Недельная глава "Ки теце"
автор: р. Ицхак Зильбер. материал взят с сайта "toldot.ru"
= "Когда будешь строить новый дом, сделай перила на крыше твоей, чтобы не пролилась кровь в твоем доме, если упадет падающий с нее” Странное выражение — "упадет падающий”. Почему не сказано просто "кто-то”, "человек”? Ведь он еще не упал? Потому что никто случайно ниоткуда не падает. Талмуд говорит: имеется в виду тот, кому свыше предназначено упасть. Перед его рождением уже было решено, что он умрет в результате падения. Если такому суждено случиться — то пусть не ты будешь виновником этого. Поэтому заповедь требует сделать на крыше ограду, перила. Ограда должна быть не ниже девяноста сантиметров и достаточно крепка, чтобы на нее можно было безопасно опереться- "...Чтобы не пролилась кровь в твоем доме” И так в любом вопросе, не только в доме! Это означает, что надо устранить всякую опасность, чтобы избежать несчастного случая. Если у вас во дворе есть яма или колодец — огородите или накройте их. Если нарушилась изоляция в электропроводке — немедленно почините ее. Ваш дом не должен представлять угрозы ни для чьей жизни, включая вашу собственную! Во времена, когда в стране было много змей, мудрецы запретили пить воду, вино, молоко и мед, если они находились в открытой посуде.). Тора предупреждает: "Берегись и весьма оберегай душу свою!” (Дварим, 4:9). Жизнь — самое ценное, что нам дал Б-г, и надо дорожить каждой ее минутой. Нельзя ставить себя в опасную ситуацию, нельзя без нужды рисковать и говорить при этом: какое вам дело, я рискую, а не вы.
= Да не будет у тебя в твоем доме [мерила для определения] эйфы) большого и малого... Ибо отвратителен Г-споду, Б-гу твоему, всякий делающий такое, всякий совершающий несправедливость” (25:13, 14, 16). Ближе к концу глава содержит заповедь "Да не будет у тебя... гири разновесной, большой и малой (то есть в ту или другую сторону отклоняющейся от эталона. — И. З. Шульхан арух в разделе "Хошен мишпат” говорит четко: "Тот, кто недовесил или недомерил — неважно, еврею или нееврею, — нарушил заповедь Б-га 'Не обманывай при измерении'". Сефер хасидим рассказывает историю о еврее, у которого лопнула бочка с маслом. Все масло, естественно, вытекло. Хозяин признался, что нечестно отмерял его, когда продавал неевреям, и один мудрый человек сказал: "Благословен Б-г, сделавший так”.
= Кончается глава "Ки теце” такими словами: "Помни, что сделал тебе Амалек в пути при вашем исходе из Египта. Как он застал тебя в пути и перебил у тебя всех ослабевших, [шедших] позади тебя, а ты был утомлен и измучен, и не убоялся он Б-га. И будет: когда Г-сподь, Б-г твой, даст тебе покой от всех твоих врагов, что вокруг, на земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе в удел для владения ею,сотри память об Амалеке из-под небес, не забудь!” (25:17-19). Чем Амалек отличается от других врагов? Зачем нужно помнить, что он сделал? Начнем с небольшого отступления: Войны бывают в основном по трем причинам. Первая — захват территории. Это обычная причина для большинства войн. Вторая — жажда наживы. Третья — национальная вражда. Такая, например, как между армянами и азербайджанцами. Первая причина в войне с Амалеком отсутствовала: народ Израиля находился в пути, и у него вообще не было своей территории. О второй причине тоже говорить не приходится. Евреи только что вышли из пустыни после стошестнадцатилетнего рабства, и у них не было таких богатств, ради которых имело смысл отправляться в пустыню и начинать войну. Третья причина здесь также неприложима. Амалек, как мы уже говорили в главе "Ваишлах” книги "Брешит”, — сын Элифаза, внук Эсава. Евреи — сыновья и внуки Яакова. Яаков и Эсав, как вы знаете, — братья-близнецы, сыновья Ицхака, внуки Авраhама. Одна семья. Если Эсав и был обижен на Яакова за утрату первородства, то последний сделал ему щедрый подарок (как вы помните по той же главе) и добился прощения, не говоря уже о том, что Эсав продал Яакову первородство добровольно. Просто он потом пожалел о сделке. Почему же Амалек пустился в пустыню, чтобы уничтожить евреев? Мы уже замечали, что сущность этого человека отражена в самом его имени — ам лак — "народ, лижущий [кровь]”, то есть убивающий, наслаждаясь и надругаясь. Все евреи, попавшие в руки Амалека в пустыне, были зверски замучены, у мужчин отрезали половые органы со словами "Не помог им знак союза с Б-гом”. Оказывается, кроме трех перечисленных выше причин, обычно побуждающих народы вступать в войну, есть еще одна, уникальная. И касается она только войн между потомками Эсава и Яакова... Это четвертая причина — антирелигиозность. Главная причина войны Амалека с евреями — безверие Амалека. Он не верит в Б-га. Он считает, что мир существует сам по себе и все в нем происходит по воле случая. Исход еврейского народа из Египта и чудесный переход через море потрясли древний мир. Но Амалек не поверил в чудеса. Он решил: "Я опровергну это, я им докажу”. Для того-то он и напал на Израиль. Амалек был разбит, но не отказался от своего замысла. Он не раз еще потом нападал на евреев — и в пустыне, после смерти Аhарона, и во времена судей. Отрывок, приведенный выше, имеет самостоятельное название, хотя и входит в состав главы "Ки теце”. Называется он "Захор”. Кроме субботы, когда читается вся недельная глава "Ки теце”, этот отрывок заповедано слушать один раз в году особо — в субботу накануне праздника Пурим. Почему? Вы уже знаете немного историю этого праздника. Добавим только, что Аман, главный советник царя Персии и Мидии Ахашвероша, выдвинувший план уничтожить в один день- тринадцатого адара, всех евреев на огромной территории Персидской империи и присвоить их имущество, — был потомком амалекитянского царя Агага, жившего в одно время с царем Шаулем. Поэтому в субботу перед Пуримом, праздником победы еврейского народа над hаманом, читают отрывок "Захор”. Помню, как в России люди отпрашивались с работы или тайком убегали на часок, чтобы пойти в синагогу послушать три фразы этого отрывка. Если не удается в указанное время прослушать его, в Пурим слушают отрывок "И пришел Амалек...” (Шмот, 17:8—16), рассказывающий о нападении Амалека на евреев. Об этом отрывке тоже надо сказать несколько слов. Перед ним Тора говорит: "И назвал он (Моше. — И. З.) то место 'Искушение' и 'Раздор' из-за ссоры сынов Израиля и потому, что они искушали Г-спода, говоря: 'Есть ли Г-сподь среди нас или нет?'" (там же, 17:7). А потом сразу: "И пришел Амалек...” На что указывает нам этот смихут? Амалек всегда готов напасть. Мы уже говорили, что первое поражение от Израиля ничему его не научило — он затаил вражду к нему навеки. Но у Амалека не всегда есть силы для нападения. Они появляются у него, когда среди евреев начинаются разговоры: "Есть Б-г среди нас или нет?” Отрывок "Захор” из главы "Ки теце” — второе упоминание в Торе об Амалеке. И здесь тоже имеется многозначительный смихут. Отрывок стоит после заповеди о мере и весе, никак вроде бы с ним не связанной. Сразу за словами "ибо отвратителен Г-споду, Б-гу твоему... всякий совершающий несправедливость”(25:16) безо всякого перехода следует: "Помни, что сделал тебе Амалек...” Когда еврей начинает обманывать в мере и весе, поступать несправедливо, то есть духовно слабеет, — у Амалека наступает прилив сил, он может напасть. И поэтому так важно исполнять заповедь, которая гласит: "Гиря точная и верная должна быть у тебя, [мерило для определения] эйфы точное и верное должно быть у тебя, чтобы продлились твои дни на земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе” (25:17) И за возможность исполнения этих и других мицвот мы благодарим Б-га словами: "...Который освятил нас Своими заповедями...”
|