Сказал р а б б и: Если бы все живые существа принадлежали к человеческому роду — это также было бы лучше. Ты упустил из виду то, что говорилось ранее о потомках Адама, о том, как Б-жественное влияние стало уделом лишь того человека, который был сердцевиной братьев и избранников отца, воспринявшего Б-жественный свет. Тот же, кто принадлежит к скорлупе человечества, не воспринимает света. Так было, пока не пришли сыновья Иакова. Они были ядром и избранной частью челoвечества. Их отличала причастность Б-жественному влиянию, так что они были как бы особым видом в человеческом роде, обладающим ангельской сущностью. Все они стремились к пророческой ступени, и большинство достигло ее, ибо они к ней были причастны своими поступками, соответствующими желанию Б-га, святостью и чистотой, а также потому, что они общались с пророками. Знай, что в каждом, кто встречает пророка, общается с ним и слышит Б-жественные слова, вновь пробуждается суть его духа, и силой чистой души, оторвавшись от всего, что свойственно его роду, он стремится к пророческому и в чистоте и смирении приобщается к нему. В будущем станет явной возвышенность избранных и чистота их света, ибо от таких людей требуется только одно: чтобы душа возвратилась к Б-жественному, оторвалась от чувственного, узрела этот высший мир, и насладилась созерцанием ангельского света, и внимала речениям Б-га. Эта душа не умрет, когда кончится все живое. И когда ты найдешь учение, мудрость и исполнение которого приводят к такой ступени именно в том месте, какое оно указывает, именно теми путями, какие оно предписывает, нет сомнения, что это учение, которое приводит к бессмертию души после телесной кончины. Сказал К у з а р и: Я вижу, что вечное блаженство, которое обещают другие религии, лучше и возвышеннее вашего.
Сказал р а б б и: Но все, о чем они говорят,имеет смысл только после смерти, в жизни нет ничего подобного и ничто об этом не свидетельствует.
Сказал К у з а р и: Я также не видел верующего в вечное блаженство, который бы желал,чтобы оно скорее наступило. Напротив, если бы было возможным отдалить его еще на тысячу лет иостаться связанным с этой жизнью, ее бременем итревогами, он бы избрал именно это.
Сказал р а б б и: А что ты скажешь о том,кто встретил людей, причастных высокой ангельской ступени?
Сказал К у з а р и: Он пожелает, конечно,чтобы душа его отдалилась от чувственного и насладилась этим светом. Такой человек должен желать смерти.
Сказал р а б б и: Но нам предначертано быть причастными Б-Жественному действию в мире благодаря пророчеству и всему, что к нему приближается. Пророчество связано с нами в Царственном величии, славе и чудесных явлениях. Поэтому в Торе не сказано: если вы будете исполнять эту заповедь, Я приведу вас после смерти в небесные сады и нивы. Сказано: "И вы будете Мне народом, а Я буду вам Б-гом". Я поведу вас. Некоторые из вас предстанут предо Мной, некоторые достигнут неба так же, как те, которые ходили среди ангелов, и ангелы их называли сынами человеческими, чтобы различить их в своей среде. Ангелы также будут ходить среди вас на земле, и вы увидите, как они придут, и в одиночку и группами, чтобы вас охранять и за вас сражаться. Вы будете жить долго на земле, которая вам помогает достичь великой ступени, земля же эта священна. Ее изобилие, добро или недостаток будут зависеть от Б-жествениого влияния в соответствии с вашими поступками. В мире все будет идти естественным порядком, но только не у нас. Вы увидите, что пока Я среди вас, в вашей земле пребудет изобилие, в пору наступят дожди, не пропуская положенного времени, вы будете немногочисленны, но одолеете своих врагов. И так вы узнаете, что ваша судьба не во власти природы, а только в Моей воле. Если же вы нарушите ее, вы увидите голод, неурожай, эпидемии, хищного зверя, даже если во всем мире воцарится блаженство. Тогда вы убедитесь, что ваша судьба управляема Словом, которое выше законов природы. Все это, как и вся Тора и все, что обещано в ней, будет исполнено в точности. Все же обещания коренятся в одном — в близости Б-га и ангелов. Тот, кто достигнет этой ступени, не будет бояться смерти, и в нашей Торе это ясно показано. Для наглядности можно все это сравнить с историей людей, которые шли по пустыне. Один из них отправился в Индию, и индийский король встретил его с большим почетом и уважением, — он знал, к какому роду тот принадлежал, знал прежде его родителей и был с ними дружен. Король одарил его драгоценностями, которые тот отнес своим спутникам, одел его в дорогие одежды и послал с ним своих служителей. Никто не мог представить, что эти служители покинут королевский двор и пойдут с ним в пустыню. Король снабдил его указаниями, которые должны помогать в пути, заключил с ним союз и взял его к себе на службу. Человек вернулся к спутникам вместе с посланцами короля, и спутники были рады их приходу, приняли их с величайшим почетом, построили для них дворец и поселили их в нем. И начали они отправлять посланцев в Индию, чтобы те увидели короля. Теперь им это было нетрудно сделать, так как слуги короля показывали им самый близкий и верный путь. И всем стало известно, что тот, кто хочет попасть в Индию, может легко это сделать, поступив на службу к королю и оказывая почет тем, кто ему служит. Им не нужно было задаваться вопросом, зачем нужна эта служба, ибо цель понятна — искать близости короля, а дружба его — великое благо. Идущие в пустыне — сыновья Израиля. Тот, кто первым пошел к королю, — это Моисей. За ним пошли остальные пророки, а индийские посланцы — это Шехина и ангелы. Драгоценные одежды — свет познания, который освещает душу под действием пророчества, и видимый свет на лице Моисея. Драгоценные дары — это две скрижали и десять заповедей, на них начертанных. Но последователи иных мнений ничего этого не видели. Им сказали, что нужно поступить на службу к индийскому королю, как это сделали путники пустьши, к королю же они придут после смерти. А если они этого не сделают, король их от себя удалит и после смерти осудит. Тогда некоторые из них сказали: никто еще не пришел к нам и не рассказал, есть ли после смерти рай и ад. И большинство из них стремилось укрепить здание своей веры и единомыслие в ней и приняло такое служение Б-гу. В глубине души их вера в грядущее блаженство была слабой, но внешне казалась сильной и непоколебимой, и они гордились и похвалялись своей верой перед толпой. Как могут они хвалиться тем, чего достигнут после смерти, перед теми, которые того же достигают уже при жизни? Кроме того, свойства пророков и праведников ближе к природе живущих в грядущем мире, чем тех, кто не достиг этой ступени.
Сказал К у з а р и: Так трудно разуму согласиться, что человек смертен телом и душой и что только философы вне этого закона, как они сами утверждают. Разные религии утверждают еще,что человек может достичь вечного блаженства, произнеся всего одно слово, и, может быть, даже, что он никогда не знал ничего, кроме этого слова, идаже его не понимает. Какой же силы должно бытьэто слово, превращающее животное в ангела! Кто же не скажет этого слова, навсегда останется животным, даже если он философ и мудрец, всю жизнь творивший добро и стремившийся достичь возвышенного.
Сказал р а б б и: Мы не отрицаем воздаяния за добрые поступки, к какой бы религии человек ни принадлежал. Однако подлинное совершенство мы находим в народе, который близок к Б-гу при жизни, и в соответствии с этим мы говорим,как велик этот народ перед Б-гом после смерти.
Сказал К у з а р и: Проверь свой вывод отпротивного: не будет ли ваша ступень в грядущем мире такой же, как и в этом?
Сказал р а б б и: Я вижу, что ты презираешь нашу бедность и униженность. Но этим гордились те же великие народы, которые ты упомянул.Они гордились тем, кто сказал: если кто-нибудьударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую,и если кто-нибудь отнял у тебя плащ, отдай ему и рубашку. Лишь через сотни лет, пройдя презрение,муки и смертельную опасность, его учение и следующие ему достигли поразительной силы. Тот же путь прошли и сыны Исмаила, пока не достигли власти. Именно такими людьми они гордились, а некоролями, достигшими вершин власти, расширившими царство и разъезжавшими в роскошных выездах. Так что мы в нашем положении гораздо ближек Б-гу, чем если бы мы были у вершин власти в мире.
Сказал К у з а р и: Это было бы верно,если бы ваше смирение было добровольным, но оновам навязано, при первой же возможности вы постараетесь уничтожить всех ваших врагов.
Сказал р а б б и: Ты коснулся слабого места, хазарский царь. Безусловно, если бы большая часть нашего народа добровольно приняла свое унижение из любви к Б-гу и Торе, Провидение нас быне оставило униженными на столь долгое время. Но так мыслят лишь немногие. Несмотря на это, воздаяние следует и тому большинству, которое терпит муки изгнания, добровольного или навязанного, —ведь каждый, если бы захотел, мог бы стать другом недруга, этого можно достигнуть без всяких усилий, сказав только слово. Подобная верность не может остаться невознагражденной справедливым Судьей. Но если бы мы сносили муки изгнания и нищеты как должно, прославляя Имя Б-жье, мы были бы гордостью поколения времени прихода Мессии, которого мы ожидаем, и приблизили бы время ожидаемого грядущего избавления. Мы не видим себе равного в том, кто принимает нашу Тору лишь на словах, — но в действии, оживляющем душу исполнением предписаний о чистоте, изучении Торы, обрезании и других законов и наших многочисленных обычаев. Что касается обрезания, его обусловленности и причин, человек должен помнить, что это Б-жественный символ, который положен Б-гом для вместилища ненасытной жажды, чтобы, овладев ею, пользоваться ею только надлежащим образом, в надлежащем месте и в надлежащее время, и тогда, возможно, он сможет воспринять Б-жественное. Вступив на этот путь, и он и его потомки удостоятся близости Б-га, да будет Он благословен. Но принявший нашу веру не равен тому, кто родился в ней, ибо только для того, кто в ней родился, возможен пророческий дар, предназначение же остальных народов заключается в том, чтобы принять пророчество. Они могут быть мудрецами и праведниками, но не пророками. Что же касается вечного блаженства, которое тебя привлекает, наши мудрецы уже давно все, что известно, рассказали о райском саде и аде, измерили их в длину и в ширину, описали все блаженства и муки гораздо более исчерпывающе, чем это сделали другие народы. . До сих пор я с тобой говорил о том, что содержится в Священном Писании и в учении пророков, а там меньше говорится о предназначении человека в будущей жизни и меньше это объясняется, чем в учении мудрецов.* Однако и в книгах пророков сказано, что прах человеческого тела возвратится к земле а дух - - к Б-гу, давшему его. Есть у пророков и упоминание о том, что в будущем ожидается воскрешение мертвых, и о миссии пророка, имя которого Элиагу. Он уже был когда-то послан к нам и Б-г взял его к Себе, как это было уже с другим зловеком, не увидевшим смерти. Есть в Торе молитва пророчествовавшего о самом себе: он предсказал, что умрет праведной смертью и судьба его будет такой же, как и всех сыновей Израиля.51 Случилось также однажды, что король вопрошал уже умершего пророка, и тот предсказал ему все, что с ним должно произойти, так же как он это де-гал при жизни. И если бы рассказ об этом короле, то есть его обращение к умершему, не соответствовал учению Торы, он не был бы в ней приведен показывает, что во времена пророков наш народ верил и в то, что души продолжают существовать после кончины тела, и потому обращались к умершим с просьбами. Молитва5 3, которую знают даже женщины и дети, не говоря уже об ученых начинается словами: Б-же, душа, которую Ты мне дал чиста. Ты ее сотворил, Ты ее создал, Ты вдохнул её ' меня, Ты хранишь ее во мне, и Ты в свое время возьмешь ее от меня и возвратишь мне ее в грядущее время. И пока душа моя во мне, я Тебя благодарю, Всевышний Б-же, Владыка всех созданий. Благословен возвращающий души в тела умерших. Тот же рай, о котором так много рассказывают, взят из Торы. Это ступень совершенства, для которой предназначен человек, и если бы он не грешил, он был бы вечно на этой ступени. Слово "геенна", которым называют ад, -- это известное название места около Иерусалима, долина, в которой все премя горел огонь, и там сжигали кости, трупы и нее нечистое. "Геенна" — составное слово из древневрейского языка.
Сказал К у з а р и: В таком случае после вашей Торы ничего нового не было сказано о рае и аде, за исключением некоторых деталей, да и это все не более, чем повторение и многословие.
Сказал р а б б и: Все это не ново. Наши мудрецы так много раз обращались к этой теме, что ты нигде не услышишь ничего такого, чего бы ты не нашел у наших мудрецов, если бы захотел.
Именем Б-жьим закончилась первая глава
|