Среда, 2024.04.17, 01:26

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Т О Р А » ТОРА

ДВАРИМ
Книга «Дварим» 
      Содержание пятой книги Пятикнижия – слова Моше, обращённые к поколению, вступающему в Страну Израиля, с целью духовной подготовки к овладению Страной и её заселению.


Глава "ДВАРИМ" 
      Недельная глава «Дварим» всегда читается в Шабат хазон – Шабат перед Девятым Ава и, естественно, несёт в себе намёки на внутренний смысл этого самого траурного дня еврейского года (в этот день были разрушены оба существовавших у евреев Храма!). Общий смысл главы, открывающей пятую книгу Пятикнижия, – определение недостатков, исправление которых и приведёт Израиль, прошедший Путь истории, к Третьему Храму.


Слова упрёка 
  «Эти слова, которые говорил
                                                                                                                Моше всемуИзраилю»
Дварим, 1:1
     Слова упрёка и морали, связанные с их проступками и нарушениями «говорил Моше всему Израилю» – и только им; но когда обращался к Всевышнему – хвалил их и подчёркивал их достоинства, а не «эти слова». (раби Леви-Ицхак из Бердичева) В свои последние дни раби Исраэль из Саланта часто назначал встречу известному нарушителю законов Торы из местечка, каждый раз уделяя ему помногу часов. Ученики, неприятно удивлённые, спросили у него: «От нас раби избавляется через самый короткий промежуток времени, обходясь считанными минутами, а с этим человеком, публично нарушающим Тору, рав тратит уйму времени и без толку?!» Сказал им раби Исраэль: «С вами я стараюсь говорить покороче, так как у меня есть надежда встретить вас в следующем мире и продолжить там нашу беседу, но с ним, я сомневаюсь, увидимся ли мы». 

Делать замечания?! 
     Раби Зуся из Аниполя воздерживался от замечаний и упрёков в сторону Израиля. Когда он видел еврея, нарушавшего Закон, то старался находиться от него в пределах слышимости и начинал громко упрекать себя и причитать: «Зуся, Зуся, что ты наделал? Неужели, Зуся, ты до такой степени неуч? Как ты будешь держать ответ в Судный День? Раскайся, Зуся, раскайся!» Он повторял эти слова, идущие из несомненно разбитого сердца, с такой эмоциональной насыщенностью, что они попадали прямо в сердце нарушителя. 
     Однажды к раби Йеґошуа Ґешелю из Апты вошёл человек. Не успел он переступить порог, как закричал на него раби на глазах у всех: «Только накануне ты нарушил то-то и то-то, и у тебя хватает наглости сегодня же являться ко мне?!» Ошеломлённый и пристыженный, еврей всё же ответил: «Всевышний знает нарушения всех и каждого, но, тем не менее, не делает их достоянием всех, чтобы не оскорблять нарушителя, а раби не может удержаться и не открыть потаённое?!» Сказал раби: «Никогда не одерживал надо мной моральную победу ни один человек, кроме него, и никогда мне не было стыдно за себя так, как в этот час».

На войне как не на войне 
 «Посмотри, дал Я вам Страну, приходите и владейте 
                                                               Страной… и сказал вам в ту пору, говоря» 
Дварим, 1:8-9 
      «В ту пору» – когда получили приказ «приходите и владейте Страной», получили также приказ о назначении судей: «И повелел судьям в ту пору сказать» (1:16). И это показывает разницу между Исраэлем и народами мира. Когда народы объявляют войну, они вводят чрезвычайное положение, отменяя существующую правовую систему и позволяя тем самым властителям совершать то, что в мирное время запрещено. Не так у Израиля: законы Торы, действующие в мирное время, приобретут больший вес во время войны – и это, чтобы обеспечить их действенность в период, когда атмосфера «военного угара», культа силовых решений может, не дай Б-г, взять верх над абсолютностью Б-жественного Закона. И потому именно в такие, критические периоды следует назначать судей и усиливать бейт-дин (еврейский суд), ответственный за соблюдение еврейских норм жизни, в заслугу соблюдения которых получает наш народ Б-жественное присутствие и может рассчитывать на победу и вечность.
(рав Шимшон-Рефаэль Ґирш) 
 ШАБАТ ШАЛОМ!
Категория: ТОРА | Добавил: Eli (2009.07.22)
Просмотров: 589 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0