Воскресенье, 2024.05.05, 16:01

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Библиотека "Пиркей АВОТ" = Еврейская МУДРОСТЬ » Егуда А-Леви "КУЗАРИ"

Йегуда Ибн ГаЛеви "Кузари" ---------- на русском языке (глава II (часть 3))
Сказал   Кузари:  Пока мне довольно сказанного. Я хочу, чтобы ты объяснил мне то, что я читал о жертвоприношениях. Разум восстает против таких выражений,  как "Моя жертва", "Мой хлеб, сжигаемый в  огне  Моем", "Аромат благовония, которым Я наслаждаюсь". Как будто жертва, хлеб и   благовония   предназначены   для   удовольствия Всевышнего.

   Сказал  р а б б и: Выражение "в огне Моем" все объясняет. Б-г говорит: жертва, хлеб и благовония, предназначенные Мне, предаются Моему огню, то есть огонь, повинуясь слову Б-га, сжигает жертвы, а некоторые части их предназначаются в пищу священникам.   Смысл  всего   этого   —   установить такой   порядок,   чтобы в   Храме  возможно  было пребывание Царя — не пространственное присутст-вие, а воцарение Его Величия. Чтобы лучше это понять, сравни Б-жественное влияние с разумной душой, пребывающей в теле. Душа поселяется в естественном животном теле, когда элементы и нем становятся равновесными, а высшие и низшие силы достигают соотношений, соответствующих более высокой ступени, чем ступень животно-го, — тогда тело достойно того, чтобы разум поселился в нем и в нем царил. И разум наставляет и направляет действия тела и находится в единении с ним, пока эти соотношения в теле сохраняются. Если же они нарушаются, разум покидает его. Простодушный мнит, что разум нуждается в пище, питье и благовониях, потому что видит, что присутствие разума связано с ними, когда же их нет, нет и его. Однако это неверно. Б-жественное действие дает благо каждому, кто стремится к добру. Когда нечто достигает необходимых внутренних соотношений и готово принять Его руководство, Он не преминет излучить на него свет, мудрость и знание. Когда же эти соотношения нарушаются, нечто, утратившее гармонию, не получает света и гибнет. Но Б-жественное действие выше того,чтобы Его могли коснуться перемена или ущерб.
Все виды службы в Храме — Б-гослужения, жертвоприношения, курение, и песнопение, и пища, и питье — происходят в такой наивысшей степени чистоты и святости, что они названы "службой Б-жьей", "хлебом Б-жьим" и тому подобным. Эти названия показывают, что Б-г желает надлежащей гармонии в жизни народа и священнослужителей и что Он как бы принимает их дары и пребывает среди них для их славы. Сам же Он высок и свят и не испытывает удовольствия от их пищи и пир­шеств, но эта пища питает их души, подобно пище­варению в желудке и печени, когда оно протекает нормально: наиболее тонкая часть пищи достигает сердца, а тончайшая из тончайшей достигает духа, и сердце, дух и мозг укрепляются силой этой пищи, а вместе с ними и органы пищеварения и все осталь­ные части тела укрепляются жизненной силой, при­текающей к ним через артерии, нервы и сосуды. И все это для того, чтобы создать такое совершен­ное соответствие элементов, при котором тело способно принять разумную говорящую душу, представляющую собой особую сущность, близкую (по своей природе) к сущности ангелов, о которых сказано: "их жилище раздельно с плотью", — и тогда душа пребудет в теле не пространственным пребыванием, а воцаряясь в нем и управляя. Но душа не получает от этой пищи удовольствия, ибо она выше него. Б-жественное пребывает лишь в той душе, которая приняла разум, душа же соединяется только с духом естественного тепла, он же должен быть связан с определенным местом, как пламя с концом фитиля, — и сердце подобно фитилю. Но сердце нуждается в притоке крови, а кровь образуется в результате работы пищеварительных органов — и потому необходимы желудок, печень и связанные с ними органы. Сердце нуждается также в легких, полости горла и носа, в диафрагме и в мускулах, которые приводят в движение муску­латуру груди, управляющую дыханием, чтобы уме­рить температуру сердца поступающим в него воз­духом и выходящим из него паром. Чтобы удалить
то, что остается от переваренной пищи, тело нуж-дается в органах, выводящих кал и мочу. И в нем есть все, о чем мы упомянули. Человек должен также передвигать свое тело с места на место, чтобы достигать того, что ему нужно, и отдаляться от того, что вредит. Нужны члены, которые придвигали бы необходимое и отдаляли ненужное, то есть нужны руки и ноги. Он нуждается в советниках, которые бы напоминали ему, чего следует опасаться и чего ожидать, — и это пять явных и скрытых способно­стей восприятий, вместилище которых в голове, куда они увлекаются под влиянием сердца. Все и теле достигает гармонии, когда ощущения возвра­щаются в сердце, первое вместилище души, и управляются им. То, что происходит в мозге, — вторичное явление под воздействием сердца. И по­добно этому действует Б-жественная жизненная сила, как сказал Иегошуа: "По сему вы узнаете, что среди вас живет Б-г". Огонь действует под влия­нием Б-жественного Желания, когда Б-г благоволит к народу, и действие его означает, что их дары и приношения приняты Им. Ибо огонь — наиболее тонкое и возвышенное из всех телесных явлений под сферой луны. Вещественная основа возникно­вения огня — жир и дымность жертв, дым облака курений и масла, что соответствует его природе, так как он возникает только в жире и маслах, так же как естественное тепло возникает только в тон­чайшей жировой части крови. И повелел Всевышний, благословенно Его Имя, воздвигнуть алтарь всесож­жении, алтарь курений и менору, а затем повелел всесожжительные жертвы, курение ароматов, мас­ло светильника и масло помазания. Только алтарь всесожжения служит для явно видимого огня, а золотой алтарь (курений) — для огня бо­лее тонкой и легкой природы. Еще тоньше и лег­че огонь меноры, и с ним связаны свет мудрости и познания, а стол хлебов предложения связан с материальными благами, как сказали Мудрецы*: "Кто хочет умудриться, да обратится к югу, кто хочет обогатиться, да обратится к северу" *. Вся служба обращена к Ковчегу Завета и к херувимам, которые играют роль сердца и легких над ним. Для службы нужны сосуды и вспомогательные орудия, как киор для омовения рук и ног и подножие для него, щипцы для светильника, сосуды для золы, миски, ложки, подставка для хлебов предложения, котлы для варки, вилки и прочее. Нужно место для них — храм, внутренний шатер и его покрытие, и для сохранения всего — храмовый двор и его принадлежности. Необходимы были люди, которым все это было бы поручено, и Всевышний избрал левитов, которые были к Нему ближе всех, особен­но со времени золотого тельца, когда о них написа­но  : "И собрались к нему все сыновья Леви"**, и среди них избрал Он самого достойного — Элеазара Гакогена, поручив ему наиболее возвышенные и тонкие предметы службы, как написано: "А Элиазару, сыну священника Аарона, поручаются масло помазания, ароматы для курения, постоянное


* В южной части храмового зала, где совершались жертво­приношения, находилась менора, а в его северной части — стол с хлебами предложения.

** Когда Моисей в первый раз спустился со скрижалями с горы Синай и увидел, что народ поклоняется золотому тельцу, он призвал к себе всех, кто в этом не участвовал, — "И собрались к нему все сыновья Леви".

полуденное приношение и масло светильника , — вес, с чем связан самый чистый и тонкий огонь, и свет мудрости и познания, а через урим и тумим* — и свет пророчества. И самым достойным мосле него левитам, сыновьям Кегата, было пору­чено нести** то, что соответствует внутренним органам, — ковчег, стол хлебов предложения, менору, и алтари, и священные орудия для их об­служивания. О сыновьях Кегата написано: : "Так как на них возложена священная служба — на пле­чах понесут", как внутренние органы, не имею­щие костей, которые бы их поддерживали, держат­ся духовной силой. Тем же, кто ниже по достоинству, сыновьям Гершона, было поручено нести то, что соответствует внешним мягким частям тела, — по­лотнища храмового шатра и передвижной ковчег, его покровы, покров из шкур зверя тахаш и зана­вес. Следующим по достоинству, сыновьям Мерари, было поручено нести то, что соответствует твердым частям тела, — крючья, доски, засовы, столбы и под­ножия для досок. Две последние группы пользова­лись повозками, как сказано: "Две повозки сы­новьям Гершона и четыре — сыновьям Мерари, в соответствии с их службой". Все это отвечает порядку и природе Б-жественной мудрости. Я не утверждаю, сохрани меня Б-г, что Б-жественный за­мысел в этой службе такой, каким я его описал, но что чудеснее и возвышеннее любого описания — это Тора, дарованная Б-гом, благословенно Его Имя, и тот, кто принял ее полностью, не мудрствуя, тот выше мудрствующего и исследующего. Для того же, кто отдалился от этой великой ступени и склонен к исследованию, лучше основать свои выводы на том, что есть истинного в естественной мудрости, чем предаваться дурным суждениям и гибельным сомнениям.

*   С помощью урим  и тумим  первосвященник вопрошает Б-га в важных случаях.
 *   При переходе пустыни.

   Сказал   К у з а р и:   Ты привел мне, рабби, поразительные сравнения, но я еще не слышал, с чем можно сравнить голову и чувства, а также масло помазания.

   Сказал   рабби:  Корень мудрости — десять заповедей -- заключен в Ковчеге Завета, который играет роль сердца, а все заповеди, из них вытекающие, — в свитке Торы, хранящемся возле него, как сказано :  "И положите его возле Ковчега Завета Всевышнего".  Здесь  источник двух  мудростей -мудрости Торы, носителями которой являются священнослужители, и пророческой мудрости, ее носители — пророки. И они как бы советники: наставляют   и   предостерегают   народ  и   напоминают   ему. Они — голова народа.

   Сказал   К у з а р и:   В таком случае теперь вы     тело без головы и сердца.

   Сказал  рабби: Так и есть, как ты сказал Даже   не тело, кости разбросанные — как те высохшие кости, которые видел Иехезкиель. И все же хазарский царь, кости, в которых хранится остаток естественной жизни и которые когда-то обладали головой и сердцем, духом, душой и разумом, лучше побеленных и размалеванных каменных тел, у которых есть голова, глаза, уши и все члены, но в которых никогда не было живого духа, и невозможно, чтовы он в них был, — изваяния, похожие на людей, но не люди.

 Сказал   Кузари:    Да, это именно так, как ты сказал.


 Сказал  рабби:  Языческие народы, желавшие уподобиться народу живому, не смогли достичь большего, чем внешнего уподобления. Они воздвигли Б-гу дома, но там не было никаких признаков Его присутствия, они становились отшельниками и монахами, чтобы на них снизошел дух пророчества, но он им не являлся.  Они совращались, гневили, преступали, но не поразил их небесный огонь или внезапный мор как явный знак кары Всевышнего. И если бывает поражено их сердце — храмы, в которых они поклоняются, — их положение не изменяется. Оно изменяется в зависимости от большей или меньшей их многочисленности, силы или слабости, раздробленности или сплоченности или вследствие природных  и   случайных  причин.   Мы  же  терпим поражение,  когда  поражено  наше  сердце — наш Храм. И когда оно излечится, излечимся и мы. Много нас или мало, каково бы ни было наше положение, Б-г Живой, Творец наш, всегда нами правит и поддерживает нас в том положении, в каком мы сейчас  находимся,   —  в  рассеянии  и в  изгнании.

    Сказал   К у з а р и:   Да, это верно. Трудно себе представить, чтобы какой-нибудь народ, оказавшись в изгнании, не стал другим, а тем более в течение столь длительного времени, когда столько народов бесследно исчезло — эдомиты, моавитяне и сыны Аммона, арамейцы, филистимляне и халдеи, мидийцы, персы, сыны Кеторы, сабейцы и многие другие.

Сказал р а б б и: Не думай, что, согласившись с тобой, я признал, что мы подобны неживому телу. Мы связаны с Б-жественным действием — заповедями, которые Б-г дал нам как знак Своего Союза с нами: заповедь обрезания, о котором сказано : "И будет Мой Союз в телах ваших навечно", суббота, о которой сказано: "Ибо она — знак Союза между Мною и вами на все поколения". Был союз с праотцами и союз, заключенный при принятии Торы, которым Б-г соединился с нами в первый раз в Хореве, а во второй — в пустыне Моава, союз, с которым связаны воздаяние и кара, упомянутые в главе, начинающейся словами: "Когда породишь сыновей", в песне Моисея, а также в других местах. Мы не в положении мертвого, а в положении чахоточного больного, от которого все врачи отказались, и он ожидает чуда и изменения обычного хода природы, как сказано: "Оживут ли эти кости" и как в стихе "Вот умудрится раб Мой" говорится: "Нет в нем ни красоты, ни великолепия" , "Подобен он человеку, от которого скрывают лицо", то есть он в положении человека, который так необычно плохо выглядит, что прекраснодушный не смотрит на него и отворачивает лицо, как от чего-то грязного. Он "презренный и слабосильный, муж страдания, известный своей болезненностью".

  Сказал К у з а р и: Как могут быть отнесены ни слова к  народу  Израиля,  если написано: "Ведь наши болезни он претерпевал"? Однако народ Изаиля страдает только за свои собственные грехи.

   Сказал  р а б б и:   По отношению к другим народам народ Израиля как сердце по отношению к остальным частям тела104. Он более всех раним и более всех жизнеспособен
.

    Сказал   К у з а р и:   Объясни мне это подробнее.

   Сказал р а б б и: Сердце постоянно находится  в болезненном состоянии, его все время поражают заботы, страдания и страх, укор, ненависть, любовь, опасность. Его темперамент постоянно изменяется в зависимости от климатических перемен и колеблется между избытком и недостаточностью. Дурная пища, напитки, движение, заботы, сон и пробуждение — все на него влияет, в то время как остальные органы остаются в покое.

   Сказал  К у з а р и:   Мне стало понятно, каким образом сердце более ранимо, чем все остальные органы. Объясни, каким образом оно жизнеспособнее их.

   Сказал р а б б и: Разве в нем могут скопиться дурные материи, может быть в нем воспаление, рак, нарыв или язва, паралич или ослабление, как это случается в иных частях тела?

   Сказал К у з а р и:  Нет, этого быть не может, ибо при малейшем присутствии чего-нибудь подобного должна наступить смерть. Сердце обладает тончайшей чувствительностью из-за чистоты и сильной циркуляции в нем крови. Оно ощущает малейшее приближение чего-либо,  что  может  повредить, и отдаляет это от себя, пока только есть силы. Другие же органы не так чувствительны, поэтому дурные материи скапливаются в них, пока это не приводит к болезни.

   Сказал   р а б б и:   Таким образом, чувствительность и  ранимость  сердца навлекают на него множество болезней, и они же служат причиной того, что болезни получают отпор, как только приближаются к сердцу, то есть прежде, чем они могут развиться в нем.

  Сказал К у з а р и: Правильно.


     Сказал   р а б б и:   Б-жественное действие имеет к нам такое же отношение, как душа к сердцу. Поэтому Всевышний сказал: "Только вас Я знаю из всех семей на земле и потому покараю вас (за все ваши грехи)". Это и есть болезни. А о здоровье Мудрецы сказали : "Прощает грехи Своего народа Израиля, первых первыми поражая". Всевышний не дает грехам задерживаться в нас, чтобы они могли погубить, как это сделал Он с аморитянами, сказав, что аморитянин и по сей день не расплатился за грех. Б-г допустил, чтобы в нем развилась болезнь его грехов и довела до смерти. И по добно тому как сердце чисто и уравновешенно в корне и сущности своей и потому способно соединиться с живой душой, так и народ Израиля в силу корня и сущности своей соединяется с Б-жествен-ым действием. И как сердцу передаются болезни остальных частей тела от жажды печени, желудка и яичек из-за дурного состава элементов в них, так передаются болезни народу Израиля при уподобле-нии его другим народам, как сказано' : "И смещаются с народами, и научатся их делам*, и пусть тебя не удивляет, что написано: "Ведь наши болезни он претерпевал", и то, что именно мы в бедственном положении, а весь мир спокоен. Несчастья возвращают нас к Торе, очищают нас, удаляют грязь, а через очищение и исправление нашего народа Б-же-ственное действие получает возможность вступить в мир. Известно, что элементы были созданы для того, чтобы из них образовались металлы, растительность живое, затем человек, а после него — избранники человечества. Все было сотворено ради избранных, чтобы Б-жественное действие могло с ними соединиться. Избранные же были созданы ради лучщих из них, таких, как пророки и великие праведники. Те же  ступени  мы видим в молитве :  "Пошли страх   Твой,   Всевышний   Б-же,  на все творения Твои", "Пошли славу народу Твоему", а после этого "праведные узрят и возрадуются", ибо они избранные из избранных.

   Сказал Кузари: Ты приводил объяснения и сравнения и объяснял и сравнивал очень удачно.Но из всего этого следует, что у вас должно быть больше отшельников и монахов, чем у других народов.

  Сказал  р а б б и:   Сожалею, что ты забыл те основы,  о которых я говорил и которые ты уже признал.  Мы установили, что к Б-гу невозможно приблизиться иначе, как через действия, Им же заповеданные. Неужели ты думаешь, что к Нему приближают только униженность, смирение и тому подобные чувства?

  Сказал   К у з а р и: Да, и в этом есть истина. Так я думаю и так читал в ваших книгах. Сказано: "Чего Всевышний Б-г твой ожидает от Своего народа,  как не страха Б-жьего",  "Чего Всевышний требует от тебя, как не справедливости, любви и милосердия" и многое еще.


  Сказал р а б б и   Все это — законы, основанные на разумном. Это — введение в Тору, советы, которые  по ходу естественной причинности и по времени предшествуют Б-жественному Учению. Без них невозможна жизнь любого человеческого общества. Даже разбойники не могут не принять в своем кругу какие-то принципы справедливости, их общество без них не сохранилось бы. Когда народ Израиля в своей строптивости дошел до того, что стал нарушать разумное и принятое у людей, без чего не может обойтись никакое общество — как не может обойтись отдельный человек без естественных отправлений, пищи и питья, движения и покоя, сна и пробуждения, — но вместе с тем продолжал приносить, жертвы и выполнять другие Б-жественные законы, предписанные традицией , тогда Б-г потребовал от него меньше: "О если бы вы исполняли то, что исполняют самые низкие из человеческих об-щин, признающие справедливость и путь добра и осознающие благость Творца". Б-жественное Учение может быть осуществлено только после осуществлении того, чему учит обычай и разум. А разум учит признанию справедливости и благодарности Творцу. Если же кто-либо этого не соблюдает, как может он соблюдать приношение жертв, субботу, обрезание и тому подобное, чего разум не в состоянии ни при-нять, ни отвергнуть. Эти предписания даны Израилю как избраннику. Они превышают разумное, и через них Б-жественное действие достигает народа. Сыно-вья Израиля не знали, почему им даны именно такие предписания, так же как не знали, каким образом спустилось к ним величие Б-жие и Б-жествен-ный огонь на жертвоприношения, как слышали сло-во Б-жие и как с ними произошло все то, что произошло, — все это разум не мог бы принять, если бы не присутствие всего народа при явлении на Синае и явная очевидность, отвергнуть которую невозможно. В этом смысле им было сказано: "Чего же Всевышний требует от тебя?", "И всесожжения присовокупи к жертвам твоим" и подобное этому. Возможно ли, чтобы евреи оставались тверды в справедливости и любили милосердие, перестав соблюдать обрезание, субботу, Пасху и все, что им заповедано, и при этом им бы сопутствовала удача?

   Сказал К у з а р и: Нет, этого не может быть, как ты уже говорил. Но все же философы считают, что человек должен быть праведным, и не имеет значения, к какой религии он приблизится — к ев­рейской, христианской или к той, которую сам изобретает. Но мы возвращаемая тем самым к аргу­ментам и рассуждениям разума и к логическим ухищрениям. Так каждый может выбирать то уче­ние, к которому склонно его собственное суждение, а это бессмысленно.


  Сказал  р а б б и:   Учение Моисея не предпи­сывает аскетизма. Оно учит соразмерять, придавать каждой душевной и физической силе соответствую­щее ей значение, не преувеличивая его. Чрезмерное развитие какого-либо одного качества в чем-то ос­лабляет другое. Тот, кто склонен к телесной жажде, оскудевает мыслью, и наоборот Кто рвется к побе­де, теряет в других отношения*- Если человек, уме­ренных страстей, слабосильный и худой, очень мно­го постится, этим ои не служит Б-гу. Он обязан под­держивать здоровье.  И  кто уменьшает свое иму­щество,  не служит  Б-гу.   Если  оно   приобретено честно и без усилий, так, что это его не отвлекало от мудрости и совершения добрых поступков, и тем более, если он многодетен или намеревается употре­бить свое богатство во славу Неба — тогда правиль­нее заботиться об умножении имущества. Одним словом,   наше   Учение  требует   б-гобоязненности, любви и радости. Ты можешь приблизиться к Б-гу любым из этих путей. Смирение во время поста при­ближает не больше, чем радость в субботу и в празд­ники, когда сердце чисто и мысли обращены к Не­му. Так же как в молитве необходимы мысль и углубленность, так они нужны и для того, чтобы сердце радовалось заповедям и Торе. И тогда ты будешь радоваться самой заповеди из любви к За­поведавшему и познаешь, какое благо Он в ней даёт — ты как гость у Его стола и в Его владении — и возблагодаришь Его мысленно и внешне. А если твоя радость воплотится в танце и пении — это слу­жение Всевышнему и причастность к Б-жественному действию. Но и это Тора не отдает на волю вдох­новения, все происходит в рамках традиционных действий, ибо люди не способны установить преде­лы силам души и тела: сколько необходимо покоя и сколько движения. А также сколько времени должна родить земля, сколько времени она должна производить, пока не наступит для нее отдых на седьмой и пятидесятый годы, и что от ее урожая нужно давать десятину и многое другое. Б-г пове­лел субботний покой, отдых в праздники и отдых земли. Все это напоминает об исходе из Египта и о сотворении мира — о двух явлениях, сходных тем, что оба они произошли по воле Б-га, а не случайным или естественным образом. Как сказано: "Спро­си о первых днях, бывших пред тобой", "Слышал ли какой-либо народ глас Б-га", "и испытывал ли его Всевышний?" Уже само соблюдение субботы -признание существования Б-га, признание действи­ем. Тот, кто принял на себя соблюдение субботы, потому что это день завершения творения, несомнен­но уже признал, что мир имел начало, а тот, кто при­знал начальность мира, признал существование Творца, давшего миру начало, — да будет Он бла­гословен . А кто не соблюдает субботы, тем овла­девают мысли об извечности мира, и он не постиг­нет чистой веры в его Создателя. Но если так, то соблюдение субботы гораздо реальнее приближает к Б-гу, чем отшельничество и монашеская жизнь. Смотри, как Б-жественное действие связало себя с Авраамом, а затем с народом избранных. Поднимая их со ступени на ступень в Святой Земле, Б-г заботился о их потомках так, что никто не был потерян, привел их в лучшее из мест, умножил их удивительным образом и наконец посадил в почву, достойную избранных. Он называется Б-гом Авраама и Б-гом Исаака, так же как "Пребывающий с херувимами", "Пребывающий на Сионе", "Пребывающий в Иерусалиме" и, как сказано, "Пребывающий в небесах", ибо свет Его, как и в небе, виден и в этих местах и через тех, кто достоин получить этот свет. Он излучает его на них, и это называется любовью Б-га. Об этой любви мы должны упоминать в устных молитвах, верить в нее и выражать эту веру словами: "Вечной любовью Ты нас возлюбил", чтобы помнить, что начало всего от Него, а не от нас. Так же как, например, говоря о сотворении живого, мы не скажем, что оно сотворило самоё себя, — Б-г сотворил живущих и придал им форму, когда нашел в сотворенном материал, пригодный для создания этой формы. Таким же образом Он дал начало нашему избавлению из Египта, чтобы мы были Его избранным народом, а Он царствовал бы над нами, как Он сказал : "Я Всевышний Б-г ваш, который вас вывел из страны египетской для того, чтобы быть вам Б-гом", и еще : "Израиль, которым Я буду гордиться".

   Сказал   К у з а р и:   Как преувеличенно это звучит. Даже если так сказано для красоты слога,трудно принять утверждение, что Творец гордится плотью.

  Сказал   р а б б и:  А если бы это было сказано о солнце, тебе легче было бы это принять?

   Сказал   К у з а р и: Да, потому что значение его  очень велико. После Творца солнце — причина существования живого. По нему определяются ночь, день и времена года, под его влиянием образуются минералы,   металлы,  растения и животные. В его свете мы видим форму и цвет. Как может сотворение солнца не побудить людей славить Сотворившего его?


   Сказал  р а б б и: Но свет, который светит в сердцах, гораздо тоньше и возвышеннее, чем видимый. Все народы пребывали в слепоте и в заблуждении до появления народа Израиля, за исключением некоторых, о которых мы упоминали. Одни утверждали, что нет Творца, нет в мире сотворенного и творящего и все существующее вечно. Другие считали, что вечна небесная сфера, что она дает начало всему и поклонялись ей. Были и такие, которые считали, что огонь — сущность света, великих действий и чудес, что ему следует поклоняться и что душа и есть огонь. Одни поклонялись солнцу, луне и звездам, изображениям животных — символам небесных созвездий. Другие поклонялись своим царям и мудрецам. Все сходились во мнении, что в мире не наблюдается ничего, выходящего за пределы обычного и естественного. Даже философы, наделенные тонкостью суждения и чистотой мысли и признающие существование Первопричины, в которой нет подобия вещам, склонялись к мысли, что Она не воздействует на мир, а тем более на отдельные его части — Она столь возвышенна, что Ей несвойственно знание частностей, и нельзя предположить, что Она может порождать новые явления. Так было, пока избранная часть человечества не очистилась достаточно для того, чтобы в ней засиял Свет, совершил для нее поразительные чудеса и изменил ее обычаи. Стало очевидным, что есть Властитель, сохраняющий этот мир, дарующий ему гармонию, творящий в нем, знающий малых и великих, воздающий за добро, карающий за зло и направляющий сердца. Все, кто последовал за избранными, не могут обойтись без этих основ, и в наши дни все признают сотворение мира и вечность Сотворившего его. Свидетельство этому — сыны Израиля и все, что ради них и с ними произошло.

   Сказал  К у з а р и: Да, в этом подлинное величие народа, и убедительно оно необыкновенно. И действительно написано : "Чтобы сделать Имя Его вечным", "И ты провозгласишь Его Имя, как в тот день", "Во славу Его Имени и величия"

     Сказал   р а б б и:    Обрати внимание, как Давид  вводит  восхваление  Торы.   Вначале  он поет хвалу солнцу -  "Небеса провозглашают славу Б-гу", воспевает его всеобъемлющий свет, его достоинства,    стройность    движения    и    красоту. И только вслед за этим говорит : "Тора Всевышнего совершенна, оживляет душу". Он хочет сказать, что прежние описания не должны поражать, ибо Тора дает  еще больше света, еще более всеобъемлюща, всем известно ее великолепие, польза и совершенство. А если бы не сыновья Израиля, не было бы Торы. И еще: не они славны Моисеем, а Моисей — ими , ибо Б-жественная любовь была обращена ко всему народу, к потомкам Авраама, Исаака и Иакова, Моисей же был избран для того, чтобы через него они получили благо. Мы не названы народом Моисея, а Б-жьим народом, как сказано: "Они народ Б-жий" , "народ Б-га Авраама". Не в красноречии, слезах и вздохах, не в вознесении торов, не в движениях и не в речах, за которыми но следуют действия, познается закон Б-га, а в чисто-те намерений, которая проявляется в действии, ибо по природе своей человеку действовать тяжело, и все же он действует, движимый желанием или любо-вью. Где бы он ни находился, три раза в год он идет праздновать в то место, которое для этого предназначено. С этим связано много расходов и трудов, но он это делает с величайшим весельем и радостью. Он соблюдает законы о маасер ришон, маасер шей-ни, маасер они и приносит в жертву реайон*, он не пользуется урожаем в седьмой год и пятидесятый, не жалеет расходов на субботу и праздники, отдыхает в эти дни, приносит в Храм первинки полей и первых детенышей скота, отдает священникам их долю, часть шерсти при первой стрижке стада и наш разум и Б-жественное влияние несоизмеримы. Нет смысла искать обоснование этим великим явле­ниям. Я могу сказать только с оговоркой, ибо я не хочу утверждать, что это именно так, — быть может, нечистота проказы и поллюций связана с нечисто­той мертвого тела. Смерть — великая потеря. Часть тела, пораженная проказой, подобна плоти умерше­го, так же как и напрасно излившееся семя. Обла­дая духом естественной жизни, оно способно стать каплей, из которой вырастет человек. Так что это тоже потеря, это противоречит свойству и духу жиз­ни. Такую потерю постичь во всей глубине ее спо­собны только те, кто причастен к тончайшей духов­ности, великие души, ищущие близости к Б-гу в истинных снах или в пророческих видениях. Есть люди,   которые   испытывают  духовное угнетение, пока не очистятся после поллюции, они по опыту знают, что до того их прикосновение вредит таким тонким по своей природе вещам, как жемчуг и ви­но. Большинство же из нас ощущает подавленность вблизи умерших и могил, нашу душу мучает смяте­ние в доме, где находится умерший. Но есть натуры грубые и нечувствительные. То же и в области ра­зумного: кто ищет чистоты души и мысли в подлин­ном познании или душевного очищения в молитве, тому вредит грубая, обильная пища и вино, общест­во женщин,  шумные компании, смех и любовные песни.


 Сказал р а б б и: Я уже тебе говорил, что когда Шехина присутствует в народе так, как душа в  человеческом теле, Она наполняет б-жественной жизнью, светом и сиянием души, тела, одежды и жилища евреев. Когда Шехина отдаляется от народа, грубеет физический облик евреев и краса в них ис-чезает. Когда же Шехина удаляется от некоторых, то и их владениях также видны признаки Ее удаления. Так бывает, когда дух внезапно покидает тело под влиянием страха или забот: вид тела тогда изменяется, а у слабых духом — женщин и детей — тела местами чернеют и зеленеют, когда они выходят по ночам. Это приписывают влиянию злых духов. От вида умерших и убитых могут даже случиться тяжелые телесные и душевные заболевания.
 
* Маасер ришон — часть урожая, которую во времена Храма отдавали священникам. Маасер шейки владелец поля съедал в Иерусалиме. Маасер ани предназначался бедным. Жертва реайон приносилась при посещении Храма в праздники. При первой стрижке стада часть шерсти отдавали левитам. То же при выпечке хлеба — часть первой выпечки отдавали свя­щенникам.


Сказал Кузари: Я вижу, что в вашей Торе заключается все самое тонкое и глубокое из всех мудростей, чего нельзя сказать о других учениях.

 Сказал  раб б и: Члены великого Сангедри-на обязаны были иметь познания во всех науках, как истинных, так и порожденных фантазией или основанных  на взаимном соглашении людей, так что кроме прочего они знали и магию и языки. Но чтобы в Сангедрине всегда было семьдесят таких ученых, необходимо распространение наук в народе, тогда, если не станет одного из них, его сможет заменить другой, ему подобный. А это может быть только в том случае, если все эти знания необ ходимы для исполнения Торы. Естественные знания помогают исполнять законы, касающиеся земледелия: определять, какие виды нельзя смешивать, точно соблюдать седьмой и пятидесятый годы, знать свойства растений и их виды, чтобы сохранить их такими, какими они были сотворены, и не смеши­вать вид с видом. Нужно, например, знать, принад­лежит ли овес к тому же виду, что и ячмень, один ли и тот же вид рожь и пшеница, является ли растение кравтор разновидностью капусты. Необходимо также знать строение корней и их распространение в земле. Нужно знать, какие растения многолетние и  какие  однолетние,  чтобы  определить,  сколько времени земля должна отдыхать между посадками разных видов и какую площадь нужно оставить не­возделанной. Нужно знать животных, чтобы не сме­шивать виды, уметь определить, какие из них ядо­витые, а какие нет. Учение о трефном, которое не­сравнимо    глубже   всего,   написанного   Аристоте­лем о болезненных изменениях в теле животных, дает знание, как уберечься от употребления в пищу мяса животных, которых ожидает смерть. Те немно­гие познания, которые мы сохранили в этой области, поражают разум.  Необходимо также знать, какие физические недостатки не позволяют священникам участвовать в храмовой службе, с какими дефекта­ми животные непригодны для жертвоприношений, и, наконец, необходимо определять женские и муж­ские   выделения   и   длительность   менструального цикла. И во многих этих знаниях человек не может прийти к истине логически, без помощи Б-жественной мудрости. То же в отношении науки о небесных сферах и их вращении. Один из практических результатов  ее —  календарное исчисление,  великое которого общеизвестно, как и то, что оно вошло в жизнь народа, бедного материаль-но, но богатого духовно. Может ли быть иначе? Оста­ток   народа, незаметного среди других из-за его малочисленности, бедного и рассеянного, Тора крепко связывает в единое целое. Разве это неудивительно?
Исчисление времени, которое было принято домомДавида и основано на наблюдении фаз луны, не подвергалось изменениям вот уже более тысячи лет. Для греческих и других систем исчисления потребо-вались поправки и добавления каждые сто лет, но наша система осталась неизменной, ибо в основе её - пророчество. Если бы в ней оказалась неточ-ность  хотя бы в одну минуту, то в наши дни это привело бы к огромному несоответствию между наблюдаемым и вычисленным новолунием. Нет сомнения, что и тогда наши предки знали законы вращения солнца и других звезд. Что касается музыки — подумай, какое значение народ придает пе­нию и игре на инструментах, если он возлагает это па самых достойных, на левитов, песнопения кото­рых звучали в великом Доме в великие моменты. Левиты не должны были заботиться о своих мате­риальных нуждах, ибо получали десятину, и были заняты только музыкой. Это искусство высоко ценится всеми людьми, если им не злоупотребляют и если народ сохраняет благородные корни и чисто­ту своей природы. Первыми в этом искусстве были Давид и Шмуэль. Как ты понимаешь музыку, пра­вильно ее оценили или нет?

   Сказал   К у з а р и:    Несомненно тогда она была на вершине своего совершенства и пробуждала души. Ведь известно, что музыка изменяет душу и переносит ее из одного состояния в противоположное ему. Но то, что было некогда, сегодня невозможно. В музыке больше нет величия, ибо ею занимаются даже прислуга и низкие люди. Она утратила свое величие, так же как и вы.

   Сказал раб б и:  А что ты скажешь о мудрости Соломона? Он говорил о всех премудростях, соединяя б-жественное, разумное и естественное. К нему приезжали с разных концов мира, и от него знания распространялись во многие страны, вплоть до Индии.  Корни и  основы всех премудростей проникли от нас сначала в Вавилон, затем в Персию и Мидию, а позднее в Грецию и Рим. Так как прошло много времени, а знания переходили от одного народа к другому, никто не помнит уже о том, что они заимствованы от евреев, они считаются изобретением греков и римлян. Однако несомненно, что еврейский язык превосходит все другие как сам по себе, так и своей способностью передавать великую мудрость.


Категория: Егуда А-Леви "КУЗАРИ" | Добавил: cipocapa (2009.10.28)
Просмотров: 680 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: