Среда, 2024.07.17, 12:25

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Библиотека "Пиркей АВОТ" = Еврейская МУДРОСТЬ » Егуда А-Леви "КУЗАРИ"

Йегуда Ибн ГаЛеви "Кузари" ---------- на русском языке (часть 3)
Сказал р а б б и: Если бы все живые сущест­ва принадлежали к человеческому роду — это также было бы лучше. Ты упустил из виду то, что говори­лось ранее о потомках Адама, о том, как Б-жественное влияние стало уделом лишь того человека, ко­торый был сердцевиной братьев и избранников от­ца, воспринявшего Б-жественный свет. Тот же, кто
принадлежит к скорлупе человечества, не восприни­мает света. Так было, пока не пришли сыновья Иакова. Они были ядром и избранной частью челoвечества. Их отличала причастность Б-жественному влиянию, так что они были как бы особым видом в человеческом роде, обладающим ангельской сущно­стью. Все они стремились к пророческой ступени, и большинство достигло ее, ибо они к ней были причастны своими поступками, соответствующими же­ланию Б-га, святостью и чистотой, а также потому, что они общались с пророками. Знай, что в каждом, кто встречает пророка, общается с ним и слышит Б-жественные слова, вновь пробуждается суть его духа, и силой чистой души, оторвавшись от всего, что свойственно его роду, он стремится к пророче­скому и в чистоте и смирении приобщается к нему. В будущем станет явной возвышенность избранных и чистота их света, ибо от таких людей требуется только одно: чтобы душа возвратилась к Б-жествен­ному, оторвалась от чувственного, узрела этот выс­ший мир, и насладилась созерцанием ангельского света, и внимала речениям Б-га. Эта душа не умрет, когда кончится все живое. И когда ты найдешь уче­ние, мудрость и исполнение которого приводят к такой ступени именно в том месте, какое оно ука­зывает, именно теми путями, какие оно предписы­вает, нет сомнения, что это учение, которое приво­дит к бессмертию души после телесной кончины.
Сказал К у з а р и: Я вижу, что вечное бла­женство, которое обещают другие религии, лучше и возвышеннее вашего.

Сказал р а б б и:  Но все, о чем они говорят,имеет смысл только после смерти, в жизни нет ниче­го подобного и ничто об этом не свидетельствует.

Сказал   К у з а р и:   Я также не видел ве­рующего в вечное блаженство, который бы желал,чтобы оно скорее наступило. Напротив, если бы бы­ло возможным отдалить его еще на  тысячу лет иостаться связанным с этой жизнью, ее бременем итревогами, он бы избрал именно это.

Сказал  р а б б и:  А что ты скажешь о том,кто встретил людей, причастных высокой ангель­ской ступени?

Сказал   К у з а р и:   Он пожелает, конечно,чтобы душа его отдалилась от чувственного и нас­ладилась этим светом.  Такой человек должен же­лать смерти.

Сказал   р а б б и:    Но нам предначертано быть причастными Б-Жественному действию в мире благодаря пророчеству и всему, что к нему прибли­жается. Пророчество связано с нами в Царственном величии, славе и чудесных явлениях. Поэтому в То­ре не сказано:  если вы будете исполнять эту запо­ведь, Я приведу вас после смерти в небесные сады и нивы. Сказано: "И вы будете Мне народом, а Я буду вам Б-гом". Я поведу вас. Некоторые из вас предстанут предо Мной, некоторые достигнут неба так же, как те, которые ходили среди ангелов, и ангелы их называли сынами человеческими, чтобы различить их в своей среде. Ангелы также будут ходить среди вас на земле, и вы увидите, как они при­дут, и в одиночку и группами, чтобы вас охранять и за вас сражаться. Вы будете жить долго на земле, которая вам  помогает достичь  великой  ступени, земля же эта священна. Ее изобилие, добро или не­достаток будут зависеть от Б-жествениого влияния в соответствии с вашими поступками. В мире все будет идти естественным порядком, но только не у нас.  Вы увидите, что пока Я среди вас, в вашей земле пребудет изобилие, в пору наступят дожди, не пропуская положенного времени, вы будете немно­гочисленны, но одолеете своих врагов. И так вы уз­наете, что ваша судьба не во власти природы, а толь­ко в Моей воле. Если же вы нарушите ее, вы увиди­те голод, неурожай, эпидемии, хищного зверя, даже если во всем мире воцарится блаженство. Тогда вы убедитесь, что ваша судьба управляема Словом, ко­торое выше законов природы. Все это, как и вся Тора и все, что обещано в ней, будет исполнено в точности. Все же обещания коренятся в одном — в близости Б-га и ангелов. Тот, кто достигнет этой ступени, не будет бояться смерти, и в нашей Торе это ясно показано. Для наглядности можно все это сравнить с историей людей, которые шли по пусты­не. Один из них отправился в Индию, и индийский король встретил его с большим почетом и уважени­ем, — он знал, к какому роду тот принадлежал, знал прежде его родителей и был с ними дружен. Король одарил   его драгоценностями, которые  тот отнес своим спутникам, одел его в дорогие одежды и пос­лал с ним своих служителей. Никто не мог предста­вить,   что   эти   служители   покинут   королевский двор   и пойдут с ним в пустыню. Король снабдил его указаниями, которые должны помогать в пути, заключил с ним союз и взял его к себе на службу. Человек вернулся к спутникам вместе с посланца­ми короля, и спутники были рады их приходу, при­няли их с величайшим почетом, построили для них дворец и поселили их в нем. И начали они отправ­лять посланцев в Индию, чтобы те увидели короля. Теперь им это было нетрудно сделать, так как слуги короля показывали им самый близкий и верный путь. И всем стало известно, что тот, кто хочет по­пасть в Индию, может легко это сделать, поступив на службу к королю и оказывая почет тем, кто ему служит. Им не нужно было задаваться вопросом, за­чем нужна эта служба, ибо цель понятна — искать близости короля, а дружба его — великое благо. Идущие в пустыне — сыновья Израиля. Тот, кто первым пошел к королю, — это Моисей. За ним пошли остальные пророки, а индийские посланцы — это Шехина и ангелы. Драгоценные одежды — свет познания, который освещает душу под действием пророчества, и видимый свет на лице Моисея. Дра­гоценные дары — это две скрижали и десять запове­дей, на них начертанных. Но последователи иных мнений ничего этого не видели. Им сказали, что нужно поступить на службу к индийскому королю, как это сделали путники пустьши, к королю же они придут после смерти. А если они этого не сделают, король их от себя удалит и после смерти осудит. Тогда некоторые из них сказали: никто еще не при­шел к нам и не рассказал, есть ли после смерти рай и ад. И большинство из них стремилось укрепить здание своей веры и единомыслие в ней и приняло такое служение Б-гу. В глубине души их вера в грядущее блаженство была слабой, но внешне ка­залась сильной и непоколебимой, и они гордились и похвалялись своей верой перед толпой. Как мо­гут они хвалиться тем, чего достигнут после смер­ти, перед теми, которые того же достигают уже при жизни? Кроме того, свойства пророков и праведни­ков ближе к природе живущих в грядущем мире, чем тех, кто не достиг этой ступени.

Сказал   К у з а р и:    Так трудно разуму согласиться, что человек смертен телом и душой и что только философы вне этого закона, как они сами утверждают. Разные религии утверждают еще,что человек может достичь вечного блаженства, про­изнеся всего одно слово, и, может быть, даже, что он никогда не знал ничего, кроме этого слова, идаже его не понимает. Какой же силы должно бытьэто слово, превращающее животное в ангела! Кто же не скажет этого слова, навсегда останется живот­ным,  даже если он философ и мудрец, всю жизнь творивший добро и стремившийся достичь возвы­шенного.

Сказал   р а б б и:   Мы не отрицаем воздая­ния за добрые поступки, к какой бы религии чело­век ни принадлежал. Однако подлинное совершен­ство мы находим в народе, который близок к Б-гу при жизни, и в соответствии с этим мы говорим,как велик этот народ перед Б-гом после смерти.

Сказал   К у з а р и:  Проверь свой вывод отпротивного: не будет ли ваша ступень в грядущем мире такой же, как и в этом?

Сказал   р а б б и:   Я вижу, что ты прези­раешь нашу бедность и униженность. Но этим горди­лись те же великие народы, которые ты упомянул.Они гордились тем, кто сказал:  если кто-нибудьударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую,и если кто-нибудь отнял у тебя плащ, отдай ему и рубашку. Лишь через сотни лет, пройдя презрение,муки и смертельную опасность, его учение и сле­дующие ему достигли поразительной силы. Тот же путь прошли и сыны Исмаила, пока не достигли власти. Именно такими людьми они гордились, а некоролями, достигшими вершин власти, расширив­шими царство и разъезжавшими в роскошных выез­дах. Так что мы в нашем положении гораздо ближек Б-гу, чем если бы мы были у вершин власти в мире.

Сказал   К у з а р и:   Это было бы верно,если бы ваше смирение было добровольным, но оновам навязано, при первой же возможности вы по­стараетесь уничтожить всех ваших врагов.

Сказал  р а б б и: Ты коснулся слабого ме­ста, хазарский царь. Безусловно, если бы большая часть нашего народа добровольно приняла свое уни­жение из любви к Б-гу и Торе, Провидение нас быне оставило униженными на столь долгое время. Но так мыслят лишь немногие. Несмотря на это, воз­даяние следует и тому большинству, которое терпит муки изгнания, добровольного или навязанного, —ведь каждый, если бы захотел, мог бы стать другом
недруга, этого можно достигнуть без всяких уси­лий, сказав только слово. Подобная верность не может остаться невознагражденной справедливым Судьей. Но если бы мы сносили муки изгнания и ни­щеты как должно, прославляя Имя Б-жье, мы были бы гордостью поколения времени прихода Мессии, которого мы ожидаем, и приблизили бы время ожи­даемого грядущего избавления. Мы не видим себе равного в том, кто принимает нашу Тору лишь на словах, — но в действии, оживляющем душу испол­нением предписаний о чистоте, изучении Торы, обре­зании и других законов и наших многочисленных обычаев. Что касается обрезания, его обусловлен­ности и причин, человек должен помнить, что это Б-жественный символ, который положен Б-гом для вместилища ненасытной жажды, чтобы, овладев ею, пользоваться ею только надлежащим обра­зом, в надлежащем месте и в надлежащее время, и тогда, возможно, он сможет воспринять Б-жественное. Вступив на этот путь, и он и его потомки удо­стоятся близости Б-га, да будет Он благословен. Но принявший нашу веру не равен тому, кто родился в ней, ибо только для того, кто в ней родился, воз­можен пророческий дар, предназначение же осталь­ных народов заключается в том, чтобы принять про­рочество. Они могут быть мудрецами и праведника­ми, но не пророками. Что же касается вечного бла­женства, которое тебя привлекает, наши мудрецы уже давно все, что известно, рассказали о райском саде и аде, измерили их в длину и в ширину, описа­ли все блаженства и муки гораздо более исчерпы­вающе, чем это сделали другие народы. . До сих пор я с тобой говорил о том, что содержится в Свя­щенном Писании и в учении пророков, а там мень­ше говорится о предназначении человека в будущей жизни и меньше это объясняется, чем в учении муд­рецов.* Однако и в книгах пророков сказано, что прах  человеческого  тела возвратится  к  земле   а дух - - к Б-гу, давшему его. Есть у пророков и упоминание о том,  что в будущем ожидается во­скрешение мертвых, и о миссии пророка, имя кото­рого Элиагу. Он уже был когда-то послан к нам и Б-г взял его к Себе, как это было уже с другим зловеком, не увидевшим смерти. Есть в Торе мо­литва пророчествовавшего о самом себе:   он пред­сказал, что умрет праведной смертью и судьба его будет такой же,  как и всех сыновей Израиля.51 Случилось  также  однажды,  что король вопрошал уже умершего пророка, и тот предсказал ему все, что с ним должно произойти, так же как он это де-гал при жизни. И если бы рассказ об этом коро­ле, то есть его обращение к умершему, не соответ­ствовал учению Торы, он не был бы в ней приведен показывает, что во времена пророков наш на­род верил и в то, что души продолжают существо­вать после кончины тела, и потому обращались к умершим с просьбами. Молитва5 3, которую знают даже женщины и дети, не говоря уже об ученых на­чинается словами: Б-же, душа, которую Ты мне дал чиста. Ты ее сотворил, Ты ее создал, Ты вдохнул её ' меня, Ты хранишь ее во мне, и Ты в свое время возьмешь ее от меня и возвратишь мне ее в гряду­щее время. И пока душа моя во мне, я Тебя благо­дарю,   Всевышний   Б-же,  Владыка  всех  созданий. Благословен возвращающий души в тела умерших. Тот же рай, о котором так много рассказывают, взят из Торы. Это ступень совершенства, для кото­рой предназначен человек, и если бы он не грешил, он был бы вечно на этой ступени. Слово "геенна", которым называют ад, -- это известное название места около Иерусалима, долина, в которой все премя горел огонь, и там сжигали кости, трупы и нее нечистое. "Геенна" — составное слово из древневрейского языка.

Сказал К у з а р и: В таком случае после вашей Торы ничего нового не было сказано о рае и аде, за исключением некоторых деталей, да и это все не более, чем повторение и многословие.

 Сказал р а б б и: Все это не ново. Наши мудрецы так много раз обращались к этой теме, что ты нигде не услышишь ничего такого, чего бы ты не нашел у наших мудрецов, если бы захотел.

Именем Б-жьим закончилась первая глава

Категория: Егуда А-Леви "КУЗАРИ" | Добавил: cipocapa (2009.10.21)
Просмотров: 691 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: