее с великим усердием, и благословения, связанные с ней, вы произносите, собираясь публично, и упоминаете в них смысл и корни этой заповеди. Мусульмане и персы пытались вам подражать, но им это удалось только в страдании, а не в радости, связанной с этой заповедью. Радости удостаивается лишь тот, кто помнит о причине, ради которой он терпит.
Сказал р а б б и: И многое другое, в чем мусульмане и персы пытались нам подражать, также им не удалось. Ты знаешь, что вместо субботы они установили другой день отдыха. Они способны походить на нас не больше, чем изображение — на живого человека.
Сказал К у з а р и: Я думал уже о вашем положении и нашел, что есть тайна в том, что Б-г печется о вашем сохранении. Субботы и праздники, которые Он вам дал, сохранили ваш образ и характер. Ведь другие народы поделили бы вас между собою, захватили бы вас и поработили, привлекаемые вашей разумностью и ясностью суждения. Они даже в воинов превратили бы вас, если бы не субботние и праздничные дни, которые вы соблюдаете с необычайной верностью, ибо они даны вам Б-гом и обоснования их чрезвычайно важны: "память о днях сотворения", "память об исходе из Египта", "память о даровании Торы". И все это — Б-жественные веления, и вы обязаны им следовать. И если бы не они, никто из вас не надел бы чистой одежды и не пришел бы в место собраний, чтобы вспомнить это Учение, - - слишком уж плачевно наше положение в нескончаемом изгнании. Если бы не они, вы не знали бы удовольствия ни одного дня в вашей жизни, а так шестую часть* ее вы проводите в телесном и душевном покое, таком покое, о котором и короли не могут мечтать, ибо они и в покойный день неспокойны - - ведь при малейшей нужде сделать что-нибудь или куда-нибудь поехать, они сделают и поедут в тот же день, поэтому душа их не находит себе полного покоя. Если бы не эти дни, все ваше добро досталось бы другим, потому что оно — достояние поработителей. То, что вы расходуете в эти дни, вновь для вас приобретено и в будущей жизни, так как это расходы во имя неба.
* Если кроме суббот учесть и праздники, дни покоя и святости составят шестую часть жизни еврея.
Сказал р а б б и: Набожный соблюдает эти Б-жественные веления — обрезание, субботу, праздники и все связанные с ними законы, заповеданные Б-гом. Он остерегается безнравственности, смешения разных видов растений, одежд, животных*, соблюдает седьмой год и пятидесятый, не приемлет идолопоклонства и всего, что может быть с ним связано, избегает размышлений о скрытом от разума, за исключением учения пророков, пророчества с помощью урим и тумим и истинных сновидений, он не слушает знахарей, астрологов, аугуров и некромантов. Он избегает соприкосновения с менструирующей женщиной, избегает нечистых животных и не прикасается к ним, не приближается к прокаженным. Он не ест крови и нутряного жира, потому что они — часть жертвы. Он исполняет все, что должен исполнить за каждый грех, вольно или невольно совершенный, и приносит за них искупительные жертвы. Кроме того, он должен выкупать первенцев, должен приносить в жертву первородных детенышей скота, совершать жертвоприношение при каждом рождении ребенка, а также при появлении у него выделений или проказы**. Он соблюдает маасер ришон, маасер шейни и маасер они и приносит обязательную жертву в праздники, соблюдает все предписания пасхальной жертвы и связанные с ней законы, так как это — жертва Всевышнему, обязывающая каждого сына Израиля. Он соблюдает праздник Сукот, законы благословения
* Запрещается смешивать различные виды растений, сеять их на близком расстоянии друг от друга, создавать гибриды из совершенно разных видов животных. Запрещается также носить одежду, в которой есть и шерстяные и льняные нити. ** С момента заболевания проказой человек считается нечистым, поэтому после выздоровлениия он должен совершить омовение и принести жертву, так же как и после поллюции.
с ветвями лулава* и слушает звуки шофара**, соблюдает все, что касается святости и чистоты сосудов, используемых для этих приношений и жертв. Он освящает и очищает себя, соблюдает законы, предписывающие оставлять несжатыми края полей и не прикасаться к плодам деревьев, не достигших трехлетнего возраста, а на четвертый год привозит плоды этих деревьев в Иерусалим. Он соблюдает все, что заповедано Б-гом, так что может сказать с полным основанием: "Не отступил я от заповедей Твоих и не забыл". Следует назвать также жертвы, приносимые по обету и по собственному желанию, жертвы всесожжения и те, что связаны с обетом воздержания. Все перечисленное и подобное ему — это б-ожественные предписания, а венцом всего является служба священников в Храме. Предписания, необходимые обществу, — не убивать, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, почитать отца и мать, любить ближнего своего, любить пришельца, не отрицать истину и не лгать друг другу, не давать денег в рост и не брать проценты, следить, чтобы вес и мера были точными, оставлять несобранными упавшие в поле колосья, виноград, часть плодов на деревьях и тому подобное. Предписания, доступные спекулятивному разуму: "Я — Всевышний, твой Б-г", "Да не будет у тебя иных богов", "Не произноси имени Всевышнего,
* В праздник Сукот произносят особое благословение, держа в руках связанные вместе ветки растений четырех видов.Одно из них — лулав , пальмовая ветвь. ** В праздник Рош Гашана трубят в рог, называемый шо-фар. Звуки шофара побуждают к покаянию, и каждый еврей обязан в этот день слышать звуки шофара.
Б-га твоего, всуе". Сюда же следует присовокупить истины веры, которым учит Тора: что Он, благословенный, знает сердца людей и тем более — их дела и слова, что Он воздает за добро и зло, ибо "глаза Всевышнего просматривают всю землю". Набожный ничего не начинает — ни делать, ни думать, ни говорить — пока не уверует в то, что есть Видящий, Наблюдающий за ним, Воздающий за добро и за зло, Спрашивающий с него за все прегрешения в его делах и словах. Идет ли он или сидит, он полон трепета и страха и стыдится своих дел. Он пребывает в радости, душа его ликует лишь тогда, когда он служит Б-гу, и он рад трудностям в служении Ему, как будто он для Него что-то сделал. И вообще он верит и принимает сказанное: "Помни о трех вещах, и ты не допустишь греха; знай, что над тобой глаз видящий и ухо слышащее, и все твои дела записываются в книгу". Он помнит слова Давида: "Неужели не слышит сотворивший ухо или не видит сотворивший глаз?" и повторяет слова псалма: "Всевышний, проверь меня и узнаешь". Он размышляет о том, что все его члены устроены Мудростью, Порядком и Мерой, и видит, что они подчиняются его воле, хотя и не знает, какой из них привести в движение. И если, например, он захочет встать, все члены его оказываются послушными помощниками — и уже подняли тело, а он не чувствует, какой из них это сделал. И так же, когда он захочет пойти, или сесть, или принять какое-нибудь другое положение. Об этом сказано: "Ты знаешь, как я сижу и как встаю... путь мой и ночлег окружаешь Ты, и все стези мои Ты изучил". Еще тоньше органы речи. Ребенок, как ты видишь, говорит так, он слышит, но он не знает, с помощью каких органом, нервов или связок следует говорить. Такова же роль органов дыхания в пении. Люди, подражая друг другу, воспроизводят пение и не знают, как ими это делают: будто Творец создает звучание и предоставляет им, как только это понадобится. Так и есть на самом деле или очень близко к этому. Нельзя представить себе сотворение подобным искусству ремесленника. Ремесленник строит жернова и удаляется, а жернова делают то, для чего они созданы. Так Творец, благословен Он, создает органы тела, сообщает им определенные свойства и каждое мгновение поддерживает их, и если представить на минуту, что Его Провидение перестало действовать и управлять, в тот же миг прекратится существование всего мира. И когда набожный представит себе, как происходят все его движения, может ли он не отнести источник их к Б-гу, который вначале создал их, а теперь посто-янно дает им жизнь и приводит их к совершенству? И он чувствует, будто с ним Шехина и ангелы могут сопровождать его, и если он продолжит набожную жизнь и поселится там, где дблжно быть Шехине, они будут с ним, и он узрит их воочию, а это — ступень, предшествующая пророческой. Великие из Мудрецов в период второго Храма видели явления и слышали голос, и эта ступень, подобающая набожным, а выше нее — ступень пророческая. Почитая Б-жественное Присутствие, сопровождающее его, он ощутит себя как раб перед Г-сподином, который сотворил его, творит с ним добро и наблюдает за ним, чтобы его вознаградить или покарать. Тебя не должно удивлять благословение, которое он произносит перед тем, как входит в отхожее место: "С вашего позволения, почитаемые святые... с уважением к Присутствию", а когда выходит — благословение "Мудро сотворивший человека". Как замечательны слова этого благословения и как точны они для того, кто видит его оком истины именно потому, что оно начинается упоминанием о мудрости и кончается словами: "Исцеляющий всякую плоть и творящий удивительное". Оно говорит о чудесах, сотворенных Им в живом, о силах, удаляющих из него то, что вредит, и поддерживающих жизнь. Под словом "жизнь" здесь имеется в виду все живое. И так набожный связывает свою мысль с Б-жественным влиянием с помощью различных знаков-заповедей, некоторые из которых переданы в письменной Торе, а другие — в устной. Он возлагает тефиллин на голову там, где мысль и память, и протягивает ремень от тефиллин на руку, чтобы постоянно его видеть. Ручные тефиллин он возлагает у источника сил, то есть около сердца, цицит носит, чтобы его чувства не досаждали ему напоминанием о делах этого мира, как сказано: "И да не последуете сердцу вашему и глазам". А в тефиллин написано о единстве Б-га, воздаянии, каре и о памяти об исходе из Египта, ибо все это неопровержимая очевидность — Б-жест-венное действие связано с сотворенными, руководит ими и знает об их делах. И опять же, испытав чувственное удовольствие посредством всех органов чувств, он за каждое возносит Б-гу благодарение, и традиция учит, что благодарений, которые обязан произносить еврей в течение дня, не менее ста, в их числе и те, которые известны нам из молитв, а кроме того, он произносит благословения при вдыхании ароматов, еде, наслаждаясь услышанным и увиденным. И чем больше этих благословений, тем ближе он к Б-гу, как сказал Давид: "Уста мои будут рассказывать о справедливости Твоей и Твоей помощи целый день, ибо неведома мне их величина", то есть любое количество славословий Твоего величия не объемлет, я же прославлю Тебя во все дни и никогда не устану. Исполнение этих заповедей несомненно вселяет в душу любовь к Б-гу и страх перед Ним, но только тогда, когда при этом сохраняется мера, указанная в Торе: чтобы радость по субботам и праздникам не обратилась и такое веселье, которое сводится к пустому смеху, дурным страстям, безделью и нежеланию совершать молитву в предназначенное для нее время, а страх чтобы не вызывал отчаяния, когда человек теряет надежду на прощение и снисхождение и все дни свои пребывает в страхе, и этим он нарушает веление Б-га, заповедавшего нам радость, как сказано: "И возрадуешься всякому добру, которое тебе даровал Всевышний, Б-г твой". Этим уменьшится и его восхваление Б-га, ибо оно следует за ощущением радости, и будет, как сказано,36 "За то, что ты не служил Всевышнему, Б-гу твоему, в радости и доброте сердечной... будешь служить врагам твоим". Ревностность при назидании заблудших и в диспутах не должна доводить до гнева и сведения счетов, чтобы душа не утратила чистоту, обретенную в молитве. Сердце набожного спокойно, ибо он принимает все, что ему уготовано Б-гом, и этот покой — его щит и убежище от бед и несчастий, происходящих в мире. Душа находит покой при виде справедливости, с какой Б-г создает жизнь, питает ее и мудро управляет ею — так, что детали этого ум не постигает, но постигает общее, наблюдая гармонию в созданном и чудеса, а они свидетельствуют о Мудром, Доброжелательном, Всезнающем и Всемогущем Творце, который и малому и великому дарует все необходимое — незримые и зримые чувства, дух, члены тела и органы, соответствующие духу: гиене он дает смелость и органы нападения и поражения жертвы, а зайцу и оленю — органы бегства и страх. И тот, кто размышляет о создании органов и их пользе и связи с духом, увидит во всем этом и справедливость и мудрьй порядок, так что в сердце его не останется сомнений в справедливости Создателя. И если демон мысли начнет говорить ему, что причиняется зло тем, что заяц служит пищей гиене, а муха -пауку, разум посрамит его, ибо как мог он приписать зло Мудрому, справедливость которого ясна, и ясно также то, что несправедливость не нужна Ему. Если бы поедание зайцев гиенами, а мух пауками было бы явлением случайным, я бы его обсудил с точки зрения случайности, однако я вижу, что Мудрый, Правящий и Справедливый дал льву все необходимое для охоты -- смелость, силу, зубы, когти, а пауку дал особое умение ткать паутину, как одежду, — хотя он никогда этому не учился, — чтобы плести сети для мухи, ему даны и соответствующие органы, чтобы он мог выполнить эту работу, дана ему и муха для его пропитания, так же как и многие рыбы даны в пищу другим рыбам. И что же я скажу? Скажу, что это — мудрость, для меня непостижимая, и признаю справедливость Того, о Ком сказано: "Совершенны дела Создателя". Тот же, в ком душа успокоилась, почувствует себя так, как рассказывают о Нахуме, прозванном Гам зо (это также), — всякий раз, когда с ним случа-лось какое-нибудь несчастье, он говорил: это также к добру, — и жизнь его станет неизменно приятной, в несчастье ему будет легче, а возможно, что он и рад будет ему, сознавая собственную греховность, и как заплативший долг он почувствует облегчение и рад будет воздаянию, его ожидающему. Обрадуется он и тому, что по его примеру люди научатся терпеть и соглашаться с волей Б-га, как и прославлять Имя и Славу Его, которые во всем этом раскрываются. И так же как к личным невзгодам, он отнесется и к общему несчастью, когда возникнут в нем смятенные мысли о длительности изгнания, рассеянии народа, его бедности и немногочисленности, сначала он утешится мыслью о спра-ведливости Б-жественного суда, как я уже сказал, а затем сознанием того, что страдания очищают от грехов, и ожиданием вознаграждения в мире грядущем и раскрытия в мире Б-жественного влияния. И если демон вновь вызовет в нем отчаяние и скажет: "Оживут ли кости эти?", ибо забыты мы народами и память о нас исчезает — "Высохли кости наши, погибла надежда и суждена нам гибель", он вспомнит исход из Египта и слова молитвы: "Сколько добрых дел сотворил для нас Всевышний", и возвращение народа к прежнему благополучию не покажется ему невозможным, даже если останется только один евреи, как сказано: страшись, червь Яакова", а ведь что остается от ставшего червем в могиле?
|