Сказал Кузари: Как нас учат философы,это некая сила, мы, однако, не знаем, что она в действительности собой представляет. Философы, конечно, знают.
Сказал р а б б и: Они знают не больше нас. по определению Аристотеля, это первое начало и причина, от которой потенциально зависят движение и покой всех вещей, и не в силу случайных связей, а в силу самой ее сущности.
Сказал Кузари: Это значит, что всякая вещь , произвольно движущаяся или находящаяся в покое, имеет причину, которой она обязана своим движением или покоем. И эта причина называется природой.
Сказал р а б б и: Это тончайшее отделение случайных обстоятельств от того, что действительно сязано с природой вещей. Оно производит впечатление, но ничего не говорит о том, что такое природа.
Сказал Кузари: Я вижу, что с помощью слов они вводят нас в заблуждение и вынуждают вместо Б-га подставить нечто другое, говоря о мудрой и активной природе. С таким же успехом мы ли бы приписать ей обладание разумом.
Сказал р а б б и: Совершенно верно. Элементы, солнце и луна способны воздействовать теполм и охлаждением, способны осушать и увеличить влажность, однако они не заслуживают того, чтобы приписать им мудрость и видеть в их воздействии нечто большее, чем функцию. В то же время формирование, соизмерение и произведение чего-либо подразумевают намерение и могут быть связаны с Всезнающим и Всемогущим. Мы вольны назвать силы, теплом и холодом преобразующие материю, природой, но все, что связано с разумом, не может к ней относиться. Так, например, создание эмбриона не может быть приписано родителям, они лишь помогают в придании ему человеческой формы, но душу его и тело формирует мудрый Создатель. Тебе не должно казаться невероятным проявление в этом мире Б-жественного влияния, если сама материя создана способной к восприятию Его. Здесь корень веры в Б-га, как и сопротивления Ему.
Сказал К у з а р и: Каким образом это корень и веры и безверия?
Сказал р а б б и: Восприятие Б-жественногоне дано природе человека. Человек не может этоизмерить мерой количества и качества. Даже зная о сущности Б-жественных вещей, нельзя знать их время. Чтобы знать их время, связи, последовательность и место, нужно знать о вещах более основа тельных, получив это знание от Б-га. И тот, кто получил такое знание вещей и осуществил его наделе во всех его ограничениях и условиях и от всего сердца, тот считается верующим. Как бы ни старался кто-нибудь достичь ступени Б-жественного познания с помощью разума или магии, — как мы видим в сочинениях астрологов, пытающихся вызвать сверхъестественные явления и изготовляющих идолов и талисманы, — он не является верующим. Он может приносить жертвы и курить фимиам во имя гипотез и предположений. На самом деле ему не известно, что следует делать, сколько, как, в каком смысле и в каком месте, каким образом и много других вещей, перечисление которых увело бы нас слишком далеко.20 Он подобен профану, который пришел в лабораторию врача, известного силой своих лекарств. Врача нет, но народ ждет исцеления, и безумный раздает содержимое склянок, не зная ни его свойств, ни доз, следующих каждому больному. Он убивает их теми лекарствами, которые должны были их излечить. Если же случайно он кого-нибудь и исцеляет одним из этих лекарств, люди вернутся и скажут, что он оказал им помощь, если только обман не раскроется или они не станут искать помощи в другом месте. И они будут ему доверять,2 ' не зная, что в действительности лекарство оказало действие только благодаря таланту ученого врача, который его приготовил и объяснил, каким образом должно его принимать. Он рассказал пациентам, как важны соответствующие питание и питье, физические упражнения и отдых, а также дал советы о правильном выборе климата и места для наилучшего восстановления сил. За некоторыми исключениями, до прихода Моисея люди были подобны таким пациентам, введенным в заблуждение невеждой. Они верили предписаниям астрологов и магов, блуждали от закона к закону, от бога к богу, исповедовали многобожие. Они забыли о существовании Ведущего мир и о Его Провидении и видели в воображаемых божествах причину изменений к лучшему, в то время как по сути своей они могут принести только вред. Приносить пользу может по собственной своей природе только Б-жест-венное воздействие, и только Его отсутствие причиняет вред.
Сказал К у з а р и: Вернемся к тому, что нас интересует. Как возникло ваше учение, как оно распространилось, как люди приняли его и как пришли к единому мнению, если прежде придерживалисьразных суждений? Сколько понадобилось времени,начиная с основания веры, для того, чтобы она укрепилась и приняла окончательную форму? Нет сомнения, что все религии начинают одиночки. Они стремятся передать людям то, что Б-г пожелал им открыть, и поддерживают друг друга. Иногда же правитель принуждает подданных принять его веру.
Сказал р а б б и: Таков возможный путь появления разумно устроенного образа жизни, изобретенного людьми. Когда же он становится общепринятым, начинают говорить, что Б-г помог этим людям, научил их и тому подобное. Но путь жизни, открытый Б-гом, должен явиться внезапно, — как при сотворении мира за словами "Да будет..." мгновенно последовало возникновение.
Сказал К у з а р и: Рабби, слова твои меня пугают.
Сказал р а б б и: Но действительность может испугать гораздо больше. Шестьсот тысяч сынов Израиля, если считать мужчин от двадцатилетнего возраста и старше, относящихся к двенадцати племенам, находились в египетском рабстве. Никтоиз них не бежал в другие страны, никто не ввел в свою семью чужеземца. Они ожидали времени,назначенного Б-гом, который обещал их предкам,Аврааму, Исааку и Яакову, что они унаследуют землю Ханаана.- Этой землей владели семь процветающих сильных народов, а сыновья Израиля были бедны и угнетены. По приказу фараона их детей преда-пали смерти, чтобы народ не стал многочисленным и сильным. И все же, несмотря на их слабость, Б-г послал Моисея и Аарона, и они предстали перед могущественным фараоном. В их распоряжении были знамения и чудеса, которыми изменяется порядок вещей, установленных при сотворении мира. Фараон не мог ни скрыться от них, ни повелеть что-либо губительное для них, ни оградить себя от десяти ужасных казней, которые поразили воды, землю, воздух, растительность и все живое в Египте, а также тело и душу его жителей. В полночь смерть мгновенно поразила всех первенцев в египетских домах — не было дома, где бы не оплакивали мертвых.2 3 Все эти казни были знамением и предостережением. Они происходили в назначенное время и в назначенное время прекращались, чтобы ясно было, что они происходят намеренно, по воле Б-га, и что Б-г делает все, что хочет, и тогда, когда хочет, и что причина казней — не природа, не влияние звезд или чар и не случай. В ту ночь, когда смерть поразила египетских первенцев, по велению Б-га дети Израиля вышли из Египта, перестав быть рабами фараона, и, следуя за столбами дыма и огня, которые их вели, направились к Красному морю. Б-же-ственные старцы Моисей и Аарон, вожди и служители этого народа, были старше восьмидесяти, когда они выступили с пророческой миссией. Прежде им ничего не было заповедано. Они знали только то, что унаследовали от Адама и Ноя. Моисей не отменил эти заповеди, но присоединил к ним остальные. Фараон пытался преследовать евреев в пути, но им не понадобилось оружия, да они и не умели воевать. Море расступилось перед ними — и они перешли его, а фараон и его войско утонули, и море выбросило их трупы, и дети Израиля это видели. Все это долго рассказывать, да и всем это известно.
Сказал К у з а р и: Это в самом деле Б-жест-венное событие, и все связанные с ним заповеди, несомненно, следует принять, не колеблясь и не опасаясь того, что здесь играли роль чары, обман или воображение. Если бы казни, постигшие Египет, и переход через расступившееся море были плодом воображения, то спасение из рабства, гибель угнетателей и доставшаяся освобожденным обильная добыча не могли быть воображаемыми. Не верить в это можно лишь из упрямства.
Сказал р а б б и: Более того — потом они сорок лет провели в пустыне, где ничего не растет. Им был дарован хлеб свыше, который для этого сотворялся каждый день, кроме субботы, и в течение сорока лет они питались этим хлебом.
Сказал К у з а р и: И это оспаривать невозможно. Если в течение сорока лет нисходил свыше хлеб для шестисот тысяч человек и всех, кто с ними был, на протяжении шести дней недели, а в субботу не появлялся, то разум обязывает принять субботу, потому что с ней было связано Б-жественное проявление.
Сказал р а б б и: Соблюдение субботы связано с этим чудом, но, кроме того, оно связано с сотворением мира за шесть дней, а также с тем, о чем мы еще будем говорить. Хотя при виде этих чудес народ поверил в посланничество Моисея, в душах людей осталось сомнение, мог ли Б-г говорить с человеком. Они могли подумать, что Тора — это некие высказывания и мысли, цель которых привести людей к совершенству, и что лишь поэтому Б-г в ней дает свою помощь и поддержку. Им было трудно признать, что речь можно отнести к кому-либо, кроме человека, ибо речь — физическое явление. Желая очистить сердца от сомнений, Б-г повелел им освятиться внутренне и внешне, и прежде всего воздержаться от близости с женами, и сердцем приготовиться, чтобы услышать Его. Освятив себя, народ достиг ступени, свойственной пророкам, так что все были способны непосредственно слышать Б-жественное слово. Это произошло через три дня. Его явлению предшествовали великие знамения, молнии, и громы, и пламя, охватившее Синайскую гору. Пламя горело на горе сорок дней, и народ видел его, видел, как Моисей входил в него и выходил, и слышал, как были произнесены десять заповедей, на которых основана Тора. В их числе заповедь освящения субботы, которую Б-г уже повелел в связи с дарованием манны. Народ принял десять заповедей не от человека или пророка — заповеди были ему даны Б-гом. Однако народ не мог, подобно Моисею, непосредственно созерцать столь великие явления, но начиная с этого дня народ уверовал, что все, что говорит Моисей, исходит от Б-га, что речению Б-га не предшествуют его собственные мысли и суждения и что пророчество ничего общего не имеет с тем, что утверждают философы. По мнению философов, в душе человека мысли, очищаясь, обращаются к Активному Интеллекту, называемому также святым духом, или к ангелу Гавриилу, которые помогают и просвещают человека. Ему может показаться во сне или между явью и сном будто некто разговаривает с ним, и он слышит эту речь душой, а не с помощью слуха, видит мыслью, а не глазами, — и тогда ему мнится, что с ним говорит Б-г. Но эти ложные утверждения утратили силу после того, как народ был свидетелем великого Откровения и увидел последовавшее за Б-жественным словом: буквы, которыми Б-г начертал десять заповедей на двух бесценных каменных скрижалях, переданных Моисею, — Б-жественным письмом на них было начертано то же, что народ только что слышал. Б-г повелел Моисею сделать ковчег для скрижалей и для него построить шатер. Скрижали были в руках сынов Израиля все время, пока в народе были пророки, — около девятисот лет, до тех пор, пока народ не согрешил и не лишился ковчега. И тогда Навуходоносор одержал над евреями победу и изгнал их из страны. Сказал Кузари: Не удивительно, если тот, кто услышит, что Б-г говорил с великим собранием вашего народа, писал для него скрижали и тому подобные вещи, скажет, что ваше представление о Б-ге очеловечено, но, с другой стороны, вас нельзя обвинить, если вы не отрицаете эти явные и великие явления и не считаетесь с противоречиями и доводами разума.
Сказал р а б б и: Нельзя допустить, что Б-г вводит в заблуждение или что в Торе есть нечто, чему противится разум и что разум считает ложным. Первая из десяти заповедей повелевает верить в Б-га. Вторая предостерегает против служения иным божествам и придания Ему формы, образа и очертаний, то есть вещественных свойств. Но мы можем подняться над примитивным представлением о Б-ге. Ведь есть сотворенные вещи, которые нельзя представить. К ним относится душа, обладающая даром речи и составляющая сущность человека. В Моисее говорит душа, а не язык, сердце.или мозг — они только орудия. Моисей — это душа, которая говорит и познает, и она не материальна, не ограничена пространством, пространство ею не стеснено, и ее не теснят формы всех сотворенных вещей, которые в ней находятся. Чтобы описать ее духовную сущность, мы ищем искусственные слова. В еще большей степени это относится к Всевышнему, благословенно Его Имя. Мы не отрицаем великое Явление, но говорим, что не знаем, как духовное обрело физические формы, как возникло звучащее слово и достигло уха. Нам неизвестно, как Он сотворил то, чего не было раньше, как обратилось в небытие то, что существовало, но у Него нет недостатка в возможностях. Мы говорим, что Б-г сотворил скрижали и высек написанное на них подобно тому, как единым речением Он сотворил небеса. По воле Его скрижали возникли такого размера и формы, какие Он пожелал, и на них были высечены десять заповедей. Мы говорим, что Б-г разделил воды Красного моря, и они встали стеной справа и слева от народа, и путь их был широк и удобен, и земля ровна, что можно было идти легко и без задержки. Разделение и воздвижение вод моря и превращение его дна в удобный путь связаны только с действием Б-га, и не было необходимости в орудиях и в промежуточных причинах, в которых обычно нуждаются для действия Его творения. Воды вздыбились по Его слову и приняли желаемую Ему форму, желаемую форму принял воздух, который достиг уха пророка в виде звучащих букв, выразивших то, что Б-г хотел высказать пророку и народу
Сказал К у з а р и: Вполне удовлетворительный довод.
Сказал р а б б и: Я не утверждаю, что всепроисходило именно таким образом. Возможно,что природа происходившего глубже, чем мысльспособна охватить, но у присутствовавших возникла вера в то, что происходящее исходит непосредственно от Б-га, так как оно напоминает первичное творение и формирование вещей. Так в душе утверждается вера в Тору и в то, что мир имелначало, и в сотворение его Всевышним Творцом,так же как стало очевидным, что Он сотворил скрижали и многое другое, — и сердце верующего покинут сомнения, свойственные философам и сторонникам вечности мира.
Сказал К у з а р и: Не увлекайся восхвалением своего народа. Не забывай, что, как известно,евреи поступили вопреки тому, что видели и слышали. Я слышал, что именно тогда они сделали золотого тельца и поклонились ему, а не Б-гу.
Сказал р а б б и: Их грех преувеличивают вмеру их величия. Велик тот, чьи грехи немногочисленны.
Сказал К у з а р и: Ты пристрастен и из пристрастия защищаешь свой народ. Может ли быть грех тяжелее. О каком величии ты после этого говоришь.
Сказал р а б б и: Имей терпение, я объясню тебе величие этого народа. Первое свидетельство —его избранность Б-гом изо всех народов мира. Весь народ причастен Б-жественному влиянию, так чтовсе были в состоянии возвыситься до восприятия Слова. Эта способность передалась от них к их женщинам, и среди женщин были наделенные даром пророчества. До того Б-жественное влияние распространялось лишь на отдельных людей — преемников Адама. Адам, бесспорно, был совершенен. Можно ли оспаривать совершенство сотворенного Тем, Кто Мудр и Всемогущ, если Он сам избрал желательныйматериал и форму. Совершенству его не препятствовали характер семени отца, крови матери, род пищи и воспитание в годы роста и созревания, изменения в воздухе, воде или земле. Он был сотворен физически и нравственно зрелым человеком и получил совершенно чистую душу. Его ум обладал совершенством, предельно возможным для человека, и сверх того — Б-жественным свойством той ступени совершенства, достигая которой человек причастен и Б-жественному, и духовному и постигает истину, не изучая, а простым устремлением мысли. И мы называем его сыном Б-жьим, а также всех потомков, ему подобных. Адам родил множество сыновей, и никто из них не был достоин занять его место, кроме Авеля. Авель был подобен Адаму, и когда Каин убил Авеля, завидуя его совершенству, вместо Авеля был дан Адаму Сет, и Сет был также ему подобен и потому был ядром человечества, а остальные — как бы его скорлупой. Избранником среди потомков Сета был Энош. Так до Ноя продолжалась линия избранников, подобных Адаму, называемых сыновьями Б-га, совершенных телом и душой, отличавшихся долголетием, мудростью, знанием и сопособностями. Зная длину их жизни, мы исчисляем время от Адама до Ноя и от Ноя до Авраама. Возможно, что некоторые из них, как Терах, остались чужды Б-жественному влиянию, но сын его, Авраам, был учеником Эвера, своего деда, кроме того, он застал еще при жизни Ноя. Причастность Б-жественному в их роде переходила от дедов к внукам. Авраам был избранником среди потомков Эвера и его учеников. Потому он назван Иври. Эвер же был избранником среди потомков Шема, а Шем — среди потомков Ноя. Он унаследовал область умеренных климатов, средоточие и прелесть которых — земля пророчества, ханаанская земля. Яфет пошел на север, а Хам — на юг. В потомстве Авраама избранником был Исаак, и Авраам отдалил остальных сыновей от этой изобилующей всеми достоинствами земли, чтобы она досталась Исааку. Избранник в потомстве Исаака — Яаков. Его брат Эсав был отвергнут, ибо Яаков должен был наследовать эту землю. Все сыновья Яакова были избранниками, все они были достойны постижения Б-жественного, и им досталось в наследство на земле место Б-жественной миссии. Так Б-жественное влияние распространилось на многих людей, но вначале Его воспринимали лишь немногие. Б-г хранил сыновей Яакова, умножил и возвеличил их в Египте: так растет дерево с хорошими корнями и дает чудесные плоды, подобные первому плоду, из которого дерево выросло. Дерево — Авраам, Исаак, Яаков, Иосиф и его братья, а плодами были Моисей, Аарон и Мириам, Бецалель и Оголиав, главы племени и семьдесят старейшин, обладавших пророческим даром, Иегошуа бин Нун, Калев бен Иефуна, Хор, сын Мириам, и многие другие. Тогда все сыновья Израиля были достойны проявления в них Б-жественного Света и Провидения. Среди них были грешники, восставшие против Него, но и они, бесспорно, принадлежали к избранным по происхождению и по природе. Дети их становились избранниками, и следует остерегаться осуждать грешника отца, ибо в нем зародыш избранничества, который должен проявиться в сыне или внуке в зависимости от времени, которое понадобится для очищения его семени, как мы уже видели на примере Тераха и многих других, не поддавшихся влиянию Б-жественного. Но в этом роде могли родиться великие избранники, чего никогда не было в потомстве Хама и Яфета. Подобное мы видим в природе вещей: есть люди, не похожие на отцов, но они похожи на дедов. Эти качества и подобие, несомненно,в скрытом виде были и в отце, но это также не было видно, как природа Эвера не была явной в его потомках, пока не проявилась в Аврааме.
Сказал К у з а р и: Итак, это величие исходит от Адама. Адам был величайшим из населявших землю, и его величие вас возвышает над всеми жителями земли. Но где же оно, если был такой грех?
Сказал р а б б и: Тогда все поклонялись изображениям. И хотя некоторые философы доказывали существование единого Б-жества, они тоже не обходились без внешнего изображения, ккоторому они обращались, и учили тому, что Б-же-ство связано с этим изображением и что в связи с ним происходят чудесные и необычные явления. Некоторые считали, что они исходят от Б-га, как и мы считаем, что в наших священных местах земля и камни приносят благословение; другие связывали эти явления с духовным влиянием звезд, сил небесных сфер и созвездий. Толпа же не могла принять чистое учение, она воспринимала все в той вещественной форме, в какой оно выражалось. Сыновьям Израиля было обещано, что Моисей сообщит им Б-жественное учение в некой видимой форме, к которой они могли бы обратить свое внимание. Следуя за столбом дыма или огня, они поражались величию Б-га и поклонялись Ему. Точно так же они стояли против столба дыма, сошедшего к Моисею,когда с ним говорил Б-г: они стояли напротив ипоклонялись Б-жественному явлению. И когда народ услышал десять заповедей, Моисей поднялся на вершину горы, чтобы принести им скрижали с заповедями, написанными на них, и сделал ковчег, чтобы было нечто видимое, к чему можно обратить внимание, а в нем было свидетельство союза народа с Б-гом и Б-жественного творения. Я говорю о скрижалях, а кроме того, о ковчеге, который осеняло облако Б-жественного величия, и о чудесах, связанных с ковчегом. Народ ожидал возвращения Моисея, чтобы принять то, что он передаст. Они не изменили свой вид, украшения и одежды, которые были на них в день, когда они собрались у Синайской горы. Моисей не спускался сорок дней (как казалось им, долее, чем он сам предполагал), и он не взял еды с собой и не простился с ними, намереваясь вернуться в назначенное время. Тогда частью из них, незначительной, овладели дурные мысли. Начались споры, и появилось столько советов и идей, что некоторые из них почувствовали, что нужно что-то ощутимое, чему они могли бы поклоняться, как все прочие народы, не отрицая Б-га, который вывел их из Египта. Видимый объект заменял бы Его в то время, когда они вспоминали о Его чудесах. Так филистимляне смотрели на ковчег завета, утверждая, что в нем находится Б-жество, а мы говорим о небесах и обо всем, что движется лишь по велению Б-га, а не по желанию человека или земной природы. Их грех состоял в том, что они избрали предмет поклонения сами, а это было им запрещено. Они приписали связь с Б-жественным тому, что создали собственными руками и по собственному желанию, а не по велению Б-га. Можно им найти оправдание в том споре, который начался в народе. Поклонившихся тельцу было не более трех тысяч из шестисот тысяч. Великих праведников, которые им помогали, видимо, можно оправдать тем, что они это сделали, чтобы явным стало, кто грешник и кто верующий, и чтобы погиб грешник, поклонившийся идолу. Но им грех вменился, ибо они помогли греху стать из возможного действительным. Этот грех не был отказом от служения Выведшему из Египта. Это был отказ от некоторых заповедей, ибо Он, Благословенный, запретил изображения, но они создали изображение вместо того, чтобы ждать и не придумывать самим, чему поклоняться и к чему стремиться, не выбирать алтарь и форму жертвоприношений. То, что случилось, было подсказано прорицателями и астрологами, которые были среди них. Они считали, что, следуя лишь разуму, они приблизятся к истине. И это снова напоминает рассказ о глупце, который пришел в приемную врача и довел людей до смерти теми же лекарствами, которые прежде им помогали. Евреи не хотели отступить от служения Б-гу, напротив, они думали, что проявляют усердие, они пришли к Аарону и рассказали о задуманном. Аарон помог им своим участием и был наказан за то, что замысел превратил в содеянное. То, что случилось, сегодня нам кажется тяжелейшим грехом потому, что большинство народов уже не поклоняется изваяниям, но в то время это было меньшим грехом, ибо изваяниям поклонялись все народы. Если бы их грех состоял в том, что они по своему усмотрению построили некое здание, чтобы обращаться в его сторону при молитве, приносить в нем жертвы и почитать его, этот грех показался бы нам гораздо более легким, потому что мы сами теперь строим дома молитвы по собственному усмотрению, и воздаем им должное уважение, и думаем, что в них Б-г нас благословляет. Можно сказать, что Б-г присутствует в них, что ангелы его окружают, но если бы не потребность в месте, собирающем народ, следовало бы это считать чуждым для нас обычаем. Во времена Израильского царства велась борьба с теми, кто в излишнем рвении возводил святилища, которые тогда назывались бамот — возвышения. Праведные разрушали их, чтобы не было иных мест служения Б-гу, кроме Им указанного Храма, построенного в полном соответствии со всеми Его велениями. Те изображения, которые Он велел сделать в Храме, например херувимы, не были чужды еврейству. Несмотря на все это, поклонившиеся тельцу были наказаны и погибли — их было три тысячи из шестисот тысяч. Но манна не перестала нисходить на землю, чтобы их питать, облако не перестало осенять их, огненный столб продолжал светить на стоянках, а дар пророчества постоянно был среди них. Ни один из Б-жественных даров не был отнят, за исключением двух скрижалей, которые Моисей расколол, но затем он молился об их возвращении. Скрижали были возвращены, и грех был прощен народу.
Сказал К у з а р и: Ты подтвердил давно возникшую у меня догадку, которую и мой сон подтверждает: Б-жественное достигается через Б-жест-венное, через исполнение веления Б-га. Иначе и не может быть, ведь большинство людей хотят Ему служить, этого хочет даже прорицатель и обращающийся к чарам, поклонник огня или солнца, дуалист и им подобные.
Сказал р а б б и: Совершенно верно. Источник всех наших знаний, записанных в Торе, в том, что Б-г сказал Моисею, что Моисей записал и передал великому множеству народа, собравшемуся в пустыне. И для принятия всего этого не было необходимости объяснять и обосновывать законы, каждую главу Писания, заповеди и формы жертвоприношений: как они совершаются, где и в какой стороне Храма, как совершается убиение жертвы, что следует делать с кровью, что с частями туши и множество разных мнений об этом. Все было детально передано Б-гом, дабы не случилось, что из-за одной недостающей детали все может оказаться невыполнимым И в природе вещи связаны тончайшими отношёниями, неуловимыми для мысли, и малейшее их нарушение может оказаться губительным, например, для растения, животного или части тела, которое в следствие этого погибает или не возникает. Он описал, как жертва делится на части, что следует делать с каждой из них, что должно служить пищей, а что должно быть сожжено, кто будет есть, и кто сжигать и кто совершает жертвоприношение из тех групп священников, которых Закон обязывает совершать эту службу, а равно — не преступать все эти установления. Он описал, какими свойствами должны обладать совершающие жертвоприношения (ими не могут быть увечные), какими должны быть их украшения, одежды, а в особенности одежда первосвященника, которая дает ему право вступать в место присутствия Шехины*, где находится ковчег и Тора. Он описал связанные с храмовой службой обряды освящения и очищения священников, степени ,oчищения, священнодействия и молитвы. Все это вещи, о которых очень долго рассказывать, и в них полагаются на прочитанное в Торе и на то, что изложили Мудрецы. И все это было сказано Моисею Б-гом. Все детали Храма-шатра в пустыне были показаны Моисею на Синайской горе: устройство шатра, стола и меноры, ковчега, двора, столбов и завес. Ему были показаны духовные формы, соответствующие тем формам вещественным, какие он должен был создать. Подобным же образом Б-г внутренне показал Давиду форму Храма, построенного Соломоном, а пророку Иехезкиелю — вид и особенности обещанного нам в грядущем священного вечного Храма. В служении Б-гу важно не суждение человека, не дедукция и не глубина мысли. Если бы это было нужно, то философы, наделенные мудростью и тонким умом, достигли бы много большего, чем сьновья Израиля.
Сказал К у з а р и: Эти доводы располагают душу к принятию Торы без колебаний и без сомнений. Итак, пророк явился рабам, уверил их в том, что они немедленно освободятся от рабства указанным им путем, что они вступят на землю Ха-нана, которой владеют семь народов, один сильнее другого. Каждому их племени он сказал, какой частью земли оно будет владеть еще до того, как они ее достигли. Все это исполнилось очень скоро и сопровождалось великими чудесами. Это подтверждав величие Пославшего его, достоинство посланного и высокие качества народа — единственного, к которому он был послан. Если бы он заявил, что послан для исправления целого мира, слова его не достигли бы и половины цели, его миссия явно была бы неудавшейся, ибо намерение Творца не было бы вполне осуществлено. Успеху его миссии мешало бы также и то, что его учение передает еврейская книга. Это бы затруднило народам, пришедшим из Индии и Хазарского царства, понять его и исполнить то, что в книге написано, или же для этого понадобились бы сотни лет, или они изменили бы веру вследствие того, что их завоевали, или потому, что они соседи народа -- обладателя Торы, или под влиянием самого пророка или другого пророка, который бы им передал учение и убедил в его истинности.
Сказал р а б б и: Моисей возвестил Тору только своему народу, говорившему на том же языке, что и он сам. Народу этому предначертано, чтобы его пророки во все времена напоминали о Торе,что он и делал, пока продолжалось благоволение Б-га и Б-г в нем пребывал.
Сказал К у з а р и: Однако было бы лучше даровать справедливость всему миру. Это более соответствовало бы Добру и Мудрости
*Б-жественное действие и присутствие в мире
|