Глава 2
Что было далее с Кузари, известно из книг хазар. В них рассказывается о том, как он открыл визирю тайну своего сна, в котором ему было много раз повторено веление искать образ жизни, угодный Б-гу, и пойти для этого в горы Харсан; как оба — царь и визирь — пошли в эти горы, которые находятся в пустыне, омываемой морем; как ночью они пришли к пещере, в которой каждую субботу собирались евреи; как открылись они этим людям и там, в пещере, приняли от них Учение и были обрезаны; как затем они вернулись в свою страну и сохраняли в сердце веру евреев — они верили тайно, пока не нашли способ постепенно открыть свою тайну немногим избранным, пока не стало их много и их тайна не стала явной, а когда их число умножилось в царстве хазар, они всех остальных ввели в веру евреев; как они привезли ученых и книги из разных стран и изучали Писание; как они победили врагов благодаря своей силе, и завоевали многие земли, и открыли сокровища; как их войско умножилось и достигло нескольких сотен тысяч воинов; о том, как они любили Тору и как отправляли пожертвования в Иерусалимский Храм; как они сделали у себя Храм-шатер наподобие воздвигнутого Моисеем и как чтили родившихся евреями и гордились ими. Так рассказывают их книги.Когда царь ознакомился с Торой и с книгами Пророков, он сделал того раввина своим наставником и начал задавать ему вопросы, которые обычно возникают у евреев. Прежде всего он спросил об именах и атрибутах, относимых к Творцу, благословен Он, о том, что в некоторых из них, как может показаться, приписываются Б-гу человеческие свойства, однако разум противится этому, а Тора явно запрещает приписывать Б-гу форму.
Сказал р а б б и: Все имена Б-га, кроме Тетраграмматона*, выражают относимые к Нему свойства и образы, которые взяты из человеческого опыта и соответствуют тому, как Б-г судит и действует . Когда Он изменяет к лучшему положение человека, вызывающего в людях чувство сострадания, Его назьшают Милосердным. На самом деле эти чувства в нас самих — душевная слабость и инстинктивная тревога, что совсем несвойственно Б-гу, благословенно Его Имя. Однако как праведный Судья Он решает дать одному бедность, а другому богатство, Сам не изменяясь, не испытывая сострадания и ни на кого не гневаясь. Нечто подобное мы видим и у земных судей. Когда к ним приходят, они судят так, как обязывает Тора. На суде люди получают оправдательный или обвинительный приговор, и все зависит от решения судьи, но в его отношении к ним ничто не меняется. Подобным образом иногда и Всевышнего назьшают добрым и милосердным Б-гом, а иногда ревнивым, творящим мщение, но в Нем, благословен Он, не происходит смены свойств.В общем все атрибуты, кроме тех, которые связаны с Тетраграмматоном, делятся на три вида: атрибуты действия, отношения и отрицания. Первые связаны с действиями, которые Он совершает, используя вторичные причины: ввергает в нужду, обогащает, унижает и возвышает. Он — Милосердный, Ревнивый, Мстительный, Могучий, Великодушный и тому подобное. Атрибуты отношения: Благословенный, Превозносимый, Святой, Всевышний — все, чем может человек превознести Б-га. И хотя таких определений множество, их множественность на Него не переходит и не нарушает в Нем единства. Атрибуты отрицания — такие, как Живой, Единый, Первый и Последний, — Его не определяют, а отрицают в Нем свойства, противоположные этим, чтобы их не утверждать в той форме, в какой мы понимаем эти вещи. Ведь мы понимаем жизнь только в виде ощутимого и движущегося. Он же выше того и другого. Но мы говорим, что Он живет, чтобы отрицать понятие смерти, так как есть в нас внутреннее убеждение, что тот, кто не жив, -мертв, хотя разум нас к этому не принуждает. Ты не станешь, например, связывать время с понятием жизни, но это не значит, что оно мертво, ему только не свойственно быть вместилищем жизни или смерти, а оттого, что к камню не имеет отношение мудрость, ты не скажешь, что он глуп. Так и Сущность Б-га, благословен Он, выше как жизни, так и смерти, так же как Она превосходит понятия света и тьмы. Но если кто-либо спросит нас: что эта Сущность — свет или тьма, мы бы этим сравнением воспользовались и сказали: свет, чтобы не возникла мысль, что Она не свет, а тьма. Однако следовало бы сказать, что к Нему неотносимы и свет и тьма, они относимы лишь к вещественному. Б-жествен-ная же сущность бестелесна, и потому по отношению к Ней о свете можно упомянуть лишь образно или чтобы избежать определений, выражающих отсутствие добра. Жизнь и смерть относимы лишь к материальному, а Б-жественная сущность их превосходит и несравнима с ними. Если мы говорим о Нем: Жизнь, то не имеем в виду нечто подобное нашей жизни, ибо мы совершенно не в состоянии понять иную жизнь, кроме собственной, но говоря так, мы имеем в виду то, чего не знаем. Мы говорим: Б-г живой, Б-г жизни, противопоставляя это понятию об идолах, которые, являясь мертвыми богами, не способны к действию. Таким же образом мы говорим о Нем: Единый. Мы отрицаем множественность, но не для того, чтобы приписать Ему наше понятие единства. В нашем понимании единство наступает тогда, когда части соединяются и уподобляются друг другу. Ты говоришь: одна кость, одна рука, одна вода, и о времени ты скажешь так же, как о теле, сложенном из костей: один день, один год. Но Б-жественная сущность выше соединения и расчленения: говоря Един, мы только отрицаем множественность; говоря Первый, мы отрицаем последовательность, но не утверждаем, что Он имел начало; говоря о Нем Последний, мы выводим Его из временного ряда, а не приписываем Ему причастность к нему. Все эти атрибуты не имеют отношения к Б-жественной сущности и не создают в ней множественности. Атрибуты, свя-чанные с Четырехбуквенным Именем Б-га, благословенно Оно, описьюают акты Творения, происходящие без посредства природы и вещей: Создавший свет, Сотворивший тьму, единственно Творящий великие чудеса только по Своему Желанию и Воле, не используя естественных причин. Вероятно, именно это имеет в виду Писание : "Я явлюсь Аврааму, Исааку и Яакову как Б-г Шаддай"*, то есть как сильный и всепобеждающий Б-г, и еще: "Никому не дал обмануть их, ради них укорял властителей". Но Б-г не являл им чудеса, как Моисею, и потому сказал ему: "В Моем (Четырехбуквенном) Имени Я не был им (праотцам) ведом" (буква ---- ב--- в ----------------------בא-ל שדי------ — "как Б-г Шаддай" — относится также к слову -----ושמי ------ — "В Моем Имени" — во фразе, обращенной к Моисею) **. Моисею и евреям Б-г являл чудеса, и не может быть сомнения в том, что сам Создатель мира совершал их особым творческим актом. Таковы были казни египетские, рассечение вод Красного моря, манна,облачный столб и подобные им чудесные явления, и произошли они не потому, что Моисей и евреи чем-либо превосходили Авраама, Исаака и Яакова, а потому, что это было множество людей и в их сердце было сомнение, праотцы же обладали абсолютной верой и чистым сердцем, их вера не могла ослабеть, даже если бы всю жизнь случалось с ними только зло. Поэтому они не нуждались в подобных явлениях. Всевышний назван "Мудрый сердцем", потому что Он — сама мудрость, но мудрость a не атрибут Б-га, в то время как Всемогущий — один из Его атрибутов действия.
Сказал Кузари: А как ты объяснишь атрибуты, связанные с вещественным: Б-г видит, слышит, говорит, чертит письмена на скрижалях, нисходит на гору Синай, радуется сотворенному или печалится о нем.
Сказал р а б б и: Я уже привел тебе сравнение со справедливым судьей. Он непогрешим в своих решениях, и его приговоры приносят народу благоденствие и почет. О таком судье говорят, что он любит народ и радуется его благоденствию. Но если он присуждает разрушить дома и жизнь осужденных, о нем скажут, что люди, осужденные им, вызывают в нем гнев и отвращение. Когда воздух и все материальное подчиняются Его Воле и принимают ту форму, которая соответствует Его слову, так, как когда-то сформировались небо и земля, это передается выражением: Б-г пишет, Б-г говорит. Подобно этому из тончайшей духовной материи, которую мы называем руах акодеш —дуновением святости, образуются духовные формы, называемые величием Б-жьим, но все эти названия — сравнения, так же как (лишь в виде сравнения) написано: "И сошел Всевышний на Синайскую гору". Мы вернемся к этому вопросу, когда будем говорить о различных областях знаний.
Сказал Кузари: Ты хочешь сказать, что такое понимание атрибутов Б-га исключает представление о множественности. Но как быть с атрибутом желания, которое ты относишь к Творцу, и то время как философ его отвергает?*
Сказал р а б б и: Если у этого философа не будет иных возражений, мы почти спасены. Мы скажем ему: О философ! Какова, по-твоему, причина постоянного вращения небес, так что высшая сфера все несет на себе, и ничто ее в себя не вмещает , и ею не движет, и в ее движении нет отклонений; а земной шар находится в центре, не отдаляется от него и ничем не поддерживается, и в нем явственна гармония всего в количестве, качестве и в форме? Ты не можешь не согласиться с тем, что вещи не сотворили сами себя, как и с тем, что одни вещи не сотворили другие. И то, что привело в движение воздух, так что послышались десять заповедей, как и то, благодаря чему скрижали покрылись высеченным на них письмом, ты можешь назвать Желанием или Словом, как тебе заблагорассудится.
* * Тетраграмматон (греч.) — четырехбуквенный; Имя Б-га, обозначаемое четырьмя буквами; произносить и писать Его запрещено.'
* Имя Б-га Шаддай — проявление Его могущества в природе, Провидение. Четырехбуквенное Имя Б-га выше связи с естественным. Оно проявляется при сверхъестественных явлениях, чудесах, которые не были явлены праотцам.
** Должно быть написано ---- בשמי---- , однако ------ ב----- опущено, и это дает основание связать сказанное Моисею со сказанным ранее праотцам: Он явится только как Шаддай — в естественных явлениях, а в сверхъестественном проявлении, называемом непроизносимым, непостижимым Именем, Всевышний был праотцам неизвестен.
*** Атрибуты Б-га связаны не с якобы присущими Ему разнородными свойствами, а с Б-гом Волей, Желанием. Но желание предполагает недостаточность, чего нельзя отнести к Б-гу
Сказал К у з а р и: Мне стала понятна тайна атрибутов, я понял смысл слов "величие Б-га", "Царство Б-га" и Шехина — это названия того, что зримо пророкам, как говорится в Писании о столбе дыма, огне пожирающем, о явлении Б-га в туче и тумане, об огне и сиянии в видении Иехезкиеля. Так говорят об утреннем и вечернем свете в пасмурный день, что он искорка солнца, хотя солнце скрыто от глаз, и что свет и искра исходят от самой субстанции солнца, хотя это не так — противостоящие тела лишь отражают солнечный свет.
Сказал р а б б и: Совершенно верно, величие Б-жие — это искра Б-жественного Света, который помогает своему народу в своей стране.
Сказал К у з а р и: То, что ты говоришь "своему народу", мне уже стало понятно, но "в своей стране" — с этим согласиться трудно.
Сказал р а б б и: Тебя не должно удивлять, что и в этом смысле одна страна отличается от всех других. Есть на земле места, где все растет в изобилии, есть такие, где ничего не растет, в одном месте в недрах земли находят драгоценные металлы, в другом ничего не находят, в одном месте много зверя, в другом его нет, в одном жители обладают определенными чертами и свойствами души, в другом таких черт они не имеют, ибо от сочетания элементов зависит совершенство и несовершенство души.
Сказал К у з а р и: Я не слышал, чтобы живущие в стране Израиля чем-либо особым отличаются от остальных народов мира.
Сказал р а б б и: Подобно тому говорят о горе, что на ней хороши виноградники. Но если бы , их не насаждали на ней и не обрабатывали соответствующим образом, не было бы винограда. Черта исключительности связана прежде всего с народом, который избран и является сердцем всех народов, как я уже говорил. Земля же этому способствует вследствие тех действий и учений, которые можно осуществлять только в ее пределах и которые играют ту же роль, что и обработка виноградника. Но избранный народ не может включиться в Б-жественное действие, не находясь в этом месте, как и виноградник не мог бы так хорошо вырасти, не будучи на горе.
Сказал К у з а р и: А как же пророчества в других землях, начиная с первого человека, Адама, и кончая Моисеем? Авраам пророчествовал в Уре халдейском, Иехезкиель — в Вавилоне, а Иеремия — в Египте.
Сказал р а б б и: Каждый пророк пророчествовал или на этой земле, или ради того, чтобы достичь ее, Авраам — чтобы пройти ее вдоль и поперек , Иехезкиель и Даниель — чтобы в нее возвратиться. Они уже видели первый Храм, видели в нем Шехину, а каждый, обладавший способностью к пророчеству, увидев Ее, достигал пророческой ступени. Адам тоже жил и умер на этой земле. Согласно нашим преданиям , в пещере Махпела похоронены четыре пары: Адам и Ева, Авраам и Сара, Исаак и Ривка, Яаков и Леа. Это страна Б-жественного присутствия, о которой сказано: "Взор Всевышнего постоянно почиет на ней". Здесь, на этой земле, впервые зародились ревность и спор между Авелем и Каином. Сначала они хотели узнать, кто из них достоин занять место Адама и, как он, быть избранником и ядром человечества, унаследовать эту землю и приобщиться к Б-жественному действию и кто из них будет человеческой скорлупой. Случилось то, что случилось, - - Авель был убит, Каин остался, и о нем написано: "И Каин ушел от взора Б-жьего" — Каин был изгнан из этой земли и начал блуждать по странам. То же сказано и об Ионе : "И встал Иона, чтобы бежать от Б-га в Таршиш". Он бежал из' места, связанного с пророчеством, и Всевышний заставил его вернуться из чрева рыбы на эту землю, и в ней он пророчествовал. Когда Шет родился по образу и подобию Адама, как написано : "И родился по его образу и подобию", он занял место Авеля, как сказано: "И дал мне Всевышний другое семя вместо Авеля". Он удостоился быть названным сыном Б-жьим, как и Адам, и унаследовать эту землю, которая лишь одной ступенью ниже Эдемского сада. Об этой земле спорили Исаак и Исмаил, и Исмаил был извергнут как скорлупа, хотя о нем написано: "Вот Я благословил его и умножил его... земным благополучием". Исааку же было сказано: "И Я заключу союз с Исааком" - он будет причастен к Б-жественному действию и к блаженству грядущего мира. Ни с исмаильтянами, ни с персами не был заключен союз,хотя им и сопутствует удача и благополучие. Из-за этой земли Яаков и Эсав оспаривали друг у друга первородство и благословение. Наконец, Эсав, несмотря на его силу, был оттеснен более слабым Иаковом. Иеремия, пророчествовавший в Египте, находился также в этой земле* и пророчествовал по имя возвращения в нее. То же следует сказать о пророчествах Моисея, Аарона и Мирьям в пустыне Паран. Ведь Синай и Паран — на границе Ханаана, которая начинается у Красного моря, как сказал Всевышний: "И Я положил тебе предел от Красного моря до моря Филистимского и от пустыни до великой реки". Пустыня — это пустыня Паран, о которой написано, что она обширна и ужасна и является южной границей страны. Река — это река Евфрат, по ней проходит северная граница. В этой земле были алтари наших праотцев, и в знак того, что их дары приняты Всевышним, им являлся огонь, сжигающий жертвы, и Б-жественный свет провидения. Исаак был связан на алтаре для жертвоприношения на безлюдной горе — на горе Мория. И еще во дни Давида, когда место это уже было заселено и стало известно, что оно специально предназначено для явления Шехины, язычник Аравна Иевуси обрабатывал здесь землю и пахал. Написано : "И назвал Авраам это место — Всевышний видит, а сегодня оно называется гора, на которой Всевышний виден". А Книга Хроник поясняет, что Храм был построен на горе Мория и что место это, несомненно, достойно быть названным Вратами небес. Обрати внимание: Яаков связывал свой дар с видением не с чистотой своей души, верой и невинностью сердца, а с местом, где он их видел, и потому сказал: "Как страшно это место". А до этого написано: "И набрел на место", причем огласовка буквы ------ ב-----в (----במקום -------) указывает, что речь идет о совершенно определенном месте. И еще: когда Авраам духовно вырос и удостоился участия в Б-жествен-ном действии и стал сердцевиной избранников, он был уведен из страны, где он прежде жил, уведен в такое место, в котором его совершенство могло бы быть завершено, подобно тому как земледелец, обнаружив в пустыне дерево с добрыми плодами, пересаживает его в возделанную землю, в которой корень этого дерева должен хорошо развиваться. И в саду, где земледелец взращивает его, корень разовьется совсем не так, как в пустыне, — одно это дерево даст начало множеству других деревьев, чего не было бы, если бы оно не оказалось в том месте, куда его перенесли. Подобным же образом в этой земле дар пророчества был возвращен потомкам Авраама, и пока они жили в земле ханаанской, среди них было много пророков, чему способствовали соблюдение ритуальной чистоты, служба в Храме, жертвоприношения и прежде всего — присутствие Шехины. Б-жественное действие избирает тех, кто, как пророки и праведники, достоин его, так же как разум избирает тех, в ком естественные свойства развились, а душа и нравственность достигли совершенства и гармонии, как у философов. Также и душа поселяется в том, в ком естественные силы достигли совершенства, необходимого для болеевысокой ступени*, — только тогда она вступает тело и оживляет его, а природа ожидает нужного сочетания свойств, чтобы образовалось, к примеру, растение.
* Так как часть Египта входит в предсказанные в Писании расширенные границы Земли Израильской
|