Ещё раз о бесконечности
Торы
"Это учение
ола ]вознесение[, та
самая ола, которая возносится ]ола[
на костёр жертвенника
всю ночь
до утра"
Ва-йикра, 6:2
Неоднократно встречаясь с бесконечной
глубиной Пятикнижия, мы однако (стереотип ограниченности вбитый в нас всеми
пятью чувствами) вновь поражаемся всякий раз при очередном рандеву с
божественным. На этот раз мидраш мудрецов и объяснения к нему рава Моше Шапиро
позволяет нам увидеть корбанот в абсолютно непривычном ракурсе:
"Для того сказано "та самая,
которая возносится (ола) на костёр", чтобы] определить[, что
та самая которая возносится на костёр – это мальхут ]царство, на иврите женского рода[ Эдома ]западная цивилизация[,
которая вознесла себя, как сказано "Если вознесёшься как орёл. И если меж
звёзд…" (Овадия 1); и судится через огонь: "…суд сел и книги
открылись. Смотрел я тогда из-за звука слов высокомерных, которые произносил
рог ]царство
Эдома[, пока не увидел, как был убит зверь, а тело его
сокрушено и отдано на сожжение огню" (Даниэль, 7:11).
Мидраш Танхума 96, параграф 2
Мудрецы, как следует из мидраша, -
усматривают прямую связь между огнём, полыхавшем на жертвеннике, и четвёртым (и
последним) галутом евреев у западной цивилизации – царства Эдома. Для того,
чтобы эта связь стала видна и нам, попробуем заново увидеть идею корбанот с
помощью мудрецов, естественно.
Рабейну Йона из Гирунди так определяет
корбан: "Суть корбана…мы
учим из связывания ]заклания[ Ицхака,
который был связан на горе Мория".
Рав Моше Шапиро объясняет сказанное в этом
определении следующим образом. Работа нашего праотца Ицхака в этом мире была,
как известно,
раскрытие и реализация категории Суда. Именно поэтому связал себя Ицхак перед
Всевышним, осуществляя идею: "Всевышний
единственно сущий в мире и не существует ничего кроме Него" (цитата из книги "Гвурот
hАшем" Маhараля, глава 69).
Задача огня на жертвеннике, как и вообще
работа через корбанот, - это проявление
в нашем мире принципа Суда, как уничтожения всего с Творцом не связанного.
Уничтожение всего отделяющего нас от Создателя – вот высшее назначение
корбанот. Оттого Пятикнижие называет корбанот "ишэ – огненность",
что субстанция огня уничтожает самостоятельное существование предметов этого
мира. Попросту, плазма – это убирание формы, перевод вещей
"самостоятельно сущих" на уровень энергии, общеосновы.
Теперь перекидывание мостика от жертвенного
огня к истокам западной цивилизации
становится несложным. Нужно лишь вспомнить сказанное пророком:
"Сказал Всесильный: "И будет дом
Яакова огнём, и дом Йосефа язычком пламени, а дом Эйсава – соломой…" (Овадия, 1: )
Собственно, визитная карточка Запада
– это его достижения. И мы говорим сейчас не только о технологическом прогрессе
последних трёх веков. Ещё римская республика удивляла мир удивительным
устройством и вооружением своей армии. Но и то и другое не более чем внешние
средства для раскрытия вполне выразимой сущности – волшебного слова "Могу!"
Сделанный Эйсав (его имя на иврите)
подчёркивает законченность и определённость в отношении к Цели. Этот подход,
как и его "собрат" Ишмаэль (буквально "тот, кого услышит
Всесильный", то есть не знающий предела и границ в осуществлении
своих желаний)
являются очевидной альтернативой идее корбанот и вообще Торы.
Если задача, которую Всевышний поставил
перед людьми – это соединённость, то есть убирание Эго, "связанность
Ицхака", то цивилизации западная и
исламская являются, каждая по-своему
отрицанием этой Цели всех Целей.
И "вознёсшегося Эйсава" ожидает
огонь самоуничтожения на жертвеннике Всевышнего. О чём в форме мидраша и
сообщили нам наши мудрецы.
р.М-М.Гитик
|