«Беhаалотха», 5770.
www.JewishFairLawn.org
Третья
недельная глава «поднимает» нас до уровня света Меноры, знакомит с
отдельной книгой из… двух предложений – «и будет при движении Ковчега»,
и переходит к сюжетным коллизиям второго года от Исхода. Именно это возвращение
к сюжету, оставленному в книге «Шмот», потребует от нас важнейшего замечания о
сокровенном смысле слов Пятикнижия.
Уже не раз мы
говорили о невозможности простого (прямого) понимания сказанного Торой о её
героях. В этом предисловии, к главе «Бе-ґаалотха», мы снова процитируем наших
мудрецов, благословенна их память, которые предостерегают нас от попыток
контакта, не опирающихся на живую традицию «учитель-ученик». Я позволю себе
ссылку на продолжателя школы «Слободки», рава Шера:
«Мы должны
укоренить в себе понимание следующего факта: изучение ТаНаХа оставлено и
заброшено. И возможно, что самые способные и знающие ученики, владеющие
Талмудом, в своих знаниях ТаНаХа – на уровне детей. И это слова ґа-Меири
(комментарий к трактату «Брахот», 28:2) к словам раби Элиэзера, обращённым к
ученикам: «Предохраняйте детей ваших от логики»: «Обязан человек растить своих
детей в изучении Торы и воспитывать их с детства [приучая к тому], что не
следует воспринимать слова Торы прямо, если такое понимание приводит к
возможности отрицания Абсолюта».
Что
подразумевает ґа-Меири в последних словах? Пример этого мы видим в нашей
недельной главе (Сказано равом Шером в 1950 году, в беседе на тему текущей недельной главы «Бе-ґаалотха»), где в случае поверхностного
восприятия мы обнаруживаем поколение, получившее Тору, стоявшее лицом к лицу со
Всевышним, построившее Мишкан и – едва отойдя от Синая – ставшее как роптавшие
и страстями покорённые. «Отошли назад от Всевышнего и плакали: "помним мы
рыбу, лук и чеснок"» (Трактат «Таанит», 29:1).
Именно от
такого прямого восприятия и предостерегают мудрецы. И углублённое изучение
текста покажет, что все их поступки были на уровне пророков, прилеплённых к
Всевышнему, и лишь на уровне этих высот есть к ним претензии.
Но как,
простите, понять классическое «сбежали как малыш, сбегающий из школы»?! Как
могли по собственному желанию показать Синаю спину и удалиться от него, ведь: «По
слову Всевышнего будут двигаться, и по слову Всевышнего будут останавливаться»?
И, как хорошо известно, облако присутствия Творца не подымалось день или месяц,
или год: «при нахождении Облака на Мишкане, останавливались сыны Израиля и
не ехали, а при поднятии ехали» (Бе-мидбар, 9:20, 22), – как же это
совмещается с «побегом»?!
Против
прямого восприятия «бегства» восстаёт и отсутствие кдуши на Синае: «Когда
же затрубит рог (бараний), смогут они взойти на гору» (Шмот 19:13). В
остальное время, как мы видим из этого же стиха, на ней выпасали скот. Именно
отсюда учат мудрецы (Трактат «Таанит», 21:2): «не место красит человека, а
человек – место». И, следовательно, из какой «школы» бежали?
И, конечно
же, Мишкан, ставший средоточием жизни евреев, где в Кодеш ґа-Кодашим, между крувим,
раскрывался Всевышний. И, следовательно, не оставляющий места для утверждения:
«как малыш, сбегающий из школы» – ведь «школу» народ нёс с собой!
Если после
всех этих возражений ещё остались сомнения в невероятной тонкости претензий к
словам: «И отправились сыны Израиля… от горы Всевышнего» (Бе-мидбар, 10:12),
– то мидраш, объясняющий, что «сброд», ставший «как бы роптать»
(Бе-мидбар, 11:1) – «этот сброд (точнее сборище) – Санґедрин, как сказано:
"Собери мне семьдесят человек"» (Бе-мидбар Раба, 15)
расставляет все точки над «и».
Глаза в пустыне
«И сказал [Моше]: пожалуйста, не оставляй нас, так как знаешь ты
[Йитро] наши остановки в пустыне и будешь нам
глазами»
Бе-мидбар, 10:32
Сама по себе
просьба Моше к тестю остаться и не уходить особых вопросов не вызывает. Но
перспектива, определённая нашим Учителем: «И будешь нам глазами», –
очевидно непонятна. Моше и его поколение, обладающее максимальной близостью к
Создателю, нуждается «в глазах»?
Объяснение,
которое даёт рав Йосеф-Хаим Зоненфельд, сводится к одному слову – инерция. Дело
в том, как он объясняет, что нахождение евреев в пустыне сопровождалось таким
количеством ежедневных и ежечасных чудес, что само понятие чуда из
сверхъестественного превратилось в обыденное. Известный факт – во фронтовой
разведгруппе помимо постоянного наблюдателя всегда присутствовал «новичок»,
смотревший «новыми глазами». Египетские войска у Суэцкого канала перед
октябрьской войной 1973 года использовали постоянство наблюдателей, каждую ночь
придвигая войска на несколько десятков метров к берегу. Эти передвижения не
были замечены в силу инерции не сменявшихся наблюдателей из израильской военной
разведки, не сумевшей предупредить о надвигающейся войне.
Задачей Йитро
было стать для поколения пустыни «глазами», отмечающими и реагирующими на всё
то чудесное, что стало для евреев привычным. Настоящая благодарность нуждается
в осознании удивительности, чудесности того, за что мы хотим благодарить. И
поэтому Йитро, «специалист по чужой
работе», был удивительно подходящей кандидатурой для наблюдения за чудесами,
которыми Всевышний одарял свой народ.
р.М-М.Гитик
|