Среда, 2024.07.17, 12:12

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Библиотека "Пиркей АВОТ" = Еврейская МУДРОСТЬ » Егуда А-Леви "КУЗАРИ"

Йегуда Ибн ГаЛеви "Кузари" ---------- на русском языке (глава II (часть 2))
Сказал Кузари: Все это принципы естественного знания, требующие более подробного рассмотрения, но не сейчас. Я спрошу тебя об этом, когда мы вернемся к естественному. Сейчас закончи о свойствах земли Израиля.

 Сказал р а б б и: Предназначение этой земли — исправление всего мира, и прихода колен Израилевых она ожидала со времени разделения языков, как написано: "И тогда Всевышний дал наделы народам". Для Авраама участие в Б-жественном действии и союз с Б-гом стали возможны только после того, как он побывал на этой земле и Б-г заключил с ним "союз между частями"**.
Что ты скажешь о множестве избранных, которые удостоились имени народа Б-жьего на земле, называемой Его наследием ; и о временах, посвященных Б-гу (они никак не установлены, не соответствуют звездам***, не связаны с каким-нибудь учением и названы Его праздниками ; и о законах ритуальной чистоты и о службе в Храме, молитвах и действиях, Им установленных и названных трудами Б-жьими и служением Ему .

 Сказал К у з а р и: При таком порядке вещей было бы естественно, если бы величие Б-га было зримо народу, называемому народом Всевышнего.

 Сказал р а б б и: Но ты видишь, что земля получила субботний цикл. Сказано: "И отдохнет земля", "И земля почиет покоем Всевышнего". Землю эту навеки запрещено продавать, так как написано: "Ибо мне принадлежит эта земля". Знай же, что и субботы и праздники Всевышнего связаны с землей — Его наследием.

 Сказал К у з а р и: Но ведь установление дней недели должно начинаться в Китае, на крайнем востоке населенной земли.

  Сказал р а б б и:  Суббота должна начинаться в Синае, а еще точнее — в Алуше, где впервые была дана манна. Она наступает, когда солнце садится за Синаем, и наступление ее продолжается на запад и далее, огибая земной шар, вплоть до Китая, расположенного на востоке населенной части земли. В Китае суббота начинается на восемнадцать часов позднее, чем в земле Израиля, потому что земля Израиля расположена в центре населенного мира,

* Душа поселяется в эмбрионе, когда его развитие дости­гает ступени человеческого.

** Тора рассказывает, как по велению Б-га Авраам, взяв трех телиц, трех коз, трех баранов, горлицу и голубя (кото­рые должны были символизировать будущие жертвоприно­шения в Храме), рассек их пополам и разложил на земле. С наступлением темноты пламя прошло между ними, и Б-г заключил союз с Авраамом и обещал ему и его потомкам землю Израиля "от реки египетской и до великой реки Евфрат".

***   Подобно языческим дням недели.

на  начальном меридиане, и  когда в  ней заходят солнце, в Китае полночь, а когда в земле Израиля полдень, солнце заходит в Китае. В этом ключ к системе  счисления времени, основанной на разнице и   восемнадцать    часов    солнечного   продвижения между этими точками. В Талмуде сказано  : если новолуние наступило  до полудня, мы знаем, что "Луна станет видимой незадолго до захода солнца.  это связано с землей Израиля, потому что она — место  Торы,   место,  куда в субботнюю ночь был низвержен из  рая  человек. Здесь, после шести дней Творения, начался счет времени, и Адам дал название дням недели и всему, что наполняло землю. Когда людей стало много на земле, они продолжали отсчитывать дни так, как это делал Адам, поэтому в отношении семидневной недели народы не расходятся во мнениях. Ты не можешь мне возразить, ссылаясь на тех, кто считает началом дня полдень на западной окраине населенной земли, когда в земле Израиля солнце заходит. В земле Израиля был сотворен первозданный свет, а затем и солнце Но свет и солнце, засветив, тут же сменились тьмой,  и на земле наступила ночь. Поэтому день принято начинать с предшествующей ему ночи, так как сказано  (в рассказе о сотворении) : "И был вечер,  и  было  утро".  И Тора напоминает:  "От вечера и до вечера храните ваш покой". Нет смысла говорить и об  исследователях неба, называющих мудростью собственные измышления. Они не хотели извратить мудрость, но с тех пор как прекратилось пророчество, они предались исканиям и сочинили много книг, в которых изложили собственные мнения. Они пришли к заключению, что начало дня следует считать от восхода солнца в Китае. Однако это не совсем противоречит Торе. Мудрецы Торы также признают, что день начинается в Китае. Спор в основном заключается в другом: дни недели мы начинаем с предшествующей ночи, и восемнадцать часов должны быть основой в установлении дней недели, так как разница во времени между землей Израиля, где начинается день недели, и местом, где в этот момент солнце в зените, составляет шесть часов. Суббота служит вечной основой исчисления времени с того момента, когда Адам впервые уви­дел заходящее солнце (которое начинало свой путь от крайнего запада) и назвал это время началом субботы, и продолжается она до тех пор, пока в земле Израиля солнце не достигает зенита, то есть через восемнадцать часов, когда в Китае наступает вечер и начинается суббота. Таким образом, Китай является крайней границей вступления субботы. За этой границей земля называется востоком, и только восток — область наступления дней (см. рисунок). Мы неизбежно должны установить некую точку, которая отделяет начало востока от конца запада, и по отношению к земле Израиля здесь — начало населенной земли. Это не только правило Торы, его требует и естественное знание. Ведь нель­зя пользоваться теми же названиями дней на всей земле,'если мы не установим две точки: одна, где день начинает свое название, и другая, которая со­ответствует крайней границе распространения нача­ла этого дня. И эти точки должны быть не просто восточной и западной по отношению друг к другу, но одна из них должна быть абсолютным востоком и другая — абсолютным западом. Без этого мы никогда не могли бы дать название дням, ибо каждая точка экватора была бы одновременно и западной восточной. Китай был бы тогда к востоку от зем-ми Израиля и к западу от антиподов. Антиподы были бы востоком по отношению к Китаю и запа­дом по отношению к западному полушарию, а запад был бы востоком по отношению к антиподам и за­падом по отношению к земле Израиля. Таким обра­зом, не было бы ни подлинного востока, ни подлин­ного запада, ни начала и ни конца и не было бы оп­ределенных названий дней недели. Согласно же при­веденной системе отсчета дней, мы можем дать им названия — и начало их в земле Израиля. Но назва­ниям дней, для того чтобы ими можно было поль­зоваться, отведено некое пространство, ибо нельзя рассматривать каждую точку на земле отдельно




א   -  крайняя точка востока на краю океана.
ב   - крайняя точка запада, также расположенная на краю океана.
ג — земля Израиля, "центр суши". Отсюда начинается отсчет дней недели.
ד — "центр моря".

В одном только Иерусалиме востоков и западов множество. Восток Сионской горы — это не восток Храма, их горизонты в действительности несовместимы, хотя этого и нельзя ощутить. Заметнее разница между Дамаском и Иерусалимом. Нам очевидно, что в Дамаске суббота предшествует иерусалимской субботе, а в Иерусалиме она наступает раньше, чем в Египте. Поэтому мы должны установить некое пространство, в котором на различных меридианах начинается суббота и которое измеряется восемнадцатью часами, не более и не менее. В то время как для жителей одного меридиана наступает суббота, на другом она уже кончилась, и так от одного меридиана к другому, пока не истекают восемнадцать часов с момента, когда на первом из них кончилась суббота, и до той минуты, когда солнце в Иерусалиме достигает зенита. В этот момент кончается день, и больше никто не зовет его субботой, все начинают следующий день. Поэтому в Талмуде сказано : "Если луна родилась до полудня, мы знаем, что ее можно будет видеть незадолго до заката солнца", то есть если месяц родился в Иерусалиме до полудня в субботу, ясно, что он будет виден в эту же субботу незадолго до заката. Ибо название субботы сохраняется на протяжении восемнадцати часов, с момента, когда она кончается в том месте, где впервые была названа суббота, и до того момента, когда солнце достигает зенита над головой жителей земли Израиля по прошествии дня и ночи, и тогда должен быть виден месяц тому, кто в это время находится в восточном конце Китая, и для него в это время наступает субботний вечер. Потому сказали Мудрецы : "Должны пройти ночь и день с момента рождения луны". В это время на всей земле прекращается суббота и начинается воскресенье, хотя в земле Израиля суббота кончилась еще накануне и в это время уже полдень первого дня недели. Это правило принято, чтобы на всю населённую землю могло распространиться название пятницы (или соответственно любого другого дня. И тогда, если вы спросите жителя Китая и жителя запада, в какой день они будут праздновать новый год, оба скажут: в субботу, хотя для первого дня день подходит к концу, а второй, в зависимо-ти  от своего местонахождения по отношению к земле Израиля, лишь начинает праздник, но празднуют они в тот же день недели*.
Таким образом, установление времени наступления субботы Всевышнего и Его праздников зависит от той земли, которая называется Его наследием и многими другими именами: "Священная гора Всевышнего", "Подножие Его, "Врата неба", "Ибо из Сиона выйдет Учение". Ты знаешь, как желали праотцы жить на этой земле, которая была тогда в руках идолопоклонников, как стремились они к ней издалека, как заботились даже о том, что бы их кости были в нее перенесены, — это мы знаем из рассказа о Яакове и Иосифе. Моисей просил Б-га удостоить его вступить в землю Израиля, но ему в этом было отказано, и потрясение его было ужасно. И увидев затем эту землю с вершины горы, Моисей воспринял это как великое милосердие. Многие народы — персы, индусы, греки и другие — просили, чтобы в прославленном Иерусалимском Храме были введены жертвоприношения и молитвы об их благополучии. Сколько сокровищ они присылали в Храм, хотя придерживались иных обычаев, не признаваемых Торой. Они и по сей день почитают то место, где был Храм, хотя присутствие там Шехи-ны уже неощутимо. Все народы приезжают в это место с великим желанием видеть его, только мы, изгнанные и угнетенные, не можем этого сделать. Если перечислить все сказанное нашими Мудрецами об этой чудесной стране, потребовалось бы много времени.


* О том  что дни начинаются в земле Израиля, пишет рабби Зхария Галеви в своем комментарии к Талмуду "Гамаор гакатан". Он считает, что это наиболее соответствует мысли Талмуда, однако упоминает о существовании и других решений.

*Любавичский Ребе  --------שליט''א----- ----- в письме, опубликованном в "Ликутей сихот", том , рассматривая вопрос о том, как должен считать дни омера находящийся в пути, упоминает со ссылкой на различные шейлот ветшувот три мнения, согласно которым началом счисления дней следует принять линию, отстоящую от восточной границы Иерусалима соответственно на 90, 145 и 180°.

Сказал К у з а р и: Я хотел бы услышать что-нибудь из их высказываний, первое, что вспомнишь.

Сказал рабби: Вот некоторые из них. Сказано : "Всех стремись привести в землю Израиля, а не увести из нее". Мудрецы постановили : если жена не желает переселиться в землю Израиля вместе с мужем, он может с ней развестись, и все его обязательства по отношению к ней, записанные в брачном соглашении, теряют силу. И наоборот, если муж не хочет с женой поселиться в земле Израиля, она может получить развод, и муж должен выполнить все свои обязательства, записанные в брачном соглашении. Сказано еще : "Пусть всегда живет человек в земле Израиля, даже в городе, где большинство — неевреи, и пусть не живет вне этой земли, даже в городе, где большинство -евреи, ибо всякий живущий в земле Израиля подобен имеющему Б-га, а всякий, кто вне ее, как бы Б-га не имеет". И Давид говорит  : "Изгнали меня сегодня, не дали соединиться с наследием Всевышнего, сказав: иди служи другим богам". И это значит, что живущий за пределами земли Израиля подобен идолопоклоннику. Египту приписывается некоторое превосходство над другими странами, что основано на следующем рассуждении: если в Египет, часть которого обещана потомкам Авраама, было запрещено возвращаться, то в другие страны тем более. Сказано еще : "Кто похоронен в земле Израиля, подобен покоящемуся под алтарем Храма; кто умирает в этой земле, достойнее того, чье тело перевезено в нее после его смерти, ибо нельзя уподобить того, кто принят ею при жизни, тому, кто принят ею после смерти". Сказано еще: "Если человек мог при жизни поселиться в земле Израиля и не сделал этого, тело его после смерти нельзя перевозить в нее — При жизни вы предавали Мое наследие поруганию, а после смерти оскверните* Мою землю? Когда спросили рабби Ханину, можно ли разрешить некоему человеку покинуть землю Израиля, чтобы жениться на вдове своего покойного брата, то, как свидетельствует предание, рабби Ханина сказал : "Брат его женился на нееврейке и умер, благословен праведный Судья, что же, теперь он вслед за братом покинет Святую Землю?" И еще Мудрецы запретили продавать неевреям землю этой страны, запретили продавать дома и оставлять их, обрекая на разрушение. Они постановили также , что судебные разбирательства о денежных взысканиях могут производиться только в земле Израиля. И многое другое. Сказано: "Воздух земли Израиля умудряет". И от избытка любви к ней Мудрецы сказали: "Каждого, кто прошел 4 локтя по земле Израиля, ожидает будущий мир". А рабби Зера сказал вавилонцу, с которым хотел перейти реку в непроходимом месте, чтобы скорее попасть в землю Израиля: "Земля, вступить в которую Моисей и Аарон не удостоились, кто может поручиться, что я смогу туда попасть".


*  Оскверните — намек на то, что тело умершего — источник ритуальной нечистоты.


 Сказал К у з а р и: Если так, то ты проявляешь недостаточную любовь к собственному Учению, ты не сделал эту страну предметом своего стремления, местом дома и жизни своей. Ты говоришь в молитве: "Смилуйся над Сионом, домом нашей жизни", и ты веришь, что Шехина сюда возвратится. Если бы единственным достоинством этого места было бы то, что там пребывала Шехина на протяжении пяти тысяч лет, этого было бы достаточно, чтобы душу человека влекло к нему и она нашла бы себе в нем очищение так же, как это было почти у всех благочестивых и пророков. Что эта земля — преддверие неба, с этим согласны все народы Некоторые говорят, что все души соберутся здесь и отсюда их вознесут к небесам. Мусульмане верят, что это место вознесения в небо пророков, что в этой земле все соберутся в День Суда. Для всех это место самоуглубления и празд-неств. Я вижу, что ты, молясь, неискренне прекло-няешь колени, направляя поклоны к этой земле, или же это не имеющий смысла обычай. Уже первые нити предки желали жить в этой земле. Они предпо-читали быть в ней чужеземцами, а не коренными жителями там, где родились, несмотря на то, что Шехины тогда в этой земле не было и земля была полна разврата и идолопоклонства. Все же они хотели в ней жить, и в голодные времена покидали страну только по велению Б-га, но даже и тогда просили, чтобы их похоронили в ней.

 Сказал рабби: Мне стыдно, хазарский царь. Это — грех, из-за которого Б-г до сих пор не исполнил обещанного по отношению ко второму Храму: "Пой и веселись, дочь Сиона". Б-жествен-ное действие вернуло бы нам все, как было прежде, если бы весь народ решил добровольно возвратиться. Однако возвратились немногие, большинство, в том числе и великие, остались в Вавилоне, в изгнании и в рабстве, боясь расстаться со своими домами и со своими делами. Возможно, что таков смысл слов Соломона: "Я сплю, но мое сердце бодрствует" — изгнание он сравнил со сном, а бодрствующее сердце — с пророчеством, постоянно живущим в народе. "Это голос любимого моего, который ко мне стучится" — это призыв Б-га к возвращению. " Голова моя омыта росой" — это сказано о Шехине, выходящей из тени Храма. А в словах "Я сняла свою одежду" — намек на нерадивость народа, который не спешит с возвращением. "Мой любимый руку протянул у входа" — это голоса Эзры, Нехемии и пророков, взьшающих к народу. Но лишь часть откликнулась на призыв, и то не всем сердцем, а потому и Всевышний вознаградил их в меру их помышлений: не все, что Он обещал, исполнилось при их жизни. Б-жественное действует в человеке лишь в той степени, в какой он идет Ему навстречу: если мало, то мало, а если много, то много. И если на призыв Б-га наших отцов мы откликались бы всем сердцем и всей душой, мы удостоились бы того же, чего наши предки удостоились в Египте. Мы говорим в молитве: "Поклонитесь святой горе", "Поклонитесь подножию Его", "Возвращающий Шехину Сиону" — все это подобно чириканью скворца. Мы говорим эти слова, не вникая в их смысл, и ты прав, хазарский царь.

Категория: Егуда А-Леви "КУЗАРИ" | Добавил: cipocapa (2009.10.25)
Просмотров: 1031 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: