Понедельник, 2024.05.06, 18:29

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Библиотека "Пиркей АВОТ" = Еврейская МУДРОСТЬ » Егуда А-Леви "КУЗАРИ"

Йегуда Ибн ГаЛеви "Кузари" ---------- на русском языке (часть 2)
Сказал   Кузари: Как нас учат философы,это некая сила, мы, однако, не знаем, что она в дей­ствительности собой представляет. Философы, ко­нечно, знают.

 Сказал  р а б б и:   Они знают не больше нас. по определению Аристотеля, это первое начало и причина, от которой потенциально зависят движе­ние и покой всех вещей, и не в силу случайных связей, а в силу самой ее сущности.

Сказал   Кузари:   Это значит, что всякая вещь , произвольно движущаяся или находящаяся в покое, имеет причину, которой она обязана своим движением или покоем. И эта причина называется природой.

Сказал   р а б б и:   Это тончайшее отделение случайных обстоятельств от того, что действительно сязано с природой вещей. Оно производит впечатление, но ничего не говорит о том, что такое природа.

 Сказал Кузари: Я вижу, что с помощью слов они вводят нас в заблуждение и вынуждают вместо Б-га подставить нечто другое, говоря о муд­рой и активной природе. С таким же успехом мы ли бы приписать ей обладание разумом.

Сказал р а б б и: Совершенно верно. Эле­менты, солнце и луна способны воздействовать теполм и охлаждением, способны осушать и увеличить влажность, однако они не
заслуживают того, чтобы приписать им мудрость и видеть в их воздействии нечто большее, чем функцию. В то же время формирование, соизмерение и произведение чего-либо
 подразумевают намерение и могут быть связа­ны с Всезнающим и Всемогущим. Мы вольны назвать силы, теплом и холодом преобразующие материю, природой, но все, что связано с разумом, не может к ней относиться. Так, например, создание эмбриона не может быть приписано родителям, они лишь помогают в придании ему человеческой фор­мы, но душу его и тело формирует мудрый Созда­тель. Тебе не должно казаться невероятным прояв­ление в этом мире Б-жественного влияния, если са­ма материя создана способной к восприятию Его. Здесь корень веры в Б-га, как и сопротивления Ему.

Сказал   К у з а р и:   Каким образом это ко­рень и веры и безверия?

Сказал  р а б б и: Восприятие Б-жественногоне дано природе человека. Человек не может этоизмерить мерой количества и качества. Даже зная о сущности Б-жественных вещей, нельзя знать их вре­мя.  Чтобы знать их время, связи, последователь­ность и место, нужно знать о вещах более основа­
тельных,  получив  это знание от Б-га. И тот, кто получил такое знание вещей и осуществил его наделе во всех его ограничениях и условиях и от всего сердца, тот считается верующим. Как бы ни старал­ся кто-нибудь достичь ступени Б-жественного позна­ния с помощью разума или магии, — как мы видим
в   сочинениях   астрологов,   пытающихся   вызвать сверхъестественные явления и изготовляющих идо­лов и талисманы, — он не является верующим. Он может приносить жертвы и курить фимиам во имя гипотез и предположений. На самом деле ему не из­вестно, что следует делать, сколько, как, в каком
смысле и в каком месте, каким образом и много других вещей, перечисление которых увело бы нас слишком далеко.20 Он подобен профану, который пришел  в   лабораторию  врача,  известного   силой своих лекарств. Врача нет, но народ ждет исцеления, и безумный раздает содержимое склянок, не зная ни его свойств, ни доз, следующих каждому больно­му.   Он  убивает  их  теми  лекарствами,   которые должны были их излечить. Если же случайно он ко­го-нибудь и исцеляет одним из этих лекарств, люди вернутся и скажут, что он оказал им помощь, если только  обман  не  раскроется или они не  станут искать помощи в другом месте. И они будут ему до­верять,2 ' не зная, что в действительности лекарство оказало действие только благодаря таланту ученого врача, который его приготовил и объяснил, каким образом должно его принимать. Он рассказал па­циентам, как важны соответствующие питание и пи­тье, физические упражнения и отдых, а также дал советы о правильном выборе климата и места для наилучшего восстановления  сил.   За  некоторыми исключениями, до прихода Моисея люди были по­добны таким пациентам, введенным в заблуждение невеждой. Они верили предписаниям астрологов и магов, блуждали от закона к закону, от бога к бо­гу, исповедовали многобожие. Они забыли о суще­ствовании Ведущего мир и о Его Провидении и ви­дели в воображаемых божествах причину измене­ний к лучшему, в то время как по сути своей они могут принести только вред. Приносить пользу мо­жет по собственной своей природе только Б-жест-венное воздействие, и только Его отсутствие причи­няет вред.

Сказал К у з а р и:  Вернемся к тому, что нас интересует. Как возникло ваше учение, как оно рас­пространилось, как люди приняли его и как пришли
к единому  мнению,  если прежде придерживалисьразных суждений? Сколько понадобилось времени,начиная  с  основания веры,  для того,  чтобы она укрепилась и приняла окончательную форму? Нет сомнения, что все религии начинают одиночки. Они стремятся передать людям то, что Б-г пожелал им открыть, и поддерживают друг друга. Иногда же правитель принуждает подданных принять его веру.

Сказал р а б б и: Таков возможный путь по­явления разумно устроенного образа жизни, изобре­тенного людьми. Когда же он становится общепри­нятым, начинают говорить, что Б-г помог этим лю­дям, научил их и тому подобное. Но путь жизни, открытый Б-гом, должен явиться внезапно, — как при сотворении мира за словами "Да будет..." мгновен­но последовало возникновение.

Сказал  К у з а р и:   Рабби, слова твои меня пугают.

Сказал р а б б и: Но действительность может испугать гораздо больше. Шестьсот тысяч сынов Из­раиля,   если  считать   мужчин  от  двадцатилетнего
возраста и старше, относящихся к двенадцати пле­менам,  находились  в  египетском рабстве.  Никтоиз них не бежал в другие страны, никто не ввел
в свою семью чужеземца. Они ожидали времени,назначенного Б-гом, который обещал их предкам,Аврааму, Исааку и Яакову, что они унаследуют землю Ханаана.-
 Этой землей владели семь процветаю­щих сильных народов, а сыновья Израиля были бед­ны и угнетены. По приказу фараона их детей преда-пали смерти, чтобы народ не стал многочисленным и сильным. И все же, несмотря на их слабость, Б-г послал Моисея и Аарона, и они предстали перед мо­гущественным фараоном. В их распоряжении были знамения и чудеса, которыми изменяется поря­док вещей, установленных при сотворении мира. Фараон не мог ни скрыться от них, ни повелеть что-либо губительное для них, ни оградить себя от деся­ти ужасных казней, которые поразили воды, землю, воздух, растительность и все живое в Египте, а так­же тело и душу его жителей. В полночь смерть мгно­венно поразила всех первенцев в египетских до­мах — не было дома, где бы не оплакивали мерт­вых.2 3 Все эти казни были знамением и предостере­жением. Они происходили в назначенное время и в назначенное время прекращались, чтобы ясно было, что они происходят намеренно, по воле Б-га, и что Б-г делает все, что хочет, и тогда, когда хочет, и что причина казней — не природа, не влияние звезд или чар и не случай. В ту ночь, когда смерть поразила египетских первенцев, по велению Б-га дети Израи­ля вышли из Египта, перестав быть рабами фа­раона, и, следуя за столбами дыма и огня, кото­рые их вели, направились к Красному морю. Б-же-ственные старцы Моисей и Аарон, вожди и служите­ли этого народа, были старше восьмидесяти, когда они выступили с пророческой миссией. Прежде им ничего не было заповедано. Они знали только то, что унаследовали от Адама и Ноя. Моисей не отме­нил эти заповеди, но присоединил к ним остальные.
Фараон пытался преследовать евреев в пути, но им не понадобилось оружия, да они и не умели воевать. Море расступилось перед ними — и они перешли его, а фараон и его войско утонули, и море выбросило их трупы, и дети Израиля это видели. Все это долго рассказывать, да и всем это известно.

Сказал К у з а р и:  Это в самом деле Б-жест-венное событие, и все связанные с ним заповеди, не­сомненно, следует принять, не колеблясь и не опа­саясь того, что здесь играли роль чары, обман или воображение. Если бы казни, постигшие Египет, и переход через расступившееся море были плодом воображения, то спасение из рабства, гибель угнета­телей и доставшаяся освобожденным обильная до­быча не могли быть воображаемыми.  Не верить в это можно лишь из упрямства.

Сказал р а б б и: Более того — потом они со­рок лет провели в пустыне, где ничего не растет. Им был дарован хлеб свыше, который для этого сотворялся каждый день, кроме субботы, и в течение со­рока лет они питались этим хлебом.

Сказал  К у з а р и:  И это оспаривать невоз­можно. Если в течение сорока лет нисходил свыше хлеб для шестисот тысяч человек и всех, кто с ними был, на протяжении шести дней недели, а в суббо­ту не появлялся, то разум обязывает принять суббо­ту, потому что с ней было связано Б-жественное проявление.

Сказал р а б б и:   Соблюдение субботы связано с этим чудом, но, кроме того, оно связано с сотворением мира за шесть дней, а также с тем, о чем мы еще будем говорить. Хотя при виде этих чу­дес народ поверил в посланничество Моисея, в ду­шах людей осталось сомнение, мог ли Б-г говорить с человеком. Они могли подумать, что Тора — это некие высказывания и мысли, цель которых при­вести людей к совершенству, и что лишь поэтому Б-г в ней дает свою помощь и поддержку. Им было трудно признать, что речь можно отнести к кому-ли­бо, кроме человека, ибо речь — физическое явление. Желая очистить сердца от сомнений, Б-г повелел им освятиться внутренне и внешне, и прежде всего воздержаться от близости с женами, и сердцем при­готовиться, чтобы услышать Его. Освятив себя, на­род достиг ступени, свойственной пророкам, так что все были способны непосредственно слышать Б-жественное слово. Это произошло через три дня. Его явлению предшествовали великие знамения, молнии, и громы, и пламя, охватившее Синайскую гору. Пламя горело на горе сорок дней, и народ ви­дел его, видел, как Моисей входил в него и выхо­дил, и слышал, как были произнесены десять запо­ведей, на которых основана Тора. В их числе запо­ведь освящения субботы, которую Б-г уже пове­лел в связи с дарованием манны. Народ принял де­сять заповедей не от человека или пророка — запо­веди были ему даны Б-гом. Однако народ не мог, подобно Моисею, непосредственно созерцать столь великие явления, но начиная с этого дня народ уве­ровал, что все, что говорит Моисей, исходит от Б-га, что речению Б-га не предшествуют его соб­ственные мысли и суждения и что пророчество ничего общего не имеет с тем, что утверждают фило­софы. По мнению философов, в душе человека мысли, очищаясь, обращаются к Активному Интел­лекту, называемому также святым духом, или к ан­гелу Гавриилу, которые помогают и просвещают че­ловека. Ему может показаться во сне или между явью и сном будто некто разговаривает с ним, и он слышит эту речь душой, а не с помощью слуха, ви­дит мыслью, а не глазами, — и тогда ему мнится, что с ним говорит Б-г. Но эти ложные утверждения ут­ратили силу после того, как народ был свидетелем великого Откровения и увидел последовавшее за Б-жественным словом: буквы, которыми Б-г начер­тал десять заповедей на двух бесценных каменных скрижалях, переданных Моисею, — Б-жественным письмом на них было начертано то же, что народ только что слышал. Б-г повелел Моисею сделать ковчег для скрижалей и для него построить шатер. Скрижали были в руках сынов Израиля все время, пока в народе были пророки, — около девятисот лет, до тех пор, пока народ не согрешил и не лишил­ся ковчега. И тогда Навуходоносор одержал над евреями победу и изгнал их из страны.
 Сказал Кузари: Не удивительно, если тот, кто услышит, что Б-г говорил с великим собранием вашего народа, писал для него скрижали и тому по­добные вещи, скажет, что ваше представление о Б-ге очеловечено, но, с другой стороны, вас нельзя обвинить, если вы не отрицаете эти явные и великие явления и не считаетесь с противоречиями и дово­дами разума.

Сказал р а б б и: Нельзя допустить, что Б-г вводит в заблуждение или что в Торе есть нечто, че­му противится разум и что разум считает ложным. Первая из десяти заповедей повелевает верить в Б-га. Вторая предостерегает против служения иным божествам и придания Ему формы, образа и очертаний, то есть вещественных свойств. Но мы можем подняться над примитивным представле­нием о Б-ге. Ведь есть сотворенные вещи, которые нельзя представить. К ним относится душа, обла­дающая даром речи и составляющая сущность чело­века. В Моисее говорит душа, а не язык, сердце.или мозг — они только орудия. Моисей — это душа, ко­торая говорит и познает, и она не материальна, не ограничена пространством, пространство ею не стеснено, и ее не теснят формы всех сотворенных вещей, которые в ней находятся. Чтобы описать ее духовную сущность, мы ищем искусственные сло­ва. В еще большей степени это относится к Всевыш­нему, благословенно Его Имя. Мы не отрицаем ве­ликое Явление, но говорим, что не знаем, как ду­ховное обрело физические формы, как возникло звучащее слово и достигло уха. Нам неизвестно, как Он сотворил то, чего не было раньше, как обра­тилось в небытие то, что существовало, но у Него нет недостатка в возможностях. Мы говорим, что Б-г сотворил скрижали и высек написанное на них подобно тому, как единым речением Он сотво­рил небеса. По воле Его скрижали возникли такого размера и формы, какие Он пожелал, и на них были высечены десять заповедей. Мы говорим, что Б-г разделил воды Красного моря, и они встали стеной справа и слева от народа, и путь их был широк и удобен, и земля ровна, что можно было идти легко и без задержки. Разделение и воздвижение вод моря и превращение его дна в удобный путь связаны только с действием Б-га, и не было необходимости в орудиях и в промежуточных причинах, в которых обычно нуждаются для действия Его творения. Во­ды вздыбились по Его слову и приняли желаемую Ему форму, желаемую форму принял воздух, ко­торый достиг уха пророка в виде звучащих букв, выразивших то, что Б-г хотел высказать пророку и народу

Сказал   К у з а р и:    Вполне удовлетвори­тельный довод.

Сказал   р а б б и:   Я не утверждаю, что всепроисходило  именно  таким  образом.  Возможно,что природа происходившего глубже,  чем мысльспособна охватить,  но  у   присутствовавших  воз­никла вера в то, что происходящее исходит непо­средственно от Б-га, так как оно напоминает пер­вичное творение и формирование вещей. Так в ду­ше утверждается вера в Тору и в то, что мир имелначало, и в сотворение его Всевышним Творцом,так же как стало очевидным, что Он сотворил скри­жали и многое другое, — и сердце верующего поки­нут сомнения, свойственные философам и сторон­никам вечности мира.

Сказал   К у з а р и:   Не увлекайся восхвале­нием своего народа. Не забывай, что, как известно,евреи поступили вопреки тому, что видели и слышали. Я слышал, что именно тогда они сделали золото­го тельца и поклонились ему, а не Б-гу.

Сказал  р а б б и: Их грех преувеличивают вмеру их величия. Велик тот, чьи грехи немногочис­ленны.

Сказал  К у з а р и: Ты пристрастен и из при­страстия защищаешь  свой народ. Может ли быть грех тяжелее. О каком величии ты после этого го­воришь.

Сказал  р а б б и: Имей терпение, я объясню тебе величие этого народа. Первое свидетельство —его избранность Б-гом изо всех народов мира. Весь
народ причастен Б-жественному влиянию, так чтовсе были в состоянии возвыситься до восприятия Слова. Эта способность передалась от них к их жен­щинам,  и среди женщин были наделенные даром пророчества. До того Б-жественное влияние распро­странялось лишь на отдельных людей — преемников Адама. Адам, бесспорно, был совершенен. Можно ли оспаривать совершенство сотворенного Тем, Кто Мудр и Всемогущ, если Он сам избрал желательныйматериал и форму. Совершенству его не препятст­вовали характер семени отца, крови матери, род пищи и воспитание в годы роста и созревания, изме­нения в воздухе, воде или земле. Он был сотво­рен физически и нравственно зрелым человеком и получил совершенно чистую душу. Его ум обла­дал   совершенством,   предельно   возможным   для человека, и сверх того — Б-жественным свойством той ступени совершенства, достигая которой человек причастен и Б-жественному, и духовному и по­стигает истину, не изучая, а простым устремлением мысли.
И мы называем его сыном Б-жьим, а также всех потомков, ему подобных. Адам родил множество сыновей, и никто из них не был достоин занять его место, кроме Авеля. Авель был подобен Адаму, и когда Каин убил Авеля, завидуя его совершенству, вместо Авеля был дан Адаму Сет, и Сет был также ему подобен и потому был ядром человечества, а остальные — как бы его скорлупой. Избранником среди потомков Сета был Энош. Так до Ноя про­должалась линия избранников, подобных Адаму, называемых сыновьями Б-га, совершенных телом и душой, отличавшихся долголетием, мудростью, знанием и сопособностями. Зная длину их жизни, мы исчисляем время от Адама до Ноя и от Ноя до Авраама. Возможно, что некоторые из них, как Терах, остались чужды Б-жественному влиянию, но сын его, Авраам, был учеником Эвера, своего деда, кроме того, он застал еще при жизни Ноя. Причаст­ность Б-жественному в их роде переходила от дедов к внукам. Авраам был избранником среди по­томков Эвера и его учеников. Потому он назван Иври. Эвер же был избранником среди потом­ков Шема, а Шем — среди потомков Ноя. Он унасле­довал область умеренных климатов, средоточие и прелесть которых — земля пророчества, ханаан­ская земля. Яфет пошел на север, а Хам — на юг. В потомстве Авраама избранником был Исаак, и Авраам отдалил остальных сыновей от этой изо­билующей всеми достоинствами земли, чтобы она досталась Исааку. Избранник в потомстве Исаака —
Яаков. Его брат Эсав был отвергнут, ибо Яаков должен был наследовать эту землю. Все сыно­вья Яакова были избранниками, все они были до­стойны постижения Б-жественного, и им досталось в наследство на земле место Б-жественной миссии. Так Б-жественное влияние распространилось на многих людей, но вначале Его воспринимали лишь немногие. Б-г хранил сыновей Яакова, умножил и возвеличил их в Египте: так растет дерево с хорошими корнями и дает чудесные плоды, подобные первому плоду, из которого дерево выросло. Дерево — Авраам, Исаак, Яаков, Иосиф и его братья, а плодами были Моисей, Аарон и Мириам, Бецалель и Оголиав, главы племени и семьдесят старейшин, обладавших пророческим даром, Иегошуа бин Нун, Калев бен Иефуна, Хор, сын Мириам, и многие другие. Тогда все сыновья Израиля были достойны проявления в них Б-жественного Света и Провидения. Среди них были грешники, восставшие против Него, но и они, бесспорно, принадлежали к избранным по проис­хождению и по природе. Дети их становились из­бранниками, и следует остерегаться осуждать греш­ника отца, ибо в нем зародыш избранничества, ко­торый должен проявиться в сыне или внуке в за­висимости от времени, которое понадобится для очищения его семени, как мы уже видели на приме­ре Тераха и многих других, не поддавшихся влия­нию Б-жественного. Но в этом роде могли родиться великие избранники, чего никогда не было в потом­стве Хама и Яфета. Подобное мы видим в природе вещей: есть люди, не похожие на отцов, но они по­хожи на дедов. Эти качества и подобие, несомненно,в скрытом виде были и в отце, но это также не бы­ло видно, как природа Эвера не была явной в его потомках, пока не проявилась в Аврааме.

Сказал   К у з а р и:   Итак, это величие исхо­дит от Адама. Адам был величайшим из населявших землю, и его величие вас возвышает над всеми жи­телями земли. Но где же оно, если был такой грех?

Сказал   р а б б и:    Тогда все поклонялись изображениям. И   хотя   некоторые     философы доказывали существование единого Б-жества, они тоже не обходились без внешнего изображения, ккоторому они обращались, и учили тому, что Б-же-ство связано с этим изображением и что в связи с
ним происходят чудесные и необычные явления. Не­которые считали, что они исходят от Б-га, как и мы считаем, что в наших священных местах земля и камни приносят благословение;  другие связывали эти явления с духовным влиянием звезд, сил небес­ных сфер и созвездий. Толпа же не могла принять чистое учение, она воспринимала все в той вещест­венной форме, в какой оно выражалось. Сыновьям Израиля  было  обещано,  что  Моисей сообщит им Б-жественное учение в некой видимой форме, к ко­торой они могли бы обратить свое внимание. Сле­дуя за столбом дыма или огня, они поражались ве­личию Б-га и поклонялись Ему. Точно так же они стояли против столба дыма, сошедшего к Моисею,когда с ним говорил Б-г:  они стояли напротив ипоклонялись  Б-жественному  явлению. И   когда
народ услышал десять заповедей, Моисей поднялся на вершину горы, чтобы принести им скрижали с заповедями, написанными на них, и сделал ковчег, чтобы было нечто видимое, к чему можно обратить внимание, а в нем было свидетельство союза народа с Б-гом и Б-жественного творения. Я говорю о скрижалях, а кроме того, о ковчеге, который осеняло облако Б-жественного величия, и о чудесах, связанных с ковчегом. Народ ожидал возвращения Моисея, чтобы принять то, что он передаст. Они не изменили свой вид, украшения и одежды, которые были на них в день, когда они собрались у Синай­ской горы. Моисей не спускался сорок дней (как казалось им, долее, чем он сам предполагал), и он не взял еды с собой и не простился с ними, намереваясь вернуться в назначенное время. Тогда ча­стью из них, незначительной, овладели дурные мыс­ли. Начались споры, и появилось столько советов и идей, что некоторые из них почувствовали, что нуж­но что-то ощутимое, чему они могли бы поклонять­ся, как все прочие народы, не отрицая Б-га, кото­рый вывел их из Египта. Видимый объект заменял бы Его в то время, когда они вспоминали о Его чу­десах. Так филистимляне смотрели на ковчег заве­та, утверждая, что в нем находится Б-жество, а мы говорим о небесах и обо всем, что движется лишь по велению Б-га, а не по желанию человека или зем­ной природы. Их грех состоял в том, что они избра­ли предмет поклонения сами, а это было им запре­щено. Они приписали связь с Б-жественным тому, что создали собственными руками и по собственно­му желанию, а не по велению Б-га. Можно им найти оправдание в том споре, который начался в народе. Поклонившихся тельцу было не более трех тысяч из шестисот тысяч. Великих праведников, которые им помогали, видимо, можно оправдать тем, что они это сделали, чтобы явным стало, кто грешник и кто верующий, и чтобы погиб грешник, поклонив­шийся идолу. Но им грех вменился, ибо они помог­ли греху стать из возможного действительным. Этот грех не был отказом от служения Выведшему из Египта. Это был отказ от некоторых заповедей, ибо Он, Благословенный, запретил изображения, но они создали изображение вместо того, чтобы ждать и не придумывать самим, чему поклоняться и к чему стремиться, не выбирать алтарь и форму жертвопри­ношений. То, что случилось, было подсказано про­рицателями  и  астрологами,  которые  были среди них.  Они считали,  что,  следуя лишь разуму, они приблизятся к истине. И это снова напоминает рас­сказ о глупце, который пришел в приемную врача и довел людей до смерти теми же лекарствами, кото­рые прежде им помогали. Евреи не хотели отсту­пить от служения Б-гу, напротив, они думали, что проявляют усердие, они пришли к Аарону и расска­зали о задуманном. Аарон помог им своим участи­ем и был наказан за то, что замысел превратил в со­деянное. То, что случилось, сегодня нам кажется тя­желейшим грехом потому, что большинство наро­дов уже не поклоняется изваяниям, но в то время это было меньшим грехом, ибо изваяниям поклоня­лись все народы. Если бы их грех состоял в том, что они по своему усмотрению построили некое здание, чтобы обращаться в его сторону при молитве, при­носить в нем жертвы и почитать его, этот грех пока­зался бы нам гораздо более легким, потому что мы сами теперь строим дома молитвы по собственному усмотрению, и воздаем им должное уважение, и думаем, что в них Б-г нас благословляет. Можно сказать,  что Б-г присутствует в них, что ангелы его окружают, но если бы не потребность в месте, соби­рающем народ, следовало бы это считать чуждым для нас обычаем. Во времена Израильского царства велась борьба с теми, кто в излишнем рвении возво­дил святилища, которые тогда назывались бамот — возвышения.  Праведные  разрушали их, чтобы не было иных мест служения Б-гу, кроме Им указан­ного Храма, построенного в полном соответствии со всеми Его велениями. Те изображения, которые Он велел сделать в Храме, например херувимы, не были чужды еврейству. Несмотря на все это, покло­нившиеся тельцу были наказаны и погибли — их было три тысячи из шестисот тысяч. Но манна не пе­рестала нисходить на землю, чтобы их питать, обла­ко не перестало осенять их, огненный столб продол­жал светить на стоянках, а дар пророчества постоян­но был среди них. Ни один из Б-жественных даров не был отнят, за исключением двух скрижалей, ко­торые Моисей расколол, но затем он молился об их возвращении. Скрижали были возвращены, и грех был прощен народу.

Сказал К у з а р и: Ты подтвердил давно воз­никшую у меня догадку, которую и мой сон под­тверждает: Б-жественное достигается через Б-жест-венное, через исполнение веления Б-га. Иначе и не может быть, ведь большинство людей хотят Ему служить, этого хочет даже прорицатель и обращаю­щийся к чарам, поклонник огня или солнца, дуа­лист и им подобные.

 Сказал  р а б б и: Совершенно верно. Источ­ник всех наших знаний, записанных в Торе, в том, что Б-г сказал Моисею, что Моисей записал и пере­дал великому множеству народа, собравшемуся в пустыне. И для принятия всего этого не было необ­ходимости объяснять и обосновывать законы, каж­дую главу Писания, заповеди и формы жертвопри­ношений: как они совершаются, где и в какой сто­роне Храма, как совершается убиение жертвы, что следует делать с кровью, что с частями туши и мно­жество разных мнений об этом. Все было детально передано Б-гом, дабы не случилось, что из-за одной недостающей детали все может оказаться невыполнимым И в природе вещи связаны тончайшими отношёниями, неуловимыми для мысли, и малейшее их нарушение может оказаться губительным, напри­мер, для растения, животного или части тела, кото­рое  в следствие этого погибает или не возникает. Он описал, как жертва делится на части, что следует де­лать с каждой из них, что должно служить пищей, а что должно быть сожжено, кто будет есть, и кто сжигать и кто совершает  жертвоприношение из тех групп священников, которых Закон обязывает со­вершать эту службу, а равно — не преступать все эти установления. Он описал, какими свойствами долж­ны обладать совершающие жертвоприношения (ими не могут быть увечные), какими должны быть их украшения, одежды, а в особенности одежда перво­священника, которая дает ему право вступать в ме­сто присутствия Шехины*, где находится ковчег и Тора. Он описал связанные с храмовой службой обряды освящения и очищения священников, степени ,oчищения,  священнодействия и молитвы. Все это вещи, о которых очень долго рассказывать, и в них полагаются на прочитанное в Торе и на то, что изложили  Мудрецы.  И все это было сказано Моисею Б-гом. Все детали Храма-шатра в пустыне были показаны Моисею на Синайской горе: устройство шат­ра, стола и меноры, ковчега, двора, столбов и завес. Ему были показаны духовные формы, соответствующие тем формам вещественным, какие он должен был создать. Подобным же образом Б-г внутренне показал Давиду форму Храма, построенного Соломоном, а пророку Иехезкиелю — вид и особенности обещанного нам в грядущем священного вечного Храма. В служении Б-гу важно не суждение человека, не дедукция и не глубина мысли. Если бы это было нужно, то философы, наделенные мудростью и тонким умом, достигли бы много большего, чем сьновья Израиля.

Сказал   К у з а р и:   Эти доводы распола­гают душу к принятию Торы без колебаний и без сомнений. Итак, пророк явился рабам, уверил их в том,  что они немедленно освободятся от рабства указанным им путем, что они вступят на землю Ха-нана, которой владеют семь народов, один сильнее другого. Каждому их племени он сказал, какой частью земли оно будет владеть еще до того, как они ее достигли. Все это исполнилось очень скоро и сопровождалось великими чудесами. Это подтверж­дав величие Пославшего его, достоинство послан­ного и высокие качества народа — единственного, к которому он был послан. Если бы он заявил, что послан для исправления целого мира, слова его не достигли бы и половины цели, его миссия явно бы­ла бы неудавшейся, ибо намерение Творца не было бы вполне осуществлено. Успеху его миссии меша­ло бы также и то, что его учение передает еврейская книга. Это бы затруднило народам, пришедшим из Индии и Хазарского царства, понять его и испол­нить то, что в книге написано, или же для этого по­надобились бы сотни лет, или они изменили бы веру вследствие того, что их завоевали, или потому, что они соседи народа -- обладателя Торы, или под влиянием самого пророка или другого пророка, ко­торый бы им передал учение и убедил в его истин­ности.

Сказал   р а б б и:   Моисей возвестил Тору только своему народу, говорившему на том же язы­ке, что и он сам. Народу этому предначертано, что­бы его пророки во все времена напоминали о Торе,что он и делал, пока продолжалось благоволение Б-га и Б-г в нем пребывал.

Сказал   К у з а р и:  Однако было бы лучше даровать справедливость всему миру. Это более со­ответствовало бы Добру и Мудрости


*Б-жественное действие и присутствие в мире
Категория: Егуда А-Леви "КУЗАРИ" | Добавил: cipocapa (2009.10.17)
Просмотров: 668 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: