Пятница, 2024.03.29, 04:08

Клайпедская Еврейская Религиозная Община

Толдот.ру — о евреях понятным языком
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Т О Р А » ТОРА

«Цав», 5770.

Ещё раз о бесконечности Торы

 

                                                           "Это   учение   ола  ]вознесение[,   та

                                                            самая ола, которая возносится ]ола[

                                                            на  костёр   жертвенника  всю  ночь

                                                            до утра"

                                                                                             Ва-йикра, 6:2

 

Неоднократно встречаясь с бесконечной глубиной Пятикнижия, мы однако (стереотип ограниченности вбитый в нас всеми пятью чувствами) вновь поражаемся всякий раз при очередном рандеву с божественным. На этот раз мидраш мудрецов и объяснения к нему рава Моше Шапиро позволяет нам увидеть корбанот в абсолютно непривычном ракурсе:

"Для того сказано "та самая, которая возносится (ола) на костёр", чтобы] определить[, что та самая которая возносится на костёр – это мальхут ]царство, на иврите женского рода[ Эдома ]западная цивилизация[, которая вознесла себя, как сказано "Если вознесёшься как орёл. И если меж звёзд…" (Овадия 1); и судится через огонь: "…суд сел и книги открылись. Смотрел я тогда из-за звука слов высокомерных, которые произносил рог ]царство Эдома[, пока не увидел, как был убит зверь, а тело его сокрушено и отдано на сожжение огню" (Даниэль, 7:11).

                                                    Мидраш Танхума 96, параграф 2

Мудрецы, как следует из мидраша, - усматривают прямую связь между огнём, полыхавшем на жертвеннике, и четвёртым (и последним) галутом евреев у западной цивилизации – царства Эдома. Для того, чтобы эта связь стала видна и нам, попробуем заново увидеть идею корбанот с помощью мудрецов, естественно.

Рабейну Йона из Гирунди так определяет корбан: "Суть корбана…мы учим из связывания ]заклания[ Ицхака, который был связан на горе Мория".

Рав Моше Шапиро объясняет сказанное в этом определении следующим образом. Работа нашего праотца Ицхака в этом мире была, как известно[1], раскрытие и реализация категории Суда. Именно поэтому связал себя Ицхак перед Всевышним, осуществляя идею: "Всевышний единственно сущий в мире и не существует ничего кроме Него" (цитата из книги "Гвурот hАшем" Маhараля, глава 69).

Задача огня на жертвеннике, как и вообще работа через корбанот,  - это проявление в нашем мире принципа Суда, как уничтожения всего с Творцом не связанного. Уничтожение всего отделяющего нас от Создателя – вот высшее назначение корбанот. Оттого Пятикнижие называет корбанот "ишэ – огненность", что субстанция огня уничтожает самостоятельное существование предметов этого мира. Попросту, плазма – это убирание формы, перевод вещей "самостоятельно сущих" на уровень энергии, общеосновы.

Теперь перекидывание мостика от жертвенного огня к истокам западной цивилизации  становится несложным. Нужно лишь вспомнить сказанное пророком:

"Сказал Всесильный: "И будет дом Яакова огнём, и дом Йосефа язычком пламени, а дом Эйсава – соломой…" (Овадия, 1: )

Собственно, визитная карточка Запада – это его достижения. И мы говорим сейчас не только о технологическом прогрессе последних трёх веков. Ещё римская республика удивляла мир удивительным устройством и вооружением своей армии. Но и то и другое не более чем внешние средства для раскрытия вполне выразимой сущности – волшебного слова "Могу!"

Сделанный Эйсав (его имя на иврите) подчёркивает законченность и определённость в отношении к Цели. Этот подход, как и его "собрат" Ишмаэль (буквально "тот, кого услышит Всесильный", то есть не знающий предела и границ в осуществлении своих желаний[2]) являются очевидной альтернативой идее корбанот и вообще Торы.

Если задача, которую Всевышний поставил перед людьми – это соединённость, то есть убирание Эго, "связанность Ицхака", то цивилизации  западная и исламская являются,  каждая по-своему отрицанием этой Цели всех Целей.

И "вознёсшегося Эйсава" ожидает огонь самоуничтожения на жертвеннике Всевышнего. О чём в форме мидраша и сообщили нам наши мудрецы.

р.М-М.Гитик



[1]О функции праотца Ицхака смотри: часть I, глава 5, комментарий "Проявитель и закрепитель"

[2]Подробнее об Эйсаве и Ишмаэле смотри: часть I.

Категория: ТОРА | Добавил: Eli (2010.03.26)
Просмотров: 550 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0