Суббота, 2019.07.20, 22:02

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Т О Р А » ТОРА

глава ШОФТИМ
«ШОФТИМ»


 Равенство не на словах 
«Судей и полицейских поставь во всех воротах твоих» 
Дварим, 16:18 

     Не современность данного закона прямо-таки бросается в глаза. Ну, действительно, где, простите, те стены, у ворот которых приказывает Тора размещать правоохранительные органы?! Но наше знакомство с Пятикнижием не позволяет подобным вопросам оставаться риторическими, и следующий ответ мудрецов – есть очередное, конкретное объяснение… вечности (абсолютной актуальности) слов Торы. 
     Что может быть хуже, чем попасть в руки полиции безо всякого нами данного повода? Ответ: попасть в руки чужой полиции, в чужой стране, чьи традиции и язык вам незнакомы. Собственно, подобная ситуация в особых комментариях не нуждается. Особая беззащитность пришельца («гер» от «гар – проживать») вопросов не вызывает, но требует того, что в современном обществе называют исправляющей дискриминацией. Чужеземцу, особенно нуждающемуся в защите правоохранительных органов, должен быть обеспечен максимально облегчённый доступ к ним. Какое место в городе одинаково хорошо известно как пришельцу, так и аборигену? Конечно же, ворота, через которые гость вошёл в город. Тем самым закон Торы о помещении возле всех городских ворот судебно-охранительных органов – есть мера уравнения в правах всех: чужеземцев и местных жителей. Безусловность требования «во всех» позволяет мудрецам сделать вывод о максимальной заботе о гостях и пришельцах, которую мы обязаны проявлять… уравнивая такой «исправляющей дискриминацией» знающих все «ходы и выходы» местных уроженцев с впервые посетившими город людьми. 
     Если мы вспомним и присоединим к вышесказанному закон из четвёртой книги: «Одно законоположение должно быть для вас и для пришельца, и для жителя Страны» (Бе-мидбар, 9:14), – то нам придётся согласиться с одним из крупнейших археологов и культурологов XX столетия Джоном Олбрайтом: «Этот закон, утверждающий равные права для всех, это – что-то, к чему западная цивилизация только лишь начала приближаться». 
     Близость и доступность защиты закона особо нуждающимся в ней группам – вот вневременной смысл требования: «судей и полицейских поставь во всех вратах твоих».

 Судебно-исполнительная власть…над собой 

      ...Очевидная задача наших внутренних судей – решать, что достойно нашего внимания, какую именно информацию пропускать через порог сознания: на что смотреть, что читать и слушать, до чего дотрагиваться, что вкушать и что обонять (к чему «принюхиваться»). Но есть ещё одна, не столь очевидная, полицейская функция нашего сознания – строгое исполнение принятых «судебных» решений. Именно реализация справедливых судебных вердиктов нашего разума, наталкивающаяся на удивительную желанность запретного, создаёт ситуацию выбора: эго или истина. И понимание важности всех (!) наших «врат» – органов чувств даёт нам в конечном итоге шансы на победу (с Б-жьей помощью, естественно) над вседозволенностью нашего эго (оно же – иго!). 

 Суд без исключений 
«Судей и полицейских дай себе во всех воротах твоих,
которые Всевышний, Источник всех твоих сил, даёт тебе» 
Дварим, 16:18 

     «Дай себе» – устрожение, которое ты даёшь своему ближнему, дай его также себе. А также наоборот – не говори: он простой еврей, и ему можно, а я – богобоязненный, и мне нельзя. Говорит Тора: «судей и полицейских дай себе», – ему как тебе, а тебе – как ему. Одна Тора, а не две Торы, «которые Я даю вам». 
     Дабы не сказал «хороший еврей», видящий себя избранным, что Тора говорит только простым евреям назначить над собой судей и полицейских, а человек его уровня не нуждается в подчинении человеку. Предупреждает Тора: «судей и полицейских дай себе», – в единственном числе. Себе – также себе, себе – только себе, себе – так как себе и только себе! 
     Потому что нет человека, который не предстал бы перед судьёй и судом, и нет человека, который не предстанет перед судом и не заплатит по счёту. (раби Яаков-Йосеф из Полонного) 

Преимущество многих 

     Есть общины в Израиле, в которых – несколько раввинов. С одной стороны, это – большой недостаток, так как приводит к размолвкам и раздорам. Но с другой стороны, есть в этом и большое преимущество – один раввин следит за другим, чтобы был тот богобоязненным, как сказано: «судей и полицейских дай себе», – если будет у тебя много судей, исполнится через тебя: «которых Всевышний, Источник всех твоих сил даёт тебе», – все будут трепетать перед Небесами. (раби Йосеф-Шауль Натанзон) 

 Справедливая справедливость 
«Справедливость, справедливость преследуй!» 
Дварим, 16:20 

     «Справедливость, справедливость преследуй» – не может достойность цели оправдать недостойность средства. Даже справедливость следует преследовать справедливыми путями! (раби Симха-Буним из Пшисхи) 
     Когда человек доставляет неприятность своему ближнему, то вместо того чтобы постараться исправить причинённый ущерб, старается он оправдать свой поступок. Говорит ему Тора: «справедливость, справедливость преследуй!» – по крайней мере, не ищи оправданий своему неблаговидному поведению. (рав Менахем ґа-Коґен) 

 р.М-М.Гитик
Категория: ТОРА | Добавил: Eli (2009.08.19)
Просмотров: 369 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0